Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

он сз.

а\о

>.

непосредственно на трансмиссию. Тормоза двухколодочные, взаи­ мозаменяемые. Рабочие поверхности колодок покрыты фрикцион­ ными накладками. При максимальной интенсивности нажатия на тормозную педаль и при работе всех четырех тормозов минималь­

ный тормозной

путь

при скорости

движения 15 км/ч

составляет

6 м. Схема тормозной системы показана на рис. 92.

одной ступенью

Компрессор

(поршневой, двухцилиндровый, с

сжатия) установлен

на двигателе

и приводится

от

него через

Рис. 92. Схема тормозноіі системы:

/ — заборник воздуха:

2 — компрессор:

3 — регулятор

давления:

'/ — обратный

клапан:

5 — кран

отбора воздуха:

6(1)—£(•/)— ресиверы; 7 — крап

стояночного

тормоза; 8 — кнопка

сигнала;

£ —тормозной

кран; 10(1)—10(2)— тормозной цнлшідр переднего моста;

// — пнев­

матический сигнал; 12(1),

12(2) — тормозной цилиндр заднего моста;

13 — предохранительный

 

 

 

клапан; 14—32воздухопроводы

 

 

 

клиноременную

 

передачу.

Производительность

компрессора

220 л/мин при скорости вращения вала ротора 2000 об /мин. Реси­ веры (воздушные баллоны) емкостью 43 л каждый предназначены для запаса и охлаждения сжатого воздуха.

Привод ножного тормоза — пневмомеханический и состоит из двух педалей, системы тяг и рычагов, тормозного крана, тормоз­ ных цилиндров переднего и заднего мостов.

Привод стояночного тормоза — пневматический, состоит из крана и двух дополнительных цилиндров, присоединенных к кор­ пусу тормозных цилиндров рабочего тормоза заднего моста.

Для буксирования машины при отсутствии воздуха в пневмосистеме стояночный тормоз растормаживается вывинчиванием болта-штока.

Поворот машины осуществляется с помощью двух силовых цилиндров двойного действия за счет углового смещения полурам

•210


шасси относительно друг друга. Система управления поворотом включает рулевой механизм, распределитель, механизм реверса, цилиндры поворота с гидрозамками, следящее устройство, масля­ ный насос, масляный бак с фильтром и трубопроводы. Гидрокине­ матическая схема управления поворотом показана на рис. 93.

Рулевой механизм представляет собой червячный редуктор, вал червяка которого через механизм реверса соединен с валом руле-

Рис. 93.

Пидрокинемат.ическая

схема управления поворотом машины:

1 —маслобак;

2 — насос; 3 — фильтр;

4 — демпфер; 5 — манометр; 5 — распределитель;

7(1) . . . 7(2) — цилиндр; 8(1) . . . 8(2) — гидрозамок; 9 — следящее устройство; 10 — механизмреверса; 11 — рулевой механизм

вого колеса. На другом конце вала червяка закреплен золотник распределителя. На конце вала сектора червячного колеса укреп­ лена сошка, соединенная с тягой следящего устройства. Масляный насос НШ-98 привода управления приводится в движение от вала согласующего редуктора.

Силовые цилиндры обеспечивают поворот задней полурамы относительно передней. Корпуса цилиндров закреплены на задней полураме, а штоки их поршней соединены шарнирно с передней полурамой. В клапанной коробке силовых цилиндров находятся клапаны, запирающие полость цилиндров и препятствующие про­ извольному повороту полурам под действием внешних сил.

211.

Погрузочный орган состоит из ковша, стрелы и шарнирно­ рычажного механизма. Сварной ковш из листовой стали со смен­ ными зубьями шарнирно установлен на закрепленной к порталу полурамы машины стреле сварной конструкции из листовой стали, состоящей из двух продольных лонжеронов, соединенных попереч­ ными балками. Шарнирно-рычажный механизм погрузочного ор­ гана имеет три основных положения: загрузки ковша (черпание), транспортное и разгрузки ковша.

Гидросистема привода рабочего оборудования показана на рис. 94.

