Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 16
приближенных формул (2.80) и (2.86). При малых значениях Ь2 или срл2 сумма ßnp+ßT оказывается большей, и ошибка в ее опре делении уже более заметно сказывается на величине у, найденной по известному значению ф„2, или на сри2, вычисленной по опытному значению %.
Для колес с малой относительной шириной Ь2 или с малым коэффициентом фг2 ошибка в определении суммы ßnp -+- ßTp с помощью формул (2.80) и (2.81) иногда может приводить к фи зически нереальному результату при подсчете напорного к. п. д. ступени или колеса по опытной величине политропиого к. п. д. т|пол. В этом случае напорный к. п. д. ступени
■Па ' |
Л п о л 0 + ß n p " г Р т р ) |
может иногда получаться большим, чем единица.
Рис. 2.6. Схема расходного раднального течения около дис ков колеса в ступени промежуточного тина
Такой результат связан прежде всего с неточностью формулы . (2.80), основанной на опытных данных, полученных при опытах с дисками, вращающимися в камере при отсутствии расходного радиального течения в зазоре между диском и корпусом. В дей ствительности, около покрывающего диска всегда имеется расход ное радиальное течение, обусловленное протечками газа через лабиринтные уплотнения и направленное от периферии диска к центру. Около рабочего диска в последней ступени компрессора расходное радиальное течение также' направлено от периферии к центру, а в промежуточной ступени — всегда от центра к пери ферии (рис. 2.6). Поэтому формула (2.80), в основу которой поло жены опытные данные, полученные при Gnp = 0, является лишь приближенной и справедливость ее тем меньше, чем больше рас ход через лабиринтное уплотнение, вызывающий появление рас ходного радиального течения в осевом зазоре около диска колеса.
Задача о турбулентном течении между вращающимся диском и стенкой корпуса при наличии расходного радиального течения может быть решена с помощью общих уравнений движения (1.1) —
64
(1.3) и уравнения неразрывности (1.8), дополненных эмпириче скими соотношениями, позволяющими получить замкнутую си стему уравнений. Впервые приближенное решение этой задачи было предложено А. А. Ломакиным.
Для отыскания решения будем считать, что течение около диска осесимметричное, а зазор между диском и стенкой узкий, его ширина s значительно меньше длины зазора г2—гл. Изменением плотности газа в зазоре будем пренебрегать. В.этом случае урав нения (1.1) — (1.3) несколько упростятся — в них можно отбро
сить члены, |
|
содержащие касательные напряжения |
тгг, тги, |
тиі 1 и та, как |
малые по сравнению со остальными членами урав |
||
нений. После |
интегрирования уравнений (1.1) — (1.3) |
и '(1.8) |
по ширине зазора в пределах о т2 = 0дог = 5с учетом условия непроницаемости твердых стенок можно получить три интеграль ных соотношения, содержащих пять'неизвестных:
L.JL |
JL AB- -и |
XrZ |
J=s • |
(2.87) |
||
г dr |
р |
dr |
' |
р |
2 =о’ |
|
d_ |
Tzu |
z==s. |
|
|
|
( 2.88) |
dr |
p |
z=o’ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь и далее z — 0 соответствует неподвижной стенке, a z —
— s — вращающемуся диску.
Экспериментальные данные о течении при Gnp ф 0 показывают, что при достаточно узких зазорах вся область течения занята тур булентным потоком и не может быть разделена на ядро ипогранич ные слои [20]. Оценка толщин пограничных слоев при Gnp = 0 по результатам Окайи и Хасегавы, изложенным в работе [20], показывает, что в этом случае при соотношениях, имеющих место в ц. к. м., весь осевой зазор заполнен вязким потоком и нельзя выделить какое-либо ядро течения, в котором допустимо прене бречь влиянием вязкости. Согласно результатам, приведенным в [20], сумма толщин пограничных слоев на диске б и неподвиж ной стенке б' равна
6 + 6 '= 0,217г
Следовательно, при s •< 6 + 6' вязкий поток занимает всю ширину полости между диском и стенкой. В центробежных ступенях, как правило, это условие выполняется.
