Файл: Министерство транспорта рф федеральное агентство морского и речного транспорта.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дежурными на спасательном средстве должен вестись журнал, в который заносятся данные о состоянии здоровья людей, находящихся в плавсредстве, о запасах воды и продовольствия, а также важные наблюдения, происшествия, принимаемые решения и мероприятия.
Смерть любого лица на спасательном средстве должна быть зафиксирована в журнале, а тело его предано морю (если смерть не наступила в результате непосредственных действий спасателей и когда имеется возможность доставить прах родственникам).
3.Расписание по тревогам
Основой организации борьбы за живучесть судна является Расписание по тревогам.
В нем определены обязанности членов экипажа при аварии и место их сбора по тревогам.
Существуют типовые формы Расписания, зависящие от числа аварийных партий.
В свою очередь число аварийных партий определяется численностью экипажа:
при численности свыше 100 чел.- 3 аварийные партии (носовая, кормовая и аварийная партия машинного отделения);
при численности 40 - 100 чел. - 2 (носовая и кормовая) и аварийная группа машинного отделения;
при численности 15 - 40 чел. - одна и аварийная группа машинного отделения;
при численности менее 15 чел. ни аварийных партий, ни групп на судне не создается;
борьба за живучесть ведется всем экипажем согласно Расписанию по тревогам.
На стоянке в порту, когда часть экипажа увольняется на берег, на судне ежедневно создают стояночную аварийную партию (группу). Главными задачами аварийных партий являются: борьба с водой, исправление поврежденных технических средств, эвакуация людей из аварийных помещений.
Кроме аварийных партий, на судах создают санитарную группу, а на пассажирских судах, кроме того, - партию охраны порядка и безопасности (ОПБ).
До выхода судна в первый рейс Расписание должно быть вывешено в нескольких местах судна. При изменениях в составе экипажа его своевременно корректируют. Каждый член экипажа должен иметь выписку из Расписания (каютную карточку) с указанием в ней сигналов тревог, места сбора и обязанностей по тревогам.
Каютные карточки пассажиров, выполненные на русском и английском языках, кроме того, должны содержать краткую иллюстрированную инструкцию по использованию спасательных жилетов и кругов. Карточки прикрепляют над койкой или на видном месте при выходе из каюты.
При условие сохранения структуры и полноты содержания типовой формы в Расписании допускаются некоторые уточнения и дополнения применительно к особенностям судна. Стояночное расписание по тревогам ежедневно вывешивают на видном месте у трапа.
Порядок объявления судовых тревог следующий
Общесудовую тревогу объявляет вахтенный помощник в аварийных случаях (пробоина, взрыв, пожар и т. п.) и в случае необходимости своевременной подготовки судна к отражению какой-либо опасности.
Тревогу «Человек за бортом» объявляет вахтенный помощник при падении человека за борт или обнаружении его за бортом.
Шлюпочную тревогу объявляют по указанию капитана в случае угрозы гибели судна.
Учебные тревоги объявляют только по указанию капитана с предварительным оповещением пассажиров по трансляции. При этом вид тревоги должен предваряться словом «Учебная», например «Учебная общесудовая тревога».
Обязательным условием подготовки к борьбе за непотопляемость является отличное знание каждым членом экипажа своего судна, а также умение применить на практике средства и способы борьбы с водой.
Это может быть достигнуто путем систематического проведения занятий, тренировок и учений, в результате которых выучка экипажа должна стать такой, чтобы в самой сложной аварийной обстановке (ночь, шторм, отсутствие освещения) все действия по борьбе за непотопляемость приносили бы максимальный эффект.
На занятиях изучают устройство судна, организацию и средства борьбы с водой на других судах и т. п. Очень важное значение придается тренировкам экипажа по борьбе с водой, которые должны проводиться в разное время суток.
Этим же целям, но в большем масштабе и в более сложных условиях служат учения, которые могут быть частными и общесудовыми.
Частные проводят непосредственно командиры аварийных звеньев, обычно без объявления учебной тревоги. После твердого усвоения экипажем обязанностей по тревогам проводят общесудовые учения, всегда предваряемые объявлением учебной общесудовой тревоги.
