Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 16
решеток и, следовательно, практически не зависит от числа Рей нольдса. Поэтому для таких колес »изменение к. п. д. колеса, связанное с потерями на трение в межлопаточном канале,
(/^11і-з)тр — |
______ 1______ |
|
фиг (1 + |
ßnp + ßtp) ’ |
|
в такой же мере зависит от числа Re„, как |
коэффициент (іі_2)Тр- |
В более узких колесах число Рейнольдса должно влиять также на коэффициент напора срц2. В случае колес обычной конструкции
влияние Re„ на сри2 и при малых относительных ширинах Ь2 может быть установлено только на основании экспериментальных данных. Для колеса «насоса трения», состоящего из близко рас положенных дисков, влияние Re„ на напор и к. п. д. можно уста новить аналитически [14] на основании приближенного решения дифференциальных уравнений, описывающих течение в таком ко лесе. Увеличение числа Reu в дисковом роторе, согласно расче там, вызывает уменьшение коэффициента напора, в результате чего (ArU-aRp увеличивается и к. п. д. уменьшается. В обычных центробежных ступенях увеличение числа Re(i приводит к воз растанию к. п. д. В «безлопаточном» колесе потери энергии свя заны только с потерями на трение. При заданном значении срг2 и возрастании Reu абсолютная величина потерь энергии в без лопаточном колесе уменьшается, но одновременно происходит уменьшение передачи механической энергии от дисков к потоку, в результате чего напор и к. п. д. уменьшаются.
Возможность уменьшения передачи энергии от вращающихся дисков к потоку может быть пояснена простым примером. Пред ставим себе прямолинейный кусок трубы, по которому движется газ. Сила, действующая на участок трубы со стороны потока вслед ствие движения вязкого газа, будет тем большей, чем больше коэф фициент трения, т. е. чем меньше число Рейнольдса. Если обра тить движение, т. е. перемещать трубу, то газу, находящемуся в ней, вследствие трения о стенки будет сообщаться энергия. Пере дача энергии от трубы к газу будет тем большей, чем больше силы трения между газом и стенками, т. е. чем меньше число Рейнольдса. Рассмотренный пример показывает, что при передаче энергии от твердых стенок к потоку вследствие увлечения пристеночных слоев газа стенками уменьшение числа Рейнольдса должно вызывать некоторое увеличение теоретического коэффициента напора, а уве личение Re„ — уменьшение сри2. _
Увеличение относительной ширины безлопаточного колеса Ь2, т. е. увеличение расстояния между дисками резко влияет на к. п. д. и коэффициент напора такой конструкции. Например,
увеличение ~Ь2 от 0,01 до 0,02 при г%= 3ru |
Reu = 8,5-103 и |
|
Фг2 = 0,01, |
согласно расчетам, вызывает падение к. п. д. с 0,58 |
|
до 0,46 и |
уменьшение коэффициента напора iß |
с 0,43 до 0,28. |
60
Следовательно, увеличение относительной ширины центробежного
колеса Ь2 резко уменьшает влияние внутренних поверхностей дисков на передачу энергии от колеса к газу, т. е. влияние дисков на коэффициент сри2.
Отсутствие методов расчета потерь в турбулентном ядре те чения, а также потерь, вызванных отрывами потока от стенок
изатратой энергии на поддержание вторичных токов в межлопа точных каналах, вынуждает использовать для суждения о по терях в колесах весьма приближенные методы, основанные на использовании пока еще весьма ограниченных опытных данных
изамене детального рассмотрения течения в колесе оценкой ка чества колес по таким критериям, как угол раскрытия эквива лентного конического диффузора или диффузорность канала,
определяемая по отношению входной и выходной площадей, Подобные критерии лишь в какой-то мере позволяют судить о величине потерь энергии:
При оценке качества колеса по углу раскрытия «эквивалент ного» диффузора следует иметь в виду, что течения во вращающемся криволинейном канале, работающем параллельно с соседними ка налами, и в неподвижном коническом или плоскомдиффузоре совершенно различны. Потери энергии во вращающихся каналах разной конфигурации при одних и тех же углах раскрытия экви валентного диффузора не могут быть одними и теми же, так как угол раскрытия эквивалентного диффузора не характеризует потери даже в неподвижных каналах, на работу которых влияет целый ряд факторов, не учитываемых понятием эквивалентного диффузора. К этим факторам относится форма поперечного се чения канала, характер изменения сечения по длине, форма сред ней линии канала, профиль скоростей при входе [50, 54]. Изме нение угла раскрытия эквивалентного канала бэ позволяет судить о тенденции изменения потерь в родственных, близких конструк циях, отличающихся, например, только числом лопаток г2 или их выходным углом ß2jI. Совершенно разнородные конструкции по существу лишь случайно могут иметь одинаковые коэффи циенты потерь при одних и тех же углах ß2jl. Вместе с тем не следует отрицать целесообразность использования приближенных методов оценок элементов проточной части по таким критериям, как 6Э, при недостаточном количестве опытных данных о потерях в центробежных колесах и отсутствии иных методов оценки работы колес и возможности постановки эксперимента.
Инженерные оценкисвойств колес, основанные на экспери ментальных данных, предпочтительнее, чем Имеющиеся в зарубеж ной литературе попытки свести определение потерь в каналах сложной конфигурации к расчету потерь на трение по гидравли ческим радиусам сечений и формулам для коэффициента трения в прямых трубах. Критика подобного подхода, наиболее четко изложенного В. Траупелем, с достаточной полнотой дана в ра боте [44].
