Файл: Ден Г.Н. Механика потока в центробежных компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 16
уменьшается при снижении густоты лопаточных решеток. При ß2jI = 49° наибольшие значения к. п. д. получаются при р1л = = 34-^40°.
Увеличение угла ßln позволяет расширить зону работы колеса вправо, т. е. в зону больших фг2 при почти неизменной величине Фг2 на границе устойчивой работы. Увеличение угла ßXjI приводит к росту cpü2, так как угол выхода «эквивалентной» решетки из отрезков логарифмических спиралей, проходящих через концы ло паток, при этом увеличивается.
Исследования серии колес, имеющих одинаковые ß2jI и 62 и
спроектированных для различных расчетных значений ф*? в соот ветствии с принципами, изложенными в работе [44], показали, что режим оптимума к. п. д. совпадает в этом случае с расчетным при углах ß2jI = 45°.
Фактором, заметно влияющим на характеристики колеса, являляется густота решетки LH. По соображениям динамической проч ности оптимальная густота лопаточных решеток колес, согласно [44], находится в пределах 2,5—3,8.
Свойства рабочих колес с «двухъярусными» решетками, поло вина лопаток которых укорочена за счет подрезки со стороны входа, подробно описаны в работах сотрудников кафедры компрессоростроения ЛПИ им. М. И. Калинина.
Экспериментальные данные, накопленные к настоящему вре мени, позволяют считать, что к. п. д. рабочих колес стационарных
ц. к. м. достигает в лучших конструкциях 0,92—0,93 при Ь2 = = 0,04-н0,06, постоянной толщине лопаток б и умеренных чис лах М. Применение профилирования лопаток с постепенно умень шающейся толщиной профиля позволяет несколько повысить к. п. д. ступени не только за счет снижения потерь в каналах ко леса, но и за счет уменьшения потерь в следах за лопатками. Ис пользование пространственных лопаток в относительно широких колесах и лопаток со специально спрофилированной средней ли нией также дает возможность увеличить к. п. д. колеса.
6 Г. Н. Ден
Г л а в а з___________________________
БЕЗЛОПАТОЧНЫЕ ДИФФУЗОРЫ
При наиболее грубой схематизации течения в безлопаточном диффузоре скорость принимается неизменной по ширине канала Ь, движение за колесом — установившимся и симметрич ным относительно оси вращения ротора. В этом случае течение газа в безлопаточном диффузоре описывается уравнениями движения, следующими из системы (1.1)—(1.3):
dcr |
си |
___ 1 dp ' |
(3.1) |
|
г dr |
г |
р dr ’ |
||
|
||||
|
гси = |
Г3Си3 |
(3.2) |
|
и уравнением сохранения |
массы |
|
(3.3) |
|
pbrcr = p3b3r3cr3, |
к которым при больших числах М необходимо добавить уравнение процесса сжатия, например
РР~к = РзРзЛ |
(3.4) |
где k — показатель адиабаты.
В такой одномерной постановке поток в безлопаточном диффу зоре был исследован К. И. Страховичем [58], а затем К. П. Селез
невым [48]. |
р3угол |
При постоянной ширине канала b — Ь3и плотности р = |
|
потока в диффузоре |
|
а = arctg W2 |
(3.5) |
также оказывается постоянным, т. е. поток движется по логариф мическим спиралям. При больших числах М траектории потока оказываются более пологими и угол потока уменьшается по мере увеличения радиуса г. При этом
1
где Мс3 — число М во входном сечении диффузора при г = г3. Из формулы (3.6) следует, что изменение плотности в диффузоре оказывается тем более существенным, чем больше величина Мс3.
82
Несмотря на свою простоту, задача об одномерном течении газа в безлопаточном диффузоре представляет большой интерес, так как ее решение показывает, что даже простейший диффузор — с па раллельными стенками, т. е. с постоянной шириной b — дает воз можность переводить закрученный сверхзвуковой поток в дозвуко вой. .
Одномерное течение в безлопаточном диффузоре при малых числах М, но с учетом вязкости рассмотрено К- Пфляйдерером [39], получившим зависимость между углом потока а и коэффи
циентом трения X, |
|
|
tga = tga3 + |
4 - - ^ ä _ . |
(3.7) |
Одномерное течение вязкого |
сжимаемого газа |
исследовано |
Л. Вальденацци [80], принимавшим, что процесс сжатия в диффу зоре происходит по политропе, показатель которой зависит от ширины Ь3 и должен определяться по опытным значениям коэффи циента трения.
