Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 16
и £o-i = 0,12 при кс = 1,1, то для кс = 1 получается значение
£о_і *=« 0,2, а для кс — 0,9 величина to-i ^ 0,3. Приведенные значения относятся к случаю осевого подвода к колесу. При подводе потока к колесу всасывающей камерой или о. н. а. зна
чения |о_х могут быть иными-.* Непосредственное измерение дав ления и поля скоростей в сечении 1— 1 можно выполнить только
вотносительном движении приборами, закрепленными на колесе.
Вэтом случае можно более точно оценить значения' £о-і и.ІД.г.
Коэффициент потерь межлопаточного канала колеса ^1-2 также должен зависеть от структуры потока перед лопатками, определяемой течением на участке 0—1, геометрии лопаточной решетки, чисел Re и М и режима работы колеса, определяемого
углом потока ßx или углом атаки іх. Числа Re в стационарных ц. к. м. велики и их влияние на £х_2 не может быть существенным.
Число Мш1, подсчитанное по относительной скорости wu |
может |
||
существенно влиять на |
работу колеса. Это влияние становится |
||
заметным |
при МШ1 £> 0,5. Чем больше относительная |
ширина |
|
колеса Ь2, |
а следоватёльно,. и Ьл, тем сильнее влияние роста МШ1 |
||
на потери в колесе. - |
_ |
|
Надежное определение ^ _ 2 (П) может быть произведено только по результатам измерений в относительном движении. Прибли
женные значения коэффициента £х_2 могут быть найдены по сум марным характеристикам колеса, полученным на основании из мерений давлений на стенках корпуса при г — гг в соответствии с методикой, предложенной В. Ф. Рисом [44]. Если известен вну
тренний к. п. д. колеса г|(-2, то величину £х_2 можно вычислить, пользуясь формулой
ßnp 4~ Ртр |
<2-67) |
1+ ßnp+ ß-rp |
Отметим, что второй член в формуле (2.67) невелик и погреш ность в оценке £0_х сравнительно слабо влияет на результат вы
числения £х_2. Зависимости £х_2, подсчитанные таким методом, показаны на рис. 2.5. Основные параметры колес указаны в табл. 1.
Минимальные значания £х_2, определенные по-формуле (2.67), удовлетворительно .согласуются с результатами, получаемыми по формуле (2.65). Отметим, что углы атаки іх, соответствующие
минимуму ^х_2, для различных колес— различны.
Надежный расчет потерь на трение возможен только с учетом пространственности течения в канале, т. е. с учетом влияния тор цевых стенок межлопаточных каналов на пограничные слои у ло паток. Для приближенной оценки потерь трения у лопаток мо гут быть использованы обычные методы теории пограничного слоя. При отсутствии поперечных токов уравнение импульсов для пограничного слоя на лопатке с переменной шириной Іг (х),
55
как показано Б. С. Раухманом, имеет вид
|
1 |
б** |
dW |
(0 |
, т |
г '6” |
dh |
~ |
т0 |
|
dö** , |
|
I |
|
plFa’ |
(2.68) |
|||||
dx |
|
W dx |
^ |
' Л > |
h |
dx |
|
|||
|
|
|
||||||||
где X— координата, |
отсчитываемая вдоль поверхности лопатки; |
|||||||||
W — относительная .скорость потока на внешней границе погра |
||||||||||
ничного слоя; т0— напряжение трения |
на стенке; 6* и 6** — |
олщина вытеснения и толщина потери импульса в пограничном
лое, а |
Н — их |
отношение. |
|
| Ч |
|
|
|
||
1 г |
3t |
|
|
|
|
|
|
||
|
Ь<-2 |
|
|
|
|
|
|
||
|
0.S |
|
|
0,8 |
I |
0.8 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Г 0,в |
|
|
|
|
|
\ |
0,0 |
/ |
I |
|
\ао |
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
||
|
. |
/ / |
I |
W |
|
|
|
|
7 / |
\ |
V |
|
|
|
|
|
-f- |
||
ч |
0,2 |
|
V V V |
|
0,2 |
/ |
і |
А |
|
|
|
|
\ |
\ |
|
|
|
|
|
-10 |
О |
10 |
-10 |
О |
10-5 |
0 |
5 |
10 |
15 |
|
|
it, град |
|
if ,град |
|
|
|
|
if ,град |
Рис. 2.5. Коэффициенты потерь межлопаточных каналов колес, спроектирован ных для работы при различных значениях <рг2 и і х = 0, по данным В . И . Дальското (основные параметры колес см. в табл. 1)
Как и при рассмотрении невязкого течения в слое переменной ширины, величина W — средняя по ширине слоя скорость.
Как обычно в теории пограничного слоя,.
'» Мо О - г К •М о-гО -г)« *
причем у — координата, отсчитываемая по нормали к поверх ности лопатки; w — скорость в пограничном слое; 6 — толщина его.
