Файл: Майзель В.С. Сварные конструкции учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 250

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Площадь сечения пояса в месте стыка в соответствии с фор мулой (6.25)

Р

М а

h g S

а ~

h a R

6 •

Значение высоты вертикальной стенки в месте стыка можно определить, задавшись условиями изменения высоты балки в про­ лете. Примем изменение высоты вертикальной стенки от hmax = = 140 см до hmln — 100 см по прямой линии, начиная от второго узла до опоры. При этом высота вертикальной стенки в месте стыка

К = /imln +

_ W .-J b si"2,7 -

100 4 - 140 -

100 2 ,7 = 127 см.

Площадь сечения пояса в месте стыка

 

Fа.

21 000 000

127-0,8

,-7

п

127-2100

о

= 79 — 17 = 62 сма.

Принимая ширину пояса главной балки по всему пролету по­ стоянной и равной В — 40 см, толщину пояса в стыке можно принять равной

«а

6240 = 1,55 см.

Округляя, примем sa — 16 мм.

Г л а в а VII

СВАРНЫЕ КОЛОННЫ

§ 30. ТИПЫ КОЛОНН И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Колоннами называются высокие вертикальные опоры. Они применяются в качестве промежуточных опор перекрытий боль­ ших пролетов, вертикальных элементов каркасов зданий, опор эстакад и рабочих площадок, опор трубопроводов и т. п.

В зависимости от условий передачи нагрузки различают цен­ трально сжатые и внецентренно сжатые колонны.

Центрально сжатые колонны воспринимают продольную силу, приложенную по оси колонны и вызывающую в ней сжатие, распределенное равномерно по площади поперечного сечения.

Внецентренно сжатые колонны, кроме осевого сжатия, вос­ принимают еще и изгиб от момента, созданного внецентренным приложением продольного усилия.

Изгибающий момент, действующий на колонну, может быть создан также поперечной силой или передан от других элементов конструкций в жестком узле.

Колонна состоит из трех основных частей, определенных их назначением: оголовка, стержня и базы.

Оголовок служит опорой, на которую опирается конструкция, нагружающая колонну.

Стержень является основным несущим элементом колонны, передающим нагрузку от оголовка к базе.

База или башмак колонны передает нагрузку от стержня на фундамент и служит для закрепления колонны в фундаменте.

По конструктивному оформлению различают сплошные ко­ лонны, имеющие сплошное поперечное сечение, и сквозные'или решетчатые колонны, состоящие из отдельных ветвей, соединенных между собой перерывистыми связями.

§ 31. КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ ЦЕНТРАЛЬНО СЖАТЫХ КОЛОНН

При проектировании центрально сжатых колонн необходимо обеспечить их равноустойчивость, т. е. такое положение, при ко­ тором гибкости относительно главных осей были бы равны между собой: Хх = Ку.

Сплошные колонны. На рис. 7.1 представлены типы сечений центрально сжатых сплошных колонн. Широкополочниш двутавр


(рис. 7.1, а), хотя и не обладает равной жесткостью относительно своих осей, обеспечивает простое конструктивное решение в ко­ лоннах, которые могут быть изготовлены из одного профиля, что является возможным при наличии в сооружении соответству­ ющих дополнительных связей.

Для сварного сечения из трех листов (рис. 7.1, б) может быть обеспечено условие равной устойчивости. Этот тип сечения яв­ ляется достаточно экономичным и часто применяется.

Рис. 7.1. Типы сплошных сечений центрально сжатых колонн

Равноустойчивыми и сравнительно простыми являются кре­ стовые сечения, составленные из уголков (рис. 7.1, в) или из трех полос (рис. 7.1, г). Эти сечения находят применение в легких колоннах.

Сплошные сечения, составленные из комбинации прокатных профилей: швеллеров, двутавров и полос (рис. 7.1, д, е), являются сравнительно простыми, но менее экономичными по расходу ме­ талла.

Наиболее экономичным типом сечений для центрально сжатых колонн являются трубчатые сечения (рис. 7.1, ж, з, и, к). Эти сечения обладают равной устойчивостью и весьма рациональным распределением материала, находящегося на максимальном уда­ лении от центра тяжести. Однако их недостатком является труднодоступность при окраске внутренней полости, поэтому при их применении необходимо принимать меры против проникновения внутрь влаги.

Проверка на устойчивость центрально сжатого стержня ко­ лонны производится по формуле

а =

(7.1)

где ср — коэффициент продольного изгиба (табл. 7.1); N — расчет­ ная нагрузка; F — площадь поперечного сечения, без учета местных ослаблений; R — расчетное сопротивление. Коэффи­ циент ф зависит от гибкости стержня.

Т а б л и ц а 7.1. Значения коэффициента продольного изгиба для различных марок стали

X

Ст. 3 и Ст. 4

15ХСНД

10ХСНД

0

1,0

1,0

1,0

20

0,97

0,95

0,95

40

0,92

0,89

0,88

60

0,86

0,78

0,77

80

0,75

0,63

0,59

100

0,60

0,46

0,43

120

0,45

0,33

0,31

140

0,36

0,25

0,23

160

0,29

0,21

0,18

180

0,23

0,17

0,14

200

0,19

0,14

0,11

Наибольшая гибкость стержня со сплошным сечением опреде­

ляется

по формуле

 

 

 

 

 

 

К » = -г->

 

 

 

(7-2)

 

 

г min

 

 

 

 

где I — расчетная

длина, которая зависит от условий

опирания

концов

колонны

(табл. 7.2); /-ш1п

=

"j/"

-----наименьший

радиус

инерции;

Ут1п — наименьший

момент

инерции

попереч­

ного сечения.

