Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
Наиболее подходящим для системы уравнений динамики двигателя оказывается критерий устойчивости для ограниченно го диапазона частот, предложенный в работе [19].
В плоскости корней (рис. 2.12) выделяется бесконечная по лоса (область G), вправо от мнимой оси, ограниченная прямы ми ш = £2 и со = 0. Объект называется устойчивым на ограничен ном интервале частот (0 , £2 ), если все корни характеристического уравнения в этом диапазоне частот лежат в левой полуплос кости, т. е. не попадают в область G и ее границы. Для решения
<Р‘(Р)
Рис. 2Л2. Плоскость .кор |
Рис. 2.13. Примеры применения кри |
ней с выделенной об |
терия устойчивости [5] для системы |
ластью, ограниченной по |
с многими запаздываниями |
Q
вопроса об устойчивости системы в ограниченном диапазоне частот строят годограф функции D(p) при подстановке вместо переменной р не как обычно чисто мнимой величины т, а комп лексного параметра р = ш + с. Этот параметр изменяют по опре
деленному правилу: |
сначала от нуля до со = £ 2 по мнимой |
оси |
||
(с = 0 ), а затем при |
со = £2 — вдоль прямой, |
параллельной |
оси |
|
абсцисс, т. е. вдоль границы области G, от |
нуля до |
бесконеч |
||
ности. |
|
|
Для |
того |
Критерии формулируются следующим образом. |
чтобы корни характеристического уравнения системы D(p), рас положенные в диапазоне частот (0 , £2 ), находились строго в ле
вой полуплоскости, необходимо |
и достаточно выполнение |
сле |
|
дующих требований: |
|
|
|
Д arg D (ш)о<ш<а = |
— Д argD (<? + /2)0<с<+о |
|
|
D (с) Ф 0 |
|
0 <;с<[-]-оо; |
(2.18) |
при |
|||
D{c + iQ) Ф О |
|
|
|
і)(ш )Ф 0 |
при |
0 О . ^ £ 2 |
|
4 — 3714 |
|
|
9 7 |
или, иными словами, система устойчива, если суммарный угол поворота вектора при изменении р по прямым
0 <^cu<;Q при с — 0 и О -^ с -^ + оо при (о = й
равен нулю и кривая годографа не проходит через начало ко ординат.
Геометрическая интерпретация 'критерия (2.18) удобна для практического использования: объект устойчив, если годограф, соответствующий уравнениям .(2.18), не охватывает и не касает ся начала координат.
На рис. 2.13 показан пример применения данного критерия для объекта со многими запаздываниями [19]: по оси ординат отложен угол поворота характеристического вектора, на оси
абсцисс — действительная и мнимая |
части |
комплексного |
аргу |
||
мента в безразмерной |
форме |
р = ~ |
-]-i |
. Кривая А |
соот |
ветствует устойчивому |
случаю, |
кривая Б — неустойчивому. |
|
Авторы работы [19] формулируют также критерий, аналогич ный критерию Найквиста, для системы, уравнения которой мож но использовать только в ограниченном диапазоне частот. Если задана передаточная функция разомкнутой системы
W ( р ) = , * Ш - ,
0(Р )
не имеющая корней в правой полуплоскости (т. е. незамкнутая система устойчива), то для устойчивости замкнутой системы не обходимо и достаточно, чтобы характеристическая кривая в
плоскости |
годографа |
№(р) при изменении |
р = с+ гсо по конту |
ру с (см. |
рис. 2 .1 2 ) *' |
не охватывала точку |
вещественной оси |
(—1,0). Если в разомкнутом состоянии объект имеет п пар кор ней с положительной вещественной частью на интервале частот (0 , Q), то замкнутая система устойчива, если характеристиче ская кривая охватывает точку (—1 ,0 ) в положительном направ лении (против часовой стрелки) п раз.
Таким образом, единственное отличие сформулированного критерия от критерия Найквиста состоит в том, что вместо ча стотной характеристики разомкнутой системы необходимо ис пользовать характеристическую кривую, построенную при изме нении комплексного аргумента вдоль контура с.
* Т. е. вначале (с=0) со изменяется от нуля до £2; затем ш = Й, а с изме няется от нуля до бесконечности.
