Безотказность — свойство машины (механизма, узла, детали) непрерывно сохранять работоспособность в определенных условиях
эксплуатации и в течение заданной наработки. |
она мо |
Работоспособность — состояние машины, |
при котором |
жет выполнять заданные функции. |
машины к |
восста |
Ремонтопригодность — приспособленность |
новлению ее работоспособности предупреждением, обнаружением и устранением отказов методами технического обслуживания и ре-
. монта.
Долговечность — «свойство горной машины (оборудования) со хранять работоспособность до предельного состояния с необходи мыми перерывами для проведения технического обслуживания и ремонтов» [41].
Важным свойством при хранении и транспортировании машин, запасных узлов и частей является- сохранность — способность со хранять исправность в течение определенного промежутка време ни в определенных условиях хранения и перевозки.
Для правильной оценки надежности самоходных машин ниже приведены некоторые термины надежности согласно ОСТ 24.080.01.
Равнопрочность — состояние узлов и деталей машины, при ко тором напряжения в них равны для данных условий эксплуатации.
Равноизносность — свойство узлов и деталей машин иметь рав ную интенсивность износа (один и тот же срок службы).
Неисправность — состояние машины, при котором она не соот ветствует хотя бы одному из требований технической документа ции. Различают неисправности, вызывающие и не вызывающие отказы.
Отказ — событие, приводящее к нарушению работоспособности машины (механизма, узла, детали и т. п.). Классификация отказов подробно рассмотрена в работах [49, 53]. В работе Г. С. Рахутина [53] предложено анализировать отказы по следующим основ ным группам признаков: влияние на безопасность работы, харак тер устранения неисправностей, причины и время возникновения отказов, влияние на работу главной машины комплекса, возмож ность последующего использования элементов.
Все отказы делят на две группы: внезапные (мгновенные) и постепенные (износовые).
Внезапные отказы являются случайными и вызываются скачко образным и внезапным изменением параметра. Причинами этих отказов чаще всего бывают дефекты изготовления машин или не правильные приемы управления ими во время эксплуатации. Так, внезапным отказом погрузочной машины ПНБ-ЗК чаще всего яв ляются порывы конвейерной цепи, излом зуба звездочки приводной головки, прорыв масла в гидросистеме; внезапные отказы экскава тора ЭП-1: излом проушин крепления ковша к головке рукояти, заклинивание каната в ковшовом блоке.
Постепенные (износовые) отказы вызываются обычно износом или цикличной усталостью узлов и деталей машины. Такие отка-;