При s< 0,03r2 распределения |
скоростей |
по ширине за |
зора можно аппроксимировать |
степенными |
зависимостями, |
5 Г. Н. Ден |
65 |
использованными в работе [28]. У стенки корпуса:
сг |
с,0— а'согѴ |
(2.90) |
|
си— соrY |
(2.91) |
а у вращающегося диска: |
|
|
<Ѵ= сго + |
а'о)/-(1 — У) (і — ^ T 1)2] |
(2.92) |
си= сor |
(2.93) |
Здесь Y = cu0/wr, сг0 и си0 — значения составляющих скорости при z = 6' и s — г = 6; а,' — опытный коэффициент.
z/s
Рис. 2.7. Распределения скоростей по ширине осевого зазора между диском колеса и корпусом по измерениям А . Н . Шершневой и Г. И .
Семенова:
1 — s = 0,01; 2 — s = 0,05; ---- и — — — по фор мулам (2.90)—(2.93)
При отсутствии расходного течения, согласно работе [20], 6 = 0,9686', т. е. 6 л* 6'. Примем, что и в рассматриваемом слу чае 6 = 6' = 0,5s, т. е. что профили скоростей (2.90) — (2.93) сращиваются в середине зазора. Отметим, что формулы (2.90) — (2.93) согласуются с опытными данными только при малой ширине зазора (рис. 2.7). При s > О.ОЗгз опытные распределения скоро стей по ширине зазора заметно отклоняются от зависимостей (2.90) — (2.93).
Примем, что связь напряжений трения на стенках со скоро стями имеет такой же вид, как в случае течения в прямой круглой трубе или около пластины. Для стенки корпуса
Т 7 = Л (-Т І ) " ; р О = * » | » о. |
Р-94) |
66
а у вращающегося диска
(£>Г— си = А |
V J s - z )1 |
(2.95) |
р ѵ := тг, |
На стенке корпуса и на диске будут выполняться условия:
Tzu|z=0 |
___ Сц |
. |
^ги |z=s |
___ |
tor — сц |
(2.96) |
Tzr |z=0 |
Cr |
г~*0 ' |
Tzr |z=s |
|
cr |
|
Если принять в соответствии с данными работы |
[28] а' = 0,25 |
и положить А = 8,74, т — 1/7, то после подстановки соотноше ний (2.90) — (2.96) в уравнения (2.87) — (2.89) и выполнения простых преобразований получим обыкновенные дифференциаль
ные уравнения, |
позволяющие найти закрутку потока в середине |
|||||||
зазора Y и давление в зазоре р: |
|
|
|
|
||||
- w 2(4 - К + |
0,0555+ 0,0048 4 - — [1 — 1,24697 (1 —К)]} = |
|||||||
ол |
9 |
|
|
а s2 |
|
|
|
|
|
= ßr3'75( ^ ) ° ’25 [(1 — К)1'75 —у1,75]; |
|
(2.97) |
|||||
|
dp |
9 Г \ Г + |
8 + 56 J |
63 q d-r \ s r j + |
|
|
||
|
drГ? |
|
|
|||||
_l_ 010065 _rf_r(i — 2У)- O'0022x2 |
d .r*_L[l — 1,272У(1 — У)] — |
|||||||
sr |
dr |
[(1 _ |
rs |
dr |
y U 5 j _ |
p--I.7 S ^ |
1,25 |
|
_ ^ - l , 7 5 |
y ) 1 .7 5 _ |
X |
||||||
X |
[(1 — K)0'75 — K0’75] |
l - i - S - —0,0371(1 — 2K)|, |
(2.98) |
|||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 = |
p = 2 Ä ä 'S5R e«; |
R e = ^ - ; |
|
|
|||
|
2лр(йГ^2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
no’ |
r — . |
> S2 — , |
|
|
||
|
|
pci)-/-“ |
|
r2 |
|
r2 |
|
|
Параметр q представляет собой отношение радиальной со ставляющей средней скорости в зазоре при г — г2 к окружной скорости диска на периферии его сог2. и может быть назван коэф фициентом расхода через осевой зазор. Вторым параметром, оп ределяющим течение в зазоре, согласно уравнениям (2.97) —■ (2.98), является комплекс s2Re0’2, в котором показатель степени у числа Re зависит от показателя степени m в формулах (2.90) —
(2.95). При течении от центар q > 0, а при расходном течении в за зоре, направленном от периферии к центру, q < 0 .
