Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 253
Скачиваний: 9
|
|
|
|
|
Фирма и |
Параметры |
«Эймко» |
(США) |
|
|
«Вабко» |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
«Эймко- |
«Эймко- |
«Эймко- |
«Эйм- |
мі |
SB |
911» |
912» |
915» |
ко-916» |
Колесная формула . . . |
4X4 |
4X4 |
4X4 |
4X4 |
|||
Масса машины, т . . . |
4,08 |
8,35 |
17,75 |
19 |
|||
Привод: |
|
|
|
|
|
|
|
т и п ............................... |
|
|
|
|
|||
мощность, |
л, |
с. . . |
98 I |
100 I |
196 |
I 196 |
|
охлаждение . . . . |
|
|
|
|
|||
Очистка |
отработанных |
|
|
|
|
||
газов . . .................. |
|
|
|
|
|||
Коробка передач: |
|
|
|
|
|
||
число |
передач . . . |
1+1 |
2 + 2 |
4+4 |
4+4 |
||
максимальная |
ско |
|
|
|
|
||
рость, км/ч . . . |
6,4 |
12,9 |
29 |
24,4 |
|||
Основные размеры, мм: |
|
|
|
|
|||
длина ........................... |
4170 |
7010 |
8690 |
8685 |
|||
ш и ри н а...................... |
1220 |
1525 |
2440 |
2440 |
|||
в ы с о т а ...................... |
1190 |
1370 |
1650 |
2005 |
|||
Угол поворота |
полурам, |
|
|
|
|
градус:
вгоризонтальной
плоскости . . . . |
±45 |
±45 |
±45 |
±45 |
в вертикальной плос |
|
|
|
|
кости ...................... |
|
±20 |
±20 |
±20 |
±20 |
Радиус поворота, м: |
2,57 |
|
|
|
|
наружны й.................. |
|
4,19 |
6,17 |
6,17 |
|
внутренний |
. . . . |
1,22 |
2,12 |
2,84 |
2,84 |
Преодолеваемый |
подъем, |
|
|
|
|
градус ........................... |
|
25 |
23 |
20 |
20 |
База, мм . . . |
. . . . |
1530 |
2400 |
3405 |
3405 |
Клиренс, м м ...................... |
|
207 |
195 |
380 |
406 |
Шины, дюйм: |
|
|
|
|
|
передние ...................... |
|
7,50X15 |
12,00x24 18,00x25 |
|
|
задние ........................... |
|
7,50X15 |
12,00x24 18,00x25 |
|
|
«Фадрома» |
Параметры |
(Польша) |
|
4X4 |
4X4 |
13,44 |
18,317 |
I 130 |
Дизе |
I 180 I |
|
|
Воз |
|
Комби |
3+3 |
4+4 |
36,9 |
38,6 |
7060 |
7670 |
2360 |
2540 |
1850 |
2130 |
±45 |
±45 |
±20 |
±20 |
6,76 |
8,53 |
25 |
25 |
2690 |
3350 |
406 |
406 |
14,00X25 16,00X25 14,00X25116,00X251
Фирма н
«Вагнер Майнинг
|
|
SLO-I |
MLO-100 |
ST-1 |
ST-2A |
ST-2B |
ST-3 |
|
|
2 |
|||||
Грузоподъемность, т . . |
2,3 |
4 .5 |
1,36 |
2,72 |
2,72 |
3,68 |
|
Объем ковша, м3 . . . . |
1 |
2.5 |
0,76 |
1,53 |
1,53 |
2,3 |
|
Усилие |
вырыва, кгс . . |
3500 |
6900 |
|
|
|
|
Колесная формула . . . |
4 X 4 |
4 X 4 |
4 X 4 |
4 X 4 |
4 X 4 |
4 X 4 |
|
Вес машины, т. . . . |
8 |
1,08 |
6,3 |
10 |
10 |
15 |
|
Привод: |
|
|
|
|
|
|
|
тип |
Л .................. |
|
|
|
|
|
Дизе |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 1 8 |
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 25
модель |
|
|
|
|
|
|
|
|
(США) |
«Шопф» (ФРГ) |
|
«Вагнер* |
(США) |
|
«ANF» |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
(Франция) |
450М |
L-62 |
L-110 |
MS-1 |