Г ЛА В А III
ДИНАМИКА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ТРАКТОВ
3.1. УРАВНЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИКИ
Во всех агрегатах Ж РД имеются тракты с протоком жидко сти или газа, и между собой агрегаты связаны гидравлическими или газовыми трубопроводами. Основные этапы рабочих про цессов, определяющих характеристики (в том числе и динами ческие) агрегатов двигателя, протекают как раз в их проточных частях.
Движение среды в трактах подчиняется уравнениям гидро механики, которые являются математическим выражением за конов сохранения массы, количества движения и энергии. Урав нение неразрывности (сохранения массы), уравнение движения (сохранения количества движения) и уравнение состояния пол ностью определяют движение по тракту жидкости или газа без обмена теплом с внешней средой. При решении задач о движе нии газа с подводом тепла или о двиягении газа, имеющего на входе в тракт переменную температуру, необходимо, кроме то го, использовать уравнение сохранения энергии (см. § 4.1).
Форма решения уравнений гидромеханики существенно упро щается, если предположить, что движущаяся среда (жидкость или газ) является идеальной, т. е. не имеет ни вязкости, ни теп лопроводности. В большинстве случаев такая упрощенная по становка оказывается достаточно точной и позволяет ограни читься учетом влияния вязкости только в элементах с сосредото ченными местными гидравлическими сопротивлениями: форсунках, дросселирующих и регулирующих устройствах и т. д.
Наиболее полно особенности динамики объекта описывают его амплитудно-фазовые частотные характеристики, показы вающие, как система реагирует на гармонические сигналы ма лой амплитуды различной частоты. Возможность ограничиться малой амплитудой колебаний существенно упрощает решение
задачи, так как позволяет линеаризовать (т. е. |
привести к наи |
более простой — линейной форме) нелинейные |
уравнения гид |
ромеханики и граничные условия. |
|
4* |
99 |
При решении в общем случае задачи о распространении ко лебаний в каналах, заполненных жидкостью или газом, нельзя забывать о конечном времени распространения возмущения по среде, т. е. необходимо учитывать распределенность параметров системы. Система с распределенными параметрами описывается дифференциальными уравнениями в частных производных в от личие от системы с сосредоточенными параметрами, описывае мой обыкновенными дифференциальными уравнениями. При рас смотрений гидромеханической системы как системы с распреде ленными параметрами учитывается равномерная ' распределен ность на все элементарные объемы жидкости по длине тракта таких ее свойств, как инерционность и сжимаемость.
Возмущения, поступающие из внешней среды в систему с рас пределенными параметрами, порождают волны, которые в фор ме возмущений (отклонений) скорости и давления распростра няются вдоль тракта от места их возникновения с конечной ско ростью — скоростью звука. Для каждой среды в зависимости от ее сжимаемости имеется своя скорость звука. Скорость звука., кроме того, зависит также от податливости стенок канала.
Законы распространения звуковых волн в различных средах
иканалах рассматриваются акустикой [58, 71] на основе реше ния волнового уравнения, которое выводится из уравнений не разрывности н движения гидродинамики. Волновое уравнение является одним из основных уравнений математической физики. Оно описывает распространение волн не только в акустике, но
ив оптике, радиотехнике [76], в длинных электрических линиях
[8 ] и т. д.
Форма дифференциального уравнения, описывающего неус тановившееся движение жидкости в канале, зависит от приня тых упрощающих предположений. Для гидравлических трактов
простой цилиндрической формы основные трудности возникают при достаточно строгом описании течения с учетом вязкости жидкости. Вязкость приводит к появлению пограничного слоя, в котором скорость изменяется от нуля до скорости в ядре потока.
Для случая турбулентного течения существуют только при ближенные, полуэмпирические и достаточно сложные методы описания стационарного течения в трубе [81]. Еще большие труд ности возникают при решении задачи о нестационарном движе нии жидкости. В имеющихся работах [13, 14] решения очень сложные, в то же время они не получили достаточного экспери ментального подтверждения. В связи с этим приходится пользо ваться предположением, что при относительно малой вязкости (т. е. при большом числе Рейнольдса) можно пренебречь влия нием нестационарное™ движения на коэффициент трения.