 

 

 

 

 

Гибкость колонн не должна превышать следующих значений:

для основных колонн Àmax = 120; для

второстепенных колонн

(стойки, фахверка, фонарей и т. п.), элементов решетки колонн, элементов вертикальных связей между колоннами (ниже подкра­ новых балок) Атах = 150.

Задача о подборе сечения сжатых элементов является стати­ чески неопределимой. Поэтому ее решают методом последова-


Т а б л и ц а 7.2. Расчетная длина сжатых стержней

Схема

тирания

концов

I

^ к

І -,

I

с

Расчетная

0,7h

h

0,5h

длина Ір

 

 

 

 

тельных приближений. Вначале, для первого приближения, не­ обходимо ориентировочно задаться значением коэффициента про­ дольного изгиба ср. При этом могут быть использованы данные табл. 7.3 или другие данные, составленные на основе опыта про­ ектирования. Обычно коэффициент ф для сварных колонн нахо­ дится в пределах 0,75—0,85.

Т а б л и ц а 7.3. Значения радиусов инерции

Для первого приближения, с учетом принятого ориентиро­ вочного значения коэффициента ф, площадь поперечного сечения определяется по формуле

F — ~

ФR'

Высота сечения колонны зависит от расчетной длины и обычно принимается в пределах ------- I. Для колонн с сечением,

составленным из трех листов, толщина поясов принимается в пре­ делах 10—40 мм, а для стенки б— 18 мм.

Ширина поясных листов и высота стенки должны выбираться с учетом обеспечения местной устойчивости. В связи с этим реко­

мендуется ограничивать свесы полок в соответствии с данными в табл. 7.4, а соотношение размеров стенки принимать по формуле

 

 

 

 

£СТ=

^ = 4 0 ] Л ^ + 0,2Я,

 

(7.3)

но,

кроме того,

 

&СТ

75.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

7.4.

Наибольшие допустимые отношения свеса листа 6

 

 

 

 

 

 

к его толщине sn

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гибкость

 

 

 

 

М арка стали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

50

75

100

125

 

 

С т.З,

С т.4

 

14

 

15

16,5

18

20

 

 

14Г2,

15ГС,

 

12

 

13

14,5

16,5

18,5

 

10Г2С,

10Г2СД,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 5Х С Н Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10Х С Н Д

 

И

 

12,5

14

16

17,5

 

В формуле

(7.3)

принято:

h0— высота

стенки;

s — толщина

стенки;

К— гибкость

стержня;

R — расчетное

сопротивление

в

кгс/см2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После ориентировочного определения размеров сечения опре­

деляют

действительное

значение

гибкости и соответствующее

ему значение

коэффициента <р

после чего

производят

проверку

напряжений по формуле (7.1) и в случае необходимости проводят соответствующую корректировку намеченных размеров.

С увеличением высоты колонн габаритные размеры их попереч­ ного сечения должны соответственно увеличиваться. При этом более целесообразным является применение сквозных колонн, которые характеризуются меньшим собственным весом.

Сквозные колонны. Стержень сквозной центрально сжатой колонны состоит из двух или четырех ветвей, связанных между собой решетками или планками (рис. 7.2).

Наиболее часто встречаются сварные колонны, составленные из двух ветвей, образованные из швеллеров (рис. 7.2, а, б) или двутавров (рис. 7.2, в). Последний вариант применяется при более значительных нагрузках, при которых сечение швеллера оказы­ вается недостаточным. Сечение, составленное из четырех уголков (рис. 7.2, г), применяется для элементов большой длины, требу­ ющих значительного развития габаритных размеров своего попе­ речного сечения.

Колонны с соединительными планками (рис. 7.3, а) более просты в изготовлении. Но их планки, а также отдельные ветви подвер­


жены действию изгиба и поэтому применяются только при сравни­ тельно небольших нагрузках (до 250 тс) и при небольших расстоя­ ниях между отдельными ветвями (до 0,8 м).

Для колонн с более значительными габаритными размерами и нагрузками применяются соединительные решетки (рис. 7.3, б),

Рис. 7.2. Типы сквозных сечений центрально сжатых колонн

элементы которых свободны от изгиба, и поэтому они обеспечивают более жесткую связь между ветвями колонны.

Применение в качестве связей перфорированных листов (рис. 7.3, е) может иметь преимущество при больших усилиях, а также

при действии вибрационной нагрузки.

При этом упрощается кон­

струкция колонны, облегчаются

а)

 

5)

s

 

условия

сборки,

появляется

 

1 -

 

 

 

возможность

применения

авто­

Fi

' J a i x

 

 

 

 

 

матической сварки

и устраня­

 

 

!' P i (

ются очаги концентрации напря­

 

 

 

 

Іï

жений. Для

условий действия

: L

 

 

 

a

вибрационной

 

нагрузки

этот

 

 

 

 

Ж

 

вариант конструкции является

 

наиболее технологичным.

 

 

Гибкость сквозного стержня

Рис. 7.3. Типы соединительных элемен­

в плоскости

расположения

 

тов составных колонн

сплошных

стенок

его

ветвей

 

 

 

 

 

в плоскости материальной оси (для обозначений, принятых на рис. 7.2, Кх) является равноценной гибкости сплошного стержня.

Гибкость же сквозного стержня в плоскости соединительных решеток или планок в плоскости свободной оси (для обозначений, принятых на рис. 7.2, %у) зависит от расстояния между ветвями.

Поэтому при расчете сквозных стержней коэффициент про­ дольного изгиба ф в плоскости соединительных решеток или пла­

нок определяется по приведенной гибкости Япр, которая

вычи­

сляется по следующим формулам.

 

Для стержней с планками в двух плоскостях

 

^пр = V hy

(7*4)

Для стержней с решетками в двух плоскостях

 

К Р = У ^ у + кг -^ -.

(7.5)