Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 88, Кинематическая схема машины ДК-2.8Д


Магистраль системы охлаждения двигателя представляет со­ бой четырехрядный трубчатый радиатор, установленный на раме машины впереди двигателя и закрепленный со стороны двигателя тягами.

В верхней и нижней частях сердцевины радиатора находятся бачки; верхний бачок шлангами соединен с коробками термоста­ тов, нижний — с водяным насосом. Охлаждающая жидкость течет по трубкам сердцевины радиатора и охлаждается потоком воздуха вентилятора. Для исключения образования в системе паровоз­ душных пробок на верхнем бачке радиатора предусмотрен паро­ воздушный клапан.

К раме водяного радиатора в четырех точках жестко при­ креплены два масляных радиатора. Масляный радиатор состоит из двух боковых цилиндрических трубок, верхнего и нижнего бачков и двухзарядной сердцевины из плоскоовальпых трубок. Масло из насоса поступает в верхний бачок и растекается в нем, а затем по сердцевине стекает в нижний бачок к по маслопро­ воду— в картер двигателя. Один радиатор предназначен для охлаждения масла двигателя, другой — масла гидротрансформа­ тора. Маслопровод состоит из труб, соединенных резиновыми шлангами.

Система очистки отработанных газов — двухступенчатая, ком­ бинированная, состоящая из каталитического, идентичного уста­ новленному на машине ПДН-ЗД (см. рис. 80), и жидкостного ней­ трализаторов. Из выхлопных коллекторов двигателя отработанные газы поступают в каталитический нейтрализатор, затем в два

соединенных последовательно бака

жидкостного нейтрализатора

и уже очищенные выходят в атмосферу.

Не рекомендуется длительная

работа дизельного двигателя

на режиме холостого хода из-за возможного загрязнения катали­ затора сажей и смолами. В конце рабочей смены, перед остановкой двигателя, необходимо 2—3 мин проработать на больших оборотах и под нагрузкой для резкого повышения температуры отработан­ ных газов и обеспечения сгорания и удаления отложений в вы­ пускном тракте двигателя.

Периодически, не реже одного раза в месяц, нейтрализатор следует разбирать для проверки состояния каталитических эле­ ментов. При сильном загрязнении сажей и маслом каталитические элементы прокаливают в термопечи в течение 10—15 мин при

температуре до 800° С.

Жидкостный нейтрализатор машины ДК-2.8Д (рис. 89) состоит из очистительного 1 и конденсационного 2 баков, залитых до опре­ деленного уровня химическим раствором или водой. Газы из каталитического нейтрализатора поступают в очистительный бак, нижняя часть которого заполнена водой; давление газов обеспе­ чивает их проход через воду. Бак разделен двумя горизонталь­ ными решетками 3, обеспечивающими барботаж и хорошие усло­ вия очистки газов.

2 0 4


На боковых вертикальных стенках консольно приварено не­ сколько перекрывающих друг друга каплеотбойных пластин 4. Газ, пройдя через контактный бак и щели каплеотбойных пластин, поступает в конденсационный бак, по конструкции аналогичный первому.

Эффективная работа жидкостного нейтрализатора зависит от наличия требуемого количества жидкости и чистоты баков. Со­ противление водяного столба жидкости не должно превышать дав­ ления отработанных газов. Температура очищенных газов не

Рис. 89. Жидкостный нейтрализатор маши­ ны ДК-2.8Д:

I — очистительный бак; 2 — конденсационный бак; 3-— решетка; 4 — каплеотбойная пластина; 5 — залнвная горловина с крышкой: 6 — сливной патру­ бок с крышкой; 7— пробка контрольного отверстия

должна превышать 50° С, а влажность — 95%. Воду (жидкость) в нейтрализаторе меняют не реже двух раз в смену.

Силовая часть (трансмиссия) машины состоит из демпферного соединения, согласующего редуктора, гидромеханической коробки передач, центральных редукторов, переднего и заднего мостов и карданных передач. Демпферное соединение служит для предохра­ нения согласующего редуктора и карданного вала привода гидро­ трансформатора от нагрузки неравномерных крутильных колеба­ ний коленчатого вала двигателя.

Гидромеханическая трансмиссия погрузочно-доставочной ма­ шины обеспечивает работу в режиме максимальной тяговой мощности, наилучшую топливную экономичность при различных режимах работы, автоматическое бесступенчатое изменение кру­ тящего момента и скорости вращения в зависимости от нагрузки. Изменение тягового усилия на ведущих колесах и скорости движе­ ния машины достигается благодаря автоматическому изменению передаточных отношений в гидротрансформаторе и в результате механического переключения в коробке передач. Приводом гидро­

2 0 5

I

механической трансмиссии является двигатель, состоящий из гид­ ротрансформатора, коробки передач планетарного типа и меха­ низма управления.

Гидротрансформатор (рис. 90), представляющий собой гидрав­ лическую передачу, в которой энергия передается от ведущего элемента к ведомому с помощью жидкости, состоит из одного насосного 1, двух турбинных 2 колес, двух реакторов 3, сидящих на муфтах свободного хода 4. Насосное колесо является ведущим элементом гидротрансформатора и приводится во вращение через

Рис. 90. Гидротрансформатор

машины

ДК-2.8Д

 

коробку отбора мощности; по окружности его равномерно рас­ положены лопатки, придающие определенное направление и ско­ рость потоку рабочей жидкости. Турбинные колеса трансформа­ тора приводятся во вращение энергией потока рабочей жидкости, создаваемой насосным колесом. На турбинных колесах имеются равномерно расположенные лопатки, форма которых обеспечивает максимальное использование энергии потока жидкости, переда­ ваемой к ним насосным колесом. Через ступицу турбинные колеса соединены с турбинным (ведомым) валом 5, который одновре­ менно является и ведущим валом коробки передач. Турбинные колеса включаются в работу и выключаются из нее автоматически последовательно при изменении сопротивления на ведомом валу (движителе) машины. Двухтурбинный трансформатор позволяет

2 0 6


получать автоматически, без переключения передач, два непре­ рывных интервала скорости движения машины.