M S -l'/з |
MS-2 |
MS-3 |
462-НС |
|
4X 4 |
4X 4 |
4X 4 |
4X 4 |
4X 4 |
4X 4 |
4X 4 |
4X 4 |
|
27,28 |
5,8 |
16,3 |
4 ,5 |
|
|
13 |
|
|
льный |
|
|
|
|
|
|
|
|
250 |
54 |
128 |
- |
78 |
145 |
195 |
130 |
|
душное |
|
|
|
|
Водяное |
|
|
|
нированна я |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 + 3 |
1+1 |
3 + 3 |
— |
4 + 4 |
4 + 4 |
— |
3 + 3 |
|
28,9 |
20 |
20,8 |
34 |
19,8 |
21,4 |
39 |
28,7 |
|
8860 |
6150 |
8450 |
6000 |
6270 |
7450 |
8100 |
9350 |
|
3000 |
1820 |
2400 |
1980 |
— |
— |
2700 |
2500 |
|
2290 |
1840 |
1580 |
1500 |
1600 |
1750 |
1900 |
1650 |
|
± 45 |
± 3 5 |
± 3 5 |
— |
— |
— |
— |
_ |
|
± 2 0 |
± 2 0 |
± 20 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
8,09 |
6,8 |
7,4 |
4 ,7 |
_ |
_ |
_ |
6,5 |
|
— |
4,8 |
4 ,6 |
2,5 |
— |
— |
2,6 |
3,34 |
|
25 |
_ |
_ |
_ |
___ |
_ |
_ |
_ |
|
4110 |
2850 |
3650 |
— |
2650 |
3150 |
— |
3800 |
|
508 |
300 |
240 |
310 |
300 |
400 |
460 |
300 |
|
2 6 ,5 x 2 5 |
___ |
16,00X 25 |
___ |
___ |
___ |
___ |
18,00x24 |
|
26,5X 25 |
— |
16,00X 25 |
— |
— |
— |
— |
18,00X 24 |
|
модель |
|
|
|
|
|
|
|
|
Скип» |
(США) |
|
|
|
|
НИПИгормаш (СССР) |
||
ST-4A |
ST-4B |
ST-5A |
ST-5B |
ST-8 |
ПД-5* |
ПД-8 |
ПД-1 2* |
|
5,45 |
5,45 |
7,38 |
6,81 |
9,8 |
5 |
8 |
12 |
|
. |
3 |
3 |
3,8 |
3,8 |
6,12 |
2,5 |
4 |
6 |
4X4 |
4X4 |
4X4 |
4X4 |
4X4 |
4X4 |
4X4 |
4X4 |
|
17,2 |
17,2 |
19,4 |
18,3 |
26,1 |
11 |
22 |
26 |
льный
219
|
|
|
|
|
|
|
|
Фирма и |
|
|
«Фадрома» |
|
|
|
«Вагнер Майнпнг |
||
Параметры |
(Польша) |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
SLO-1 |
MLO— |
о |
ST-1 |
ST-2А |
ST-2B |
ST-3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Привод: |
|
75 |
155 |
|
|
|
|
|
мощность, |
л. с. . . |
|
78 |
78 |
78 |
145 |
||
охлаждение . . . . |
Водяное |
|
|
|
|
Воз |
||
Очистка отработанных га- |
|
|
|
|
|
|
|
|
з о в .................................... |
|
|
|
|
|
|
|
Комби |
Коробка передач: |
2 + 2 |
— |
|
4 + 4 |
|
|
|
|
число передач . . . |
|
4 + 4 |
4 + 4 |
4 + 4 |
||||
Максимальная |
скорость, |
|
34 |
|
|
|
|
|
км/ч ............................... |
|
20 |
|
18 |
21,4 |
20,8 |
29 |
|
Основные размеры, мм: |
|
|
|
6370 |
|
|
|
|
длина ........................... |
|
6500 |
8500 |
|
5480 |
6350 |
6370 |
|
ширина ...................... |
|
2200 |
2200 |
|
1880 |
1880 |
1550 |
2130 |
высота .......................... |
полурам, |
1900 |
1650 |
|
1140 |
1620 |
1400 |
1780 |
Угол поворота |
|
|
|
|
|
|
|
|
градус: |
|
|
|
|
|
|
|
|
вгоризонтальной
плоскости |
. . . . |
— |
— |
±3 5 |
+ 35 |
+ 35 |
±3 5 |
|
в вертикальной пло- |
|
|
+ 12 |
|
|
|
||
скости ...................... |
м: |
— |
— |
+ 12 |
± 12 |
— 12 |
||
Радиус поворота, |
|
4,55 |
4,57 |
|
4,52 |
|
||
наружный.................. |
. . . . |
6,1 |
4,72 |
4,88 |
||||
внутренний |
3,95 |
2,10 |
2,41 |
