Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 9
Рис. 88, Кинематическая схема машины ДК-2.8Д
Магистраль системы охлаждения двигателя представляет со бой четырехрядный трубчатый радиатор, установленный на раме машины впереди двигателя и закрепленный со стороны двигателя тягами.
В верхней и нижней частях сердцевины радиатора находятся бачки; верхний бачок шлангами соединен с коробками термоста тов, нижний — с водяным насосом. Охлаждающая жидкость течет по трубкам сердцевины радиатора и охлаждается потоком воздуха вентилятора. Для исключения образования в системе паровоз душных пробок на верхнем бачке радиатора предусмотрен паро воздушный клапан.
К раме водяного радиатора в четырех точках жестко при креплены два масляных радиатора. Масляный радиатор состоит из двух боковых цилиндрических трубок, верхнего и нижнего бачков и двухзарядной сердцевины из плоскоовальпых трубок. Масло из насоса поступает в верхний бачок и растекается в нем, а затем по сердцевине стекает в нижний бачок к по маслопро воду— в картер двигателя. Один радиатор предназначен для охлаждения масла двигателя, другой — масла гидротрансформа тора. Маслопровод состоит из труб, соединенных резиновыми шлангами.
Система очистки отработанных газов — двухступенчатая, ком бинированная, состоящая из каталитического, идентичного уста новленному на машине ПДН-ЗД (см. рис. 80), и жидкостного ней трализаторов. Из выхлопных коллекторов двигателя отработанные газы поступают в каталитический нейтрализатор, затем в два
соединенных последовательно бака |
жидкостного нейтрализатора |
и уже очищенные выходят в атмосферу. |
|
Не рекомендуется длительная |
работа дизельного двигателя |
на режиме холостого хода из-за возможного загрязнения катали затора сажей и смолами. В конце рабочей смены, перед остановкой двигателя, необходимо 2—3 мин проработать на больших оборотах и под нагрузкой для резкого повышения температуры отработан ных газов и обеспечения сгорания и удаления отложений в вы пускном тракте двигателя.
Периодически, не реже одного раза в месяц, нейтрализатор следует разбирать для проверки состояния каталитических эле ментов. При сильном загрязнении сажей и маслом каталитические элементы прокаливают в термопечи в течение 10—15 мин при
температуре до 800° С.
Жидкостный нейтрализатор машины ДК-2.8Д (рис. 89) состоит из очистительного 1 и конденсационного 2 баков, залитых до опре деленного уровня химическим раствором или водой. Газы из каталитического нейтрализатора поступают в очистительный бак, нижняя часть которого заполнена водой; давление газов обеспе чивает их проход через воду. Бак разделен двумя горизонталь ными решетками 3, обеспечивающими барботаж и хорошие усло вия очистки газов.
2 0 4
На боковых вертикальных стенках консольно приварено не сколько перекрывающих друг друга каплеотбойных пластин 4. Газ, пройдя через контактный бак и щели каплеотбойных пластин, поступает в конденсационный бак, по конструкции аналогичный первому.
Эффективная работа жидкостного нейтрализатора зависит от наличия требуемого количества жидкости и чистоты баков. Со противление водяного столба жидкости не должно превышать дав ления отработанных газов. Температура очищенных газов не
Рис. 89. Жидкостный нейтрализатор маши ны ДК-2.8Д:
I — очистительный бак; 2 — конденсационный бак; 3-— решетка; 4 — каплеотбойная пластина; 5 — залнвная горловина с крышкой: 6 — сливной патру бок с крышкой; 7— пробка контрольного отверстия
должна превышать 50° С, а влажность — 95%. Воду (жидкость) в нейтрализаторе меняют не реже двух раз в смену.
Силовая часть (трансмиссия) машины состоит из демпферного соединения, согласующего редуктора, гидромеханической коробки передач, центральных редукторов, переднего и заднего мостов и карданных передач. Демпферное соединение служит для предохра нения согласующего редуктора и карданного вала привода гидро трансформатора от нагрузки неравномерных крутильных колеба ний коленчатого вала двигателя.
Гидромеханическая трансмиссия погрузочно-доставочной ма шины обеспечивает работу в режиме максимальной тяговой мощности, наилучшую топливную экономичность при различных режимах работы, автоматическое бесступенчатое изменение кру тящего момента и скорости вращения в зависимости от нагрузки. Изменение тягового усилия на ведущих колесах и скорости движе ния машины достигается благодаря автоматическому изменению передаточных отношений в гидротрансформаторе и в результате механического переключения в коробке передач. Приводом гидро
2 0 5
I
механической трансмиссии является двигатель, состоящий из гид ротрансформатора, коробки передач планетарного типа и меха низма управления.
Гидротрансформатор (рис. 90), представляющий собой гидрав лическую передачу, в которой энергия передается от ведущего элемента к ведомому с помощью жидкости, состоит из одного насосного 1, двух турбинных 2 колес, двух реакторов 3, сидящих на муфтах свободного хода 4. Насосное колесо является ведущим элементом гидротрансформатора и приводится во вращение через
Рис. 90. Гидротрансформатор |
машины |
ДК-2.8Д |
|
коробку отбора мощности; по окружности его равномерно рас положены лопатки, придающие определенное направление и ско рость потоку рабочей жидкости. Турбинные колеса трансформа тора приводятся во вращение энергией потока рабочей жидкости, создаваемой насосным колесом. На турбинных колесах имеются равномерно расположенные лопатки, форма которых обеспечивает максимальное использование энергии потока жидкости, переда ваемой к ним насосным колесом. Через ступицу турбинные колеса соединены с турбинным (ведомым) валом 5, который одновре менно является и ведущим валом коробки передач. Турбинные колеса включаются в работу и выключаются из нее автоматически последовательно при изменении сопротивления на ведомом валу (движителе) машины. Двухтурбинный трансформатор позволяет
2 0 6
получать автоматически, без переключения передач, два непре рывных интервала скорости движения машины.