Учения по общесудовой и шлюпочной тревогам должны проводиться не реже одного раза в неделю на пассажирских судах и не менее одного раза в месяц - на остальных. На учениях по шлюпочной тревоге, проводимых как в море, так и на рейде, шлюпки спускают на воду поочередно, чтобы каждая из них спускалась не реже раза в 4 мес.
Учения по тревоге «Человек за бортом» на всех судах проводят в море или на рейде не реже раза в месяц. По этой тревоге на воду спускают полностью укомплектованную спасательную шлюпку. По всем тревогам, кроме шлюпочной и «Человек за бортом,», экипаж жилеты не надевает, но обязательно подносит их к месту сбора. После каждой учебной тревоги проводят ее детальный разбор. Обо всех учениях делают записи в судовом журнале.
ПМ.04. Выполнения работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Для рулевых и мотористов
1. Обязанности вахтенных (рулевого и моториста), согласно Уставу службы на судах;
Вахтенный рулевой
Вахтенный рулевой непосредственно подчиняется вахтенному начальнику.
Прием и сдачу вахты вахтенный рулевым производится с разрешением вахтенного начальника.
Заступая на вахту обязан проверить действия сигнальных огней, а в дневное время наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке он должен также ознакомится его распоряжением на вахте.
Вахтенный рулевой при стоянке судна на якоре или швартовых обязан находится на месте указанным вахтенным начальником вести наблюдение за окружающей обстановкой, следить за положением и натяжением якорной цепи, швартовными кранцами, трапами, якорными огнями и знаками, наличиям противопожарных щитов на швартовых, а также за тем, чтобы за борт не упали тросы, шланги и т.д.
Обязанности вахтенного рулевого на ходовой вахте
Принимая вахту на руле обязан принимать от, сдающего курс выяснить как судно слушается руля и доложить вахтенному начальнику о принятом курсе, ориентиру или курсоукозателях.
Вахтенный рулевой, находясь на посту управления, обязан строго удерживать судно на заданном курсе следить за работой курсоукозателя и рулевого устройства, немедленно докладывая вахтенному начальнику о каких-либо неисправностях в их работе.
Вахтенный рулевой обязан выполнять команды только капитана, вахтенного начальника или лоцмана, дублируя их.
При плавании с использованием глазомерного метода, вахтенный рулевой обязан вести постоянное наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показывать глубины на сигнальных мачтах.
Обязанности наблюдателя:
Наблюдатель обязан неотлучно находится на месте указанным вахтенным начальником, вести визуальное наблюдение за окружающей обстановкой, водной поверхности горизонта, а также слуховое наблюдение. Обо всем замеченном докладывать вахтенному начальнику, пользуясь внутрисудовыми средствами связи.
Вахтенный моторист
Вахтенный моторист при наступлении на вахту обязан:
Получить у сдающего вахту моториста сведенья о состоянии и режимах работы обслуживаемых технических средств о замеченных неисправностях в их работе и ознакомится с распоряжением передаваемых по вахте.
Проверять исправность обслуживаемых технических средств, чистоту и порядок в машинном отделении, доложить вахтенному механику о каких-либо неисправностях.
Во время вахты вахтенный моторист обязан находится на своем посту и вести контроль за механизмами, и технических средств, осуществлять управление ими.
Соблюдать инструкцию по обслуживанию технических средств энергетической установки.
Выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов на заданных режимах, а также другие его распоряжения.
При возникновении неполадок технических средств, пожара или поступление забортной воды внутрь корпуса немедленно доложить вахтенному механику и действовать по его указаниям.
2. Корпус судна
Рисунок 15: 1 ДЭК.
Рисунок 16: 2 ДЭК.
Рисунок 17: 3 ДЭК.
Рисунок 18: РУБКА
Для рулевых дополнительно:
3. Схема района плавания, с указанием конечных пунктов
Рисунок 19: Район плавания и порты стоянки с грузовыми операциями
4.Название и вид встречающихся в районе плавания знаков обстановки.
Береговые информационные знаки.
Береговые судовые знаки предназначены для информирования судоводителя о характере водного пути и особенностях судоходства на данном участке. Делятся они на несколько групп: запрещающие – круглые, белые с красной окантовкой;
предупреждающие и предписывающие – прямоугольные белые с красной окантовкой; указательные – прямоугольные и треугольные.
