Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 9
забойной группы составила в среднем 55 т/чел-смену, что в 2,2 ра за выше, чем на шахтах, где применяется старая технология.
Рассмотрим некоторые примеры использования различных по- грузочно-доставочных машин за рубежом.
Рудник «Ренстром» (Швеция) разрабатывает крутопадающее полиметаллическое месторождение, вскрытие которого осуществ ляют вертикальными стволами н системой перепускных рудоспу сков. Применяют систему разработки горизонтальными слоями с гидравлической закладкой. Для вскрытия нижних горизонтов прой ден уклон, а в дальнейшем предполагается проведение спираль ного съезда. Погрузка и доставка отбитой руды производятся машинами «Каво-310» и «Каво-510». При максимальном расстоя нии доставки 40 м производительность машины «Каво-510» со ставляет 200 т/чел-смену.
На руднике «Ренисон» (Австралия) рудное тело отрабатывают слоевой системой с закладкой выработанного пространства. Отби тую руду грузят машиной ST-5A с ковшом емкостью 3,8 м3 в тран спортные машины «Вагнер» МТТ-423-38 с телескопическим кузо вом грузоподъемностью 23 т. Транспортирование на поверхность, осуществляют по наклонной выработке длиной 1060 м, пройден ной в лежачем боку залежи под углом 6,5°. При расстоянии транспортирования 1520 м средняя производительность доставки составляет 700 т/смену. В погрузочно-доставочном комплексе ра ботают, как правило, один погрузчик (погрузочно-доставочная ма шина) и три транспортные машины.
В железорудных шахтах Лотарингии (Франция) при дальности транспортирования горной массы 300—700 м широко применяют машины «Экспаскуп» с погрузочным ковшом и телескопическимкузовом грузоподъемностью 14—20 т. Машины работают с раз грузкой в промежуточный бункер, который связан с главным ство лом шахты посредством системы рельсового транспорта или лен точным конвейером длиной до 1000 м с дробилкой на входе, ис ключающей попадание на ленту слишком крупных кусков. Произ водительность одной машины грузоподъемностью 17 т при дально сти доставки 500 м составляет 400—600 т/смену.
На руднике «Кобар» (Австралия) месторождение разрабаты вают слоевой системой с закладкой. Отбитую в камерах руду гру зят и доставляют в рудоспуски машинами ST-5 и «Эймко-916». С почвы у рудоспуска руду грузят погрузочно-доставочной маши ной (транслоудером) TL-55 грузоподъемностью 10 т и доставляют до главного рудоспуска.
На никелевом руднике «Крейгмонт» (Канада) до 80% добывае мой руды перевозят машинами ST-4 и ST-5. Ежесменно по наклон ным выработкам между горизонтами перевозят 700 т руды. Для. спуска и подъема самоходных машин пройдена спиральная выра ботка сечением 4,88X2,9 м с уклоном 11°. Общая длина съезда составляет 3048 м. Почва забетонирована, а кровля закреплена анкерами с металлической сеткой. Примененная на этом руднике-
2 2 6
■спиральная выработка является одним из главных факторов рен табельной разработки бедных руд, которые раньше относили к категории забалансовых.
Суточная добыча рудника «Кирунаваара» (Швеция) составляет
'65 тыс. |
т, |
из них 16,3 тыс. т грузят и |
доставляют |
машинами |
|
LD-450 |
фирмы «Вабко» грузоподъемностью Ю т е |
ковшом |
ем |
||
костью |
3,2 |
м3. Разработка месторождения |
ведется системой |
под |
этажного обрушения. Для транспортирования руды и породы на расстояние до 200 м применяют 50 погрузочно-доставочных машин LD-450. Производительность машины LD-450 при дальности до ставки 80 м и двухсменной работе (2000 моточасов в год) со ставляет 400 тыс. т горной массы в год. Здесь же используют машины D-710, производительность которых при длине доставки 150 м составляет 33 м3/ч.
