Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и £o-i = 0,12 при кс = 1,1, то для кс = 1 получается значение

£о_і *=« 0,2, а для кс — 0,9 величина to-i ^ 0,3. Приведенные значения относятся к случаю осевого подвода к колесу. При подводе потока к колесу всасывающей камерой или о. н. а. зна­

чения |о_х могут быть иными-.* Непосредственное измерение дав­ ления и поля скоростей в сечении 1— 1 можно выполнить только

вотносительном движении приборами, закрепленными на колесе.

Вэтом случае можно более точно оценить значения' £о-і и.ІД.г.

Коэффициент потерь межлопаточного канала колеса ^1-2 также должен зависеть от структуры потока перед лопатками, определяемой течением на участке 01, геометрии лопаточной решетки, чисел Re и М и режима работы колеса, определяемого

углом потока ßx или углом атаки іх. Числа Re в стационарных ц. к. м. велики и их влияние на £х_2 не может быть существенным.

Число Мш1, подсчитанное по относительной скорости wu

может

существенно влиять на

работу колеса. Это влияние становится

заметным

при МШ1 £> 0,5. Чем больше относительная

ширина

колеса Ь2,

а следоватёльно,. и Ьл, тем сильнее влияние роста МШ1

на потери в колесе. -

_

 

Надежное определение ^ _ 2 (П) может быть произведено только по результатам измерений в относительном движении. Прибли­

женные значения коэффициента £х_2 могут быть найдены по сум­ марным характеристикам колеса, полученным на основании из­ мерений давлений на стенках корпуса при г — гг в соответствии с методикой, предложенной В. Ф. Рисом [44]. Если известен вну­

тренний к. п. д. колеса г|(-2, то величину £х_2 можно вычислить, пользуясь формулой

ßnp 4~ Ртр

<2-67)

1+ ßnp+ ß-rp

Отметим, что второй член в формуле (2.67) невелик и погреш­ ность в оценке £0_х сравнительно слабо влияет на результат вы­

числения £х_2. Зависимости £х_2, подсчитанные таким методом, показаны на рис. 2.5. Основные параметры колес указаны в табл. 1.

Минимальные значания £х_2, определенные по-формуле (2.67), удовлетворительно .согласуются с результатами, получаемыми по формуле (2.65). Отметим, что углы атаки іх, соответствующие

минимуму ^х_2, для различных колес— различны.

Надежный расчет потерь на трение возможен только с учетом пространственности течения в канале, т. е. с учетом влияния тор­ цевых стенок межлопаточных каналов на пограничные слои у ло­ паток. Для приближенной оценки потерь трения у лопаток мо­ гут быть использованы обычные методы теории пограничного слоя. При отсутствии поперечных токов уравнение импульсов для пограничного слоя на лопатке с переменной шириной Іг (х),

55


как показано Б. С. Раухманом, имеет вид

 

1

б**

dW

(0

, т

г '6”

dh

~

т0

 

dö** ,

 

I

 

plFa’

(2.68)

dx

 

W dx

^

' Л >

h

dx

 

 

 

 

где X— координата,

отсчитываемая вдоль поверхности лопатки;

W — относительная .скорость потока на внешней границе погра­

ничного слоя; т0— напряжение трения

на стенке; 6* и 6** —

олщина вытеснения и толщина потери импульса в пограничном

лое, а

Н — их

отношение.

 

| Ч

 

 

 

1 г

3t

 

 

 

 

 

 

 

Ь<-2

 

 

 

 

 

 

 

0.S

 

 

0,8

I

0.8

 

 

 

 

 

 

5

Г 0,в

 

 

 

 

 

\

0,0

/

I

 

\ао

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

.

/ /

I

W

 

 

 

 

7 /

\

V

 

 

 

 

 

-f-

ч

0,2

 

V V V

 

0,2

/

і

А

 

 

 

\

\

 

 

 

 

 

-10

О

10

-10

О

10-5

0

5

10

15

 

 

it, град

 

if ,град

 

 

 

 

if ,град

Рис. 2.5. Коэффициенты потерь межлопаточных каналов колес, спроектирован­ ных для работы при различных значениях <рг2 и і х = 0, по данным В . И . Дальското (основные параметры колес см. в табл. 1)

Как и при рассмотрении невязкого течения в слое переменной ширины, величина W — средняя по ширине слоя скорость.

Как обычно в теории пограничного слоя,.

'» Мо О - г К •М о-гО -г)« *

причем у — координата, отсчитываемая по нормали к поверх­ ности лопатки; w — скорость в пограничном слое; 6 — толщина его.