Имеющееся достаточно строгое и в то же время подтверж денное экспериментами решение для вынужденных колебаний жидкости при ламинарном течении (см. § 3.4) показывает, что
100
при относительно небольшой вязкости влияние динамических эффектов на коэффициент трения сравнительно невелико.
Для гидравлических трактов представляют интерес только продольные колебания жидкости *, так как диаметр тракта су щественно меньше длины акустических волн. Кроме того, ниже принимается (кроме § 3.4), что течение одномерное, т. е. все параметры (ско рость, давление и т. д.) в разных точ ках поперечного сечения тракта одина ковы. Одновременно благодаря боль шой длине тракта (по сравнению с диа метром) можно пренебречь сложными леодномерными явлениями на концах тракта.
Вывод уравнений движения жидко сти проведем для цилиндрического ка нала постоянного проходного сечения,
как наиболее типичного для проточных частей агрегатов и трак тов двигателя.
3.1.1. Уравнения неразрывности
Рассмотрим движение жидкости в цилиндрическом канале с площадью поперечного сечения F. Выделим элемент, ограничен ный стенками канала и двумя плоскостями, перпендикулярными его оси и находящимися на расстоянии dx (рис. 3.1). За единицу времени масса жидкости в элементе тракта длиной dx изменяет
ся |
из-за изменения |
плотности |
ср.еды на величину |
~ F d x . |
||
С другой стороны, эта же масса изменяется |
в |
силу |
различия |
|||
между количеством |
вещества, |
втекающего |
в |
элемент тракта |
||
рwF |
и вытекающего |
из элемента |
dx'j F за |
единицу |
времени.
В соответствии с законом сохранения массы вещества при
равниваем эти величины |
|
F d x = p w F — |
dx^j F |
или окончательно |
|
^ |
(3.1) |
d t ' д х |
( 1 |
Полученное уравнение сохранения |
вещества называют у р а в |
не н и е м н е р а з р ы в н о с т и .
*К. С. К о л е с и и к о в показал [42], что учет двумерности дает очень маленькие поправки.
3.1.2. Уравнение движения
Разность сил давления, действующих со стороны соседних слоев жидкости на границы рассматриваемого элемента и рав
ных: слева pF и справа— ( р - j—— d x \ F , определяет суммар-
\dx J
ную силу, действующую на выделенный элемент в направлении оси X:
p F — ( p r \ - ^ - d x \ F — —F ^ - d x .
\ д х ] д х
Составляющие от сил давления со стороны стенок канала друг друга уравновешивают.
Кроме сил давления, на выделенный элемент действуют мас совые силы (силы тяжести, сила, связанная с ускорением раке ты и т. д.). Величина этих сил определяется произведением мас сы элемента рF dx на суммарное ускорение /. Для движения в канале представляет интерес только проекция суммарного ус корения на ось X, так как другие составляющие направлены перпендикулярно скорости жидкости и никакой работы при дви жении жидкости не совершают.
При движении реальной жидкости на выделенный элемент действуют также силы трения, возникающие при взаимодейст вии вязкой жидкости со стенками канала. Для простоты при мем, что сила трения вдоль стенки канала выражается через произведение напряжения трения ттр на площадь поверхности элемента, соприкасающейся со стенкой, TIdx: —тТрTIdx, где П — периметр поперечного (смачиваемого) сечения канала. Знак минус взят в связи с тем, что направление силы трения всегда противоположно направлению движения жидкости.
Использование в уравнении движения непосредственно сум марной характеристики вязкого трения — силы трения о поверх ность— упрощает уравнение движения, так как исключает из рассмотрения поле скорости в потоке. Дак уже отмечалось, си ла вязкого трения при неустановившемся движении , определя лась по зависимостям для установившегося движения, как это
обычно и делалось при анализе динамики движения |
жидко |
сти [79]. |
|
Согласно закону сохранения импульса сумма всех указан |
|
ных выше внешних сил, действующих на выделенный |
элемент, |
равна изменению количества движения элемента за |
единицу |
времени. Количество движения определяется скоростью элемен та, которая изменяется как во времени, так и в пространстве, т. е. при перемещении элемента.
За время dt скорость в точке О (см. рис. 3.1) изменилась на dw'. За это же время точка О переместилась в точку О' на рас стояние dx' = wdt, причем в точке О' скорость отлична от скоро
102