Гидротрансформатор работает в двух режимах: гидротрансфор­ матора и гидромуфты. При работе в режиме гидротрансформа­ тора возможны две стадии:

1)оба реактора неподвижны и обеспечивают наибольшее уве­ личение крутящего момента между ведущим и ведомыми валами; реакторы изменяют направление потока масла, выходящего из турбинных колес, в сторону вращения насосного колеса, а следо­ вательно, увеличивают крутящий момент на турбинном (ведомом) валу;

2)первый (передний) реактор при снижении нагрузки на тур­

бинном валу свободно вращается в потоке рабочей жидкости, при этом скорость вращения турбинных колес увеличивается и масло, выходя из них, ударяется о лопатки реактора таким обра­ зом, что блокировка его на муфтах свободного хода прекращается и он начинает свободно вращаться в потоке рабочей жидкости в направлении турбинного колеса. Степень увеличения крутящего момента уменьшается, скорость вращения турбинных колес уве­ личивается и становится ближе к скорости вращения насосно.го колеса.

Режим гидротрансформатора используют при трогании с ме­ ста, разгоне, внедрении ковша машины в горную массу, преодо­ лении подъемов и препятствий; при свободном вращении второго (заднего) реактора в потоке рабочей жидкости гидротрансфор­ матор превращается в гидромуфту. При этом скорость вращения турбинного колеса приближается к скорости вращения насосного колеса, а соотношение крутящего момента на ведущем и ведомом валах — к единице. При постоянной нагрузке гидротрансформатор автоматически переходит в режим работы гидромуфты.

Механическая коробка передач планетарного типа с гидрав­ лическим управлением на различных передачах обеспечивает необходимый диапазон крутящих моментов, передаваемых на ве­ дущие колеса, и позволяет получать две передачи — для движения вперед и назад. При двухступенчатом передаточном отношении гидротрансформатора и двухступенчатой механической коробке передач машина имеет по четыре (2x2) передачи для движения вперед и назад. При этом две из них включаются автоматически. Включение передач осуществляется с помощью фрикционов, без разрыва потока мощности к ведущим колесам. Коробка передач выполнена в одном агрегате с гидротрансформатором и пони­ жающим редуктором. Понижающий редуктор — трехступенчатый, вального типа — жестко прифланцован к картеру коробки передач и состоит из ведущего вала, который одновременно является ведомым валом коробки перемены передач, промежуточного вала и вала привода переднего и заднего мостов с сидящими на них шестернями. Нижняя часть корпуса коробки служит масляным баком, в ней размещен фильтр очистки масла и механизм отклю­

2 0 7


чения заднего моста, состоящий из муфты, вилки и тяги. На выходном валу коробки передач может быть установлен дисковый стояночный тормоз.

Гидравлическая система гидромеханической трансмиссии слу­ жит для переключения передач в механической коробке, наполне­ ния полости гидротрансформатора рабочей жидкостью и обеспе­ чения ее циркуляции, смазки деталей и отвода тепла.

Карданная'^передача машины состоит из промежуточного кар­ данного вала, соединяющего согласующий редуктор с гидромеха­ нической коробкой передач, и двух карданных валов, соединяющих передний и задний мосты с гидромеханической коробкой передач.

К ходовой части машины относятся ведущие мосты, подвеска и рама. Ведущий мост (рис. 91) состоит из центрального редуктора, дифференциала п двух колесных планетарных редукторов. Веду­ щий мост служит для передачи крутящего момента от коробки передач на колеса со значительным его увеличением.

Межколесный дифференциал конический, с четырьмя сателли­ тами, установлен в картере редуктора на двух конических ролико­ подшипниках. Ганки подшипников стопорятся пластинами, закреп­ ленными двумя болтами. Подшипники дифференциала установлены в разъемных опорах картера и закреплены крышками.

Для ограничения буксования колес переднего моста при прямо­ линейном движении машины и повышения эффективности черпания горной массы на машине предусмотрена блокировка дифферен­ циала с помощью прижима роликов силовыми цилиндрами через систему рычагов и ось к протектору колес.

Колесная передача машины планетарного типа расположена с наружной стороны ступиц колес. Она служит для увеличения крутящего момента на колесе. Ведущая (солнечная) шестерня насажена на шлицы полуоси и находится в зацеплении с тремя сателлитными тестер иями.

В комплект каждого колеса входит обод размером 13.00X25" со сменными бортовыми кольцами, камера с вентилем и ободной лентой и двадцатишестислойная-шина 18.00X25. Давление воздуха в шинах 5 кгс/см2. Колесо закрепляется на ступице с помощью замкового кольца и специальных прижимов, которые надевают на шпильки и затягивают гайками.

Рама машины состоит из двух полурам, соединенных шарнир­ ным устройством, которое позволяет полурамам поворачиваться относительно друг друга в вертикальной плоскости на ±12° и в горизонтальной ±35°. Рама в сборе является остовом машины и служит для установки и крепления основных узлов и агрегатов машины.

Машина имеет два независимых привода тормозов: рабочий с пневматическим приводом, действующий на все колеса машины, и стояночный с пневмомеханическим приводом и воздействием на колеса только переднего моста. Машина может иметь также руч­ ной стояночный тормоз с механическим приводом и воздействием

2 0 8