До тех пор пока неизвестно количественное влияние вторич­ ных токов, вызывающих утонение пограничного слоя у рабочей поверхности и набухание его у нерабочей,-на течение и потери, для грубой оценки толщины потери импульса допустимо исполь­ зование наиболее упрощенного подхода к решениют’уравнеңия

56


Т а б л и ц а 1

Номера

ß:, град

Pi. град

N

 

 

Z1

£>о

кривых

 

 

на рис. 2.5

 

 

 

 

 

 

 

 

1

90

30° 35'

0,1003

0,557

28

14

0,544

2

90

33

40

0,1068

0,580

28

14

0,566

3

90

37

15

0,1088

0,606

28

14

0,593

4

22,5

27

50

0,0774

0,466

11

11

0,455

5

22,5

28

30

0,0839

0,492

12

12

0,481

6

22,5

28

37

0,0934

0,531

16

16

0,521

7

45

29

32

0,0963

0,538

22

11

0,527

8

45

29

51

0,1025

0,570

24

12

0,560

9

45

29

51

0,1089

0,616

26

13

0,603

=

0,060; d0== 0,249; б =

0,018;

D.,= 305 мм

 

 

 

(2.68). Проинтегрируем уравнение (2.68) методом Труккенбродта [71]. Подставляя в правую часть уравнения (2.68) соотношение для трения, строго справедливое лишь для течения у безграничной плоской стенки,

т0 _ t

/ Гб** \ п

(2.69)

рГа

V V

)

 

и принимая Я = const, после интегрирования (2.68) по х получим при условии б** (0) = О

 

 

 

 

 

п+1

 

+1 \ п+1

Г — _

_і+ (н+1) — _

 

J

h п (A) W (а )

п dx

 

б** = ( ^ )

 

Lo

 

 

.

(2.70)

 

h (A ) \V2+H (а ) R e,)+n

В формуле (2.70)

б** =

б**/L;

я = x/L\

W — И7/«а;

Ren —

=U 2LIV .

Если принять для умеренных чисел Рейнольдса значения д = 4 и Іо = 0,0128, соответствующие степенному профилю скоростей с показателем т = 1/7, то при Я = 1,4

- -

1 0,8

 

0,0363 J

hl’^WAdx

 

LO_________

(2.71)

6* * =

 

liW6'4Re“-2

57


Связь между толщиной потери импульса б** и коэффициентом потерь на трение о лопатки можно установить на основании ин­ тегрального соотношения для баланса энергии в пограничных слоях. Потери энергии в пограничных слоях на лопатке можно определить как разность полных энергий потока в относительном движении в начале и в конце межлопаточного канала в сечениях

1— 1 и 2—2:

Г = Г 2

(2.72)

Вне пограничных слоев при малых числах М

 

\ѵ\

со2/-*

\ѵ\

со2/-2

поэтому

Рі + р2 —2---- Рз—2^ = Pi +

Pi ~2------ Pi-

2~ >

 

АЕ = — 0,5р2} (Wi — u$)dG,

(2.73)

 

 

а

 

 

где W2— скорость в выходном сечении канала при течении не­ вязкого потока; w2— в вязком газе.

Если пренебречь пограничными слоями на торцевых стенках канала, то в пограничных слоях на лопатках при выходе из канала

clG — p2h2w2dy,

(2-74)

тогда

AE = — 0,5plh2 W'.

,

2 \

I

о

 

>

где б2р и б2н :— толщина пограничного слоя на рабочей и нерабо­ чей поверхностях около выходной кромки; W2p и W2п— ско­ рости на внешних границах слоев в том же сечении. При под­ ходе к выходной кромке лопатки с рабочей и нерабочей сторон в точках схода струй скорости одинаковы, т. е. W2p = W2K = W2, поэтому

АЕ = — 0,5р&М (бГр* + б2Т),

(2.75)

58


где

о о

сумма толщин потери энергии в конце канала. При степенном профиле скоростей в пограничном слое

 

6*** =

2 | + з^ б**.

(2.76)

Если показатель степени 'для профиля скоростей

т — 1/7,

то 6*** = 1,86**.

 

 

 

Отнеся абсолютную величину потерь энергии АЕ к массовому

расходу через канал

 

(2.77)

 

G = 2nr1h1p1W1sin ßx

и кинетической энергии потока перед лопатками qwl,

получим

коэффициент потерь трения

о лопатки

 

1 2

)тр

с + с . ,

(2.78)

(£ -

t1 sin ßx

 

При интегрировании уравнения импульсов (2.68) и установле­ нии связи между.долщиной потери энергии б*** и толщиной по­ тери импульса б** использованы соотношения, справедливые при степенном профиле скоростей в пограничном слое. Измерения скоростей в пограничных слоях на лопатках вращающихся колес, выполненные А. Н. Примаком [38], показали, что опытные рас­ пределения скоростей всюду, за исключением зон, близких к точ­ кам отрыва, достаточно хорошо согласуются со степенными зави­ симостями, причем т = 1/5ч-1/9.

Потери на трение, определяемые формулой. (2.78), возрастают

"при уменьшении густоты лопаточной решетки, оцениваемой по величине

~ Т = 2к sin 0,5ІрІЛ + р2Л) ІП Ж

(2 7 9 )

Результаты расчета коэффициента потерь на трение по формуле (2.78) и расчетным распределениям скоростей по лопаткам, вы­

полненные для іх = 0 (Р2л = 45°, Ь2 = 0,06, z2 = 18ы-28), сви­ детельствуют о том, что эти потери при густоте решетки Lit = = 2,6 составляют около 30% от опытных коэффициентов потерь £і_2 . оцениваемых формулой (2.65), и около 70% — при густоте 4.1.

Из формулы (2.78) следует, что коэффициент потерь на тре­ ние должен несколько уменьшаться при увеличении числа Рей­

нольдса. Для относительно широких колес (Ь2 > 0,03) коэффи­ циент напора фІ(2 близок к величине, получаемой по теории

59