Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
арифметическое из давлении на входе и выходе, 'путем неслож ных преобразований из уравнений (3.100) и (3.103) можно полу чить упрощенное уравнение динамики тракта (3.98) без членов с
квадратом частоты со2. Даже в этом простейшем случае первого приближения магистраль оказывается элементом более слож ным, чем апериодическое звено первого порядка (см. табл. 2.1),.
так как члены г'ш имеются как в знаменателе, так и в числителе.. При этом уравнения для .колебаний параметров на конце трак та, противоположном месту внесения возмущений, оказываются уравнениями звена первого порядка, а для колебаний в месте внесения возмущения — уравнениями более сложными.
Если учитывать члены с квадратом безразмерной частоты со2, то положение не изменяется — гидравлический тракт оказывает ся элементом более сложным, чем колебательное звено. В знаме
натель уравнения входит член со2= титесо2 [см. (3.99)], т. е. собст венная частота магистрали при упрощенном рассмотрении ее как колебательного звена определяется произведением инерционной
и емкостной постоянных времени. Сомножителем члена со2 вхо дит разность фі — 1р2, т. е. сумма граничных импедансов с обрат ным знаком *, которая определяется гидравлическим сопротивле нием всей магистрали.
Постоянная времени магистрали как апериодического звена первого порядка ** (тц — фіфгТе) равна сумме инерционной и ем костной постоянных времени. Вклад емкостной постоянной вре мени в общую постоянную времени магистрали определяется произведением граничных импедансов тракта фіфг, увеличиваясь по мере роста этой величины***. Если хотя бы один из граничных импедансов равен нулю, т. е. если один конец тракта открытый, го емкостная постоянная времени не вносит своего вклада в по
стоянную времени магистрали (при первой степени ш). Упрощенные уравнения (3.97) и (3.98), описывающие дина
мические характеристики гидравлического тракту пригодны для
ограниченного диапазона безразмерной частоты со, так как при упрощении отбросили члены с третьей и более высокими степе
нями частоты со. При со = 0,5 отброшенный член третьей степени составляет 2%, при со = 1 — порядка 15% от значений статических членов.
На рис. 3.31 — 3.33 приведены кривые АФХ магистралей öwjöyi и öpi/öyi при различных значениях фі, фг и а, кривые точного решения, т. е. с учетом акустических эффектов, и кривые, рассчитанные по приближенным формулам с сохранением чле
нов, содержащих со2, или с сохранением только членов с со.
* Импеданс фі обычно отрицательный. |
(3.98) — коэффициент при чле |
** В знаменателях зависимостей (3.97) и |
|
не с первой производной у колебательного звена. |
|
*** Произведение фіф2 практически всегда |
отрицательно, так как фі=^0, |
15S
женных решений («= 1; і])і= —0,5; 4Jj2 = 2):
♦ —точная формула: И —приближенная формула с ш"; Д —приближенная формула только с ш
Рис. 3.32. Кривые* АФХ |
гидравличе |
Рис. 3.33. |
Кривая |
АФХ |
гидравличе |
|||
ского тракта ЬріІЬу\ для |
точного и |
ского тракта бШ|/б(/і для точного и |
||||||
приближенных решений |
( а = 1 ; |
т|)і = |
приближенных решений |
( а = 1 ; |
і|)і = |
|||
= -^ 1 0 0 ; т|>2 = 2 ) |
(обозначения |
по |
=■ —1 0 0 ; |
i|>2 = 2 ) |
(обозначения |
по |
||
рис. |
3.31) |
|
|
|
рис. |
3.31) |
|
|
159
Сопоставление кривых показывает, что формулы с и2 удо влетворительно описывают динамические характеристики вплоть
до со«1. Дальше, при приближении со к значению л/2 наблю дается достаточно резкое отличие. Формулы с сохранением толь
ко со пригодны до со = 0,1 -4-0,5. В тех случаях, когда один из граничных импедансов достаточно велик (см. рис. 3.32 для г|ч = = —100), кривые АФХ, рассчитанные по точным формулам и по
соотношению с учетом только первой степени со, не совпадают уже при малых, значениях со.
Рис. |
3.34. Амплитудные |
и фазовые |
характеристики гидравлического тракта |
|
(фі = —0,5; фг=2) при |
различных |
значениях волнового сопротивления а: |
||
|
I — а=0,1; 2 — а=1; 3 — а=10 (обозначения по рис. 3.31) |
|||
Кривые АФХ öwi/öyi (см. рис. 3.33J_ |
как для точного реше |
|||
ния, |
так и для формул с сохранением со2 |
или только со, совпада |
ю т— это одна и та же окружность*. Однако расположение то чек на окружности, соответствующих одной и той же безразмер
ной частоте со, при расчетах по разным формулам оказывается различным. Относительно близко расположены точки, соответ
ствующие частоте со = 0,5 для всех трех вариантов расчетов. В то же время для частоты со = 1 близко расположены точки для точ
ной формулы и формулы с со2.