До тех пор пока неизвестно количественное влияние вторич ных токов, вызывающих утонение пограничного слоя у рабочей поверхности и набухание его у нерабочей,-на течение и потери, для грубой оценки толщины потери импульса допустимо исполь зование наиболее упрощенного подхода к решениют’уравнеңия
56
Т а б л и ц а 1
Номера |
ß:, град |
Pi. град |
N |
|
|
Z1 |
£>о |
|
кривых |
|
|
||||||
на рис. 2.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
90 |
30° 35' |
0,1003 |
0,557 |
28 |
14 |
0,544 |
|
2 |
90 |
33 |
40 |
0,1068 |
0,580 |
28 |
14 |
0,566 |
3 |
90 |
37 |
15 |
0,1088 |
0,606 |
28 |
14 |
0,593 |
4 |
22,5 |
27 |
50 |
0,0774 |
0,466 |
11 |
11 |
0,455 |
5 |
22,5 |
28 |
30 |
0,0839 |
0,492 |
12 |
12 |
0,481 |
6 |
22,5 |
28 |
37 |
0,0934 |
0,531 |
16 |
16 |
0,521 |
7 |
45 |
29 |
32 |
0,0963 |
0,538 |
22 |
11 |
0,527 |
8 |
45 |
29 |
51 |
0,1025 |
0,570 |
24 |
12 |
0,560 |
9 |
45 |
29 |
51 |
0,1089 |
0,616 |
26 |
13 |
0,603 |
= |
0,060; d0== 0,249; б = |
0,018; |
D.,= 305 мм |
|
|
|
(2.68). Проинтегрируем уравнение (2.68) методом Труккенбродта [71]. Подставляя в правую часть уравнения (2.68) соотношение для трения, строго справедливое лишь для течения у безграничной плоской стенки,
т0 _ t |
/ Гб** \ п |
(2.69) |
||
рГа |
V V |
) |
||
|
и принимая Я = const, после интегрирования (2.68) по х получим при условии б** (0) = О
|
|
|
|
|
п+1 |
|
+1 \ п+1 |
Г — _ |
_і+ (н+1) — _ |
|
|||
J |
h п (A) W (а ) |
п dx |
|
|||
б** = ( ^ ) |
|
Lo |
|
|
. |
(2.70) |
|
h (A ) \V2+H (а ) R e,)+n |
|||||
В формуле (2.70) |
б** = |
б**/L; |
я = x/L\ |
W — И7/«а; |
Ren — |
=U 2LIV .
Если принять для умеренных чисел Рейнольдса значения д = 4 и Іо = 0,0128, соответствующие степенному профилю скоростей с показателем т = 1/7, то при Я = 1,4
- - |
1 0,8 |
|
0,0363 J |
hl’^WAdx |
|
LO_________ |
(2.71) |
|
6* * = |
|
liW6'4Re“-2
57
Связь между толщиной потери импульса б** и коэффициентом потерь на трение о лопатки можно установить на основании ин тегрального соотношения для баланса энергии в пограничных слоях. Потери энергии в пограничных слоях на лопатке можно определить как разность полных энергий потока в относительном движении в начале и в конце межлопаточного канала в сечениях
1— 1 и 2—2:
Г = Г 2
(2.72)
Вне пограничных слоев при малых числах М
|
\ѵ\ |
со2/-* |
\ѵ\ |
со2/-2 |
поэтому |
Рі + р2 —2---- Рз—2^ = Pi + |
Pi ~2------ Pi- |
2~ > |
|
|
АЕ = — 0,5р2} (Wi — u$)dG, |
(2.73) |
||
|
|
а |
|
|
где W2— скорость в выходном сечении канала при течении не вязкого потока; w2— в вязком газе.
Если пренебречь пограничными слоями на торцевых стенках канала, то в пограничных слоях на лопатках при выходе из канала
clG — p2h2w2dy, |
(2-74) |
тогда
2Р
AE = — 0,5plh2 W'.2р
2Р
2Н , |
2 \ |
I |
о |
|
> |
где б2р и б2н :— толщина пограничного слоя на рабочей и нерабо чей поверхностях около выходной кромки; W2p и W2п— ско рости на внешних границах слоев в том же сечении. При под ходе к выходной кромке лопатки с рабочей и нерабочей сторон в точках схода струй скорости одинаковы, т. е. W2p = W2K = W2, поэтому
АЕ = — 0,5р&М (бГр* + б2Т), |
(2.75) |
58
где
о о
сумма толщин потери энергии в конце канала. При степенном профиле скоростей в пограничном слое
|
6*** = |
2 | + з^ б**. |
(2.76) |
Если показатель степени 'для профиля скоростей |
т — 1/7, |
||
то 6*** = 1,86**. |
|
|
|
Отнеся абсолютную величину потерь энергии АЕ к массовому |
|||
расходу через канал |
|
(2.77) |
|
|
G = 2nr1h1p1W1sin ßx |
||
и кинетической энергии потока перед лопатками qwl, |
получим |
||
коэффициент потерь трения |
о лопатки |
|
|
1 2 |
)тр |
с + с . , |
(2.78) |
(£ - |
t1 sin ßx |
|
При интегрировании уравнения импульсов (2.68) и установле нии связи между.долщиной потери энергии б*** и толщиной по тери импульса б** использованы соотношения, справедливые при степенном профиле скоростей в пограничном слое. Измерения скоростей в пограничных слоях на лопатках вращающихся колес, выполненные А. Н. Примаком [38], показали, что опытные рас пределения скоростей всюду, за исключением зон, близких к точ кам отрыва, достаточно хорошо согласуются со степенными зави симостями, причем т = 1/5ч-1/9.
Потери на трение, определяемые формулой. (2.78), возрастают
"при уменьшении густоты лопаточной решетки, оцениваемой по величине
~ Т = 2к sin 0,5ІрІЛ + р2Л) ІП Ж ’ |
(2 7 9 ) |
Результаты расчета коэффициента потерь на трение по формуле (2.78) и расчетным распределениям скоростей по лопаткам, вы
полненные для іх = 0 (Р2л = 45°, Ь2 = 0,06, z2 = 18ы-28), сви детельствуют о том, что эти потери при густоте решетки Lit = = 2,6 составляют около 30% от опытных коэффициентов потерь £і_2 . оцениваемых формулой (2.65), и около 70% — при густоте 4.1.
Из формулы (2.78) следует, что коэффициент потерь на тре ние должен несколько уменьшаться при увеличении числа Рей
нольдса. Для относительно широких колес (Ь2 > 0,03) коэффи циент напора фІ(2 близок к величине, получаемой по теории
59