Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 260
Скачиваний: 9
ления. Поворот машины осуществляется двумя гидравлическими цилиндрами двойного действия, поворачивающими полурамы ма шины относительно друг друга. Для обеспечения постоянной опоры на грунт всех колес задний балочный мост соединен с полурамой шарнирно. .
Машина приводится от дизельного двигателя, расположенного в задней части машины и снабженного комбинированной системой очистки отработанных газов.
Гидромехаиическая коробка перемены передач состоит из ком плексного гидротрансформатора и механической коробки пере-
Рис. 83. Погрузочно-доставочная машина «Экспаскуп»
мены передач с постоянным зацеплением шестерен и многодиско вым фрикционным включением передач посредством вращающихся гидравлических цилиндров.
На силовой полураме машины расположен дизельный дви гатель, маслонапорная установка, гидромеханическая коробка перемены передач и кабина машиниста. На передней грузовой полураме, представляющей собой каркас телескопического кузова, установлены цапфы, на которых вращаются ступицы передних ведущих колес.
Кузов состоит из трех частей: основной неподвижной части, внутри которой перемещается подвижная часть кузова, составляю щая примерно половину его объема, и подвижного (относительно подвижной части кузова) шибера, расположенного у задней стенки. Подвижная часть кузова не имеет переднего борта, а основная часть кузова имеет невысокий передний борт, поднимае мый гидравлическими цилиндрами. На передней части основного кузова закреплена стрела ковшового погрузочного органа.
Телескопический кузов позволяет при его загрузке постепенно перемещать горную массу в переднюю часть кузова, а при раз-
7* 195
грузке не требует большой высоты подъема погрузочного ковша. Эти особенности обусловили прочность ковшового погрузочногооргана с короткой и жесткой стрелой.
Погрузочно-доставочная машина «Кампон» (рис. 84) имеет шарнирно-сочлененное шасси на четырех пневмоколесах с приво дом от дизельного двигателя, оборудованного системой нейтрали зации выхлопных газов.
Гидромеханическая трансмиссия машины состоит из комплекс ного гидротрансформатора и механической коробки перемены
Рис. 84. Погрузочно-доставочная машина «Кампон»
передач. На задней силовой пѳлураме расположены: дизельный двигатель с его системами, коробка перемены передач, маслона порная установка, кабина машиниста и ведущий мост.
На передней грузовой полураме установлены: самосвальный кузов, разгружающийся через передний торец (под поднятый по грузочный орган), механизм опрокидывания кузова и ведущий мост. В передней части на кузове закреплен ковшовый погру зочный орган, привод которого имеет кинематическую схему, позволяющую при относительно малой высоте выработки в месте погрузки высыпать загружаемую горную массу в заднюю часть кузова без динамических ударов ковшом или стрелой об упоры. Однако усложнение кинематической схемы погрузочного органа несколько уменьшило его жесткость и надежность в работе.
Погрузочно-доставочная машина MDF-6 (рис. 85) представляет собой комбинацию самоходного вагона и ковшовой погрузочной машины. Машина имеет объем кузова 8 м3, грузоподъемность 14 т, собственную массу 16 т, объем погрузочного ковша 1,4 м3. Аккуму лирующий кузов оборудован донным конвейером. Приводом ма шины являются два электродвигателя постоянного тока мощностью по 50 л. с.
196
Особенность этой машины — наличие убирающегося шасси. В транспортном положении корпус машины опирается на четыре ппевмоколеса. При погрузке пневмоколеса поднимаются и корпус машины ложится двумя продольными рифлеными брусьями на почву, чем обеспечивается весьма высокое сцепление. Ковш внед ряется в горную массу при подаче корпуса машины на забой гид роцилиндрами по направляющим брусьям. Горная масса выгру жается из ковша в приемную воронку (бункер) конвейера и пере мещается по всей его длине. После заполнения конвейера гидро цилиндры опускают шасси на почву и машина своим ходом пере-
Рис. 85. Погрузочно-доставочная машина MDF-6
мещается к месту разгрузки, которая производится конвейером в рудоспуск, на транспортер или в откаточную емкость.
