Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

арифметическое из давлении на входе и выходе, 'путем неслож­ ных преобразований из уравнений (3.100) и (3.103) можно полу­ чить упрощенное уравнение динамики тракта (3.98) без членов с

квадратом частоты со2. Даже в этом простейшем случае первого приближения магистраль оказывается элементом более слож­ ным, чем апериодическое звено первого порядка (см. табл. 2.1),.

так как члены г'ш имеются как в знаменателе, так и в числителе.. При этом уравнения для .колебаний параметров на конце трак­ та, противоположном месту внесения возмущений, оказываются уравнениями звена первого порядка, а для колебаний в месте внесения возмущения — уравнениями более сложными.

Если учитывать члены с квадратом безразмерной частоты со2, то положение не изменяется — гидравлический тракт оказывает­ ся элементом более сложным, чем колебательное звено. В знаме­

натель уравнения входит член со2= титесо2 [см. (3.99)], т. е. собст­ венная частота магистрали при упрощенном рассмотрении ее как колебательного звена определяется произведением инерционной

и емкостной постоянных времени. Сомножителем члена со2 вхо­ дит разность фі — 1р2, т. е. сумма граничных импедансов с обрат­ ным знаком *, которая определяется гидравлическим сопротивле­ нием всей магистрали.

Постоянная времени магистрали как апериодического звена первого порядка ** (тц — фіфгТе) равна сумме инерционной и ем­ костной постоянных времени. Вклад емкостной постоянной вре­ мени в общую постоянную времени магистрали определяется произведением граничных импедансов тракта фіфг, увеличиваясь по мере роста этой величины***. Если хотя бы один из граничных импедансов равен нулю, т. е. если один конец тракта открытый, го емкостная постоянная времени не вносит своего вклада в по­

стоянную времени магистрали (при первой степени ш). Упрощенные уравнения (3.97) и (3.98), описывающие дина­

мические характеристики гидравлического тракту пригодны для

ограниченного диапазона безразмерной частоты со, так как при упрощении отбросили члены с третьей и более высокими степе­

нями частоты со. При со = 0,5 отброшенный член третьей степени составляет 2%, при со = 1 — порядка 15% от значений статических членов.

На рис. 3.31 — 3.33 приведены кривые АФХ магистралей öwjöyi и öpi/öyi при различных значениях фі, фг и а, кривые точного решения, т. е. с учетом акустических эффектов, и кривые, рассчитанные по приближенным формулам с сохранением чле­

нов, содержащих со2, или с сохранением только членов с со.

* Импеданс фі обычно отрицательный.

(3.98) — коэффициент при чле­

** В знаменателях зависимостей (3.97) и

не с первой производной у колебательного звена.

*** Произведение фіф2 практически всегда

отрицательно, так как фі=^0,

15S


женных решений («= 1; і])і= —0,5; 4Jj2 = 2):

♦ —точная формула: И —приближенная формула с ш"; Д —приближенная формула только с ш

Рис. 3.32. Кривые* АФХ

гидравличе­

Рис. 3.33.

Кривая

АФХ

гидравличе­

ского тракта ЬріІЬу\ для

точного и

ского тракта бШ|/б(/і для точного и

приближенных решений

( а = 1 ;

т|)і =

приближенных решений

( а = 1 ;

і|)і =

= -^ 1 0 0 ; т|>2 = 2 )

(обозначения

по

=■ 1 0 0 ;

i|>2 = 2 )

(обозначения

по

рис.

3.31)

 

 

 

рис.

3.31)

 

 

159

Сопоставление кривых показывает, что формулы с и2 удо­ влетворительно описывают динамические характеристики вплоть

до со«1. Дальше, при приближении со к значению л/2 наблю­ дается достаточно резкое отличие. Формулы с сохранением толь­

ко со пригодны до со = 0,1 -4-0,5. В тех случаях, когда один из граничных импедансов достаточно велик (см. рис. 3.32 для г|ч = = —100), кривые АФХ, рассчитанные по точным формулам и по

соотношению с учетом только первой степени со, не совпадают уже при малых, значениях со.

Рис.

3.34. Амплитудные

и фазовые

характеристики гидравлического тракта

(фі = —0,5; фг=2) при

различных

значениях волнового сопротивления а:

 

I — а=0,1; 2 — а=1; 3 — а=10 (обозначения по рис. 3.31)

Кривые АФХ öwi/öyi (см. рис. 3.33J_

как для точного реше­

ния,

так и для формул с сохранением со2

или только со, совпада­

ю т— это одна и та же окружность*. Однако расположение то­ чек на окружности, соответствующих одной и той же безразмер­

ной частоте со, при расчетах по разным формулам оказывается различным. Относительно близко расположены точки, соответ­

ствующие частоте со = 0,5 для всех трех вариантов расчетов. В то же время для частоты со = 1 близко расположены точки для точ­

ной формулы и формулы с со2.