61
2.4. Т Е Ч Е Н И Е В ЗАЗОРЕ М ЕЖ ДУ |
ДИСКОМ |
РАБО ЧЕГО КОЛЕСА И СТЕНКОЙ |
КОРПУСА |
Для определения удельной мощности /г и коэффициента % при расчете ступени, а также для вычисления теоретического коэф фициента напора колеса срц2 по суммарной газодинамической характеристике ступени необходимо знать относительные про
течки через лабиринтные уплотнения покрывающего диска |
ßnp |
и относительные потери на дисковое трение ßTp. Мощность, |
за |
трачиваемая на преодоление сил трения, приложенных к наруж ным поврехностям дисков колеса со стороны газа, зависит от течения в зазорах между вращающимися дисками и стенками корпуса. Для определения расхода газа через уплотнения ра бочего колеса требуется знать перепад давления в лабиринтных уплотнениях, который также зависит от потока в зазоре между диском колеса и корпусом. Распределения давлений по поверх ности дисков колеса позволяют вычислять осевое усилие, дей ствующее со стороны .потока на ротор центробежной ступени. Поэтому вопрос о течении газа в зазоре между вращающимся ди ском и корпусом заслуживает специального рассмотрения.
При выполнении проектных расчетов для определения ßTp и ßnp обычно используются приближенные формулы, основанные на результатах исследований потока между вращающимся и не подвижным дисками при отсутствии расходного радиального те
чения в зазоре между ними. Величина |
ßTp |
определяется в этом |
||
случае формулой |
[44] |
|
|
|
|
|
ßTp = 0,086/103т.2А2фг2ф((2, |
(2.80) |
|
где |
т2 — относительное загромождение |
выходного сечения ко |
||
леса |
лопатками; |
коэффициент фг2— здесь |
и далее подсчитан |
с учетом величины т2 (см. примечание на стр. 16).
Формула (2.80) характеризует мощность, затрачиваемую на преодоление сил трения, приложенных к одной стороне вращаю щегося диска. Протечки через покрышечные уплотнения могут быть вычислены по формуле А. Стодолы
(2.81)
Здесь <хл — коэффициент расхода лабиринтного уплотнения, ал ^
»#1 |
для гладкого уплотнения и ал ^ 0,7— для ступенчатого |
||
[44]; |
D„ — средний диаметр |
уплотнения; |
sr — радиальный за |
зор; |
2 Л— число гребней в |
уплотнении |
и рл — средняя плот |
ность газа.
Если написать уравнение Бернулли в относительном движе нии с учетом потерь давления в колесе 6px_2
Pi -j- 0,5pi®?— 0,5рі<йѴі = /?2 -]- 0,5р2®2—- 0,5р2<в“/"2 -|- брі—2
62
/
и принять, что потери давления
брі_2 = 0,5рі®і — 0,5р2йУІ, то повышение давления в колесе
Рі — Pi — 0,5CÖ2 (р2/2 — p/i)- |
(2.82) |
Согласно экспериментальным и теоретическим исследованиям, при отсутствии расходного течения в радиальном направлении среднее значение окружной составляющей скорости в зазоре между
диском и корпусом при малых зазорах между ними си ^ 0,5сог. Если пренебречь всеми составляющими скорости, кроме окруж ной, и вязкими членами в уравнении (1.1), то
Ф |
U |
(2.83) |
|
dr |
Г |
||
|
Поэтому при си = 0,5сог после интегрирования уравнения (2.83) будем иметь формулу, определяющую изменение давления в зазоре
Р-2 — Ал = 0 ,1 2 5 р лсй2(/2 — г\), |
(2.84) |
где рл — давление перед уплотнением со стороны осевого зазора при г = г,.
После вычитания (2.84) из (2.82) получим приближенное со отношение для определения перепада давления в уплотнении
Дрл = рл— рі = 0,375рлсо2 (іі — п). |
(2.85) |
|
Учитывая формулы (1.22), (2.81) и |
(2.85), |
|
ь - - |
|
р.86) |
где У ka2— приближенное значение |
р2/рл, a sr = sr/r2. |
Фор |
мула (2.86) рекомендуется для подсчета ßnp при расчетном режиме работы ступени [44].
При заданных размерах лабиринтного уплотнения расход газа через него, согласно формуле (2.81), зависит только от плот ности газа рл и перепада давления Арл, причем небольшие изме нения перепада Дрл сравнительно мало влияют на расход Gnp. Из формул (2.80) и (2.86) следует, что чем больше относительная
ширина колеса 62 и коэффициент расхода срг2, тем меньшими ока
зываются величины ßTp и ßnp. При относительной |
ширине |
5 s 0,05 и фг2 0,25 сумма ßnp + ßTp не превосходит 0,04. По |
|
этому, даже если подсчитывать значения ßnp и ßTp |
по приближен |
ным, дающим сравнительно большую погрешность формулам,
ошибка в значениях ßnp |
и ßTp при больших относительных ши |
||||
ринах колес |
и коэффициентах |
расхода |
мало сказывается на |
||
результатах |
подсчета |
величин |
% или |
сри2, |
зависящих от |
суммы 1 + ßnp + ßTp. В |
этом случае допустимо |
использование |
63