Файл: Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование жидкостных ракетных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

д) схему двигателя с вытеснительной системой подачи (см. рис. 1 . 1 и др.) и т. д.

В обобщенную схему входят также двухкомпонентный газо­ генератор и турбоиасосный агрегат с двухступенчатыми насосами

для двух компонентов,

подаваемых в

газогенератор. При рас­

смотрении конкретной

схемы лишние

элементы из обобщенной

схемы отбрасываются,

одновременно

исключаются из системы

уравнений выражения, описывающие эти элементы, или соответ­ ствующие члены в уравнениях других элементов.

При анализе более сложных схем (например, типа «газ — газ» см. рис. 1 .1 0 ) к обобщенной схеме и системе уравнений двигате­ ля необходимо добавить недостающие элементы и соответствую­ щие уравнения, которые будут отличаться от приведенных ниже только индексами при переменных и коэффициентах.

В качестве переменных в системе уравнений двигателя исполь­ зуются безразмерные (относительные) вариации * следующих параметров:

8(7о1— вариация расхода окислителя в газогенератор;

80о3—-вариация расхода окислителя в камеру сгорания **;

80

г1— вариация расхода горючего в газогенератор;

80

г3— вариация расхода горючего в камеру сгорания;

8/>гг— вариация давления в газогенераторе;

ори— вариация давления в газовом тракте (магистрали) за турбиной;

8/7,.— вариация давления в камере сгорания'; on— вариация частоты вращения ТНА;

8Ггг— вариация температуры генераторного газа у головки газогенератора;

8ГМ— вариация температуры генераторного газа в магистра­ ли за турбиной.

Кроме того, для схем с конструктивными особенностями (двух­

зонный

газогенератор, различные типы бустерных насосов

и т. д.)

по мере необходимости будут водиться дополнительные

переменные.

7.2.УРАВНЕНИЯ ДИНАМИКИ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ТРАКТОВ

Вгл. Ill приведено несколько вариантов.решений задачи о вы­ нужденных колебаниях жидкости на элементарном цилиндриче­

ском участке гидравлического тракта: с учетом распределенно­ сти параметров (т. е. акустических эффектов), без учета распре­ деленности, но с учетом сжимаемости и инерции жидкости в

* При приведении к безразмерному виду во всех случаях, кроме спе­ циально оговариваемых, вариация (отклонение) параметра относится к номи­ нальному значению варьируемого параметра.

** В обозначениях вариация расходов пропущен индекс 2 для возмож­ ных вариантов схем с перепуском жидкости или со вторым газогенератором (‘например, газогенератор наддува баков или схема типа «газ — газ»).

265


тракте, II наиболее простой вариант— с учетом только инерции жидкости в тракте. В последнем случае любую ветвь тракта мож­ но рассматривать как единое звено, описываемое одним урав­ нением.

Тракты между баками и входом в насосы двигателя имеют достаточно большую длину, так что для этих трактов условие, когда можно не учитывать акустические эффекты Ы /а^.1 (см. § 3.7), может не выполняться, и в этом случае необходимо ис­ пользовать общие решения (3.47) и (3.48). При этом, учитывая специфику входных трактов, уравнения можно упростить, учтя, что потери на трение о стенки в этих трактах составляют обычно небольшую долю от общих потерь давления, а входным воздей­ ствием является колебания расхода на выходе из тракта (на

входе в насос) *. Тогда можно принять b' — 0; £ —ш—— ; сГ =

= а = pawjp. Граничным условием на входе

а

в тракт служит со­

отношение типа зависимости (3.40):

 

 

 

 

х = 0;

+

(7.1)

где

— 2 (Т'б—Po) . Yt= —

;

 

 

_

Po

Po

 

 

Рб, 8/7б —давление

в баке

и амплитуда

вариации этого дав­

 

 

ления;

в тракте.

 

 

/ ? 0 —давление

 

Для выходного сечения тракта, у входа в насос, граничным усло­ вием является колебание расхода (скорости) жидкости, забирае­ мой насосом:

л = 1 ; bw = oGH,

(7.2)

где 6Gb — амплитуда вариации расхода компонента через насос. Граничное условие (3.38) переходит в условие (7.2), если при­ нять гф2—»-оо; уг/фг“ —1; öj/2 = 6 GH. Учтя последние условия и со­ отношения (7.1), после преобразований уравнения (3.48) нахо­ дим зависимость для амплитуды колебаний давления на входе в насос окислителя:

 

[(«о+

Фб.о) еіш° +

(а0 -

фб.0) e'“°J Ьро0=

 

^

а 0 [(а о +

Фб.о)е_<“° — ( а 0 — фб. 0) е ' “ °]

Ю 0 + 2

^ а

0Ы . о - (7 .3 )

Г\

L

 

 

 

 

j

 

П_Л

 

РоО

 

 

 

 

 

 

 

РоО

 

Здесь

а0 = ^

^

;

^б о= - 2 Рб-°

^ ; со0 = ^ - ;

 

 

РОо

 

 

РОо

0-0

 

 

 

 

 

 

BÖn = -^ B Ö 0l + -% -8Ö 03;

 

 

 

 

 

 

Go

 

 

 

 

* Последнее условие верно для

всех

задач,

кроме

задач

продольной

устойчивости ракеты

(см. § 1.7).

