Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

забойной группы составила в среднем 55 т/чел-смену, что в 2,2 ра­ за выше, чем на шахтах, где применяется старая технология.

Рассмотрим некоторые примеры использования различных по- грузочно-доставочных машин за рубежом.

Рудник «Ренстром» (Швеция) разрабатывает крутопадающее полиметаллическое месторождение, вскрытие которого осуществ­ ляют вертикальными стволами н системой перепускных рудоспу­ сков. Применяют систему разработки горизонтальными слоями с гидравлической закладкой. Для вскрытия нижних горизонтов прой­ ден уклон, а в дальнейшем предполагается проведение спираль­ ного съезда. Погрузка и доставка отбитой руды производятся машинами «Каво-310» и «Каво-510». При максимальном расстоя­ нии доставки 40 м производительность машины «Каво-510» со­ ставляет 200 т/чел-смену.

На руднике «Ренисон» (Австралия) рудное тело отрабатывают слоевой системой с закладкой выработанного пространства. Отби­ тую руду грузят машиной ST-5A с ковшом емкостью 3,8 м3 в тран­ спортные машины «Вагнер» МТТ-423-38 с телескопическим кузо­ вом грузоподъемностью 23 т. Транспортирование на поверхность, осуществляют по наклонной выработке длиной 1060 м, пройден­ ной в лежачем боку залежи под углом 6,5°. При расстоянии транспортирования 1520 м средняя производительность доставки составляет 700 т/смену. В погрузочно-доставочном комплексе ра­ ботают, как правило, один погрузчик (погрузочно-доставочная ма­ шина) и три транспортные машины.

В железорудных шахтах Лотарингии (Франция) при дальности транспортирования горной массы 300—700 м широко применяют машины «Экспаскуп» с погрузочным ковшом и телескопическимкузовом грузоподъемностью 14—20 т. Машины работают с раз­ грузкой в промежуточный бункер, который связан с главным ство­ лом шахты посредством системы рельсового транспорта или лен­ точным конвейером длиной до 1000 м с дробилкой на входе, ис­ ключающей попадание на ленту слишком крупных кусков. Произ­ водительность одной машины грузоподъемностью 17 т при дально­ сти доставки 500 м составляет 400—600 т/смену.

На руднике «Кобар» (Австралия) месторождение разрабаты­ вают слоевой системой с закладкой. Отбитую в камерах руду гру­ зят и доставляют в рудоспуски машинами ST-5 и «Эймко-916». С почвы у рудоспуска руду грузят погрузочно-доставочной маши­ ной (транслоудером) TL-55 грузоподъемностью 10 т и доставляют до главного рудоспуска.

На никелевом руднике «Крейгмонт» (Канада) до 80% добывае­ мой руды перевозят машинами ST-4 и ST-5. Ежесменно по наклон­ ным выработкам между горизонтами перевозят 700 т руды. Для. спуска и подъема самоходных машин пройдена спиральная выра­ ботка сечением 4,88X2,9 м с уклоном 11°. Общая длина съезда составляет 3048 м. Почва забетонирована, а кровля закреплена анкерами с металлической сеткой. Примененная на этом руднике-

2 2 6



■спиральная выработка является одним из главных факторов рен­ табельной разработки бедных руд, которые раньше относили к категории забалансовых.

Суточная добыча рудника «Кирунаваара» (Швеция) составляет

'65 тыс.

т,

из них 16,3 тыс. т грузят и

доставляют

машинами

LD-450

фирмы «Вабко» грузоподъемностью Ю т е

ковшом

ем­

костью

3,2

м3. Разработка месторождения

ведется системой

под­

этажного обрушения. Для транспортирования руды и породы на расстояние до 200 м применяют 50 погрузочно-доставочных машин LD-450. Производительность машины LD-450 при дальности до­ ставки 80 м и двухсменной работе (2000 моточасов в год) со­ ставляет 400 тыс. т горной массы в год. Здесь же используют машины D-710, производительность которых при длине доставки 150 м составляет 33 м3/ч.