Убирающееся шасси позволяет получить большие горизонталь ные усилия при внедрении ковша в навал. Однако затраты времени на установку машины на специальное шасси (6—10 сек) и в транс
портное положение |
(12—15 сек) |
существенно снижают ее произ |
|
водительность. |
|
|
машин |
Основные технические данные погрузочно-доставочных |
|||
с ковшом и кузовом |
(тяжелого |
типа) приведены в табл. |
23. |
§4. Погрузочно-доставочные машины с ковшом-кузовом
Кпогрузочно-доставочным машинам с совмещенным ковшомкузовом относятся машины типа «Транслоудер» фирмы «Джой» (США). Модели «Транслоудер» TL-52, TL-55, TL-60, TL-70 и другие имеют общую компоновочную схему, рабочим органом служит совмещенный ковш-кузов на гусеничном или пневмоколесном ходу. Управление ковшом-кузовом осуществляется канатно гидравлическим приводом. В СССР машины с совмещенным ков
шом-кузовом не выпускают.
Погрузочно-доставочная машина типа «Транслоудер» (рис. 86) представляет собой четырехколесное шасси с шарнирно-сочленен-
197
со |
a |
|
5 —4. |
||
сч |
||
e-a |
||
та |
29 |
|
яО |
||
Ж |
S ä |
|
S S |
S |
|
ч |
X |
|
о |
|
|
а |
|
НA
н §IR
Я го о о,
«ѳ.
|
А |
5 |
«БлауНок (Франціи |
A |
|
4 |
|
V |
|
г |
|
C3 |
^-s |
c, |
ft S |
|
>5 =Г |
è% я
ч
о ft "S' SO =
< g s « * э
ft
« < 2P
S ä v
cc CO
bU ct C
О
l l
a
S
О
e
г
CO
УУ
V
ft
>»
<0
о
cn
*
о
cf
О TL
|
|
о 2 |
>1 |
fS |
|
|
о |
|
|
|
в 2? |
3 |
О |
|
о |
||
1П |
|
S o |
«Th |
« |
|
ж |
||
— COw o |
X 20 !ЛЬ |
СП |
ГК |
о |
||||
|
|
|
rf |
|||||
|
|
О VO |
Th |
ій |
|
|
о |
сч |
|
|
a, |
н ^ |
со |
|
CQ |
|
|
|
|
с та |
a |
S |
|
|
||
|
|
О Я |
|
ч: |
|
|
|
|
|
|
iS |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
о |
|
g- |
СЧ |
Я « 0 |
|
|
о |
|
Th |
- “» ’g |
Х 2 |
& |
S <ю |
|
о |
||
Ж—' |
|
|||||||
|
|
ca |
^ |
S |
о |
|
|
сч |
|
|
о |
|
cß |
|
|
|
|
22,5 |
i,6 14,0 |
< |
|
|
195 |
|
1рованная |
t42,0 |
Телескош ческий |
сч о |
|
|
|||||
|
|
|
Х^" |
|
|
|
о> |
|
|
|
|
^ сч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
?-> ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
ч: « |
|
О |
CO |
|
rh оо |
|
,О>о |
|
||
|
|
о |
ca s o |
|||||
Ю |
— 00 |
|
Хот-' |
|
|
О |
||
|
|
сч |
|
|
со |
|||
|
|
|
OT-CN,S |
|
|
|
||
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
ч |
|
|
|
|
|
|
О |
|
о> |
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
Ю |
о o |
S |
|
ю |
|
|
о |
|
S' |
чС ^ Ч |
|
|
|||||
СЧ |
—'Ю В |
X |
|
со |
|
|
о |
|
|
|
CU |
4 Н, |
|
|
|
|
сч |
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
О О О
О О О
о Г- in с-« счсч
1 1 1
13 000 |
3300 |
2530 |
ОО О
осчю спою
осчсч
ОО О
in о о in счm г- счсч
О 00 |
о о |
сч сч |
||
XX |
||||
- |
- 0 0 |
о о |
||
00Ю — ЮСО |
О о |
|||
|
|
СО |
о о |
|
|
|
|
00 00 |
|
|
20 |
|
1 1 |
|
V |
|
|
|
|
|
|
|
in ІП |
|
|
|
о о |
сч сч |
|
( |
|
X X |
||
о о о |
о о |
|||
1 1сч in Th |
||||
|
|
Th |