Гидротрансформатор работает в двух режимах: гидротрансфор матора и гидромуфты. При работе в режиме гидротрансформа тора возможны две стадии:
1)оба реактора неподвижны и обеспечивают наибольшее уве личение крутящего момента между ведущим и ведомыми валами; реакторы изменяют направление потока масла, выходящего из турбинных колес, в сторону вращения насосного колеса, а следо вательно, увеличивают крутящий момент на турбинном (ведомом) валу;
2)первый (передний) реактор при снижении нагрузки на тур
бинном валу свободно вращается в потоке рабочей жидкости, при этом скорость вращения турбинных колес увеличивается и масло, выходя из них, ударяется о лопатки реактора таким обра зом, что блокировка его на муфтах свободного хода прекращается и он начинает свободно вращаться в потоке рабочей жидкости в направлении турбинного колеса. Степень увеличения крутящего момента уменьшается, скорость вращения турбинных колес уве личивается и становится ближе к скорости вращения насосно.го колеса.
Режим гидротрансформатора используют при трогании с ме ста, разгоне, внедрении ковша машины в горную массу, преодо лении подъемов и препятствий; при свободном вращении второго (заднего) реактора в потоке рабочей жидкости гидротрансфор матор превращается в гидромуфту. При этом скорость вращения турбинного колеса приближается к скорости вращения насосного колеса, а соотношение крутящего момента на ведущем и ведомом валах — к единице. При постоянной нагрузке гидротрансформатор автоматически переходит в режим работы гидромуфты.
Механическая коробка передач планетарного типа с гидрав лическим управлением на различных передачах обеспечивает необходимый диапазон крутящих моментов, передаваемых на ве дущие колеса, и позволяет получать две передачи — для движения вперед и назад. При двухступенчатом передаточном отношении гидротрансформатора и двухступенчатой механической коробке передач машина имеет по четыре (2x2) передачи для движения вперед и назад. При этом две из них включаются автоматически. Включение передач осуществляется с помощью фрикционов, без разрыва потока мощности к ведущим колесам. Коробка передач выполнена в одном агрегате с гидротрансформатором и пони жающим редуктором. Понижающий редуктор — трехступенчатый, вального типа — жестко прифланцован к картеру коробки передач и состоит из ведущего вала, который одновременно является ведомым валом коробки перемены передач, промежуточного вала и вала привода переднего и заднего мостов с сидящими на них шестернями. Нижняя часть корпуса коробки служит масляным баком, в ней размещен фильтр очистки масла и механизм отклю
2 0 7
чения заднего моста, состоящий из муфты, вилки и тяги. На выходном валу коробки передач может быть установлен дисковый стояночный тормоз.
Гидравлическая система гидромеханической трансмиссии слу жит для переключения передач в механической коробке, наполне ния полости гидротрансформатора рабочей жидкостью и обеспе чения ее циркуляции, смазки деталей и отвода тепла.
Карданная'^передача машины состоит из промежуточного кар данного вала, соединяющего согласующий редуктор с гидромеха нической коробкой передач, и двух карданных валов, соединяющих передний и задний мосты с гидромеханической коробкой передач.
К ходовой части машины относятся ведущие мосты, подвеска и рама. Ведущий мост (рис. 91) состоит из центрального редуктора, дифференциала п двух колесных планетарных редукторов. Веду щий мост служит для передачи крутящего момента от коробки передач на колеса со значительным его увеличением.
Межколесный дифференциал конический, с четырьмя сателли тами, установлен в картере редуктора на двух конических ролико подшипниках. Ганки подшипников стопорятся пластинами, закреп ленными двумя болтами. Подшипники дифференциала установлены в разъемных опорах картера и закреплены крышками.
Для ограничения буксования колес переднего моста при прямо линейном движении машины и повышения эффективности черпания горной массы на машине предусмотрена блокировка дифферен циала с помощью прижима роликов силовыми цилиндрами через систему рычагов и ось к протектору колес.
Колесная передача машины планетарного типа расположена с наружной стороны ступиц колес. Она служит для увеличения крутящего момента на колесе. Ведущая (солнечная) шестерня насажена на шлицы полуоси и находится в зацеплении с тремя сателлитными тестер иями.
В комплект каждого колеса входит обод размером 13.00X25" со сменными бортовыми кольцами, камера с вентилем и ободной лентой и двадцатишестислойная-шина 18.00X25. Давление воздуха в шинах 5 кгс/см2. Колесо закрепляется на ступице с помощью замкового кольца и специальных прижимов, которые надевают на шпильки и затягивают гайками.
Рама машины состоит из двух полурам, соединенных шарнир ным устройством, которое позволяет полурамам поворачиваться относительно друг друга в вертикальной плоскости на ±12° и в горизонтальной ±35°. Рама в сборе является остовом машины и служит для установки и крепления основных узлов и агрегатов машины.
Машина имеет два независимых привода тормозов: рабочий с пневматическим приводом, действующий на все колеса машины, и стояночный с пневмомеханическим приводом и воздействием на колеса только переднего моста. Машина может иметь также руч ной стояночный тормоз с механическим приводом и воздействием
2 0 8