Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совершенно другое положение с влиянием присоединенной массы жидкости в импульсных трубках и в каналах регулятора на его динамические характеристики. При выводе уравнений ди­ намики чувствительного элемента и гидропривода регулятора не­ прямого действия, с целью избежать слишком громоздких выра­ жений, не использовались соотношения для импульсных трубок,, которые остались в виде независимых уравнений. Из-за этого в уравнениях (6.41) и (6.42) отсутствуют члены с присоединенной массой жидкости и дополнительные члены в коэффициентах демп­ фирования при первой производной от вариации перемещения бх и бу.

Можно выразить вариации давления в полостях регулятора брв, öpc п бpd через вариации давлений в соответствующих точ­ ках трактов двигателя, использовав, например, самую простую форму соотношения для импульсных трубок и полостей регуля­ тора в виде уравнений (6.3) и (6.5). В этом случае в уравнениях движения чувствительного элемента и гидравлического привода появляются члены, характеризующие присоединенную массу и дополнительное трение жидкости в импульсных трубках. Влия­ ние этих членов на динамические характеристики регулятора не­ прямого действия может оказаться еще более существенным, чем для регуляторов прямого действия, так как чувствительный эле­ мент регулятора непрямого действия имеет обычно малую массу и малую жесткость. Собственная частота чувствительного элемен­ та благодаря этому оказывается достаточно высокой, т. е. этот элемент является быстродействующим. Если чувствительный эле­ мент связан с трактом двигателя длинной трубкой малого сече­ ния, то к его малой массе присоединяется очень большая масса (может быть — сотни килограммов, см. § 6.2) жидкости. Вслед­ ствие этого собственная частота и соответственно быстродействие чувствительного элемента резко уменьшаются, что приводит к существенному изменению динамических характеристик регуля­ тора, а также может служить причиной потери устойчивости сис­ темой «двигатель — регулятор».

6.4.УСТОЙЧИВОСТЬ РАБОТЫ РЕГУЛЯТОРА

ВГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

При испытаниях регуляторов в стендовых системах, а также при работе стендовых регуляторов (газовых редукторов и т. п.) в системе иногда возникают низкочастотные колебания. Источни­ ком колебаний может служить сам недостаточно отработанный регулятор; колебания могут явиться следствием потери устойчи­ вости системой «магистраль — регулятор», и изменением харакг теристик стендовой магистрали систему можно стабилизировать. Исследованию устойчивости различных типов систем регулирова­ ния с длинными трубопроводами посвящен ряд работ [20, 21, 74]' и др.

254


Рассмотрим одну из частных задач — устойчивость системы магистраль — регулятор (причем регулятор поддерживает режим работы магистрали) для отдельных типов регуляторов, исполь­ зуемых в ЖРД. Если регулятор установлен на входе или на вы­ ходе из магистрали, то в качестве основного уравнения динамики рассматриваемой системы можно использовать решение системы уравнений магистрали (3.47) и. (3.48), причем динамические ха­ рактеристики регулятора входят в граничный импеданс на входе пли на выходе из магистрали фі или тр2 -

В дампом случае граничные импедансы — величины комплекс­ ные:

Фі М = Яі (ш)-j- iJ 1 (ш);

( 6 .4 3 )

ф2 (іо) = R 2( ю) -f- U 2 (со).

Учтя соотношение (6.43), из зависимости (3.47) находим харак­ теристическое уравнение системы:

(а + Фі) (а —Фа) (cos ~ ~ ~ і sin ~~У)~ (а ~Фі)(а + Фз) X

X (cos ——- -\-і sin — W 2 а [/?j — R n-J-7 (Ух—-Л)] cos —— .

\

a

a J

а

 

- i2 [ a ? - R >xR2-\-JlJ2- i { R lJ2 + R2J x)\ sin.^- =

0. (6.44)

Приняв для определенности, что регулятор установлен на выходе из магистрали, а на входе фі=./?і и Л = 0 , приравняв нулю веще­ ственную и мнимую части уравнения (6.44), получаем два соот­ ношения для определения границы устойчивости системы регу­ лятор — магистраль:

R. 2 ___Ri______1 + ig2 (оД/а)

(6 .4 5 )

аа 1 + (/?i/a)2 tg2 (ыЦа)

[1 — W / а ) 2] tg ЫІа)

(6 .4 6 )

а1 + (Яі/а)2 tg2 (W/a)

Вопрос об устойчивости системы с распределенными парамет­ рами наиболее подробно рассмотрен в монографии {70], посвя­ щенной возбуждению акустических колебаний в газовом тракте при наличии горения. Несмотря на то, что в этой работе рассмот­ рены механизмы возбуждения колебаний, связанные только с процессом горения, некоторые общие соображения об устойчиво­

сти течений

в длинных трубах относятся и к другим системам,

в том числе

и к системе регулятор — магистраль. В частности,

при чисто механическом источнике энергии автоколебаний (регу­ лятор) воздействие на поток осуществляется изменением его гид­

255


равлического сопротивления*, а также подводом в поток массы жидкости, вытесняемой при движении элементов регулятора (поршня, дросселирующего устройства и т. д.).