На калийных рудниках ГДР при буровзрывном способе выемки полезных ископаемых для погрузки и доставки горной массы ши­ роко применяют в забоях и штреках машины G-ST-5T-8 и G-ST-11 с ковшами емкостью 5,6 и 8,5 м3 грузоподъемностью 8 и 12 т фирмы «Гутехоффнунгсхютте» (ФРГ). Применение погрузоч­ но-доставочных машин позволяет получить производительность 850—1200 т/сутки на одну машину. На рудниках в эксплуатации находится около 60 машин таких моделей.

Погрузку и транспортирование горной массы от рудоспусков на руднике «Мальмбергет» (Швеция) осуществляют машинами LD-450 с ковшами емкостью 5 м3 и грузоподъемностью 10 т. Про­ изводительность таких машин на очистных работах составляет 1400 т/смену.

На железном руднике «Пилот Кноб» (США) производитель­ ностью 1,86 млн. т/год применяют машины ST-1,5 и ST-5A грузо­ подъемностью 2,7 и 8 т. Эти машины перемещаются по выработ­ кам, пройденным с уклоном в направлении ориентировки камер и

.целиков. Для свободного доступа и перемещения самоходного обо­ рудования в пределах подэтажа, а также с подэтажа на подэтаж в породах лежачего бока залежи пройдены связывающие их на­ клонные спиральные выработки сечением 4,9X3,6 м с углом на­ клона 8—12°, по которым отбитую руду из очистных камер до­ ставляют. этими машинами к капитальным рудоспускам.

На руднике «Пинч Лейн» (Канада) применяют слоевую си­ стему с закладкой. Горную массу грузят и доставляют к рудо­ спуску машинами ST-5, а затем разгружают в дизельные само­ свалы «Эвклид-13» грузоподъемностью 13 т и транспортируют на поверхность. В комплексе работают две погрузочно-доставочные машины и три самосвала.

Рудник «Памоур» (Канада) первым из золотодобывающих руд­ ников этой страны применил для погрузки и доставки руды маши­

ны

ST-4A с ковшом емкостью 3,0 м3. При

расстоянии

доставки

.260

м средняя производительность на

машину

составила

400

т/смену горной массы.

 

 

8 *

2 2 7


На рудниках «Ульебек» (Канада) и «Фит-Геп» (США) для доставки отбитой руды к блоковым и капитальным рудоспускам используют транслоудеры TL-55 и TL-70 грузоподъемностью 6,3 и 9,5 т. Производительность первых при длине доставки до 500 м составляет 250—600 т/смену, вторых — при длине доставки 600 м составляет 350—800 т/смену.

Погрузочно-доставочные машины за рубежом успешно приме­ няют также на проходке подготовительных и нарезных горных выработок, при этом они показывают хорошие . результаты при уборке горной массы. Так, на рудниках компании «Фалконбрпдж» (Канада) с помощью машины ST-5 за 59 дней была пройдена вы­ работка сечением 4,5X6.25 м длиной 300 м.

На руднике «Тексада» (Канада) при проходке наклонной вы­ работки сечением 4,2X4,2 м под углом 7° машина ST-5A рабо­ тает в комплексе с трехперфораторной буровой кареткой фирмы «Атлас Копко» ВВС-100. Комплексная бригада из трех человек обеспечивает выработку на человека 0,9 м/смену.

На руднике «Уайт Пайн» (США) производительность погрузоч- но-доставочных машин ST-5A при проходке штрека и расстоянии доставки 60, 180 и 300 м составила соответственно 170, 80 и 50 т/ч.

При подготовке месторождений системой наклонных выработок на руднике «Бункер Хилл» (США) используют малогабаритные погрузочно-доставочные машины «Эймко-911» и «Эймко-912»; здесь двумя машинами за один год пройдено 1829 м выработки сечением 2,4X2,6 м с углом наклона 9°. Среднесменная скорость проходки составила 4 м, производительность труда проходчика —

2 м/чел-смену.