На калийных рудниках ГДР при буровзрывном способе выемки полезных ископаемых для погрузки и доставки горной массы ши роко применяют в забоях и штреках машины G-ST-5T-8 и G-ST-11 с ковшами емкостью 5,6 и 8,5 м3 грузоподъемностью 8 и 12 т фирмы «Гутехоффнунгсхютте» (ФРГ). Применение погрузоч но-доставочных машин позволяет получить производительность 850—1200 т/сутки на одну машину. На рудниках в эксплуатации находится около 60 машин таких моделей.
Погрузку и транспортирование горной массы от рудоспусков на руднике «Мальмбергет» (Швеция) осуществляют машинами LD-450 с ковшами емкостью 5 м3 и грузоподъемностью 10 т. Про изводительность таких машин на очистных работах составляет 1400 т/смену.
На железном руднике «Пилот Кноб» (США) производитель ностью 1,86 млн. т/год применяют машины ST-1,5 и ST-5A грузо подъемностью 2,7 и 8 т. Эти машины перемещаются по выработ кам, пройденным с уклоном в направлении ориентировки камер и
.целиков. Для свободного доступа и перемещения самоходного обо рудования в пределах подэтажа, а также с подэтажа на подэтаж в породах лежачего бока залежи пройдены связывающие их на клонные спиральные выработки сечением 4,9X3,6 м с углом на клона 8—12°, по которым отбитую руду из очистных камер до ставляют. этими машинами к капитальным рудоспускам.
На руднике «Пинч Лейн» (Канада) применяют слоевую си стему с закладкой. Горную массу грузят и доставляют к рудо спуску машинами ST-5, а затем разгружают в дизельные само свалы «Эвклид-13» грузоподъемностью 13 т и транспортируют на поверхность. В комплексе работают две погрузочно-доставочные машины и три самосвала.
Рудник «Памоур» (Канада) первым из золотодобывающих руд ников этой страны применил для погрузки и доставки руды маши
ны |
ST-4A с ковшом емкостью 3,0 м3. При |
расстоянии |
доставки |
.260 |
м средняя производительность на |
машину |
составила |
400 |
т/смену горной массы. |
|
|
8 * |
2 2 7 |
На рудниках «Ульебек» (Канада) и «Фит-Геп» (США) для доставки отбитой руды к блоковым и капитальным рудоспускам используют транслоудеры TL-55 и TL-70 грузоподъемностью 6,3 и 9,5 т. Производительность первых при длине доставки до 500 м составляет 250—600 т/смену, вторых — при длине доставки 600 м составляет 350—800 т/смену.
Погрузочно-доставочные машины за рубежом успешно приме няют также на проходке подготовительных и нарезных горных выработок, при этом они показывают хорошие . результаты при уборке горной массы. Так, на рудниках компании «Фалконбрпдж» (Канада) с помощью машины ST-5 за 59 дней была пройдена вы работка сечением 4,5X6.25 м длиной 300 м.
На руднике «Тексада» (Канада) при проходке наклонной вы работки сечением 4,2X4,2 м под углом 7° машина ST-5A рабо тает в комплексе с трехперфораторной буровой кареткой фирмы «Атлас Копко» ВВС-100. Комплексная бригада из трех человек обеспечивает выработку на человека 0,9 м/смену.
На руднике «Уайт Пайн» (США) производительность погрузоч- но-доставочных машин ST-5A при проходке штрека и расстоянии доставки 60, 180 и 300 м составила соответственно 170, 80 и 50 т/ч.
