Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
эпюры скорости при колебаниях достаточно резко отличается от стационарной. При неустановившемся движении в отдельные моменты времени возможно обратное движение жидкости у стен ки, хотя средняя скорость не меняет своего знака при любых фазах колебаний.
Если средний расход жидкости равен нулю, а мгновенное зна чение расхода изменяется по гармоническому закону, то картина распределения скорости по радиусу изменяется (рис. 3.22). Так же как и для ламинарного течения, максимум скорости смещает ся к стенке, причем с ростом без размерного параметра Ф макси мум скорости приближается все ближе к стенке. В ядре потока скорость практически не меняет ся по радиусу.
Таким образом, для турбулент ного режима течения в трубе, так же как и для ламинарного, при колебаниях образуется присте ночный пограничный слой, кото рый занимает незначительную часть сечения трубы.
Влияние трения сконцентриро вано вблизи стенки, и по мере роста частоты колебаний жидко сти уменьшается толщина слоя, на который оказывает влияние
трение. В пограничном слое оп |
а |
влияние инерционных сил |
||
ределяющую роль играет трение, |
||||
незначительно. |
Поэтому скорость |
вблизи |
стенки ближе по |
|
фазе колебаний |
к действующему |
перепаду |
давления, чем ско |
рость в ядре, где определяющую роль играют инерционные
СИЛЫ.
Изменение эпюры скорости приводит к изменению и силы трения на стенке трубы. На рис. 3.23 представлены результаты
— 1 dw
расчетов относительной силы треният0= -------- р-
г0 дг
(где То — сила трения на стационарном режиме) при различных значениях параметра 9 = — (2/?)2(Re = 105). Здесь же приве
ден график изм£нения среднего расхода G. Сопоставление кри вых для низкой частоты (■&=1 0 4 — кривая 2) и высокой частоты (■6'= ІО6 — кривая 1) показывает, что при низкой частоте относи тельная сила трения изменяется в такт .с изменением расхода практически без сдвига фазы. При высокой частоте появляется явный фазовый сдвиг (сила трения опережает по фазе средний расход), изменяется амплитуда колебаний силы трения и в неко-
147
Рис. 3.24. Кривые АФХ |
.гидравлической магистрали |
Ряс_3.25. Кривые АФХ |
гидравлической магистрали |
öw2löi/i при различных значениях волнового сопро |
бWnlbiji при различных значениях волнового сопро |
||
тивления а |
(^і = 0; і|52=2) |
тивления а |
(г)зі = 0; і|52= 2) |
торые моменты появляется отрицательное трение, т. е. жидкость у стенки двигается в направлении, противоположном течению основного потока (см. рис. 3.21).
3.6. АМПЛИТУДНО-ФАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ТРАКТОВ
Одним из удобных способов представления динамических ха рактеристик объекта является построение его амплитудно-фазо вых характеристик (АФХ). Вид АФХ гидравлического тракта зависит от того, для какого места тракта (по отношению к месту внесения возмущения) определяются вариации параметров. При этом принципиально отличаются формы кривых АФХ, построен ных для вариации параметра у конца трубы, со стороны которого вносится возмущение, от кривых для вариаций параметров у противоположного конца. На рис. 3.24 и 3.25 приведены кривые АФХ гидравлической магистрали бніг/бі/і и ЬШг/буо без учета вязкого трения (5= 0) при одинаковых значениях граничных импедансов (фі = 0 ; фг = 2 ) и при разных значениях волнового со противления а. Из общей зависимости (3.47) после несложных преобразований находим соотношение для амплитуды колебаний
при резонансных |
частотах ш= я(я/2) |
и ю = /гя (5=0) |
для пе |
||
редаточной функции 6 й>2/6 ?/і: |
|
|
|
|
|
oWo |
«Ti |
0^2 |
_ |
7l |
|
ЗДі |
_2 фіф2 — q2 |
ОД! |
|
— Фо |
|
и аналогично для передаточной функции 0 го2Іі>у2 '- |
|
||||
Ви/2 |
Т'2^1 |
bw2 |
_ |
72 |
(3.94) |
|
|||||
Sl/2 Ф |
|
ЪУ2 |
|
— ^2 |
|
|
|
|
|
Из выражений (3.93) и (3.94) следует, что для АФХ биіг/бг/і и
бгсг/бг/г положение точек, соответствующих со = /гя, не зависит от волнового сопротивления а. Для вариации параметра на конце тракта, противоположного месту внесения возмущения с часто
той ш = я/2 , амплитуда колебаний зависит от соотношения между
фь ф2 и а. Если а<ф>2 (см. рис. 3.24 а = 0,1 и а= 1), то при |
со = |
|
= я/2 кривая АФХ имеет максимум. При а=фг (т. е. а=2) |
кри |
|
вая АФХ приобретает форму окружности |
(случай согласованной |
|
нагрузки). П ри.а>ф 2 (а=10) изменяется |
собственная частота |
колебаний жидкости и частоте со = я/ 2 будет соответствовать ми нимуму амплитуды. Максимум на АФХ в этом случае имеет место
при частоте ш = я. Все кривые АФХ бгИг/бі/і симметричны относи тельно мнимой и действительной оси.