Задача о развитии и отрыве турбулентного пограничного слоя на стенке при чисто радиальном течении рассмотрена Н. Шольцем [77]. Решение Шольца основано на использовании степенного профиля скоростей в пограничном слое. Развитие турбулентного пограничного слоя в безлопаточном диффузоре при степенном зада нии радиальной и окружной составляющих скорости исследовано в работе [13]. Несколько иное решение этой же задачи дано В. Янсеном [73], обобщившим решение на случай течения сжи маемого газа.
Все теоретические методы расчета потока в безлопаточных диффузорах основаны на ряде допущений, позволяющих суще ственно упростить задачу, на замене реальной картины течения более простой схемой. Расчетные схемы, основанные на теории пограничного слоя, и получаемые при этом результаты справед ливы только до тех пор, пока в диффузорах не возникают обратные токи.
Расчет пограничного слоя на стенке диффузора дает возмож
ность подсчитать потери энергии, |
связанные с трением газа |
о стенки, однако еще в работе [58] |
К. И. Страхович указал на |
наличие двух составляющих, из которых складываются потери в безлопаточных диффузорах. Кроме потерь на трение в диффузо рах всегда есть потери на.расширение, связанные стурбулентным характером потока в ядре течения, вне пограничных слоев. Надеж ного теоретического метода определения этих потерь пока не суще ствует. Они могут быть найденытолько на основании опытных дан ных. Помимо потерь на трение ^расширение в безлопаточномдиф фузоре имеет место ещетретий вид потерь—потери на смешение,
вызванные |
размыванием следов от лопаток рабочего колеса. |
Эти потери |
сосредоточены вблизи колеса и не могут быть выяв |
лены при осесимметричной постановке задачи о течении в безло
6* |
83 |
паточном диффузоре. Приближенный метод оценки потерь на смешение предложен В. Траупелем и А. С. Нуждиным [9].
Теоретические методы анализа потока в безлопаточных диффу зорах позволяют производить обобщение и систематизацию опыт ных результатов, подсчитывать средние значения угла потока в диффузоре, предсказывать возможность появления обратных токов идавать рекомендации по их предотвращению и по совершен ствованию диффузоров, но не позволяют надежно подсчитывать потери. Поэтому решающая роль при изучении безлопаточных диффузоров принадлежит экспериментальным исследованиям, по зволяющим устанавливать действительную картину движения газа и определять потери энергии. -
3.1. О ТЕЧЕНИИ ГАЗА ЧЕРЕЗ НАЧАЛЬНЫЙ УЧАСТОК БЕЗЛ 0П А Т0Ч Н 0Г0 ДИФФУЗОРА
После выхода из рабочего колеса при любой конструкции не подвижных элементов ступени поток попадает в безлопаточное кольцевое пространство. В безлопаточном диффузоре это простран ство является частью диффузора и конструктивно от него не отде ляется. В ступенях с лопаточным и канальным диффузором ра диальные размеры входного безлопаточного участка, заключенного
между сечениями 2—2 и 3—3, невелики (Z)3 = 1,05-н 1,15). Если непосредственно за колесом расположена улитка, то кольцевое пространство ограничивается началом «языка» улитки и протя женность безлопаточного участка характеризуется величиной
П7 = 1,1-И,2.
Течение в начальном участке безлопаточного диффузора опре деляется рабочим колесом. В выходном сечении колеса, совпадаю щем с входным сечением безлопаточного диффузора, поток может быть стационарным только в относительном движении. Если бы относительные скорости в выходном сечении колеса были неиз менны по шагу лопаток и за лопатками ле было вихревых следов, поток в абсолютном движении также был бы стационарным. В дей ствительности за лопатками колеса всегда есть вихревые следы, толщина которых зависит, от толщины выходных кромок лопаток, толщин пограничных слоев на них или размеров срывиых зон, выходящих из каналов колеса. Относительные скорости за колесом изменяются по шагу лопаток под действием относительного вихря и вследствие искривленности средней линии межлопаточного канала;
При нерасчетных режимах работы колеса после образования отрывных зон около нерабочей поверхности лопатки толщина вихревых следов значительно превосходит толщину лопаток. На основании своих опытов Ю. В. Патрин пришел к выводу, что в этом случае схема безотрывного течения в колесе недостаточна для определения размеров вихревых следов за лопатками. Согласно
84
опытным данным, относительные скорости в выходном сечении колеса переменны не только по величине, но и по направлению.