о о |
|
|
|
|
со"00 |
|
|
|
|
Юіп |
|
—•Th |
|
сч сч |
||
ІО |
X X |
|||
— Г- О |
о о |
|||
- |
-сч |
1о |
||
in —• |
со |
о о |
||
|
|
|
о о |
|
|
|
|
сч сч |
|
** |
. СЧ |
о |
*£ *=і |
|
. |
1 ІП |
Е Е |
||
Е Е |
|
|
|
|
|
О) |
|
|
|
|
|
in in |
|
О |
Г- Th |
сч Th |
о |
о о сч |
Ш 00 |
|
О іП |
сч сч |
||
о о |
|
XX |
||||||||
in |
— со |
ХсГ |
сч к |
сч" |
О ) о о |
О СО00 со со |
о |
о |
||
сч tsf |
t"- счю |
- |
« |
0 0 сч |
||||||
|
|
Th сч |
ей |
СО |
со со сч |
сп ю |
|
со |
о |
° ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
00 оо |
с« я
Э S ш
3 о о
шот г? о >.>>
« X *
і-ѵО
ь
>ч „
2 3 о, =
О g та •S' д
к та §CQ та 2 5 X о. о та с - о
§J s
|
|
|
а> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
°03 І=1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к * ?Э |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
ч 5 5 s |
|
|
|
|
|
||||
|
« J o |
• |
|
|
|
|
|
|||
|
E“ |
ЯS |
сиа |
|
|
|
|
|
||
|
та |
З о й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
та |
ійо, |
|
|
|
|
|
||
о |
Xн о <ц |
|
|
2 |
»я*« |
|
||||
са |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ч |
^ |
от S § |
|
|
5 * |
33 Э |
|
|||
|
|
О ж |
Я |
|
||||||
|
Sbi S^ |
|
|
& з |
и S |
*ё si t |
||||
|
|
2 |
СЧ 00 5 О) та |
|||||||
й |
|
5 |
н О Ä |
а т |
• -s Q 5 |
|||||
* ° ч « 5 |
5 |
О С > » н а> |
2 о ^ « |
|||||||
о |
S от ? 2 я |
|
а о,>» Ч |
|||||||
жо |
•- |
^ 2 я |
ң |
3 2 У я я S |
2 я „ J |
|||||
Ä6-. |
|
|
|
|
- S . 3 |
|||||
|
та о |
|
|
|
|
3 |
в 5 s®S |
|
||
о |
|
и |
|
|
В |
5 |
, 2 |
& |
<и |
|
|
|
|
таО |
о-s f s |
||||||
З о о £ о |
|
|
|
СЬ С*й5а |
198
ной рамой. Колеса машины с пневматическими шинами низкого давления. Поворот машины осуществляется двумя гидравличе скими цилиндрами. Для создания постоянного соприкосновения колес машины с почвой выработки с шарниром поворота полурам в горизонтальной плоскости совмещен шарнир, допускающий их поворот и в вертикальной плоскости.
Машина оборудована дизельным двигателем с комбинирован ной системой (или только скруббером) очистки отработанных газов.
Рис. 86. Погрузочно-доставсчыая машина «Транслоудер»
Гидромеханическая коробка перемены передач представляет собой комплексный гидротрансформатор и механическую коробку перемены передач с постоянным зацеплением шестерен и фрик ционным включением посредством гидравлических цилиндров.
Под двигателем расположен неразрезной балочный ведущий (задний) мост с конической главной передачей и планетарными редукторами в ступицах колес. Передний мост машины разрез ной. Цапфы ступиц передних колес закреплены на передней полураме у боковых стенок ковша-кузова, а балка моста с кони ческой главной передачей и концевыми планетарными редукто рами — у его задней стенки. От планетарных редукторов через цепные передачи вращение передается на ступицы передних колес (машины TL-60 и TL-70).
