Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 9
При обкатке необходимо тщательно следить за работой всех механизмов машины, периодически прослушивать и осматривать двигатель, агрегаты силовой установки, трансмиссии, а также уст ранять неисправности. После окончания обкатки необходимо слить масло из всех заправочных емкостей и залить свежее в баки систем рабочего оборудования и механизма поворота. В картеры всех редукторов машины залить для промывки дизельное топливо до уровня контрольных отверстий и проехать на второй передаче с периодическими плавными поворотами машины, подъемами и опусканиями рабочего оборудования.
Г л а в а VI
ОСНОВЫ РАСЧЕТНОГО ВЫБОРА САМОХОДНОГО ПОГРУЗОЧНОГО И ДОСТАВОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
§ 1. Техническая производительность погрузки
Взаимодействие рабочего органа шахтной погрузочной машины ■с грудой горной массы, отделенной от массива, условно называе мой штабелем, схематически показано на рис. 99. В зависимости от направления отделения горной массы от штабеля все погрузоч ные органы принято разделять на устройства нижнего, верхнего и бокового захвата. Во всех случаях погрузочная машина передівигается по почве горной выработки, при этом планирование креп кой почвы (удаление неровностей в форме гребней, выступов и т. п.) не является функцией погрузочной машины. При наличии неровностей возможен вертикальный перекос машины, для устра нения которого рабочий орган машины вместе с приемной плитой, ■если она имеется, всегда может несколько подниматься и опу скаться относительно номинального уровня опорной поверхности.
При правильной ориентировке машины любого типа передняя атакующая кромка (рабочий кант) погрузочной головки должна двигаться по контакту штабеля насыпного груза и почвы выра ботки, работая по принципу клина и осуществляя подъем некото рой части груза, находящейся у основания штабеля.
В машинах нижнего захвата |
(рис. 99, а) |
рабочий кант является |
вместе с тем и передней кромкой рабочего |
органа (ковш, лоток, |
|
лопата и т. п.); в машинах |
верхнего |
и бокового захвата |
(рис. 99, б и в) рабочим кантом является передняя кромка прием ной плиты.
В некоторых современных погрузочных машинах внедрение ра бочего канта совмещено с погрузкой. Например, машины нижнего захвата непрерывного действия с возвратно-поступательным (виб рационным или толчковым) движением рабочего органа могут про изводить погрузку немедленно после первичного внедрения рабо чего канта в штабель. В машинах верхнего и бокового захвата внедрение рабочего канта также незначительно, так как захват из штабеля и нагребание груза к передаточному конвейеру осуществ
2 4 5
ляется специальными рабочими органами в виде гребка или лапы (рис. 99, б не) .
Наибольшая глубина внедрения необходима для заполнения ковшового рабочего органа машин нижнего захвата. При внедре нии рабочего канта, осуществляемого напорным усилием машины,, ковш захватывает некоторый объем груза, т. е. при выводе ковша
|
|
|
|
|
в зоне штабеля по заданной |
|||||
|
|
|
|
|
траектории, Даже в оптималь |
|||||
|
|
|
|
|
ном режиме совмещенного чер |
|||||
|
|
|
|
|
пания |
(при |
одновременном |
|||
|
|
|
|
|
осуществлении |
напорного дви |
||||
|
|
|
|
|
жения машины и подъема ков |
|||||
|
|
|
|
|
ша) |
требуется |
преодолеть |
|||
|
|
|
|
|
весьма высокие сопротивления, |
|||||
|
|
|
|
|
складывающиеся из сил тяже |
|||||
|
|
|
|
|
сти груза и самого ковша, сил |
|||||
|
|
|
|
|
противодавления и внутреннего- |
|||||
|
|
|
|
|
трения в штабеле. Все внешние |
|||||
|
|
|
|
|
силы |
должны |
преодолеваться |
|||
|
|
|
|
|
двигателями |
погрузочной или |
||||
|
|
|
|
|
погрузочно-доставочной маши |
|||||
|
|
|
|
|
ны, для чего необходима боль |
|||||
|
|
|
|
|
шая установленная |
мощность |
||||
|
|
|
|
|
двигателей |
и |
металлоемкость |
|||
|
|
|
|
|
машины. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В машинах верхнего за |
|||||
Рис. |
99. Схемы |
взаимодействия pa- |
хвата вес гребка йревращается |
|||||||
|
бочего |
органа |
со штабелем: |
в полезную силу, способствую |
||||||
а — ннжнпй |
захват: |
б — верхний захват: |
щую его внедрению в штабель. |
|||||||
|
|
— боковой захват |
Направления |
силы |
реакции |
|||||
силы |
напора |
|
|
штабеля движению |
гребка и |
|||||
машины совпадают, поэтому |
для этих |
машин |
(рис. 99,6) принципиально возможны минимальный вес и уста новленная мощность двигателей.
В машинах бокового захвата внедрение рабочего органа произ водится в наклонной плоскости (над приемной плитой). При этом скошенные передние кромки лапы захватывают и нагребают груз непосредственно над плоскостью приемной плиты.