Р. Дин и И. Сену [75] иссследовали течение в относительно
узком безлопаточном диффузоре постоянной ширины (Ь3 = Ь2 = = 0,0264), полагая, что поток за колесом в пределах каждого шага может быть разделен на две области: след, в котором относи тельная скорость w = 0, и струю, поперек которой скорости неиз
менны. |
Абсолютные |
скорости в |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
следе |
превосходят |
скорости |
в |
|
|
|
|
|
|
7 |
||||||
струе. Серия |
расчетов, |
при кото |
|
|
|
|
|
|
6 |
|||||||
рых |
варьировались |
|
величины |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
коэффициентов трения между стру |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ей и следом, |
потоком и стенками |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
диффузора, показала, |
что |
размы |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
вание следов |
происходит в основ |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ном за счет трения о стенки. Раз |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
меры |
каждой |
области |
принима |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
лись по опытным данным. Из рас |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
четов |
и |
опытов |
следовало, |
что |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
размывание следов заканчивалось |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
при г «1,08, |
|
причем |
перемеши |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
вание струи |
и следа |
сопровожда |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
лось интенсивным снижением пол |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ного давления вдоль радиуса. При |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
большей |
относительной |
ширине |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
канала b роль |
пристеночного тре |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ния в размывании |
следов |
оказы |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
вается меньшей, а радиальная про |
Рис. 3.1. Шаговая неравномерность |
|||||||||||||||
тяженность зоны смешения—боль |
||||||||||||||||
шей (рис. 3.1). Размывание следов |
||||||||||||||||
сопровождается |
|
интенсивным |
полного давления |
за рабочим ко |
||||||||||||
уменьшением |
момента количества |
лесом по измерениям О . А . |
Горо |
|||||||||||||
движения газа, |
что |
должно при |
децкого при |
Ъг |
= |
0,05; Р2л = |
22,5°; |
|||||||||
водить |
к |
возрастанию |
среднего |
za = 12; Ö2 =г20,036; . |
Ь3 |
= |
1,30»; |
|||||||||
|
||||||||||||||||
угла потока в диффузоре. |
|
|
|
ф |
= |
0,19 |
|
|
|
Результаты измерений полей скоростей инерционными прибо
рами при г = 1,06-М,08, где влияние нестационарное™ течения на показания пневмометрических зондов уже не очень существенно,
показывают, что при ширине Ь3, не слишком сильно превосходящей
Ь2, поток заполняет всю ширину канала (Ь3/Ь2 < 1,1-г-1,2). Если ширина диффузора Ь3 существенно больше, чем Ь2, то окружная составляющая скорости си по-прежнему сравнительно мало ме няется по ширине сечения, но у стенок появляютсяобратные ра диальные токи.
Механизм образования обратных радиальных токов в радиаль ной струе, выходящей из колеса в пространство, ограниченное
85
стенками диффузора, такой же, как и в плоской струе в ограничен ном пространстве [2]: у стенок располагаются области возвратных токов, отделенные от ядра струи струйными пограничными слоями. В радиальной закрученной струе обратные токи переносят газо вые массы из ядр.а в пристеночные области, в результате чего поток оказывается закрученным не только в ядре, но и в зонах обратных радиальных токов.
Картина течения в начальном участке безлопаточного диффу зора осложняется тем, что часть газа, выходящего из колеса, отса сывается в зазор между покрываю щим диском и корпусом. Около рабочего диска колеса в зависимости от уровня давления за валовым лаби ринтным уплотнением может иметь место либо отсос газа в зазор между рабочим диском и корпусом, либо добавление газа из этого зазора в
диффузор.
h'H C . o . z . ^ х е м а т е ч е н и и |
з а и а и и - |
|
чим колесом при |
Ь3> 6,всту- |
|
|
типа |
|
пени концевого |
|
Схема растекания струи, выхо дящей из колеса, при Ь3 > Ь2, по строенная на основе опытных распре делений скоростей по ширине канала, приведена на рис. 3.2. Расчет течения в этой области методами теории турбулентных струй показывает, что вследствие высокой турбулизации газа значения эмпирической посто янной, характеризующей нарастание ширины струйного пограничного слоя между ядром потока изоной возврат ного течения у стенки, превосходит величину 0,6, рекомендуемую для
и
расчетов течении в вихревых следах зя плохо обтбкябмыми телзми. В рассматриваемом случае константа достигает 0,75—0,95.
Для определения турбулентной постоянной были использованы
опытные поля скоростей, полученные при г = 1,08 и b3/b2 ~ = 1,4-т-2,9. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что расширение струи в меридиональной плоскости
зависит не от величины b3/b2, а от АЬ = |
Ь3— Ь2 и расстояния |
до колеса. Так как Ab — b2 (b3/b2— 1), |
то растекание струи, |
выходящей из колеса, зависит от комбинации двух параметров b3/b2 и Ь2■ Согласно расчету, зоны обратных токов при г =1,1 должны отсутствовать в случае 2АЬ <7 0,03-5-0,035. Этим значе ниям Ab при Ь2 — 0,02 соответствует b3/b2 — 1,75-5- 1,88. При
86