Два шестеренных насоса НШ-98 приводятся от дизельного дви­ гателя и при скорости вращения ротора 1500 об/мин развивают производительность 300 л/мин при номинальном рабочем давлении 100 кгс/см2.

Поворотом ковша или стрелы управляют включением соответ­ ствующих золотников распределителя 4; при этом масло от насосов поступает в рабочие полости соответствующих гидроцплиндроз, а из нерабочих — сливается в бак. При включении золотника управления стрелой в плавающее положение напорные магистрали насосов, а также поршневые и штоковые полости цилиндров соединяются со сливом и стрела получает возможность подниматься или опускаться под действием внешних сил.

Для автоматического управления черпанием достаточно вклю­ чить золотник 12, соединяющий поршневые полости гидроцилинд­ ров 7 стрелы с управляющей полостью регулятора расхода 10. При внедрении ковша в штабель повышается напорное усилие, которое передается на штоки гпдроцилиндров стрелы, создавая в поршневых полостях цилиндров давление масла, пропорциональ­ ное напорному усилию. Давление масла по трубопроводу пере­ дается через дроссель 11 иа золотник регулятора расхода и перемещает его. При этом изменяется расход масла, поступаю­ щего в поршневые полости гпдроцилиндров 6 ковша, а следова­ тельно, и скорость его поворота. С поворотом ковша на некоторый угол сопротивление внедрению (движению машины) и соответ­ ственно давление масла в поршневых полостях гидроцилиндров стрелы 7 уменьшаются. Золотник регулятора расхода переме­ щается в обратном направлении и уменьшает поступление масла в поршневые полости цилиндров 6 ковша, замедляя его поворот.

Если при повороте ковша давление в гидроцилиндрах стрелы не будет уменьшаться, то при определенном его значении золотник регулятора расхода переместится в крайнее положение и соединит свою управляющую полость со сливом. При этом дроссель, уста­ новленный в управляющей магистрали, не позволит быстро запол­ нить освобожденный объем, золотник регулятора под действием пружины переместится в исходное положение и перекроет напор­ ную магистраль насоса, а поворот ковша прекратится. По исте­ чении некоторого времени в управляющей полости регулятора вновь поднимется давление масла, которое переместит золотник

212


регулятора и, соединив насос с поршневыми полостями гидроци­ линдров ковша, повернет ковш на некоторую величину, и процесс повторится. Таким образом, ковш совершает ступенчатые движе-

Рис. 94. Гидросистема привода рабочего оборудования машины ДК-2,8Д:

/ — маслобак;

2 — насос: 3 — манометр;

4 — распределитель: 5 — гидрозамок; 6 — гндроцн-

-линдр привода

ковша; 7 — гидроцнлнндр

привода стрелы; в — фильтр; 9 — предохранитель­

ный клапан; 10 — регулятор расхода; 11 — дроссель; 12 — золотник автоматического вклю­ чения; 13 — трубопровод

ния, чем достигается хорошее наполнение и внедрение ковша в навал горной массы.

Кабина машины цельнометаллическая, открытого типа, сварной конструкции, оборудована крышей, двумя сиденьями и огнетуши-

213


I—____>&&£.. - .... - •

Рис. 95. Погрузочио-доставочнал машина G-ST-5SL

Рис. 96. Погрузочио-доставочнал машина G-ST-m

Рис. 97. Погрузочио-доставочнал машина G-ST-5A

телямн. В нижней части под полом кабины находится отсек с ящи­ ком для установки аккумуляторных батарей. Сбоку кабины рас­ положен щиток с контрольно-измерительными приборами.

Электрооборудование машины ДК-2.8Д идентично электрообо­ рудованию машины ПДН-ЗД (см. § 3).