2,46 |
2,48 |
2.50 |
||
Преодолеваемый |
подъем, |
— |
|
31 |
30 |
28 |
18 |
|
градус |
............................... |
|
— |
|||||
База, м |
м .......................... |
|
2270 |
3180 |
2590 |
2130 |
2540 |
2490 |
Клиренс, |
м м ...................... |
|
350 |
430 |
160 |
330 |
230 |
380 |
Шины, дюйм: |
|
|
---- |
8 ,2 5 x 2 0 |
12,00X24 12,00x24 16,00X25 |
|||
передние ...................... |
|
— |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
задние .......................... |
|
— |
— |
8,25X 20 |
12,00X24 12,00x24 16,00x25 |
* ß стадии производства.
Машины разработаны и изготовляются различных размеров и емкости ковша в зависимости от объемного веса горной массы и назначения. Как пример на рис. 95 и 96 показаны ковшовые погрузочио-доставочные машины G-ST-5SL и G-ST11 фирмы «Гутехоффнунгсхютте» (ФРГ).
Самой распространенной в горнорудной промышленности из семейства ковшовых погрузочно-доставочных машин, выпускаемых
фирмами «Вагнер» и «Гутехоффнунгсхютте», |
является |
машина |
|||
G-ST-5A с ковшом емкостью 3,8 м3 и грузоподъемностью 7,38 т, а |
|||||
фирмой «Эймко» — машина |
«Эймко-911» |
с |
ковшом |
емкостью |
|
0,76 м3 и грузоподъемностью 2,27 т. |
|
(рис. |
97) |
имеет |
|
Погрузочно-доставочная |
машина G-ST-5A |
||||
пневмоколесную ходовую часть со всеми |
ведущими колесами при |
|
|
|
|
|
П р о д о л ж е н и е т а б л . 2 5 ' |
||
модель |
|
|
|
|
|
|
|
Скин» (США) |
|
|
|
|
ННПИгормаш (СССР) |
||
ST-4A |
ST--IB |
ST-5A |
ST-5B |
ST-S |
ПД-5* |
ПД-8 |
ПД-12* |
145 |
145 |
195 |
195 |
250 |
130 |
190 |
250. |
душное |
|
|
|
|
|
Водяное |
|
ннрованна*I |
|
|
|
|
|
|
|
4+4 |
4+4 |
4+4 |
4+ 4 |
4+4 |
2 + 2 |
2 + 2 |
2+ 2' |
39,2 |
34,2 |
37 |
32,2 |
35 |
16 |
25 |
30 |
8900 |
8050 |
8900 |
8050 |
9990 |
6860 |
9000 |
9200 |
2450 |
2130 |
2450 |
2130 |
2450 |
1700 |
2500 |
2500 |
1520 |
1760 |
1520 |
1830 |
1880 |
1570 |
1800 |
1910- |
±35 |
±35 |
±35 |
±35 |
±35 |
±35 |
±35 |
±35 |
±12 |
±12 |
±12 |
± 12 |
± 12 |
± 12 |
±12 |
±12. |
6,30 |
6,02 |
6,17 |
6,02 |
6,60 |
4,45 |
7,4 |
7,6 |
3,12 |
3,02 |
2,85 |
3,02 |
3,20 |
2,0 |
4,0 |
4,4 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
18 |
18 |
18 |
3400 |
3300 |
3400 |
3300 |
3450 |
2400 |
3600 |
3700 |
430 |
320 |
500 |
380 |
300 |
320 |
400 |
450 |
20,50X25 |
20,50X25 |
18,00X25 |
18,00X25 |
26,5X25 |
12,00x20 |
18,00X25 21,00X33 |
|
20,50X25 |
20,50X25 |
18,00x25 |
18,00x25 |
26,5X25 |
12,00x20 |
18,00X25 21,00X33- |
шарнирно-сочлененной раме, полурамы которой соединены между собой вертикальным шарниром, позволяющим с помощью гидро цилиндров поворачивать их относительно друг друга на 35° в лю бую сторону. На силовой полураме установлен дизельный двига
тель с |
воздушным охлаждением |
мощностью 174 л. с. |
марки |
|
F8L-714 |
фирмы «Дейтц» |
(ФРГ), |
гидротрансформатор |