Сравнение результатов расчетов по различным формулам будет более наглядным, если использовать амплитудные и фазо­ вые частотные характеристики тракта. На рис. 3.34 приведены такие кривые для динамической характеристики тракта SzUi/Sj/i. Сопоставление кривых подтверждает приведенные выше оценки

* Наглядно подтверждается факт, что динамические характеристики гид­ равлического тракта даже в самом грубом приближении не описываются урав­ нениями типовых звеньев.

(60


значении безразмерной частоты ю, для_которых пригодны при­

ближенные формулы с о 2 или только с со.

Оценим для какой длины магистралей можно пользоваться приближенными зависимостями. Примем, что максимальная час­ тота, представляющая интерес с точки зрения динамики всего двигателя, равна 50 Гц (т. е. со~300 с-1), скорость звука в тру­ бопроводе 1000 м/с. При таких параметрах применимость фор­

мулы с учетом только первой степени со (оо<0,5) ограничена

/<1,5м , для формулы с учетом со2(со=£7 1)—длиной /< 3 м. Таким образом, в 'большинстве случаев для виутридвигатель-

ных магистралей можно ограничиться уравнениями с со2, а в

ряде случаев — простейшей формулой только с со. При этом не­ обходимо учитывать, что относительное влияние динамических характеристик гидравлических трактов на динамику всего дви­ гателя невелико (см. гл. VIII). Из этих соображений в большин­ стве случаев можно ограничиться наиболее простой расчетной

формулой, включающей! только первую степень со.

3.S. РАСЧЕТ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЛОЖНЫХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ

Гидравлические тракты двигателей и стендов для испытания Ж РД состоят обычно из участков трубопроводов с различными проходными сечениями и включают в себя местные гидравличе­ ские сопротивления (дроссели, шайбы/ форсунки ' и т. д.), эле­

Рис. 3.35. Схема сложной гидравлической цепи

менты системы регулирования и автоматики (регуляторы, клапа­ ны), насосы ТНА и т. д.

Для расчета сложных гидравлических цепей двигателей при­ меняют теорию четырехполюсников [31, 32] или решение пред­ ставляют в виде .цепочки трансцендентных уравнений, связыва­

6—3714

161

ющих между собой амплитуду ті фазу колебаний в различных точках гидравлической цепи [56].

При использовании для расчета динамики двигателя ЭВЦМ

можно применить матричный метод, избегая промежуточных

ал гебр аических преобр азова иий.

схема

В качестве примера рассмотрим гидравлическую цепь,

которой представлена на рис. 3.35. Цепь включает общин

тракт

компонента 1 с насосом 5 и перепускной линией 2, по которой компонент перепускается после насоса на вход * в него. Далее тракт делится на Две ветви: ветвь 3, идущую в газогенератор, н ветвь 4, идущую в камеру сгорания. Каждая из ветвей 3 и 4 об­ щего тракта делится на два-три участка, между которыми име­ ются местные гидравлические сопротивления, коэффициент со­ противления которых может изменяться внешним устройством.

Схема гидравлического тракта, приведенная на рис. 3.35, яв­ ляется типичной для трактов двигателя.

Введем следующие обозначения:

а) ннжннй двойной индекс, первая цифра которого означает номер ветви

тракта, а вторая — ее номер участка;

_

 

 

 

 

б) верхние индексы: «О» для начала участка

(.ѵ,; = 0 )

и «1 »

для

конца

участка (.Vij=l), так что, например, амплитуда

вариации

скорости в конце

второго участка третьей ветви будут обозначаться

ба’з 2-

 

 

 

Аналогичные индексы будут иметь граничные импедансы

коэффи­

циенты усиления <рК и Y°.j и

амплитуды внешних

возмущающих

воздей­

ствий.

 

 

 

 

 

 

Внешние возмущения

в принципе могут

вноситься

на

всех

границах между участками тракта. Соответствующие коэффици­ енты вводятся во все уравнения для граничных пмпедансов на входе каждого участка тракта.

Выведем уравнения для типичных элементов сложного гид­

равлического тракта.

(ти =0 — вход в насос).

1. Начало тракта

Уравнение граничного импеданса

.

