Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
сти в плоскости корней. Если хотя бы один корень находится в правой полуплоскости, система неустойчива. Необходимым и до статочным условием устойчивости системы является расположе ние всех корней характеристического уравнения в плоскости кор ней слева от мнимой оси. Это утверждение является основным для исследования устойчивости линейной системы.
Вычисление корней характеристического уравнения в ряде случаев вызывает затруднения. В связи с этим представляют ин терес критерии устойчивости, позволяющие решить вопрос об устойчивости системы без нахождения корней характеристиче ского уравнения.
Как уже отмечалось, в систему уравнений динамики ЖРД входят уравнения в частных производных, при решении которых получаются члены с запаздывающим аргументом. При наличии в системе запаздываний характеристическое уравнение системы оказывается не алгебраическим, как уравнение (2.15), а транс цендентным из-за членов с множителями типа е_~г.
Трансцендентное уравнение имеет бесконечное количество корней, что усложняет анализ устойчивости системы. В частности, для таких систем нельзя использовать алгебраические критерии устойчивости' (критерий Рауса, Гурвица), но применимы крите рии устойчивости Михайлова и Найквиста.
Критерии устойчивости позволяют ответить на вопрос, устой чива или неустойчива система, для которой известны все пара метры. В ряде случаев представляет интерес получить, кроме того, ответ на вопрос, как влияет изменение отдельных парамет ров системы на ее устойчивость, а в случае неустойчивой систе м ы — определить направление необходимых изменений характе ристик отдельных элементов системы, обеспечивающих ее стаби лизацию.
Эти задачи можно решить, если построить области устойчи вости, т. е. определить области таких сочетаний параметров, при которых система будет устойчива. Область устойчивости в про странстве параметров системы отделяется границей устойчивости. Области устойчивости строят в плоскости одного или двух пара метров системы. Удобнее использовать области устойчивости в плоскости двух параметров. Наиболее распространенным являет ся метод О-разбиения [2 ].
Выбрав два параметра системы /л и X, приравняем нулю ха рактеристическое уравнение:
0 (/ш, р, Х)= 0 .
Выделив в этом уравнении вещественную и мнимые части:
(2.16)
находим два уравнения, определяющие положение границы устойчивости в параметрах ja и X. Так как .D-разбиение дает
93
отображение мнимой оси в плоскости корней на плоскость пара метров системы, то зависимость (2.16) определяет не только гра ницу устойчивости, но и всю совокупность кривых, отделяющих друг от друга области с одинаковым числом корней характеристи ческого уравнения, имеющих положительную вещественную - часть. При переходе с одной стороны на другую (т. е. при пере сечении каждой кривой) число корней с положительной вещест венной частью изменяется на два (так как все комплексные кор ни попарно-сопряженные).
Д.пя выбора области устойчивости из всех областей, даваемых D-разбне- ниям, используется правило штриховки, показывающей направление, и кото ром число корней с положительной вещественной частью увеличивается. При перемещении вдоль кривой Д-разб.нення в направлении роста частоты ш сто рона, которую надо штриховать, определяется знаком определителя
ди |
ди |
|
Ü T |
дѵ |
(2.17> |
дѵ |
|
|
д'к |
Если определитель положительный, то |
кривую штрихуют с левой стороны, |
если отрицательный — с правой. |
|
При построении кривой ІЗ-разбпенпя необходимо соблюдать порядок рас положения членов в определителе (2.47) и строить кривые ® плоскости пара метров X — |х так, чтобы на оси абсцисс откладывать ц, а на оси ординат — X. Штриховка направлена при этом в сторону области с меньшим числом корней с положительной вещественной частью, в частности, и в сторону области устойчивости. Пользуясь этим правилом, можно выбрать область с минималь ным числом корней на плоскости справа от мнимой оси.
Границы D-разбиения не позволяют однозначно решить во прос об устойчивости. Для окончательного решения вопроса, является ли выбранная область областью устойчивости, необ
ходимо |
по какому-либо критерию (Михайлова, Найквиста |
и т. д.) |
проверить, выполняется ли условие критерия устойчиво |
сти хотя бы для одной точки предполагаемой области устойчи вости. Если условия критерия устойчивости выполняются для этой точки, то они будут выполняться « для всех других точек этой области.
Пример D-разбиения приведен на рис. 2.11. Здесь k — воз можное значение корней с положительной вещественной частью. Область «k—4», имеющая минимальное число корней справа от мнимой оси, может являться областью устойчивости.
Каждая точка кривой D-разбиения соответствует определен ной частоте м. Таким образом, по кривым D-разбиения можно установить не только факт потери устойчивости, но и опреде лить частоту возникающих колебаний.