модели |
С-8402 |
с максимальным |
коэффициентом трансформации |
К = 3,0, |
коробка передач модели 3420 фирмы «Кларк» (США) и ведущий мост с балансирной подвеской, позволяющей отклонение в любую
сторону на угол до 11°.
Кроме того, на силовой полураме находятся: два каталитиче ских нейтрализатора фирмы «Окси-Франс» (Франция), установ ленных по одному на каждый блок двигателя; жидкостный скруб-
220 |
221 |
бер; масляный и топливный баки; пневматическое, гидравлическое и электрическое оборудование, а также кабина водителя, распо ложенная поперек машины. Гидротрансформатор представляет со бой отдельный агрегат и крепится непосредственно к картеру ма ховика двигателя. Входной вал гидротрансформатора соединяется с маховиком двигателя через упругий ведущий диск.
Коробка передач четырехскоростная, реверсивная, со встроен ными дисковыми фрикционными муфтами, управляемыми с по мощью специального золотникового распределителя. Крутящий момент от гидротрансформатора на коробку передач передается карданным валом с промежуточной опорой. Передний и задний мосты по конструкции одинаковы, отличаются лишь картеры при
соединительными элементами к раме. Колесные |
передачи — пла |
|||
нетарного типа, встроены в ступицы |
колес. Все |
колеса |
машины |
|
снабжены колодочными |
тормозами, |
которые одновременно яв |
||
ляются рабочими, стояночными и аварийными. |
Привод |
тормо |
||
зов — пневматический. |
Тормозные |
цилиндры — двухпоршневые, |
работают на один рычаг: один поршень через шток воздействует на рычаг тормоза при рабочем торможении, другой при стоянке.
Стояночный тормоз — пружинный, |
нормально замкнутый и яв |
ляется одновременно аварийным. |
Растормаживается стояночный |
тормоз при достижении в цилиндре его привода давления, равного установленному в ресиверах, и срабатывает при падении давления в системе ниже допустимого. На передней полураме машины уста новлены двухбалочная стрела с ковшом и ведущий мост. Поворот ковша относительно стрелы производится одним гидроцилиндром двойного действия, а подъем и опускание стрелы — двумя цилинд рами. Передний ведущий мост крепится к полураме машины жестко.
Для улучшения тягово-сцепных качеств машина снабжена бло кирующим устройством для колес переднего моста, которое со стоит из двух стальных рифленых роликов диаметром 180 мм, же стко насаженных на одну ось гидравлического привода. Управле ние блокирующим устройством производится из кабины водителя нажатием на ножную педаль управления. При этом масло из ги дроаккумулятора поступает в гидроцилиндр, который своим што ком перемещает ось в направляющих и прижимает ролики к ко лесам переднего моста, блокируя их, т. е. исключая произвольный поворот (буксовку) одного колеса относительно другого. Машина имеет также систему автоматической противопожарной защиты.
