Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
В уравнениях гидравлических сопротивлений граничные пмпедансы на входе в і-й участок п-й ветви
|
,о |
|
2Арп |
|
|
|
Рпі |
и на выходе из участка |
(конец ветви) |
||
|
tylr- |
2 |
1) |
|
Рп(і+1) |
||
|
|
||
где АрП(і+і) — перепад |
давления |
на выходном сопротивлении |
|
(форсунках); |
|
|
Рп(і+о — давление за выходным сопротивлением (в камере,
•газогенераторе и т. д.).
Соответственно коэффициенты усиления от колебаний давления на соседних участках (или агрегатах) для входа в участок
Рпі
и для выхода пз участка
Рп(і +1)
где рП(і-о — давление перед гидравлическим сопротивлением на входе (в конце предшествующего участка);
рП(і+\) — давление за гидравлическим |
сопротивлением на |
|
выходе из участка (в газогенераторе, |
камере сгора |
|
ния и т. д.). |
каждом |
из участков |
Если учитывать волновые процессы в |
гидравлического тракта, то необходимо для этих участков решать общие линеаризованные уравнения гидромеханики (3.21) и (3.22). Решение этих уравнений для амплитуды вынужденных гармонических колебаний для і-го участка /-й ветви тракта мож но записать [см. формулы (3.34) и (3.35)]:
Ъти = С ие1кі ^ + Оие |
|
(3.104) |
Ърі,= |
. |
(3.105) |
Если имеется сложная гидравлическая цепь, состоящая из т элементарных участков, то соответственно динамические харак теристики этой цепи описываются 2т уравнений (3.104) и (3.105). В качестве граничных условий используются приведен ные выше соотношения для неоднородностей на стыках между участками или на концах участков.
В схеме, состоящей из k ветвей и т участков, имеется т — k стыков между участками внутри ветвей и 2k концов ветвей. Для
каждого стыка между участками используются уравнения связи в форме условий на неоднородности в виде местного гидравли ческого сопротивления (п.З) пли центробежного насоса (п. 5). В обоих случаях эти неоднородности описываются двумя урав нениями: неразрывности я гидравлического сопротивления, или напора.
Все условия на концах ветвей (п. 1, 2, 4, 6, 7, 8) описываются одним уравнением. Соответственно общее число граничных ус ловий равно 2т.
Подставив 2п решений (3.104) и (3.105) в 2п граничных усло вий, находим систему из 2/г линейных алгебраических уравнений для определения постоянных Сц и Dij. Например, для первой вет ви из условий на входе (не учитывая вторую ветвь) можно за писать:
°п (Сц — D u)— фіі (Си -|-О и)—YuSi/ii-
Аналогично для |
стыка |
первого |
и |
второго |
участка (яц== 1; |
|
.ті2 = 0 ), т. е. для центробежного насоса, |
|
|
||||
Сие,йі* + |
- |
С12- |
D n = |
0; |
||
0 ]2 (C j2 |
|
■ ИіГ-?і2 ( С ] ^ ' * 11 |
Т Зц Ѳ |
|"*“ ) |
||
— (d»o + |
№ T o ) ( C i,- f D 12) = |
— (б„ + гѴс«) 8 ß . |
Продолжая подстановку решений в соотношения для граничных условий на концах участков, найдем остальные уравнения систе мы. Матрица коэффициентов системы приведена на табл. 3.1 (исключая для упрощения вторую ветвь).
Если трением о стенки участков тракта пренебречь нельзя и нельзя его компенсировать изменением величин граничных им-
педансов, т. е. |
если Ъц=£0, то а'ц, /г,ц — величины комплексные. |
||
В большинстве |
случаев можно ограничиться условием Ьц= 0, |
||
компенсировав это условие изменением граничных |
импедансов |
||
фі,. При этом |
|
|
|
|
CÜ |
|
|
|
Р |
|
|
—. постоянные вещественные параметры. |
в |
табл. 3.1 |
|
Кроме коэффициентов левых частей уравнений, |
|||
приведена часть коэффициентов'правых частей — при |
амплиту |
дах внешних возмущающих воздействий: Для других возмуще ний, т. е. воздействий на местные гидравлические сопротивления на местах стыка участков тракта Ьуц, коэффициенты стоят в со- ■ответствующих строчках правой части.
167
Такое большое число внешних воздействий вводится для удоб ства анализа динамических характеристик тракта как части об щей системы, чтобы можно было бы менять места установки ре гулирующих органов. При расчетах динамики двигателя в. целом, если на тракте имеется управляющий орган внешней ракетной системы в виде дросселя, то воздействие этого органа является внешним для двигателя, и соответствующие члены ос таются в правой части уравнения. Эти члены остаются в правой части также в случае, если расчеты проводятся с целью анализа ■устойчивости системы регулирования (см.§8.2).