Совершенно иной характер имеют кривые АФХ для колеба ний параметров на конце тракта, со стороны которого вносится
149
возмущение (см. рис. 3.25). Так как расчет проводился для слу чая ірі = 0 [см. формулу (3.94)], то точка, соответствующая часто
те со = я/2, всегда попадает в начало координат. Координаты точ
ки для частоты со = я не зависят от величины волнового сопротив ления а. Для всех значений а графики АФХ совпадают; они представляют из себя накладывающиеся друг на друга окружно сти, для которых точки, соответствующие резонансным частотам
со = я/2 и со = я, лежат на действительной оси. В зависимости от величины волнового сопротивления а изменяется только распо
ложение точек с одинаковыми значениями частоты со на одной и той же кривой.
Рис. 3.26. Кривые АФХ гидравлического тракта 6w2löy2 при различных значениях граничного импеданса на входе і|п (4>2 = 0,1; сг=1)
На рис. 3.26 представлены кривые АФХ бгйг/бі/г для одинако вых значений а=1 и тр2 = 0,1 при различных значениях гранично го импеданса на входе фі. В случае фі = 0 точка для частоты
со = я/2 попадает в начало координат. Для очень больших значе ний ф[ = ± 100 (подача жидкости поршневым насосом) вблизи
начпла координат находится точка АФХ для частоты со = я. При ф != —0,5 разница между 1бгйг/біД1*.2 и | бй^/бі/гі * существенно уменьшается, так как граничный импеданс на входе фі по мо дулю приближается к значению волнового сопротивления.
Анализ |
формул (3.94) |
показывает, |
что при \|ц = —а, |
т. е.' |
для случая |
согласованной |
нагрузки на |
входе в тракт, |
АФХ |
бгйг/бі/г обращается в точку. Таким же образом и частотные характеристики бфг/бі/г при а = —г|ц, и характеристики бгсм/бі/і и öpi/öyi при а = фг также обращаются в точку.
J
Рис. 3.27. Кривые АФХ гидравлического тракта при со |
Рис. 3.28.__Ча'Стотиые характеристики |
гидравлического |
||||||||||
гласованной нагрузке на одном из концов: |
тракта öto2/ö(/i с учетом |
н |
без |
учета |
трения |
жидкости |
||||||
1— oiValoi/i при а = 1; |
— 1; |
2— oW nßyi ирн а«=1: <р| = —0,5; |
|
о стенки |
(а=1; |
\|32 = 2): |
|
|
|
|||
'^2—1; 3—owa/bya |
при а—1; d»}=—0,5; |
^ |
У— с учетом |
трешш о стенки (5 = 0,1; |
і|>,= —0,5); 2 —Сез учета |
|||||||
|
|
|
|
трения (5 = 0; |
фі= —0,5); 3 — Сез |
учета |
трения, |
іто с |
компенса |
|||
|
|
|
|
цией его изменением граничного |
импеданса |
т|>і |
(Ь=0; |
і|ч= —0,7) |
На рис. 3.27 приведены кривые АФХ гидравлического тракта при согласованной нагрузке на одном из концов тракта. АФХ для колебаний на конце тракта, противоположном месту внесе ния возмущений (кривые / и 2), относятся к двум случаям со гласованной нагрузки: на входе в тракт (кривая 1), т. е. на кон це тракта, со стороны которого вносится возмущение, и на дру гом конце (кривая 2) — на выходе из тракта. В обоих случаях АФХ имеет форму окружности с центром в начале координат, т. е. по виду это АФХ звена с чистым временным запаздыванием [21]. Кривая АФХ бйУг/бг/г при согласованной нагрузке на выходе
пз тракта (кривая 3) |
не отличается от кривых, аналогичных АФХ |
при произвольных |
значениях граничного импеданса (см. |
рис. 3.25). |
|
Все приведенные выше кривые АФХ относились к вариациям скорости на выходе или входе в гидравлический тракт. В нашем случае колебания скорости связаны с колебаниями давления на концах труб статической связью — граничными нмпедансами і|ч и ф>2 - В связи с этим кривые АФХ для колебаний давления на концах труб отличаются от приведенных выше кривых АФХ для колебаний скорости только масштабом.
Если сила трения жидкости о стенки относительно невелика, то ее влияние на динамические характеристики гидравлического тракта незначительно. Из анализа уравнений гидромеханики [см. формулы (3.19) и (3.24)] следует, что если
Ьрір
рwo. а
величина малая, то влиянием трения можно пренебречь.
Для определения масштаба малости этого параметра необхо димо сравнить потери на трение с гидравлическими потерями на концах тракта, т. е. величину ab с граничными нмпедансами. Ес ли величина_5 сама существенно меньше единицы и соблюдают
ся условия |
5 < |ф і/а | и 5< (ф 2/а), то трение |
практически мало |
влияет на |
динамические характеристики |
гидравлического |
тракта. |
|
|
На рис. 3.28 приведенные кривые АФХ гидравлического трак та бйіг/бг/і при достаточно больших значениях граничных импедансов (фі = —0,5; фг = 2) с учетом трения (кривая 1) и без учета трения (5= 0 — кривая 2). Сопоставление этих кривых показы вает, что ошибка из-за пренебрежения трением не превышает Ш—15% даже в том случае, когда коэффициент вязкого трения 5 всего в пять раз меньше граничного импеданса фі/а. Для исключения этих ошибок можно ввести компенсацию распреде
ленного по длине тракта трения путем увеличения |
(по модулю) |
граничного импеданса по формуле |
|
1дфг |= 25а. |
(3.95) |
152