При подготовке месторождений системой наклонных выработок на руднике «Бункер Хилл» (США) используют малогабаритные погрузочно-доставочные машины «Эймко-911» и «Эймко-912»; здесь двумя машинами за один год пройдено 1829 м выработки сечением 2,4X2,6 м с углом наклона 9°. Среднесменная скорость проходки составила 4 м, производительность труда проходчика —
2 м/чел-смену. |
спаренных наклонных |
выработок |
(одна |
Скоростная проходка |
|||
по породе, другая по руде) с помощью машины |
ST-2B и |
трех |
|
самосвалов «Янг Багги» |
грузоподъемностью 4,5 |
т осуществлена |
на медном руднике «Англо-Ройн» (Канада). Эти выработки вскры ли нижележащие запасы месторождения. Сечение выработок 2,7X3 м, угол наклона 12°, расстояние между ними 10 м. В смену работали три бурильщика, два водителя самосвалов и один води тель погрузочно-доставочной машины. Одновременно в проходке находилось три забоя. Буровое оборудование перевозили из одного забоя в другой погрузочно-доставочной машиной в контейнере. Общая длина наклонных выработок, пройденных за 171 день, со
ставила 1777 м, |
среднесуточная |
скорость |
проходки 10 м, |
макси |
|||
мальная— 19,8 |
м. Стоимость 1 |
м выработки |
составила |
170 дол |
|||
ларов. |
|
|
1 |
|
|
машин |
|
Из обобщения опыта работы |
погрузочно-доставочных |
||||||
следует, что: |
|
производительности могут |
значительно |
отли |
|||
показатели по |
|||||||
чаться для машин |
одного и того же типа |
при одинаковом |
рас |
стоянии доставки, что объясняется большим разнообразием горно технических и эксплуатационных условий;
эффективное расстояние доставки составляет 50—500 м;
2 2 8
сечение выработок определяется основными размерами машин и размерами зазоров и проходов;
объем подготовительно-нарезных выработок, сечение которых определяется основными размерами погрузочно-доставочных ма шин, составляет 0,5—3,0 м на 1000 т добычи;
углы наклона выработок, по которым доставляется руда, не превышают 10—12°, перегон машин из забоя в забой осуществ ляется по выработкам с уклоном до 20°;
наиболее характерны породы и руды объемным весом 2,6— 3,5 т/м3 и крепостью 10—16 по шкале проф. М. М. Протодьяконова.
Основные неисправности погрузочно-доставочных машин, воз никающие в период эксплуатации, и методы их устранения приве дены в табл. 26.
В процессе эксплуатации погрузочно-доставочных машин допу скается применять только рекомендованные марки топлива, масел
исмазочных материалов, а также охлаждающей жидкости, ката литических элементов и химических реактивов.
Необходимо помнить, что от качества эксплуатационных мате риалов зависит срок службы узлов и агрегатов машины и токсич ность отработанных газов, поэтому данные по ним должны быть подтверждены паспортом или сертификатом. Применение топлива
имасел без подтверждения их марки и качества соответствующи ми документами не допускается.
Заправлять емкости топливом и маслами следует с помощью заправочных пистолетов и, лишь в крайнем случае, из чистой посу ды. Все емкости погрузочно-доставочной машины следует заправ лять отстоявшимися и отфильтрованными топливом и маслами.
При эксплуатации погрузочно-доставочных машин необходи мо пользоваться топливом, удовлетворяющим следующим требо ваниям: воспламенение при достаточно низкой (350—380° С) тем пературе, хорошее воспламенение, сгорание без образования нага ра, отсутствие кислот, воды и механических примесей.
Для двигателей как основное рекомендуется малосернистое дизельное топливо по ГОСТ 4749—49 двух марок: летнее дизель ное ДЛ и зимнее дизельное ДЗ, предназначенное соответственно для эксплуатации при температуре окружающего воздуха выше 0 и 30° С.
Применяемые марки масла и смазочных материалов должны соответствовать рекомендациям, приведенным в § 4 гл. II (табл. 7 и 8), а также карте смазки погрузочно-доставочной ма шины.
В системе охлаждения двигателя следует применять мягкую (дистиллированную или дождевую) воду. Жесткая вода образует на стенках водяной рубашки и радиатора накипь и ухудшает теп лообмен. При отсутствии мягкой воды разрешается применять эмульсию, приготовленную из воды и эмульсола Э-1(А) или
2 2 9