Для рассматриваемого случая признак устойчивости [70] мож­ но переформулировать следующим образом: автоколебания в сис­ теме могут возникнуть, если между колебательной составляющей

 

 

гидравлического

 

сопротив­

 

 

ления

и

колебательной

со­

 

 

ставляющей скорости имеет­

 

 

ся сдвиг фазы между я/ 2 и

 

 

я или если между колеба­

 

 

тельной

составляющей

под­

 

 

водимой массы (или умень­

 

 

шением

объема

проточной

 

 

части) и колебательной со­

 

 

ставляющей

давления

сдвиг

 

 

фазы

менее я/2.

При

этом,

 

 

гстествеино,

предполагается,

 

 

что сам регулятор

будет ус­

 

 

тойчив в гидравлической си­

 

 

стеме

с малой

длиной

ма­

 

 

гистрали.

 

 

приведены

 

 

На

рис.

6 .6

 

 

кривые границ устойчивости

 

 

в параметрах R2/a и / 2/а вы­

 

 

ходного импеданса

системы

 

 

«труба — регулятор»

 

[см.

 

 

(6.45) и (6.46)] при значени­

 

 

ях У?,=фі = 0 и R i/a= —5-f-

 

 

-=---- 0,05. При открытом

 

 

входном конце трубопровода

Рис. 6.6. Границы устойчивости си­

(т. е. Д і= 0 )

граница

устой­

стемы

«труба — регулятор» в пара­

чивости точно отвечает сфор­

метрах

выходного импеданса Rita и

мулированному в работе [70]

 

 

условию,

что область

неус­

 

 

тойчивости

соответствует

сдвигу фазы более я / 2 между колебательными составляющими давления на выходе** и колебательной составляющей скорости (расхода) жидкости. При Ri/a = —0,05, т. е. при наличии относи­ тельно небольшого гидравлического сопротивления на входе, об­ ласть устойчивости расширяется. Область устойчивости увеличи­ вается при дальнейшем уменьшении RJa, а при R ita— — 1 об­

*В некоторых случаях изменение гидравлического сопротивления регу­ лятора сопровождается изменением реактивной составляющей сопротивления из-за изменения инерции жидкости в проточной части регулятора.

**При постоянном противодавлении колебательная составляющая давле­ ния пропорциональна колебательной составляющей перепада давления.

256


ласть неустойчивости

стягивается

в

точку

на действительной

оси

R2/>a = R\la = —1 [см. (6.45)

и

(6.46)].

При дальнейшем

уменьшении R і/а вновь

появляется область

неустойчивости.

 

Для каждого конкретного типа регулятора существуют опре­

деленные зависимости Ri(a)

и / 2 (со).

Выведем эти соотношения

для

наиболее простого

типа

регулятора — регулятора расхода

прямого действия. Уравнение динамики регулятора расхода за­ пишем в следующей форме:

вFper

UVr (“)=

*рег

(6.47)

W per

Т -J- /7*1со -J- 1

 

 

 

где ßper— коэффициент усиления реіулятора;

Т ъ Т 2— постоянные времени регулятора;

8 ;Fper— вариация площади проходного сечения регулятора;

80рег— вариация расхода жидкости через регулятор.

Из соотношения (6.47) находим вещественную и мнимую часть передаточной функции регулятора

^^per (w) ■'Aper (ю) “I- ^ per (u))>

(6.48)

где

,у г ( 1 - 7 - ^ )

рег

(1 -

r

^

+ w

 

 

^регГ]Ш

(6.49)

•Dpep=

~

I

ГТ

 

 

( 1 _ Г 2М2 ) 2 + ( 7 » 2

 

Для регулятора, установленного на выходе из магистрали и за ко­ торым еще имеется шайба, уравнение, связывающее параметры системы с параметрами регулятора, имеет вид

2^Ррег

2Д/>ш

2 А^рег

80per)

(6.50)

8/?,=

Р 2

^ р егН

Р 2

Р 2

 

 

где Д/?рег, Дрш— перепады давления на регуляторе

и на дрос­

сельной шайбе за регулятором;

 

 

В/>2> Рг— вариация давления и давление перед регуля­ тором на выходе из гидравлического тракта. ■ Используя зависимости (6.48), (6.49) и (6.50), находим соотно­

шения для Ri и / 2:

л

,

2 (Дррег+ 4/>ш)

2 Д/,рег

^рег ( і т \Ѳ2 )

(6.51)

Ri (ю)=

-----------------

 

(1 — F | 6 2) 2 + ( F j ö ) 2

 

 

Р 2

Р 2

 

 

 

^Pper

 

^per^l^

(6.52)

 

Л (“) = —2

( І _ Г 2 Ѳ2) 2 + ( Г 1Ѳ)2 ’

 

 

Р 2

 

9 — 3714

257