Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ствующую «а поршень, коэффициент же гидравлического сопро­ тивления для течения жидкости © канале [см. (6 .8 )] является коэффициентом при размерной вариации скорости жидкости и определяет перепад давления, т. е. силу, действующую на еди­ ницу площади сечения трубки (канала). Для ламинарного тече­ ния можно найти следующие связи:

5ки>к = 8 я ц - ^ - ® к ,

(6.25)

■Г,;

 

где [X— коэффициент динамической вязкости.

В формуле (6.25) в знаменателе стоит площадь сечения импуль­ сной трубки. Если ввести коэффициент трения для трубки [ана­ логично коэффициенту атр в уравнении (6.18)] aK=b,K/FK, отно­ сящийся ко всему сечению Ек трубки, то коэффициенты трения поршня и жидкости в трубках суммируются с таким же коэффи­ циентом, как массы:

а £ = а тР + 2

« к -

Последние члены в левой части уравнения регулятора (6.23)

учитывают жесткость пружины

и действующие на подвижные

части регулятора гидродинамические силы. Производная dFperldx

в нашем

случае

(см. рис. 6 .1 )

 

положительна.

 

Производная

 

дСгя/дх характеризует влия­

 

ние на коэффициент гидроди­

 

намических

сил С Гд изменения

 

геометрических

характеристик

 

дросселирующего

устройства

 

при движении подвижных час­

 

тей регулятора (см. § 6.5).

 

Последнее

выражение в

 

квадратных

скобках в левой

 

части уравнения (6.23) опреде­

 

ляет

величину

статизма регу­

Рис. 6.3. Статические характеристики

лятора.

Если гидродинамиче­

регулятора

ские

силы

при

 

перемещении

 

подвижных частей регулятора изменяются больше, чем упругая сила пружины, то знак последней скобки будет отрицательным, т. е. регулятор имеет отрицательный статном. При соответствую­ щем стечении обстоятельств статизм может быть и нулевым (т. е. последняя квадратная скобка равна нулю) и регулятор окажется астатическим.

Знак статизма регулятора может быть определен по получен­ ной в результате гидравлических проливок статической характе­ ристике регулятора. Если построить характеристику «регулируе­ мый параметр— перепад давления на регуляторе», то астатиче-

2 4 5


CKiiü регулятор должен иметь горизонтальную характеристику (рис. 6.3, кривая 2), т. е. вне зависимости от величины перепада давления на регуляторе, последний поддерживает постоянный расход. Регулятор с положительным статизмом (т. е. регулятор с преобладающим влиянием упругости пружины) должен иметь растущую характеристику (кривая 1). При преобладающем влиянии гидродинамических сил изменяется знак последнего члена левой части уравнения регулятора (6.23), т. е. при пере­ мещении штока регулятора на закрытие дросселирующего сече­ ния, равновесное значение перепада давления не увеличивается,

.а уменьшается.

Благодаря этому с ростом перепада давления на

 

 

 

 

 

 

 

регуляторе

регулируемый

 

 

 

 

 

 

 

параметр

 

будет

умень­

 

 

 

 

 

 

 

шаться (кривая 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

Знак статизма регуля­

 

 

 

 

 

 

 

тора имеет большое значе­

 

 

 

 

 

 

 

ние для устойчивости сис­

 

 

 

 

 

 

 

темы «двигатель—-регу­

 

 

 

 

 

 

 

лятор». При отрицатель­

 

 

 

 

 

 

 

ном статизме существенно

 

 

 

 

 

 

 

увеличивается

 

возмож­

 

 

 

 

 

 

 

ность

возникновения

ко­

 

 

 

 

 

 

 

лебаний в системе регули­

 

 

 

 

 

 

 

рования

двигателя

(см.

 

 

 

 

 

 

 

§ 8.2) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.3.

 

РЕГУЛЯТОРЫ

 

В

Т

1

Рв Мелив

 

НЕПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ

 

 

Регуляторы

 

прямого

 

 

 

і

 

 

 

 

 

КХѴчЧ-

 

 

к

 

действия

проще

создать

ѵрег

V J

 

 

 

 

 

для небольшого

диапазо­

 

 

 

Рз

Рь

на регулирования, но они

 

Рі

 

 

 

имеют

относительно

не­

 

 

 

\

 

 

большую точность, на их

 

 

 

 

 

 

 

характеристики

 

сильно

 

 

 

 

 

 

 

влияют

гидродинамиче­

Рис.

6.4.