 

 

 

 

 

266


О0— расход окислителя через насос *;

Gol, 0 0з— расход окислителя по трактам в газогенератор и ка­ меру сгорания;

10— длина тракта окислителя; а 0— скорость звука в тракте окислителя;

w 0— скорость движения окислителя по тракту; Pt, о — давление в баке окислителя;

ро0— давление на входе в насос окислителя.

Аналогичное уравнение можно составить и для тракта горючего. Для трактов от насосов до газогенератора и камеры сгорания, как это было показано в § 3.7, акустическими эффектами и сжимаемостью жидкости можно в большинстве случаев пренеб­ речь, так как для этих трактов в диапазоне частот, в котором ра­

ботает система регулирования, ю = 0,5. Кроме того, как показывает анализ результатов расчетов, на динамические ха­ рактеристики двигателя динамические параметры гидравличе­ ских трактов оказывают относительно малое влияние.

Если преобразовать уравнение

(3J97) с учетом

соотношений

(3.99), пренебрегая членами с со2

и со/а=тесо, то получаем одно

и то же соотношение для любых значений х :

 

ь й = ю = - Ъ Ъи2—

'пгу±

( 7 . 4 )

dil — 62

— гытн

 

Рассмотрим тракт окислителя от насоса до камеры сгорания и газогенератора, состоящий из двух ветвей. Сделаем предположе­ ние, что, тракт разветвляется непосредственно за основным на­ сосом окислителя, так что инерцией и гидравлическим сопротив­ лением участка до разветвления можно пренебречь. Колебания напора, развиваемого насосом, с учетом инерционности жидкости в проточной части насоса определяются соотношением (5.33), которое можно переписать в обозначениях для тракта окисли­ теля:

 

 

 

 

(7.51

где

тін.о, тло— инерционные

постоянные

 

времени для 1 -й ступени-на­

 

соса окислителя, вычисляе­

 

мые по

формулам

(5.34) и

 

(5.35);

 

 

 

 

--------- г-15— наклоны

напорной характе-

 

ДДн.о дп

1 -й ступени

насоса

 

ристйкн

 

окислителя.

 

 

* При этом кавитационными' явлениями пренебрегаем.

267



Если учесть очевидную связь между вариациями напора на­ соса и давления за насосом

8Л/Ѵо

РН'О

О,

Д Рн. о ЬРн.о ЛРн.О

то из уравнения (7.5) получаем граничное условие для тракта окислителя от насоса до камеры сгорания: -

8А,,о А Рн .о (фо0 —/штв.0)-

-80

о Г

ѵ тО .

ьн.о;

Г

Р н .о

 

Go

 

Рн.о

 

 

f ^

MW+fc*««.) 8" + Ä

8Ао-

(7.6)

Рн.о

 

 

 

Рн.о

 

 

В соотношении (7.6) коэффициент при амплитуде вариации 6 G0i является входным импедансом фі для этой ветви тракта окисли­ теля, коэффициенты при амплитудах вариаций бС0з, біг и 6р0о являются коэффициентами усиления для внешних возмущаю­ щих воздействий, которыми служат колебания этих параметров.

Вторым граничным условием для тракта служит соотношение (3.40), которое можно переписать в других обозначениях:

'ІРф.о —2 — °—

- 8Go,+ — 8Ä ,

(7.7)

Рф.о

Рф.о

 

где Рф.о, брф.о — давление и амплитуда вариации давления окис­ лителя перед форсунками камеры сгорания.

В зависимости (7.7) коэффициент при 6 G03 является выходным импедансом тракта; коэффициент при брк— коэффициентом уси­ ления по отношению к четвертому внешнему возмущающему воздействию для тракта, т. е. по отношению к колебаниям давле­ ния в камере сгорания.

Подставив соотношения для граничных импедансов и коэффи­ циентов усиления из формул (7.6) и (7.7) в решение (7.4), пос­ ле преобразований находим уравнение динамики тракта окисли­ теля от насоса до камеры сгорания:

Рф.о

Рк

G„3

.

/ Рф.о Рк

-*оЗ

 

s äоЗ '

Д рн .с

 

+

:------- Аз'

 

 

 

 

н.с

 

 

 

 

^H.o)8G01-

Р к

8А ~ (Фло+ *“*!«>) 8«

 

РоО 8РоО= 0.

 

 

 

Д рн.о

 

 

Арн.о

 

 

 

 

 

 

 

(7.8)

Здесь

то3=

р° та° * ° 3

—----- 2оЛз-------- постоянная

времени

 

 

Р ф .о Р к

(Р ф .о Р к ) Р оЗ

 

 

 

рассматриваемого тракта.

 

было сделано пред­

При выводе исходного уравнения (3.97)

положение, что все потери давления сосредоточены на границах тракта. В действительности, в двигателе имеется ряд сопротивле­

268