Файл: Кальницкий Я.Б. Самоходное погрузочное и доставочное оборудование на подземных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Число рейсов в час составит ;?'=60/fp; если вывозка горной

массы производится несколькими Челноковыми вагонетками или самосвалами, то общее число рейсов пр= п т и рейсов в час, где

пгв — число работающих вагонеток.

Интервал времени между приходом вагонеток к погрузочной ма­

шине t ' = 60/np = ^p/mB, мин.

Пауза в работе погрузочной машины (искомое время интерва­ ла между уходом груженой и подачей под погрузку порожней ва­ гонетки или самосвала)

Йшт --=t' /„огр = —

---- pf- . мин.

(20)

т0

<2т

 

При достаточно большом сечении выработки, позволяющем последовательно устанавливать под загрузкой две челноковые вагонетки или два самосвала, пауза / 'нт может быть почти пол­

ностью устранена (если правильно подобрано число работающих транспортных машин). Из формулы (20) следует, что для обеспе­

чения t'mr 0 на вывозке груза должно работать т в =

ваго-

неток или самосвалов.

В общем виде на основании уравнений (17), (18) и (20) мож­ но написать следующую формулу для определения времени про­ стоев погрузочной машины при погрузке горной массы в челноко­ вые вагонетки или самосвалы:

HLAk

Й>

Яв

( 21)

— 1

тв

МИН.

Яв

QT

 

При погрузке горной массы в вагонетки рельсовой откатки продолжительность простоев погрузочной машины может быть определена по формуле, аналогичной выражению (18),

к =

(по 1) tmiT, МИН,

 

где по — число подач под

погрузку одиночных вагонеток

или со­

ставов (за 1 цикл), равное

 

 

 

 

V

HLAk

(22)

по = ----=

--------- ,

 

2 ? 0

Щй

 

здесь г — число вагонеток,

одновременно подаваемых под

погруз­

ку непосредственно к погрузочной

машине. Для машин

прямой

погрузки 2= 1; для машин ступенчатой погрузки 2 зависит от дли­ ны (вылета) передаточного конвейера; в случае применения под­ весных или мостовых проходческих конвейеров 2 может быть рав­ ным полному составу электровозной откатки;' ^”нт— время между

уходом от машины груженых и поступлением под погрузку порож­ них вагонов.

Определить f’HT можно аналогично расчету соответствующей величины tmn для Челноковых вагонеток, т. е.

2 5 8


2Lp

+

0, мин,

(23)

v0

где Lp — среднее расстояние откатки

от погрузочной машины да

разминовки или пункта обмена

вагонеток, м;

— средняя ско­

рость откатки, м/мин; 0 — продолжительность маневрирования на обменном пункте, мни.

В общем виде на основании уравнений (22) и (23) получим формулу для определения времени простоев погрузочной машины при вывозке горной массы в вагонетках на рельсовом ходу

/ HLAk

2LD

(24)

Z?D

МИН.

 

 

Полученная формула показывает, что и при рельсовом тран­ спорте могут быть созданы условия, при которых простой 4 бу­ дет практически исключен. Очевидно, это возможно, если

H LAk

или

z =

H L A k

(25)

 

--------

Яъ

Таким образом, простои погрузочной машины из-за транспорта могут быть полностью ликвидированы при:

применении конвейерного транспорта или промежуточных бун­ керных емкостей (вагонов или поездов);

правильном подборе числа самосвалов, Челноковых или обыч­ ных вагонеток. При использовании обычных вагонеток общая ем­ кость состава должна быть равна объему горной массы, получае­ мой за цикл. Погрузка такого еостава возможна в случае приме­ нения мостовых или подвесных конвейеров, под консолью которых можно разместить весь состав.

2. Время подхода и отхода машины t 2. Так как погрузочные

машины используют всегда в

комплексе

со взрывной

отбойкой

горной массы, неизбежна затрата времени на

отход

от

забоя и

последующую подачу к забою

(после взрывания и проветривания).

Продолжительность периода

 

 

 

 

 

 

4 =

, мин,

 

 

 

 

(26)

где LM— расстояние отхода машины от забоя

(для полной гаран­

тии от повреждения машины

при взрывании

шпуров

обычно

LM^25-b30 м); ѵи — скорость

маневрового перемещения

маши­

ны, м/мин.

 

 

 

 

 

 

При правильной организации работ время

t 2 может

быть со­

кращено, по крайней мере, вдвое — при

осуществлении

подхода-

машины к забою в последние минуты проветривания.

При

всех

условиях затрата времени t2 не превышает 5—8 мин и мало влияет

на величину эксплуатационной производительности погрузочных машин.

9 *

2 5 9 ’


3. Время работы по креплению U. В ряде случаев в СССР

самоходные погрузочные машины черпающего типа используют для механизации подъема грузов и, в частности, верхняков крепи. При этом на ковше машины монтируют специальное подъемное приспособление в виде вилки, захватывающей верхняк, подни­ мающей его шэд кровлю и удерживающей до установки стоек кре­ пи. Если породы кровли достаточно устойчивы и позволяют рабо­ тать без временного крепления, то использование погрузочной машины на установке основного крепления может иметь место со­ вершенно независимо от погрузки и, следовательно, t 3 = 0 . При необходимости установки крепления одновременно с погрузкой (слабая кровля) время, затрачиваемое погрузочной машиной на подъем верхняков, равно

U = (*у + *м» + ta-i- Q , мин, (27)

где А — подвиганне забоя за один цикл, м; Ск — расстояние меж­

ду

рамами крепления, м; £у— время укладки

верхняков

на вил­

ках

подъемного приспособления (0,5—1

мин); 7МД— время

монта­

жа и демонтажа подъемного приспособления

(сдвоенная

вилка),

надеваемого на ковш машины

(4,5—5 мин);

£ц — время

одного

цикла (подъем — опускание

ковша),

при

подъеме верхняков

^ц=0,4-^0,5 мин; t n — время установки ног крепи, подводимых под удерживаемый машиной верхняк (1,5—2 мин).