Система уравнений динамики Ж РД имеет достаточно высо кий порядок и в то же время содержит много членов с запазды вающим аргументом. Транспортные запаздывания появляются в первую очередь в уравнениях газовых емкостей, причем связа-
94
ны они с энтропийными волнами, распространяющимися вдоль всего газового тракта. Ниже, в гл. IV, будет показано, что нали чие энтропийных волн в газовых трактах является одним из определяющих факторов, формирующих динамические характе ристики двигателя.
Естественно, что пренебречь энтропийными волнами нельзя. Аналогичное положение имеет место с акустическими волна ми в гидравлических магистралях и газовом тракте при анализе
динамики отдельных контуров ЖРД и двигателя в целом в диапазоне от носительно высоких частот, близких к соответствующим собственным ча стотам акустических колебаний в указанных элементах. Уравнения же передаточных функций этих звеньев при учете акустических эффектов также содержат члены с запаздыва нием.
С другой стороны, не целесооб разно упрощать уравнения путем разложения в ряд соответствующих членов уравнения по степеням про изведения частоты и времени запаз дывания, так как в этом случае (ес ли учитывать члены выше первой степени) повышается порядок урав
нения, что только усложняет расчеты на ЭВЦМ. Кроме того, не обходимо обратить внимание, что при разложении в ряд экспо ненциальной функции
е± рт= і + p ^ . р2Т2 ^ рЗтЗ
2 ! 3!
получаются отрицательные члены, что в соответствии с алге браическим критерием устойчивости свидетельствует о неустой чивости системы, в то время как система может быть устойчивой. В связи с этим к разложению в ряд членов с запаздыванием необходимо относиться с осторожностью.
Следует сделать еще одно принципиальное замечание. Приня тые динамические модели описания процессов в отдельных эле ментах пригодны для ограниченного диапазона частот. Действи тельно, даже при учете акустических эффектов в трубах для жидкости и газовом тракте двигателя расширять диапазон ча стот не имеет смысла, так как в уравнениях газогенератора и камеры сгорания нет возможности учесть специфику динамики сложных и недостаточно изученных физико-химических процес сов в зоне горения, особенно существенных для высокочастот ных колебаний. Кроме того, в приведенных ниже, уравнениях учитываются только продольные моды акустических колебаний
95
газа, но не учитываются тангенциальные и радиальные моды. Естественно, что еще большие ограничения по диапазону частот, в котором справедливы расчетные зависимости, имеют место для упрощенных уравнений, где не учитываются акустические эф фекты.
Возможен случай, когда характеристическое уравнение сис темы имеет корни с положительной вещественной частью и боль шими значениями мнимой части, что говорит о неустойчивости системы по отношению к колебаниям высокой частоты *. Одна ко сами уравнения не описывают с достаточной достоверностью поведение системы при колебаниях с высокой частотой. В связи с этим недостоверными оказываются результаты анализа устой чивости и динамических характеристик системы при частотах, превышающих некоторый предел. В этом случае производить расчеты системы вне диапазона достоверности по частоте неце лесообразно.
Анализ устойчивости системы с запаздываниями имеет неко торые особенности. В частности, для анализа устойчивости подобных систем, как уже отмечалось, не пригодны алгебраиче ские критерии устойчивости. Можно использовать частотные критерии [2, 12], критерии Найквиста, Михайлова [60, 21] или строить границы £>-разбиения системы [64]. Формулировка кри терия Михайлова в этом случае несколько изменяется [21]. Для того чтобы линейная система, включающая в себя также звенья
с запаздыванием, была устойчива, необходимо |
и достаточно, |
|
чтобы вектор характеристической |
кривой D(со) |
(кривая Михай |
лова) при монотонном изменении |
и от 0 до оо, |
нигде не обра |
щаясь в нуль, повернулся вокруг начала координат против ча совой стрелки на угол (п/2)п, где п — степень полинома
D( со).
В формулировке критерия Михайлова для системы с запаз дыванием отсутствует требование монотонного изменения аргу мента при увеличении частоты. В связи с этим по виду кривой Михайлова в каком-нибудь ограниченном диапазоне частот нельзя сделать вывод даже о неустойчивости системы **, кото рый для обычных систем сразу следовал из факта нарушения монотонности изменения угла поворота вектора годографа. В то же время, как уже было отмечено, система уравнений двигателя достаточно корректна только в относительно узком диапазоне частот, и нарушение требований критерия Михайлова в диапа зоне частот до со=+оо не свидетельствует о неустойчивости си стемы в более узком диапазоне частот, для которых собственно только и пригодны эти уравнения.
* Мнимые части корней характеристического уравнения определяют ча стоту колебаний системы.
** Кроме случая прохождения кривой годографа через начало координат.
96