Американская фирма «Вагнер Майнинг Скип» и по ее лицен­ зии фирма «Гутехоффнунгсхютте» (ФРГ) изготовляют 14 моделей ковшовых погрузочно-доставочных машин с емкостью ковша 0,76—8,5 м3 и грузоподъемностью 1,5—12 т в обычном рудиичном исполнении и по особому заказу поставляют машины во взрывобезопасном исполнении, а также с дистанционным управлением с выносного электропульта. Фирмы «Эймко» и «Ваб'ко» (США) изготовляют по четыре модели машин с емкостью ковша 0,76— 4,5 м3 и грузоподъемностью 2—10 т. Основные технические данные ковшовых погрузочно-доставочных машин этих и других фирм при­ ведены в табл. 25.

Все перечисленные в этой таблице машины имеют единый конструктивный принцип: силовая установка и рабочее оборудо­ вание расположены на половинах шарнирно-сочлененной рамы. На силовой полураме установлены дизельный двигатель с системой очистки отработанных газов, демпферное соединение, гидромеха­ ническая или гидрообъемная передача, ведущий мост и кабина управления. Для машин в обычном рудничном исполнении исполь­ зуют, как правило, двигатель с воздушным охлаждением и комби­ нированной (каталитический и жидкостный нейтрализаторы) ■системой очистки отработанных газов; для машин во взрывобезопасном исполнении — дизельный двигатель с водяным охлаж­ дением, с жидкостной ступенью очистки отработанных газов, гид­ равлическим или воздушным приводом запуска и электрооборудо­ ванием в рудничном взрывобезопасном исполнении. На грузовой полураме устанавливают погрузочный орган (стрелу с ковшом фронтальной или боковой разгрузки) и ведущий мост, жестко прикрепленный к ней.

Шарнирно-сочлененная рама имеет вертикальный и горизон­ тальный шарниры (или только горизонтальный). Вертикальный шарнир расположен посредине базы машины, что позволяет иметь небольшой радиус поворота и хорошую маневренность. Управление машиной происходит с помощью гидроцилиидров, взаимодействием полурам относительно друг друга.

При работе машины в режиме челночного хода кабину маши­ ниста размещают на силовой полураме поперек направлению движения машины (при одном сиденьи) или вдоль машины (при двух сиденьях и оборудуют в этом случае реверсивным механиз­ мом). Сиденье машиниста подпружинено. Машины снабжены колесными тормозами колодочного или дискового типа с пневма­ тическим или гидравлическим приводом, трансмиссионным стояноч­ ным тормозом дискового типа с механическим или ручным приво­ дом и аварийным нормально замкнутым пружинным тормозом.

215


Технические данные ковшовых

 

 

 

 

 

 

 

 

Фирма и

 

 

параметры

 

 

 

 

 

 

«Гутехоффнун

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G-ST-I

 

G-ST-1 >/: G-ST-1 7 2А

G-ST-2A

G-ST-2B G-ST-3

 

Грузоподъемность, т .

1,36

 

2,04

2,04

2,72

2,72

3 68

 

Объем ковша, м3 . .

0,76

 

1,15

1,15

1,53

1,53

2 3

 

Усилие вырыва, кгс .

5800

 

5150

6120

6160

6160

7900

 

Колесная формула . .

4X4

 

4X4

4X4

4X4

4X4

4X4

-

Масса машины, т . .

6,3

 

6,3

8,16

10

10

14,98

 

Привод:

 

 

 

 

 

 

 

 

тип..................... .

 

 

 

 

 

 

Днзе

 

МОЩНОСТЬ, л. с. .

70

1

70

70

70

70

 

130

 

охлаждение . . .

 

 

 

 

 

 

Возду

 

Очистка отработанных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

газов .........................

 

 

 

 

 

 

Комбннн

 

Коробка передач:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

число передач . .

4+4

 

4+4

4+4

4+4

4+4

4+4

 

максимальная ско-

18

 

 

 

 

 

 

 

 

ростъ, км/ч . .

 

19,8

21,4

21,4

20,8

29

 

Основные размеры, мм:

 

 

 

 

 

 

 

 

длина . . . . .

6375

 

6426

5004

5466

6350

6375

 

ширина .................

1880

 

2490

1880

1880

1549

2134

 

высота . . . . .