— '1 ц 8 'ДЦі = Ѵіі0 Уіі-

2. Конец тракта у газовой емкости (.тзг=1— форсунки газо­ генератора). Уравнение граничного импеданса

■ В/7ГГ— фз 2 0 ^ 3 2 — ?3 20/?3 2 — 0 .

3. Неоднородность в виде местного гидравлического сопротив­ ления на стыке двух і и (і—1) участков т-й ветви.

Уравнение неразрывности

8 ® т { 1 -1 ) — 8 ® т і = 0 .

* Перепуск необходим, например, в эжектор (см. гл. V) пли для регуля­ тора и т. д.

102


Уравнение гидравлического сопротивления (граничный импе­ данс)

8Р т і fn i$ P m ( 1—1) У т і & У т і '

4. Неоднородность на входе в ветвь после разветвления (от ветви т к ветви s) *.

Уравнение гидравлического сопротивления

$Р т і ФтІ^ВУтІ

<?т1(,Р з = : Ут1^УтѴ

5. Неоднородность, в виде

центробежного насоса (между

участками 11 и 12),

 

Напорная характеристика

 

орп----(фо+ г'шГо) bwn

(ф„-f- ішхп) bn—®128/7u= 0 .

РП

P12

Уравнение неразрывности (без учета кавитации)

 

-8®>и

= 0.

Здесь ipG,

tyn — наклоны напорных

характеристик насоса;

тс,

Тп — инерционные .постоянные времени массы жидко­

 

сти в проточной части насоса (см. § 5.2).

6. Конец ветви перед разветвлением Уравнение неразрывности

SÄ ;—

1 т

где k — число ветвей после развилки.

7. Начало ветви — после слияния нескольких ветвей. Ур авнение неразры®ности

к

где k — количество сходящихся в разветвлении ветвей.

8. Неоднородность на выходе из тракта— перед слиянием ветвей.

Уравнение гидравлического сопротивления bPlrj — — (P^8jP°i.= 0. '

 

* Предполагается, что гидравлическое сопротивление на стыке ветвей рас­

положено на входе в каждую ветвь после развилки.

6*

І63


Си

Du

Cl2

D\2

Cai

£>31

C*32

D$2

— *11 — - * ? і +

 

 

 

 

 

 

— «11

+ °п

 

 

 

 

 

 

е'Ац

е—,ftl*

. — 1

1

 

 

 

 

++

 

 

'сГCS

"сГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

cs

 

 

 

 

 

 

 

 

лГ

+

1

 

 

 

 

 

 

 

 

т0)

 

о

0

 

 

 

 

 

 

 

 

-э-

-э-

 

 

 

 

 

 

 

С-І

SHCS

=

« 'Тр

spCS

3

 

 

 

 

 

 

£

'сГ

£

£ .3

£І 5

 

 

 

 

 

 

 

1

 

+

1

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е‘к'2

e-'*is

Gax

 

Qsi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g19

 

C?12

 

 

 

 

 

“іг^зі X —а12Тзіx - + s,r

-

+

 

 

 

 

 

X е‘к'2

X e- '*15

~ a31

+

tt31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

e'*3’

e—'*31

— 1

1

 

 

 

 

 

 

аЗіТз2 X

- “siT&X

- *32 “

-*32 +

 

 

 

 

 

 

X e'*31

X e- '*3’

— a32

+ а32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

s

-i- ^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

cs

•*«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i—9CO-

""*а>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CS

ч

ч Öeo •-*0со-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ö

■—<CO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T

1

+

 

 

“127*41 X

— a12X

 

 

 

 

 

 

 

 

X eikl2

хЛ“.х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X e-,ft12

 

 

 

 

 

 

(

J 64

 

 

 

 

Та б л ица

3.!

C„ 1

£>41

£*42

£>42

5/i 5 p vr °/>K 5//Ц 81/31

^O * 1 to

 

 

 

 

*11

 

b?

.3

+

-0"

T

g 4i

G4i

GI2 ^12

- *

«

-

*41 + а 41

 

 

 

 

 

-

“ 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

e

' * 11

 

e ~ < * i t

— 1

— 1

 

 

 

 

 

 

а«««»0«

X

“ 41<P°42X

— d>5n —

- * 4 2

+

42

X

е '* 4‘

X e ~ ,ft“

- « 4 2

+

a 42

 

 

 

 

 

 

 

 

1

;

+

X

;

 

 

 

 

« s

 

 

 

 

's ?

«

 

 

 

 

 

 

 

CS ^ — *4

 

 

 

 

 

 

 

J * *

cs

 

 

 

 

 

 

 

Ö

14 'S*

 

 

 

 

 

 

 

T T

£ ,

+

X

 

 

 

 

 

 

T31

I

742

1

165