Условимся называть переднюю кромку любого рабочего орга на погрузочной машины активным кантом. Оценивая работу ма шины, можно установить, что активный кант машин нижнего за хвата одновременно является и их рабочим кантом. Для других групп погрузочных машин оба эти канта разделены. Рабочий кант (передняя кромка приемной плиты) имеет длину /р и определяет ширину захвата груза с одной установки машины; активный кант имеет размер /а и определяет величину зоны (объем) единичного захвата груза за одно движение рабочего органа. При этом /а для
2 4 6
машин верхнего захвата является шириной гребка (или ряда греб ков), а для машин бокового захвата — высотой лапы или скребка.
Насыпной груз в штабеле представлен кусками различной круп ности, произвольно расположенными по всему объему штабеля. Поэтому, если условия внедрения рабочего канта, движущегося по контакту между почвой и штабелем, можно считать практически равноценными для всех типов машин, то условия внедрения актив ного канта машин нижнего, верхнего или бокового захвата яв ляются различными.
Величина усилий внедрения рабочего канта при прочих равных условиях определяется в основном необходимой глубиной его внедрения, а также размером /р и углом наклона внедряемой пло
скости а. Эффективность внедрения активного канта, |
кроме |
того, |
в большой степени зависит от взаиморасположения |
канта |
и от |
дельных кусков горной массы в штабеле. |
|
|
Как показывают специальные исследования, впереди твердого
инструмента, проникающего |
в какую-либо |
среду, |
возникает |
зона |
повышенного уплотнения насыпного груза |
(уплотненное ядро), ко |
|||
торая активно воздействует |
на остальную |
среду, |
вызывая |
нару |
шение связей и отделение некоторых объемов. Это явление яв ляется общим для процессов механического разрушения горных пород и погрузки горной массы из штабеля. Уплотненные ядра возникают перед любым внедряемым в штабель кантом — рабочим или активным, но эффективность захвата в каждом случае будет различной.
Главным техническим параметром машин, предназначенных для погрузки и перемещения взорванной горной массы (насыпного груза), является их техническая производительность, т. е. макси мальное объемное (м3) или весовое (т) количество груза, факти чески пропускаемого машиной в единицу чистого времени при рабо те в реальных производственных условиях. Применительно к шахтным погрузочным машинам величина технической производи тельности QT зависит не только от конструктивных и технических параметров машин, но и от горнотехнических условий гг свойств горной массы. Учитывая изменчивость этих условий и свойств, наиболее правильно будет определение значений технической про изводительности погрузочных машин за сравнительно короткий промежуток времени, в течение которого машина может работать без технических или организационных задержек и перестановок. Техническую производительность шахтных погрузочных машин принято измерять в м3/мин. Она представляет собой фактическую номинальную производительность, которая кратковременно может быть обеспечена шахтной машиной данного типа при непрерывной работе (по чистому машинному времени).
Величина технической производительности погрузочной маши ны зависит от теоретической (расчетной) производительности Q ее рабочего (погрузочного) органа, представляющей собой геометри ческий объем некоторого идеального сыпучего материала, который
247
может быть погружен в единицу времени рабочим органом погру зочной машины того или иного типа. Теоретическая производи тельность зависит от размеров, конструкции и кинематики рабоче го органа и выражается в м3/мин.
Эксплуатационной производительностью Q3 называют действи тельную производительность машины в конкретных горнотехниче ских условиях с учетом размеров выработки, способа доставки горной массы, организации погрузки и доставки, а также опреде ляемых ею перестановок, задержек и перерывов в работе. Экс плуатационная производительность, таким образом, является комплексным фактическим показателем, который может быть обеспечен в течение достаточно длительного времени (например, 1 ч) при данных параметрах погрузочной и доставочной машины, горнотехнических условиях, степени использования, организации работ, способе и схеме транспортирования горной массы. В общем случае
Q > QT > OÜ > М3/МИН. |
(1> |
Оценивая значение каждого из трех этих показателей произво дительности, заметим, что они тесно связаны между собой и поз воляют обоснованно выбрать основные параметры шахтных само ходных погрузочных и доставочных машин.
Так, по величине теоретической производительности Q следует выбирать размеры, кинематику и выполнять прочностной расчет рабочего органа. Значение Q непосредственно определяет и тех ническую производительность машин QT, которая, в свою очередь, влияет на выбор системы передачи груза и является исходной для расчета действующих усилий, необходимого веса и мощности дви гателей погрузочной или транспортной машины. Кроме того, QT необходима для установления их эксплуатационной производи тельности Q3, являющейся основной величиной при проектирова нии организации и графика работы в конкретном забое (выра ботке) и при разработке прогрессивных технических нормативов эксплуатации машин.
В общем виде теоретическая производительность рабочего ор гана может быть представлена раздельно для двух основных ви
дов погрузочных |
машин — непрерывного |
и периодического |
дей |
|||
ствия. |
|
производительность непрерывно действующего |
||||
Теоретическая |
||||||
погрузочного органа |
|
|
|
|
||
где F — площадь |
QH= 60Fv3, м3/мин, |
|
|
(2) |
||
сечения потока насыпного груза, |
забираемого |
|||||
из штабеля, м2; ѵ3— средняя скорость захвата, |
м/сек. |
|
|
|||
Площадь F определяется конструктивной компоновкой рабоче |
||||||
го органа |
(вылет |
и высота нагребающих |
лап |
или |
консольных |
|
скребков, |
рабочий |
радиус дисковых фрез |
и т. |
п.) и зависит |
в ос |
новном от свойств штабеля (крепость, масса, кусковатость горной
2 4 8