5* |
67 |
Для интегрирования уравнений (2.97) — (2.98) необходимо задать граничные условия на одном из концов осевого зазора.
Например, при течении к центру следует задать давление р2 и закрутку потока перед входом в зазор Y 2 при г = 1. Резуль таты интегрирования этих уравнений на ЭВМ «Урал 2» при по
стоянной ширине зазора s = s2 и различных значениях q и s2Re0-2 приведены в работе [4].
Систему, состоящую из рабочего колеса и стенок корпуса, можно рассматривать как три различные турбомашины, работаю щие параллельно и имеющие одно и то же давление р2 при г = г2.
Если расходное течение направлено к центру (q < 0), то в первом приближении закрутка потока перед зазором при г = /-2 может быть принята такой же, как при выходе из колеса, т. е. К2 = срц2.
При течении от центра (р > 0) естественно принять, что при вы ходе из лабиринтного уплотнения вала закрутка потока неве
лика или отсутствует. Коэффициент q зависит от конструкции лабиринтного уплотнения и перепада давлений в рабочем колесе р 2—р0. Лабиринтное уплотнение представляет собой «сеть», на которую работает «турбомашина», состоящая из диска, вращаю щегося около стенки корпуса. Формула (2.81) определяет харак теристику этой сети. В принятых обозначениях на основании формулы (2.81).
q = «лгл |
*2 |
Y |
1Г Kft ~ Й>) — (ft —ft)I. |
(2.99) |
|
' |
bn |
|
причем Po — давление перед уплотнением со стороны входа в ко лесо; рл — давление около уплотнения со стороны осевого зазора. Перепад давлений р2—р0 должен быть известен из расчета колеса, а изменение давления в осевом зазоре р2 — рл определяется урав нением (2.98), которое можно рассматривать как напорную харак теристику турбомашины, состоящей из вращающегося диска и стенки корпуса.
Мощность, затрачиваемая на вращение диска или сообщаемая диску газом, движущимся через зазор, определяется с помощью уравнения (2.88). Момент сил трения, приложенных к поверх
ности диска,
Гг
М = 2л j T2H|Z=S г2dr. |
' |
(2.100) |
Ol |
|
|
Безразмерный коэффициент момента трения 1
М |
М |
0,0267 |
|
2лрв>2гр2 |
?225Re°ж |( 1 —Y)h75r3’75dr. |
(2.101) |
Зависимости Y и р2 — р при постоянной ширине зазора и s2 Re0'2 = 0,1 в случае течения к центру (q <2 0) приведены на
68
рис. 2.8; там же показана зависимость коэффициента момента М от гл при У2 = 0,6. Согласно расчетам, начальная закрутка по
тока Y 2 при малых значениях s2Re0'2, т. е. в очень узких зазорах или при небольших числах Re, уже на небольшом расстоянии от края диска перестает влиять на течение в зазоре при малых зна-
Рис. 2.8. Закрутка потока в за зоре (а), распределение давлений вдоль радиуса (б) и коэффициент момента дискового трения (в) при
sRe0,2 = |
0,1Y*(------------- |
К а= 0,6; |
|
—•. ----- |
У2 = 0,8;--------- |
— |
|
/ — ? = |
—0,2; = 02,4 ) : |
—0,04; |
|
|
|
— q = |
|
3 — q — —0,02; |
4 — ? = |
—0,013; |
|
|
5 — q = |
—0,01 |
|
чениях I <7 1. При | q\ < 0,01 закрутка потока оказывается практи чески неизменной и 'близкой к 0,5 в интервале 0,5 <Jr <0,9.