Ковш-кузов сварной конструкции расположен между передними колесами машины. В передней нижней части ковша шарнирно закреплен загрузочный лоток, состоящий из нижнего листа (в виде сектора) и боковых стенок, соединенных вверху траверсой, на
199
которой закреплен канат подъема лотка. В задней нижней части ковша-кузова имеется разгрузочное отверстие, на всю ширину бункера закрытое шибером.
Заполнение ковша-кузова происходит при одновременном дви жении машины в сторону штабеля и подъеме загрузочного лотка. Ковш-кузов заполняется за несколько черпаний в зависимости от свойств горной массы, условий работы и квалификации маши ниста. Разгрузка бункера происходит через щель в днище при открывании шибера. Донная разгрузка требует сооружения спе циальной разгрузочной эстакады-.либо подачи руды в приемную воронку рудоспуска. Кроме того, такая схема связана с ограни
чением кусковатости горной массы. |
|
|
машин |
||
Основные технические данные |
погрузочио-доставочны.х |
||||
с совмещенным ковшом-кузовом приведены в табл. 24. |
|
||||
|
|
|
|
Т а б л и ц а 24 |
|
|
|
Фирма «Джон» (США), модель |
|||
Параметры |
TL-52 |
TL-55 |
TL-60 |
TL.-70 |
|
|
|
||||
Грузоподъемность, |
т ...................................... |
5,1 |
6,3 |
7,25 |
9,5 |
Объем ковша-кузова, м3 ............................. |
3,67 |
4.20 |
4,6 |
6,4 |
|
Колесная формула |
.......................................... |
4X2 |
4X2 |
4 x 4 |
4X4 |
Масса машины, т .......................................... |
|
11,89 |
14.34 |
17,0 |
19,91 |
Тип привода .................................................. |
|
125 |
Дизельный |
190 |
|
Мощность, л. с................................................ |
|
130 |
145 |
||
Охлаждение двигателя.................................. |
|
Воздушное |
|
||
Очистка отработанных .....................га зо в |
24,0 |
Комбинированная |
24,0 |
||
Максимальная скорость движения, км/ч . |
24,0 |
24,0 |
|||
Основные размеры, |
мм: |
7770 |
8080 |
8300 |
|
длина ...................................................... |
|
8839 |
|||
ш ирина-.......................................... |
|
2388 |
2362 |
2900 |
2362 |
вы сота...................................................... |
|
1750 |
2180 |
2190 |
2196 |
Радиус поворота, м: |
9,54 |
8,93 |
8,63 |
8,94 |
|
н аруж ны й ............................. ... |
|
||||
внутренний .............................................. |
|
6,78 |
6,14 |
5,38 |
5,68 |
База, м м .............................................................. |
|
4355 |
4038 |
3750 |
4064 |
Клиренс, м м .................................................. |
|
203 |
254 |
203 |
203 |
Шины, дюйм: |
|
12,00X20 |
14,00x24 16,00x25 16,00x25 |
||
передние .................................................. |
....................... |
||||
задние ............................. |
14,00x24 |
16,00x25 16,00X25 16,00x25 |
§ 5. Ковшовые погрузочно-доставочные машины
Разновидностью погрузочно-доставочных машин являются ма шины с ковшовым погрузочным органом фронтальной или боковой разгрузки, в котором горная масса транспортируется непосред ственно к месту разгрузки (или перегрузки в другие транспортные средства). Особенность машин этого типа-— ковш большой емко сти. По сравнению с погрузочно-доставочными машинами, имею щими кузов, рассматриваемые ковшовые машины имеют несколько
200
меньшую емкость транспортного сосуда (ковша), но отсутствие операции по загрузке кузова при определенных условиях обеспе чивает значительные преимущества.
Ковшовые машины получили весьма широкое распространение
ивыпускаются многими зарубежными фирмами (фирмы «Вагнер»
и«Эймко» в США, «Гутехоффнуигсхютте» и «Шопф» в ФРГ и др.). Примером конструкции машин этой группы может служить ма
шина ДК-2,8Д (СССР).