Погрузочно-доставочная машина «Эймко-911» (рис. 98) пред назначена для производства погрузки и доставки горной массы при ведении подготовительно-нарезных и проходческих работ в выработках размером 1,8X1,8 м. Машина «Эймко-911» является самой малогабаритной машиной из погрузочно-доставочных ма шин с автономным приводом, выпускаемых зарубежными фир мами.
2 2 2
Особенности машины: кабина машиниста открытого типа, рас положена в средней части машины на задней полураме; силовая1 передача вместо гидромеханической коробки передач представляет собой гидрообъемный реверсивный с бесступенчатым регулирова нием вариатор, позволяющий мгновенно изменять скорость и на правление движения машины; пульт управления с одним рулевым колесом и педалью управления движением. При нажатии и накло не педали управления вперед или назад машина движется соот ветственно вперед или назад, после снятия ноги с педали гидрав-
Рнс. 98. Погрузочмо-доставочиап машина «Эймко-911»
лический вариатор автоматически занимает нейтральное положе ние и трансмиссия машины автоматически блокируется (заторма живается); полурамы шасси могут поворачиваться относительнодруг друга на угол 90°.
Преимуществами рассмотренных ковшовых погрузочно-доста вочных машин являются: высокая эффективность использования, небольшие основные размеры, автономный дизельный двигатель с системой очистки отработанных газов, четырехколесный привод, гидравлический привод управления, высокая маневренность в стес ненных условиях, способность преодолевать большие и затяжные уклоны.
§6. Эксплуатация погрузочно-доставочных машин
Втечение последнего десятилетия значительно увеличился вы пуск высокопроизводительных погрузочно-доставочных машин, в том числе с автономным дизельным приводом, которые все шире
2 2 3
■применяются для подземной погрузки, транспортирования и раз грузки горной массы.
Из отечественных горнорудных предприятий самоходное обору дование особенно широко применяют на Джезказганском горнометаллургическом, Ачисайском полиметаллическом комбинатах, рудниках Кривого рога и других рудниках.
Так, например, производительность машины ПДВ-2 с кузовом емкостью 1 м3, применяемой на шахтах Криворожского бассейна и на Североуральских бокситовых рудниках для подготовки бло ков под систему слоевого обрушения при доставке отбитой горной массы на расстояние 25 м, составляет 11 м3/'ч. При проходке под этажных выработок сечением 7,62 м2 на шахтах Криворожского бассейна применяют комплексы, включающие буровую каретку СБКНС-2П и погрузочно-доставочную машину ПДВ-2. Максималь ная скорость проходки одним забоем достигала 56 м/месяц при средней длине доставки 70 м.
На руднике «Комсомольский» Норильского горно-металлурги ческого комбината испытана машина МПДН-1 с кузовом емкостью 1,5 м3 при трехсменной работе на проходке оконтуривающего штрека сечением 10,8 м2. Горная масса представлена сульфидиро ванными рудами крепостью 5—8 по шкале проф. М. М. Протодьяконова с объемным весом 2,5 т/м3 в разрыхленном состоянии. Проходка и зачистка штрека производилась на отдельных участ ках длиной 50—60 м сверху вниз под утлом 10—12°, а также на горизонтальных участках и с подъемом в 5—7°. Доставлялась руда
по искривленным в плане выработкам |
на расстояние 90—165 м. |
В результате длительной эксплуатации |
машины при погрузке и |
транспортировании руды на расстояние 150 м была достигнута производительность 9 м3/ч. Техническая производительность маши ны по погрузке и транспортированию на 25 м составила 37,5 м3/ч, а только на погрузке — 71,4 м3/ч.