1143

 

1270

1575

1626

1397

1778

 

Угол

поворота полу-

 

 

 

 

 

 

 

 

рам,

градус:

 

 

 

 

 

 

 

 

в

горизонтальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плоскости . . .

±35

 

±35

±35

±35

-1- 35

-3 5

 

ввертикальной

 

плоскости . . .

 

±12

 

±12

±12

±12

±12

±12

Радиус поворота, м:

 

4,57

 

 

 

 

 

 

наружный . . .

 

 

4,98

4,72

4,72

4,52

4,88

внутренний . . .

 

2,41

 

2,18

2,46

2,46

2,48

2,11

Преодолеваемый подъ-

 

 

 

 

 

 

 

 

ем,

градус . . . .

 

31

 

28,3

30

30

28

18

База,

м м .....................

 

2590

 

2590

2134

2134

2540

2489

Клиренс, мм . . . .

 

165

 

292

356

330

229

381

Шины, дюйм:

8,25X20

12,00X24 12,00X24 12,00X24 12,00X24 16,00X25

передние . . . .

задние . . . . .

8,25X20

12,00X24 12,00X24 12,00x24 12,00x24 16,00x25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фирма и

 

Параметры

 

 

 

«Эймко»

(США)

 

 

«Вабко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Эймко-

«Эймко-

«ЭЙмко-

«Эйм-

Ml

 

 

 

 

9 1 1 »

 

912»

9 1 5 »

Ко-916»

S B

Грузоподъемность, т .

.

2,27

 

3,62

8,15

10

4,1

5,7

Объем

ковша, м3 . . .

.

0,76

 

1,72

3,36

4,2

1,9

2,3

Усилие вырыва, кгс .

.

3175

 

5450

10 885

И . д.

н. д.

11 360

Т а б л и ц а 2 5

погрузочно-доставочных машин

модель

гсхютте» (ФРГ)

G-ST--1A

G-ST-4B

G-ST-5A G-ST-5B

G-ST-5SL

G-ST-8V G-ST-8A G-ST-11

5,45

5,45

7,38

6,81

6,75

7,65

12

12

3,1

3,1

3,8

3,8

4,5

5,6

5,6

8,5

11 200

13 600

15 000

13 600

16 500

И 000

20 300

20 300

4X4

4X4

4X4

4X4

4X4

4X4

4x4

4X4

17,2

17,2

19,4

18,3

20,1

21

25

25

льнын

130

174

174

174

174

225

225

130

шное

 

 

 

 

 

 

 

рованная

 

 

 

 

 

 

 

4+4

4+4

4+4

4+4

4+4

4+4

4+4

4+4

39,2

34,2

37

38,2

23,4

33

35

35

8915

8052

8915

8052

9380

9120

9703

10 425

2460

2134

2450

2134

3300

3330

2438

3280

1524

1765

1524

1829

1300

1557

1830

1940

+ 35

±35

±35

±35

±35

±35

±35

±35

±12

±12

±12

±12

±12

±12

±12

±12

6,3

6,02

6,17

6,02

7,06

7,58

6,26

6,9

3,12

3,02

2,85

3,02

3,49

3,82

3,87

3,63

20

20

20

20

29

29

31

31

3404

3302

3404

3302

3640

3317

3455

3650

432

317

432

381

325

485

305

340

20,50X25

20,50X25

18,00X25

18,00X25

18,00X25

18,00X25

26,5X25

26,5X25

16,00X25

16,00X25

18,00x25

18,00X25

18,00x25

18,00x25

26,5x25

26,5X25

модель

 

 

 

 

 

 

 

(США)

«Шопф»

(ФРГ)

 

«Вагнер»

(США)

 

«ANF»

 

 

(Франция)

 

 

 

 

 

 

 

•15ОМ

L-62

L-1 10

MS-1

M S -n /2

MS-2

MS-3

462-НС

9,07

1,7

6,9

0,77

1,15

1,53

2,55

5

4,5

0,85

4

3,5

Н . д.

4800

9300

4000

2 1 6

2 1 7