Рис. 87. Погрузочно-доставочиая машина ДК-2,8Д
Погрузочно-доставочная машина ДК-2,8Д (рис. 87), разрабо танная институтом НИПИгормаш, предназначена для погрузки и транспортирования отбитой горной массы, погрузки ее в подзем ные транспортные средства, а также выполнения работ по зачистке и устройству дорог, доставке оборудования и материалов и мо жет работать в выработках сечением 12 м2 и более.
Техническая характеристика погрузочно-доставочной машины |
ДК-2,8Д |
||
Грузоподъемность, т .............................................................. |
|
8 |
|
Объем ковша, м3 ....................................................................... |
доставки 100 м, т/ч |
4 |
150 |
Производительность при длине |
. . . |
||
Наибольшая высота разгрузки, |
м м ........................... ....... |
|
2200 |
Максимальный угол наклона ковша при разгрузке, |
гра |
|
|
дус ........................................................................................................... |
|
|
55 |
Давление в гидросистеме рабочего органа,кгс/см2 . . . |
100 |
||
Модель д в и га т ел я ........................................................................... |
|
ЯМЗ-238А |
|
Мощность, л. с ................................................................................... |
|
|
190 |
Тип трансмиссии.................................................................. |
|
Гидромехани |
|
Тяговое усилие, т с |
|
13 |
ческая |
|
|
201
Число передач: |
|
|
|
вперед....................................... |
|
|
2 x 2 |
н а з а д ........................................................................................ |
|
|
2 x 2 |
Наибольшая скорость движения, к м / ч |
......................................... |
20 |
|
Основные размеры, мм: |
|
9000 |
|
д л и н а ........................................................................................ |
|
|
|
высота: |
|
|
|
по крыше кабины .......................................................... |
|
2500 |
|
по корпусу машины........................................................... |
|
1800 |
|
ш ири н а......................................................................................... |
|
|
2500 |
База, м м ............................................................................................ |
|
|
3600 |
Колея, м м ................................................................. |
|
|
2000 |
Радиусы поворота, мм: |
|
|
|
внешний.......................................................................... |
.... |
. |
7480 |
вн утрен н и й ................................................................................ |
|
4410 |
|
Клиренс, м м .............................................................................. |
|
|
400 |
Преодолеваемый |
подъем, гр а д у с ................................... |
. . . |
18 |
Угол въезда, г р а д у с ............................................................................ |
|
18 |
|
Радиус переката, м м ...................................................................... |
|
3000 |
|
Число ведущих м о с т о в ........................................................................ |
|
2 |
|
Шины, д ю й м ы |
.................................................................................. |
|
18x25 |
Масса машины, |
т .................................................................................... |
|
22 |
Стоимость, тыс. |
руб................................................................................. |
|
78 |
Машина состоит из силовой установки, ходовой части с шар нирно-сочлененной рамой на пневмоколесах, ковшового погрузоч ного органа и кабины управления. Кинематическая схема машины показана на рис. 88.
Привод хода машины состоит из двигателя 1, согласующего редуктора 2, гидромеханической коробки передач 3, раздаточного редуктора 4, центрального редуктора 5, колесного редуктора 6, карданных передач 7, тормоза 8 и рулевого управления 9.
Привод погрузочного ковша 10 состоит из двух насосов НШ-98, установленных на коробке отбора мощности (согласующем редук торе), двух цилиндров 11 подъема стрелы, двух цилиндров 12 поворота ковша, соединительных трубопроводов и шлангов.
Ходовая часть представляет собой шасси с колесной форму лой 4X4, с передними и задними ведущими колесами. Спереди на шасси установлен погрузочный орган (стрела с ковшом фрон тальной разгрузки) и его привод, сзади — силовая установка с нейтрализатором отработанных газов. Кабина управления распо ложена в средней части машины, с левой стороны на полураме силовой установки. Кабина открытого типа, оборудована для работы машины в режиме челночного хода дублированными орга нами управления, реверсивным рулевым механизмом с одним рулевым колесом и двумя сиденьями.
Двигатель закреплен на раме машины тремя опорами с рези новыми подушками. Работа и устройство двигателя и его систем (охлаждения, смазки, питания топливом и воздухом) описаны в инструкции по эксплуатации двигателя ЯМЗ-238 Ярославского моторного завода.
202