Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
Для чисто активного граничного импеданса в виде местного гид равлического сопротивления, если [см. формулу (3.40)] |ф;| = = 2Дрі/р, формула (3.95) может быть сведена к виду
&Рі + |
k p тр |
|<И-Д<Ы = 2 |
(3.96) |
р |
|
где Дртр — гидравлические потери по длине тракта на трение;
Apt — гидравлические потери на местном сопротивлении на границе тракта.
Рис. 3.29. АФХ гидравлической магистрали с учетом н без учета трения
1
для случая I 4/ 1< — (а = 1)
а
Если импеданс на одном из концов меньше (по модулю), чем на другом, то добавочное сопротивление трения Дртр целесооб разно прибавлять целиком к гидравлическому сопротивлению конца с меньшим импедансом. Если фі и фг одного порядка, то можно сопротивление трения Артр разделить пополам и приба вить к обоим местным сопротивлениям на концах.
На рис. 3.28 приведена кривая АФХ тракта без трения (кри вая 3), но с компенсацией трения изменением граничного импе
153
данса на входе в тракт грі — его величина изменена с —0,5 на —0,7 (5= 0,1; а = 1). При такой компенсации трения кривая АФХ тракта, рассчитанная по более простой формуле без учета трения (5= 0), практически совпадает с кривой 1 АФХ, рассчитанной с учетом трения.
Если условие |і|н |< (5 а) не соблюдаются, т. е. в случае ма лых значений обоих граничных нмпедансов, компенсация трения изменением граничных нмпедансов дает худшие результаты. На рис. 3.29 приведены кривые АФХ гидравлического тракта 6г52/6г/2
для случая |ф;| < (Ьа) |
(при фі=0; ф2 = 0,1; 5= 0,1; а |
= 1). Кри |
вая 3 для решения без |
трения, но с компенсацией его |
изменени |
ем обоих граничных нмпедансов, совпадает с кривой 2, рассчи танной с учетом трения только в области относительно низких
безразмерных частот ш ^я/2. При этом кривые АФХ с компен сацией трения изменением граничных нмпедансов находятся по одну сторону от кривых для решения с учетом трения, а кривые 1 без учета трения (5= 0) и без его компенсации — по другую сторону..
Таким образом, использовать решение без трения с компен сацией трения изменением граничных нмпедансов можно во всех случаях в диапазоне относительно невысокой частоты со<я/2, а для любых частот — только при достаточно больших значениях граничных нмпедансов ф,У'а по сравнению с безразмерным коэф фициентом трения 5. Подобные выводы можно сделать и непо средственно из анализа выражений (3.47) — (3.48), приводя их (с учетом коэффициента Б) к форме соотношения (3.93) и (3.94) для резонансных частот, для которых влияние трения наиболее ощутимо.
3.7. УПРОЩЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ВЫНУЖДЕННЫХ КОЛЕБАНИЙ ЖИДКОСТИ В ТРАКТЕ
Уравнения (3.47) и (3.48) для вынужденных колебаний жид кости в тракте .с учетом акустических эффектов оказываются слишком громоздкими и в связи с этим неудобными для исполь зования, в расчетах динамических характеристик двигателя. С другой стороны, в ряде случаев уравнения с учетом акустиче ских эффектов для гидравлических трактов двигателя не нужны, так как для них частота первого тона собственных колебаний [см.'формулы (3.52) и (3.53)] существенно выше частот, пред ставляющих интерес для рассматриваемой задачи. В этом случае динамические характеристики гидравлического тракта могут быть описаны с достаточной точностью более простыми зависи мостями, если рассматривать тракт как систему с сосредоточен ными параметрами. В нашем случае для получения упрощенных соотношений можно воспользоваться решениями (3.47) — (3.48)^
разложив в ряд экспоненциальные члены, приняв 5= 0, k = a,
іо4
компенсировав при этом трение в тракте изменением граничных импедаисов по формуле (3.95). При разложении экспоненциаль ных членов учтем два члена ряда:
e ±'“'t = l ± |
(шл:)2. |
Подставив это соотношение в уравнения (3.47) и (3.48), после несложных .преобразований получим приближенную зависимость с учетом двух членов разложения в ряд:
для амплитуды вариации скорости