По мере увеличения комплекса s Re0-2 влияние начальной закрутки У а на закрутку потока в зазоре возрастает, величина У при этом может получаться как большей, так и меньшей, чем 0,5.
При уменьшении радиуса г после достижения некоторого зна
чения радиуса г' происходит возрастание закрутки У, причем величина У может быть большей, чем единица, — окружная скорость в зазоре превосходит окружную скорость диска на данном радиусе. Такой результат согласуется с расчетами
69
А. А. Ломакина, рассмотревшего эту же задачу в более упрощен ной постановке.
Для больших значений \q\ и ß результаты вычислений У по уравнению (2.97) хорошо согласуются с расчетами Л. А. Дорф-
мана [21 ]. При малых значениях s2 Re0-2 закрутка потока перед входом в зазор слабо влияет на распределение давлений вдоль радиуса. Это влияние тем меньше, чем меньше протечки газа,
определяемые величиной |<7 |. При малых протечках увеличение
s2Re0’2 вызывает рост давления перед уплотнением, что согла суется с опытными данными о влиянии увеличения ширины за
|
|
|
|
|
|
|
зора на |
распределения давле |
|||
|
|
|
|
|
|
|
ния вдоль радиуса. |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
При |
увеличении |
|^ | |
воз |
|
|
|
|
|
|
|
|
растание s2 Re0'2 |
может вызы |
|||
|
|
|
|
|
|
|
вать, судя по результатам |
рас |
|||
|
|
|
|
|
|
|
четов, |
уменьшение |
давления |
||
|
|
|
|
|
|
|
перед уплотнением, т. е. умень |
||||
|
|
|
|
|
|
|
шение |
перепада |
давления в |
||
|
|
|
|
|
|
|
нем. Только при |
малых значе |
|||
|
0,1 |
0,2 |
|
|
0,3 |
<?ГІ |
ниях |<7 | и s2Re0'2 |
распределе |
|||
Рис. 2.9. Сопоставление расчетных (— ) |
ние давлений в осевом зазоре |
||||||||||
от зависимости р |
(г), |
соответст |
|||||||||
и опытных значений |
перепада |
давле |
вдоль радиуса мало отличается |
||||||||
вующей |
закрутке |
Y = |
0,5. |
||||||||
ния |
в осевом зазоре |
[-------- |
— расчет |
|
|
|
|
|
|||
|
|
по формуле |
(2.84)]: |
|
В иных случаях давление в за |
||||||
1 — sn = |
0,0164; 2 — sn = 0,0393; 3 — |
||||||||||
|
|
— sn = |
0,0656 |
|
|
зоре может быть |
как |
меньше, |
|||
|
|
|
|
|
|
|
так и больше, чем при У = |
0,5. |
|||
по |
Распределения давлений вдоль радиуса диска, вычисленные |
||||||||||
уравнению |
(2.98), |
вполне |
удовлетворительно |
согласуются |
с опытными данными, полученными при измерениях около покры вающего диска в экспериментальной ступени, схему которой см. на рис. 7.2, б.
Зависимости разности давлений р2—рл, определенной расче том и по опытным данным, от коэффициента расхода колеса срг2 при различной ширине зазора s показаны на рис. 2.9. Согласно опытным данным С. С. Евгеньева''[22], результаты расчета дав ления у диска по уравнению (2.98) согласуются с экспериментами,
если s3 <0,03.
При увеличении протечек через уплотнения при q < 0 коэф
фициент момента дискового трения М уменьшается. Это умень шение происходит вследствие роста закрутки потока У и связано с уменьшением окружной составляющей напряжения трения на диске xzu |z=s.
Течение в зазоре, направленное от центра к периферии, имеет место только у рабочего диска промежуточной ступени, когда дав ление в уплотнении со стороны зазора меньше, чем давление по
70 .