Цифры и символы на знаках черные. Для темного времени суток устанавливаются жёлтые частопроблесковые огни для запрещающих знаков и жёлтые однопроблесковые для предупреждающих. Указательные знаки дополняются также жёлтыми огнями, но характер их горения определяется органами, которые регулируют судоходство в данном регионе. Перевальные знаки. Выставляют на берегу, в местах, где фарватер переходит от одного берега к другому, т.е. на перевалах. Знак представляет собой столб, в верхней части которого установлен квадратный щит с плоскостью, развёрнутый перпендикулярно оси фарватера. Столбы на правом берегу окрашивают полосами белого и красного цвета, щит в красный цвет. Столб на левом берегу окрашивают чередующимся белыми полосами – щит в белый цвет. Ночью на столбах правого берега выше щита поднимается трёхгранный фонарь с белыми боковыми стеклами и красным средним стеклом; на столбах левого берега траверзное стекло зелёное, а боковые стёкла белые. Створы ставят на длинных и прямых участках фарватера, как правило в местах перехода судового хода от берега к другому. Каждый створ состоит из двух знаков, которые ставятся на берегу на прямой линии по оси фарватера. Последний знак створа обычно ставят по высоте ниже второго. Пользование створа заключается в том. Чтобы вывести судно на линию, с которой видны оба знака. Простые створы состоят из двух отдельных знаков типа перевальных столбов, столбы и щиты которых окрашивают в сплошной красный цвет, если они стоят на правом берегу, и в белый на левом. Ходовые знаки устанавливаются на том берегу, вдоль которого проходит судовой ход. Знак состоит из столба, в верхней части которого укреплён ромбовидный щит с плоскостью, развернутый параллельно фарватеру. Столбы и щиты ходовых знаков окрашивают так же, как и перевальные знаки.
5. Название и назначение электро и радионавигационных приборов судна
1. Эксплуатационная ПВ/КВ станция: VX – 1700
2. Эксплуатационная УКВ станция
3. Главная УКВ станция: Гранит 2Р – 24
4. Носимая УКВ станция: Гранит Р – 44
5. Приемоиндикаторная ГЛОНАСС/GPS: Nabco Gamma – 100
6. Аппаратура АИС: Транса Т105В
7. КВУ: ОКА
8. Антенные устройства
9. Радиолокационная станция: FR – 7062
10. Эхолот: Кристалл – 40ВП
6. Командная терминология на руле и при работе с якорным устройством
Полборта право (лево) – рулевой дублирует команду и перекладывает руль на 15%
Больше право (лево – рулевой дублирует команду и перекладывает руль) увеличивает угловую скорость поворота судна
Право (лево) руля – дублирует команду и переводит судно на заданный курс и удерживает его на нем
Право (лево) борта – руль перекладывают на заданный борт, на определенный градус
Отводить – рулевой отводит руль постепенно в обратную сторону относительно диаметральной плоскости судна
Удерживание – рулевой уменьшает угол перекладки руля до минимума и даже если необходимо перекладывает на другой борт
Руль передом – рулевой устанавливает судно в диаметральную плоскость и устанавливает по аксиометру на 0°
Держать на предмет – рулевой переводит курс судна на указанный предмет
Оставить тот-то предмет слева (право) рулевой самостоятельно управляет рулем чтоб оставить предмет по заданному борту
Как руль – задается команда рулевому о положение руля (пера руля).
Команды при работе с якорным устройством
По команде вахтенного начальника «приготовить якорь к отдаче» нужно проверить закрученные ли ленточный стопор, после отдачи якоря и вытравленной якорной цепи достаточной для обеспечения удерживающей силы якоря для данной глубины и при данной силе ветра. Заворачиваются ленточные и винтовые стопора о чем докладывается вахтенному начальнику.
По команде «приготовить якорь к подъему» нужно ввести в зацепление кулачковую муфту, отвернуть винтовые и ленточные стопора и доложить вахтенному начальнику о готовности к подъему якоря «якорь к подъему готов»
По команде «поднять якорь» нужно включить контролер, управление брашпилем в положение «выбирать» и выбрать якорную цепь до полного подъема якоря
При отрыве якоря от грунта необходимо доложить вахтенному начальнику «якорь вышел»
При выходе якоря из воды доложить «якорь вышел» при окончании подъема до конца «якорь в клюзе»