72 (а + фі) 11 — |
0)2 x2 — г <и х I — |
|||
bw = - |
|
|
|
|
(Фі — Фг) — |
|
(4і — 4г) “2 • |
|
|
— ( а — 4і) (1 — w 2x 2 + іш X |
Ьу2 |
|||
— іа.to -f- i |
1 |
|
|
|
7i U“ + h ) 1 - Y 0)2 |
( 1 - |
x )2 |
+ ito .(i |
x ) 1 — |
(4] — 4г) — ~ |
(4i — 4г) o>2 — • |
|
||
— (a— i>2) 1 — — |
ü)2 (1 — |
x ) 2 — ІШ (1 _ X) byI |
||
- |
. 1 |
(3.97) |
||
— /аш |
i |
4^1 Ф2Ш |
|
и для амплитуды вариации давления
72 (а + 4і) (1 — — m2 х 2— ш х ) — (а — 40 X
Ь р =
1 (4і — 4г) 2 (4і — Фг)“2 —
1 ----
X ( 1 — — о)2 X 2 + і о) х j j 5 г/ 2
— іаш —|- і |
1 |
>2 |
- I |
|
--- tp1d |
о) |
|
|
а |
.‘ |
J |
7і |(а + 4г) 1 ---- “ о)2 (1 —х)2 -{- іи» (1 —х) —
2 (4і — 4г) — ~ (4і — 4 2 ) о)2 —
155
— (а — АД 1 |
— — |
u>2 ( 1 — л-)2 — т ( 1 - Д |
1 °«і |
L |
2 |
ѵ |
(3.98) |
|
- |
. 1 |
|
|
|
||
|
— іаш + і — А] |
|
|
|
|
а 1 1 |
|
Для выяснения физического смысла входящих в приближенные зависимости членов можно воспользоваться следующими оче видными соотношениями:
— |
рwa ыі |
|
owl |
to; |
|
аш= —-------------= |
—------ со = т |
||||
|
p |
a |
|
р |
|
1 |
- |
pi |
|
|
(3.99) |
— (u= —-----(и=те№; |
|||||
a |
|
pwaP |
|
|
|
ш2 |
pwl |
pi |
|
®-= V o r . |
|
|
p |
Pwa- |
|
||
где |
|
pwl |
_ |
pi |
|
|
p |
’ |
e piva2 |
|
|
|
|
|
Эти же постоянные времени тц и те можно получить, проделав вывод уравнения гидравлического тракта отдельно как инерци онного или как емкостного звена.
V. |
I w |
О, |
|
+ |
|||
'S |
РУ |
||
Л |
|||
6) |
|||
Pf |
Рг |
Рис. 3.30. Схема упрощенной модели гидравлического тракта:
а — как инерционного звена; б — как емкостного звена
Если учитывать только инерцию столба жидкости в тракте, до уравнение его движения запишется (рис. 3.30, а) так:
d t
где, ри Р2 — давление на входе и выходе тракта;
Дг, I —' площадь поперечного сечения и длина тракта;
w — скорость жидкости в тракте. |
к безразмерному |
|||
После линеаризации и приведения вариаций |
||||
виду (öpi = öpi'/p; Ьр2 = 0р2'Ір и т. д.) получаем |
|
|
||
--------— |
= т „ — — • |
3.100) |
||
р |
dt |
dt |
|
|
Таким образом, Тц — инерционная постоянная |
столба |
жидкости |
||
в гидравлическом тракте. |
|
|
|
|
155
Если рассматривать гидравлический тракт как чистую ем кость (рис. 3,30, б), то уравнение баланса массы для нее запи шется! так:
- ^ - = 0 , - 0 , , |
(3.101) |
at |
|
где Q = Vp — масса жидкости в объеме V тракта;
Gi, G2 — расход жидкости на входе и выходе из тракта.
Связь между плотностью жидкости |
и давлением |
определяется |
|
законом Гука: |
|
|
|
р = рср |
Р |
Ргр |
|
1 + |
к ж |
|
|
|
|
|
|
которое после линеаризации принимает вид |
|
||
ор |
Рсѵ |
ор. |
(3.102) |
|
К, |
|
|
Здесь рСр, рср — среднее значение давления и плотности жидко сти;
Кт — модуль объемной сжимаемости жидкости. Величина 1(т связана со скоростью звука в жидкости * зависи мостью (3.9)
К ж= ? а \
После линеаризации соотношения (3.101), использовав зависимо сти (3.102) и (3.91), находим
pi |
сіЪр |
_ |
dbp |
— |
SG[ — йог- |
(3.103) |
pw 2 |
’ —“ “ “ “ |
1 Xc |
|
|||
dt |
|
dt |
|
|
Из уравнения гидравлического тракта как чистой емкости сле дует, что те—-постоянная времени такой емкости. Таким обра зом, в упрощенных уравнениях динамики гидравлического трак та (3.97) и (3.98) учитываются и инерционность -столба жидко сти в тракте, и ее сжимаемость, но все это как для звена с сосредоточенными параметрами, т. е. для всего столба жидкости как единого целого.
В исходных уравнениях (3.47) и (3.48) эти свойства жидко сти учитывались для каждого элемента столба жидкости в от дельности по длине тракта, так как столб жидкости рассматри вался как система с распределенными параметрами, т. е. учиты вались волновые процессы в тракте. В этом заключается отличие решений (3.47) и (3.48) от приближенных соотношений (3.97) и (3.98).
Использовав соотношения для граничных импедансов (3.37) и (3.38), введя среднее давление в магистрали как средне
* Для простоты податливостью -стенок тракта -пренебрегаем.
157