Схема

 

регулятора расхода

ские силы.

Кроме

того,

 

при создании регуляторов

 

 

непрямого действия

 

прямого действия, под­

ния компонентов,

встречается

ряд

держивающих

соотноше­

трудностей

конструктивного

порядка, связанных с необходимостью обеспечивать

значитель­

ные перемещения чувствительного элемента, на который действу­ ют перепады давлений в разных трактах с компонентами, кон­ такт между которыми недопустим. Определенными преимуще­ ствами обладают регуляторы непрямого действия с гидравличе­ ским усилителем.

-.246


На рис. 6.4 приведена схема регулятора непрямого действия, поддерживающего расход жидкости на магистрали, на которой он установлен. Регулятор имеет в качестве чувствительного эле­ мента мембрану 6, усилитель типа «сопло-заслонка» 7 и односто­ ронний поршневой исполнительный механизм 3. Настраивается регулятор на определенный расход изменением площади дрос­ селирующего сечения путем перемещения дросселя 2 приводом системы управления ракеты или при настройке регулятора в про­ цессе гидравлических проливок путем изменения положения вин­ та настройки 1. Чувствительный элемент 6 сообщается с дрос­ селирующим сечением двумя импульсными трубками 4 и 5. Уси­ литель типа «сопло-заслонка» 7 и через него гидропривод 3 работают на компоненте, подаваемом по одной и той же импульс­ ной трубке 4. Жидкость из рабочей полости гидропривода А по­ ступает через жиклер 8 в пружинную полость В, а из нее слива­ ется на вход в насос.

При случайном изменении расхода компонента (например,, при увеличении) увеличивается перепад давления р3— р4 на дросселе 2. Изменение перепада давления по импульсным труб­ кам 4 и 5 передается на чувствительный элемент 6, который из-за изменения равновесия начнет передвигаться вверх, открывая се­ чение сопла-заслонки 7. Это приводит к росту расхода компо­ нента через сопло-заслонку, что в свою очередь нарушает равно­ весие сил на поршне 3. Из-за увеличения расхода растет давле­ ние в полости А, и вслед за этим начинает двигаться поршень 3, закрывая дросселирующее сечение дросселя регулятора 9, что приводит к уменьшению расхода Gper. Таким образом, регуля­ тор парирует возмущения расхода компонента, поддерживая неизменным его значение.

Движение чувствительного элемента определяется силой, дей­ ствующей со стороны пружины и разностью давления в полостях С и D по обе стороны мембраны 6. Обозначив координату поло­ жения центра мембраны у, составим уравнение движения мем­

браны и связанной о ней заслонки:

 

тнУ + аУ+ *иУ+ Ятр - p o = F u{ P c - P D)+ Яж-

( 6 ■26)

Здесь ты— масса мембраны; а — коэффициент вязкого трения;

*м — эффективная жесткость мембраны и пружины;

Р0— сила затяжки пружины при у = 0 ;

Ры— эффективная площадь мембраны;

Pc-, Pd давление в полостях по обе стороны мембраны;

Нж— сила, действующая на заслонку со стороны жид­ кости;

/?тр — сила сухого трения.

Сила, действующая на заслонку, определяется взаимодействием ее с потоком жидкости между заслонкой и срезом сопла (рис.

24Т



6.5, а). Для случая течения жидкости из сопла усилия за заслон­ ку разбиваются на три составляющих [45]. Первая составляю­ щая R I связана с поворотом потока между соплом и заслонкой. Из уравнения количества движения находим соотношение для составляющих скорости в направлении оси сопла

 

Я і = О с (® с — ®в).

где

Ос— секундный массовый расход жидкости через

 

сопло;

=

4о с

----- -------- скорость на ‘выходе из сопла;

 

яО-р

 

«.'в— осевая составляющая скорости на выходе

 

из щели между соплом и заслонкой (на

 

внешнем диаметре торца сопла Дв).

Рис. 6.5. Элемент «сопло-заслонка»:

а — схема элемента; и — распределение давления на заслонке

Пренебрегая составляющей скорости wB и учтя связь расхода со скоростью, получим

4G*

Яі =

Вторая и третья составляющая силы RiK-Rz и Rz — создаются статическим давлением жидкости соответственно в выходном се­ чении (рис. 6.5, б)

ЛО~ , ,

N

#2 = —— \Рс — Рс)

IIв зазоре-между торцом сопла и заслонкой

гв

/ ? 3 = 2 jt j (p — P c )rdr .

-248