Сравнение результатов расчетов по различным формулам будет более наглядным, если использовать амплитудные и фазо вые частотные характеристики тракта. На рис. 3.34 приведены такие кривые для динамической характеристики тракта SzUi/Sj/i. Сопоставление кривых подтверждает приведенные выше оценки
* Наглядно подтверждается факт, что динамические характеристики гид равлического тракта даже в самом грубом приближении не описываются урав нениями типовых звеньев.
(60
значении безразмерной частоты ю, для_которых пригодны при
ближенные формулы с о 2 или только с со.
Оценим для какой длины магистралей можно пользоваться приближенными зависимостями. Примем, что максимальная час тота, представляющая интерес с точки зрения динамики всего двигателя, равна 50 Гц (т. е. со~300 с-1), скорость звука в тру бопроводе 1000 м/с. При таких параметрах применимость фор
мулы с учетом только первой степени со (оо<0,5) ограничена
/<1,5м , для формулы с учетом со2(со=£7 1)—длиной /< 3 м. Таким образом, в 'большинстве случаев для виутридвигатель-
ных магистралей можно ограничиться уравнениями с со2, а в
ряде случаев — простейшей формулой только с со. При этом не обходимо учитывать, что относительное влияние динамических характеристик гидравлических трактов на динамику всего дви гателя невелико (см. гл. VIII). Из этих соображений в большин стве случаев можно ограничиться наиболее простой расчетной
формулой, включающей! только первую степень со.
3.S. РАСЧЕТ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЛОЖНЫХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ
Гидравлические тракты двигателей и стендов для испытания Ж РД состоят обычно из участков трубопроводов с различными проходными сечениями и включают в себя местные гидравличе ские сопротивления (дроссели, шайбы/ форсунки ' и т. д.), эле
Рис. 3.35. Схема сложной гидравлической цепи
менты системы регулирования и автоматики (регуляторы, клапа ны), насосы ТНА и т. д.
Для расчета сложных гидравлических цепей двигателей при меняют теорию четырехполюсников [31, 32] или решение пред ставляют в виде .цепочки трансцендентных уравнений, связыва
6—3714 |
161 |
ющих между собой амплитуду ті фазу колебаний в различных точках гидравлической цепи [56].
При использовании для расчета динамики двигателя ЭВЦМ
можно применить матричный метод, избегая промежуточных |
|
ал гебр аических преобр азова иий. |
схема |
В качестве примера рассмотрим гидравлическую цепь, |
|
которой представлена на рис. 3.35. Цепь включает общин |
тракт |
компонента 1 с насосом 5 и перепускной линией 2, по которой компонент перепускается после насоса на вход * в него. Далее тракт делится на Две ветви: ветвь 3, идущую в газогенератор, н ветвь 4, идущую в камеру сгорания. Каждая из ветвей 3 и 4 об щего тракта делится на два-три участка, между которыми име ются местные гидравлические сопротивления, коэффициент со противления которых может изменяться внешним устройством.
Схема гидравлического тракта, приведенная на рис. 3.35, яв ляется типичной для трактов двигателя.
Введем следующие обозначения:
а) ннжннй двойной индекс, первая цифра которого означает номер ветви
тракта, а вторая — ее номер участка; |
_ |
|
|
|
|
|
б) верхние индексы: «О» для начала участка |
(.ѵ,; = 0 ) |
и «1 » |
для |
конца |
||
участка (.Vij=l), так что, например, амплитуда |
вариации |
скорости в конце |
||||
второго участка третьей ветви будут обозначаться |
ба’з 2- |
|
|
|
||
Аналогичные индексы будут иметь граничные импедансы |
коэффи |
|||||
циенты усиления <рК и Y°.j и |
амплитуды внешних |
возмущающих |
воздей |
|||
ствий. |
|
|
|
|
|
|
Внешние возмущения |
в принципе могут |
вноситься |
на |
всех |
границах между участками тракта. Соответствующие коэффици енты вводятся во все уравнения для граничных пмпедансов на входе каждого участка тракта.
Выведем уравнения для типичных элементов сложного гид
равлического тракта. |
(ти =0 — вход в насос). |
1. Начало тракта |
|
Уравнение граничного импеданса |
|
. |
— '1 ц 8 'ДЦі = Ѵіі0 Уіі- |
2. Конец тракта у газовой емкости (.тзг=1— форсунки газо генератора). Уравнение граничного импеданса
■ В/7ГГ— фз 2 0 ^ 3 2 — ?3 20/?3 2 — 0 .
3. Неоднородность в виде местного гидравлического сопротив ления на стыке двух і и (і—1) участков т-й ветви.