На шахте № 55 Джезказганского ГМК на разработке полезных ископаемых подземным способом камерно-столбовой системой с открытым выработанным пространством при очистной выемке из забоев и проходке выработок испытана погрузочно-доставочная •машина ПДН-ЗД с погрузочным ковшом емкостью 1,4 м3 и кузо вом 6 м3 грузоподъемностью 15 т. Ширина камер составляла 6— 15 м, высота 3,5—6 м, крепость руды 14—16 по шкале проф. М. М. Протодьяконова, объемный вес 2,5—2,8 т/м3, коэффициент разрыхления 1,6. Из забоев руду доставляли до рудоспуска, обо рудованного для боковой разгрузки кузова машины. Сечение ос новных откаточных выработок, по которым передвигалась маши на, составляло 16 м2 при ширине 4,5 м. Дорога по основным от каточным выработкам соответствовала влажному щебеночному
.шоссе. Дорожное покрытие в призабойном пространстве состояло из рваного абразивного камня с острыми кромками размером до 100—150 мм. Подъемы на отдельных участках достигали 10°. От каточные выработки имели закругления радиусом 12—20 м. Ма-
2 2 4
невры в очистных забоях производились по всей ширине камеры. При расстоянии транспортирования 180 м машиной была достиг нута производительность 320 т/смену.
На железорудной шахте «Северо-Песчанская» Богословского рудоуправления (Свердловская область) при эксплуатации маши ны ПДН-ЗД в условиях отработки системой торцового выпуска на подошву выработки при погрузке и вывозке горной массы с объ емным весом 3,1—3,9 т/м3 из панельных ортов сечением 14,7 м2, ширине выработки 4,2 м и расстоянии доставки до 100 м была достигнута производительность 460 т/смену.
На Миргалимсайском руднике Ачисайского полиметаллическо го комбината эксплуатируется ковшовая машина ДК-2.8Д с ков шом емкостью 5 м3 и грузоподъемностью 10 т. Для эффективной выемки наклонных залежей с применением самоходного оборудо вания здесь создан вариант камерно-столбовой системы разработ ки, в котором наклонное залегание рудного тела используется для организации работ в двух смежных (спаренных) камерах, отраба тываемых слоями в нисходящем порядке. В одной камере извле кают верхний, в другой — нижний уступ. Погрузочно-доставочные машины перемещаются из камеры в камеру через просеки в междукамерном целике. По мере выемки верхнего уступа кровлю кре пят железобетонными штангами. Руду в камерах отбивают взры вом шпуровых зарядов; погрузку руды в забое и транспортирова ние ее до бокового рудоспуска на расстояние 40—150 м произво дят машиной ДК-2.8Д. Сечение выработок 12—16 м2 при ширине 4—6 м. Движение машины осуществляется по почве рудной зале жи, зачищенной и спланированной самой машиной. Средний угол подъема 5—7° при длине до 50 м, радиусы закруглений 10—20 м. Объемный вес горной массы 2,8—3,2 т/м3. Размеры кусков — до 0,8 м в одном измерении. В процессе эксплуатации при длине до ставки 100 м машиной достигнута производительность 390 т/смену.
Машина ДК-2,8Д выполняет работы по зачистке и устройству дорог, доставке оборудования и материалов, погрузке подземных транспортных средств. Совмещение функций погрузки и доставки горной массы погрузочно-доставочными машинами ПДН-ЗД и ДК-2,8Д по сравнению с показателями работы комплекса машин, состоящего из погрузочной машины ПНБ-ЗК и самоходных ваго нов отечественного производства, позволило увеличить производи тельность труда рабочих по погрузке и доставке более чем в 2,5 раза и снизить стоимость погрузочно-доставочных работ почти на 50%. Уже на первой стадии горняки Ачисайского комбината довели производительность труда в бригадах, использующих само ходное оборудование, до 100—150 т/чел-смену на одного рабочего забойной группы, что в 3—4 раза выше средней производительно сти труда на аналогичных рудниках.
На шахте № 55 Джезказганского ГМК, работающей полностью на самоходном оборудовании, производительность труда рабочего
8 З а к . « 1 |
225 |