спаренных наклонных

выработок

(одна

Скоростная проходка

по породе, другая по руде) с помощью машины

ST-2B и

трех

самосвалов «Янг Багги»

грузоподъемностью 4,5

т осуществлена

на медном руднике «Англо-Ройн» (Канада). Эти выработки вскры­ ли нижележащие запасы месторождения. Сечение выработок 2,7X3 м, угол наклона 12°, расстояние между ними 10 м. В смену работали три бурильщика, два водителя самосвалов и один води­ тель погрузочно-доставочной машины. Одновременно в проходке находилось три забоя. Буровое оборудование перевозили из одного забоя в другой погрузочно-доставочной машиной в контейнере. Общая длина наклонных выработок, пройденных за 171 день, со­

ставила 1777 м,

среднесуточная

скорость

проходки 10 м,

макси­

мальная— 19,8

м. Стоимость 1

м выработки

составила

170 дол­

ларов.

 

 

1

 

 

машин

Из обобщения опыта работы

погрузочно-доставочных

следует, что:

 

производительности могут

значительно

отли­

показатели по

чаться для машин

одного и того же типа

при одинаковом

рас­

стоянии доставки, что объясняется большим разнообразием горно­ технических и эксплуатационных условий;

эффективное расстояние доставки составляет 50—500 м;

2 2 8


сечение выработок определяется основными размерами машин и размерами зазоров и проходов;

объем подготовительно-нарезных выработок, сечение которых определяется основными размерами погрузочно-доставочных ма­ шин, составляет 0,5—3,0 м на 1000 т добычи;

углы наклона выработок, по которым доставляется руда, не превышают 10—12°, перегон машин из забоя в забой осуществ­ ляется по выработкам с уклоном до 20°;

наиболее характерны породы и руды объемным весом 2,6— 3,5 т/м3 и крепостью 10—16 по шкале проф. М. М. Протодьяконова.

Основные неисправности погрузочно-доставочных машин, воз­ никающие в период эксплуатации, и методы их устранения приве­ дены в табл. 26.

В процессе эксплуатации погрузочно-доставочных машин допу­ скается применять только рекомендованные марки топлива, масел

исмазочных материалов, а также охлаждающей жидкости, ката­ литических элементов и химических реактивов.

Необходимо помнить, что от качества эксплуатационных мате­ риалов зависит срок службы узлов и агрегатов машины и токсич­ ность отработанных газов, поэтому данные по ним должны быть подтверждены паспортом или сертификатом. Применение топлива

имасел без подтверждения их марки и качества соответствующи­ ми документами не допускается.

Заправлять емкости топливом и маслами следует с помощью заправочных пистолетов и, лишь в крайнем случае, из чистой посу­ ды. Все емкости погрузочно-доставочной машины следует заправ­ лять отстоявшимися и отфильтрованными топливом и маслами.

При эксплуатации погрузочно-доставочных машин необходи­ мо пользоваться топливом, удовлетворяющим следующим требо­ ваниям: воспламенение при достаточно низкой (350—380° С) тем­ пературе, хорошее воспламенение, сгорание без образования нага­ ра, отсутствие кислот, воды и механических примесей.

Для двигателей как основное рекомендуется малосернистое дизельное топливо по ГОСТ 4749—49 двух марок: летнее дизель­ ное ДЛ и зимнее дизельное ДЗ, предназначенное соответственно для эксплуатации при температуре окружающего воздуха выше 0 и 30° С.

Применяемые марки масла и смазочных материалов должны соответствовать рекомендациям, приведенным в § 4 гл. II (табл. 7 и 8), а также карте смазки погрузочно-доставочной ма­ шины.

В системе охлаждения двигателя следует применять мягкую (дистиллированную или дождевую) воду. Жесткая вода образует на стенках водяной рубашки и радиатора накипь и ухудшает теп­ лообмен. При отсутствии мягкой воды разрешается применять эмульсию, приготовленную из воды и эмульсола Э-1(А) или

2 2 9