Уравнение неразрывности
8 ® т { 1 -1 ) — 8 ® т і = 0 .
* Перепуск необходим, например, в эжектор (см. гл. V) пли для регуля тора и т. д.
102
Уравнение гидравлического сопротивления (граничный импе данс)
8Р т і fn i$ P m ( 1—1) У т і & У т і '
4. Неоднородность на входе в ветвь после разветвления (от ветви т к ветви s) *.
Уравнение гидравлического сопротивления
$Р т і ФтІ^ВУтІ |
<?т1(,Р з = : Ут1^УтѴ |
5. Неоднородность, в виде |
центробежного насоса (между |
участками 11 и 12), |
|
Напорная характеристика |
|
орп----(фо+ г'шГо) bwn |
(ф„-f- ішхп) bn—®128/7u= 0 . |
РП |
P12 |
Уравнение неразрывности (без учета кавитации)
|
-8®>и |
= 0. |
Здесь ipG, |
tyn — наклоны напорных |
характеристик насоса; |
тс, |
Тп — инерционные .постоянные времени массы жидко |
|
|
сти в проточной части насоса (см. § 5.2). |
6. Конец ветви перед разветвлением Уравнение неразрывности
SÄ ;—
1 т
где k — число ветвей после развилки.
7. Начало ветви — после слияния нескольких ветвей. Ур авнение неразры®ности
к
где k — количество сходящихся в разветвлении ветвей.
8. Неоднородность на выходе из тракта— перед слиянием ветвей.
Уравнение гидравлического сопротивления bPlrj — — (P^8jP°i.= 0. '
|
* Предполагается, что гидравлическое сопротивление на стыке ветвей рас |
положено на входе в каждую ветвь после развилки. |
|
6* |
І63 |
Си |
Du |
Cl2 |
D\2 |
Cai |
£>31 |
C*32 |
D$2 |
— *11 — - * ? і + |
|
|
|
|
|
|
|
— «11 |
+ °п |
|
|
|
|
|
|
е'Ац |
е—,ftl* |
. — 1 |
— 1 |
|
|
|
|
++
|
|
'сГCS |
"сГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
cs |
|
|
|
|
|
|
|
|
лГ |
+ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т0) |
|
о |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
-э- |
-э- |
|
|
|
|
|
|
|
||
'ЪС-І |
SHCS |
= |
« 'Тр |
spCS |
3 |
|
|
|
|
|
|
£ |
'сГ |
£ |
£ .3 |
£І 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
+ |
1 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е‘к'2 |
e-'*is |
Gax |
|
Qsi |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
g19 |
|
C?12 |
|
|
|
|
|
“іг^зі X —а12Тзіx - + s,r |
- |
+ |
|
|
|
||||
|
|
X е‘к'2 |
X e- '*15 |
~ a31 |
+ |
tt31 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
e'*3’ |
e—'*31 |
— 1 |
— 1 |
||
|
|
|
|
|
|
аЗіТз2 X |
- “siT&X |
- *32 “ |
-*32 + |
||
|
|
|
|
|
|
X e'*31 |
X e- '*3’ |
— a32 |
+ а32 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
s |
-i- ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
cs |
•*« |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
i—■9CO- |
""*а> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
CS |
ч |
ч Öeo •-*0со- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ö |
■—<CO |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
T |
1 |
+ |
|
|
“127*41 X |
— a12X |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
X eikl2 |
хЛ“.х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X e-,ft12 |
|
|
|
|
|
|
(
J 64
|
|
|
|
Та б л ица |
3.! |
C„ 1 |
£>41 |
£*42 |
£>42 |
5/i 5 p vr °/>K 5//Ц 81/31 |
^O * 1 to |
|
|
|
|
*11 |
|
b?
.3
+
-0"
T
g 4i |
G4i |
GI2 ^12
- * |
« |
- |
— *41 + а 41 |
|
|
|
|
|
- |
“ 41 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|||
e |
' * 11 |
|
e ~ < * i t |
— 1 |
— 1 |
|
||
|
|
|
|
|
||||
а«««»0« |
X |
— “ 41<P°42X |
— d>5n — |
- * 4 2 |
+ |
|||
• |
42 |
|||||||
X |
е '* 4‘ |
X e ~ ,ft“ |
- « 4 2 |
+ |
a 42 |
|||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
1 |
; |
+ |
X |
; |
|
|
|
|
« s |
||||
|
|
|
|
's ? |
« |
|
|
|
|
|
|
|
CS ^ — *4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
“J * * |
cs |
|
|
|
|
|
|
|
Ö |
14 'S* |
|
|
|
|
|
|
|
T T |
£ , |
+ |
X |
|
|
|
|
|
|
|
T31
I
742
1
165