Таким образом, приблизительно

 

Ч = 7Г -. мши

(28)

Следовательно, при правильной организации работ и выборе параметров машины возможно уменьшение времени вспомога­ тельных операций Гв, а в дальнейшем и полное устранение этих затрат времени.

Возвращаясь к исходной формуле (9) для определения расчет­ ной эксплуатационной производительности погрузки, можно запи­ сать ее иначе:

<2э

60HLAk

м3/ч. (29)

 

Я

HLAk

2Ak +

tg ф + 4ІМ

 

Чт-о

+ С

ѴМ

Формула (29) показывает, что при правильных организации работ, способе транспортирования горной массы, сочетаниях по­ грузки с другими процессами (бурение, взрывание, проветривание, крепление), обоснованном выборе радиуса погрузки можно пол­ ностью избежать организационных простоев. В этом случае экс­ плуатационная производительность погрузочной машины будет

равна технической производительности.

260


§ 3. Комплексный расчет

Приведенная выше методика расчета производительности са­ моходных машин позволяет эксплуатационнику, проектировщику и конструктору обоснованно выбрать погрузочные и транспортные машины для любых заданных горнотехнических условий, придер­ живаясь следующей общей схемы:

а) по графику цикличности и исходя из заданной скорости подвигания выработки необходимо установить значение требуемой

эксплуатационной производительности погрузки

Qa и

определить

по формулам (14) и (15) необходимую

величину

радиуса по­

грузки;

(28) и

(16)

определить

б) по формулам (21), (23), (26), (27),

все составляющие и полное время простоев погрузочной машины при данной схеме организации работ. Очевидно, что при проекти­ ровании новых шахт и участков следует ориентироваться на такие схемы организации работ, при которых время Тв —0 или мини­ мально;

в) по формуле (4) рассчитать необходимую техническую про­ изводительность погрузочной машины QT, м3/мин; по этой величи­ не, установленной действующим в СССР ГОСТ 18574—73, следует выбрать погі узочную машину ближайшей большей производи­ тельности с тем способом захвата и общей схемой, которая наибо­ лее соответствует данным горнотехническим условиям.

В определении этих величин и заключается выбор машины для эксплуатационника или проектировщика. Конструктор же делает расчет машины более детально. По формуле (6) необходимо вы­ числить коэффициент захвата ф для данного сочетания горнотех­ нических условий и далее по формуле (2) определить необходи­ мую теоретическую производительность Q, зная которую можно выбрать все основные конструктивные и кинематические парамет­ ры погрузочной машины, а также выполнить полный расчет дей­ ствующих усилий и мощности привода погрузочного и транспорт­ ного самоходного оборудования. Порядок и необходимые данные для таких расчетов приведены в специальных руководствах [14, 39, 44, 67]. Кроме того, в последние годы нашими ведущими проектно­ конструкторскими институтами Гипрорудмаш (по погрузочным ма­ шинам), НИПИгормащ (по погрузочно-доставочным машинам), Гипроуглегормаш (по самоходным вагонам) разработаны деталь­ ные типовые методики инженерного расчета указанных машин, широко используемые в конструкторской практике.

Рассмотренная выше общая методика позволяет технически до­ статочно обоснованно выбирать погрузочные и транспортные машины для любых условий их применения, конструировать маши­ ны не на основе волевых показателей, а в соответствии с горнотех­ ническими требованиями и производить необходимые технико-эко­ номические расчеты по определению эффективности существую­ щих и вновь проектируемых погрузочных и доставочных самоход­ ных машин.

2 6 1


Г л а в а VI I

НАДЕЖНОСТЬ САМОХОДНОГО ПОГРУЗОЧНОГО

ИДОСТАВОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

§1. Общие сведения о надежности самоходных машин

Поддержание самоходных забойных комплексов в работоспо­ собном состоянии требует значительных материальных затрат и привлечения большого количества обслуживающего и ремонтного персонала.

Так, на рудниках Джезказганского и Ачисайского комбинатов, эксплуатирующих самоходное оборудование, годовой расход па запасные части составляет 15—20% первоначальной стоимости машин, а число ремонтников почти равно числу забойных рабочих. На участках постоянно находится в ремонте 20—30% всего парка машин. Однако и эти меры не обеспечивают бесперебойной работы забоев, и на участках приходится содержать парк резервных ма­ шин. Неоправданно большое число дорогостоящего самоходного оборудования обусловливает рост амортизационных отчислений и цеховых расходов, которые по сравнению с эксплуатацией несамо­ ходного оборудования увеличились соответственно в 1,7—2 и 1,3—1,4 раза.

Причинами большой аварийности и частых простоев самоход­ ных машин являются несовершенство их конструкции, недостаточ­ но высокое качество изготовления, малые сроки службы узлов и механизмов, неудовлетворительная эксплуатация, отсутствие хоро­ шо разработанной системы планово-предупредительного ремонта, поэтому в настоящее время вопросы обеспечения надежности ра­ боты и долговечности подземного самоходного оборудования стали особо актуальными.

Надежность самоходных машин следует рассматривать как приспособленность конструкции машины и ее элементов «выпол­ нять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показа­ тели в заданных пределах в течение требуемого промежутка вре­ мени или требуемой наработки» [41].

Надежность машины обусловливается ее безотказностью, ре­ монтопригодностью, долговечностью и сохранностью.

.2 6 2