Если же в тракте установлен внутридвигательный регулятор,, то связь между параметрами двигателя и коэффициентом гид равлического сопротивления регулятора является для двигателя внутренней. В этом случае соответствующие члены буц со свои ми коэффициентами переносятся в левую часть уравнения, связь же öijij с параметрами двигателя определяется уравнением регу лятора, которое входит в систему уравнений двигателя.
Аналогичные рассуждения справедливы и в отношении дру гих параметров двигателя: вариаций давления в камере сгора-- ния и в газогенераторе брк и 6рГГі вариаций частоты вращения ТНА бп. При расчете динамических характеристик двигателя все эти параметры являются внутренними для двигателя и
соответствующие |
члены |
переносятся в левую часть уравне |
ния. |
|
|
При расчетах динамических характеристик двигателя в диа |
||
пазоне невысоких |
частот, |
как уже указывалось, можно пре |
небречь акустическими эффектами в тракте. Особенно простои будет запись уравнений динамики в случае, когда можно пре небречь сжимаемостью жидкости, т. е. принять тс« 0 [см. форму лы (3.99)] и учитывать только инерционность и гидравлическое сопротивление жидкости в тракте. При этом инерционность и гидравлические потери для различных участков тракта сумми руются независимо друг от друга, число уравнений резко сокра щается. Уравнения гидравлических трактов двигателя для этого случая приведены в § 7.2.
Используя матрицу коэффицентов, приведенную в табл. 3.1, и стандартные программы для решения системы алгебраических уравнений с комплексными коэффициентами, можно найти все
коэффициенты Dij |
и Сіу |
Они также комплексные и |
зависят от |
||
частоты. |
|
|
|
|
|
Зная |
значения |
коэффициентов, |
с помощью решений (3.104) |
||
и (3.105) |
можно найти |
частотные |
характеристики |
гидравличе |
ского тракта для вариаций скорости или давления в любой ха рактерной точке тракта. Решение этих уравнений целесообраз но проводить совместно с решением системы алгебраических: уравнений для коэффициентов Сіз- и D^. .
1CS
3.9. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИ ^УСТАНОВИВШЕМСЯ д в и ж е н и и жидкости
В ТРАКТАХ СТЕНДОВЫХ СИСТЕМ
Отработка двигателя и его агрегатов проводится на испыта тельных стендах, и в ряде случаев возникает вопрос, какое влияние оказывают стендовые системы на работу агрегата или двигателя.
Известно, |
что |
характеристики |
гидравлических |
трактов |
стенда влияют |
на |
процесс запуска |
двигателя [56], на |
устойчи |
вость двигателя по отношению к кавитационным колебаниям и камеры сгорания по отношению к низкочастотным и высоко частотным колебаниям (§ 1.7), на устойчивость регулятора
.(§ 6.4) и т. д.
При отработке агрегатов Ж РД и двигателя в целом на испы тательных стендах стремятся максимально приблизить условия испытаний на стенде к условиям работы агрегатов и двигателя в составе натурного объекта. Одним из таких условий является гидродинамическое подобие гидравлических трактов стендовых систем и натурного изделия. Например, если не соблюдается подобие по инерционности и гидравлическому сопротивлению жидкости во входных трактах двигателя перед насосами, то трудно проверить двигатель на кавитационные колебания (§ 1.7): отсутствие кавитационных колебаний при работе в стендовой системе не гарантирует устойчивости системы по от ношению к этим колебаниям при работе двигателя с ракетными трактами. С другой стороны, возникновение этих колебаний в стендовых системах еще не свидетельствует о неустойчивости системы с ракетными трубопроводами. Таких примеров можно привести много.
Однако при моделировании гидравлических трактов^ испыта тельных стендов встречаются определенные трудности. Из усло вий эксплуатации и обеспечения безопасности гидравлические тракты испытательных стендов от баков до двигателя обычно сильно отличаются от трактов ракеты, в основном, значительно большей протяженностью и большими величинами гидравли ческих сопротивлений. В связи с этим приходится принимать специальные меры для приближения условий испытаний двига теля (агрегата) на стенде к условиям его работы в составе на турного изделия.
Рассмотрим условия гидродинамического подобия для гид равлических трактов. Запишем уравнения гидромеханики для движения сжимаемой жидкости в цилиндрической трубе (3.11) и (3.12) в безразмерном виде, использовав соответствующие масштабные величины для скорости Wo, давления ро, длины I, времени t0:
169