ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
схема, размеры, распределение нагрузки по осям, взаимное распо ложение двигателя, кабины, кузова п других агрегатов, удобство обслуживания, условия работы водителя), определяющие в конеч ном счете его эксплуатационные характеристики.
Карьерный автомобиль должен иметь высокие маневровые ка чества, чтобы обеспечивалось удобство маневрирования у экскава торов, на отвале и вообще при работе в стесненных условиях. Кроме того, к карьерному автомобилю предъявляется требование хорошей проходимости и устойчивости ввиду сложности рельефа местности,
•\^ѴчЧѴ
неблагоприятных транспортно-эксплуатационных качеств участков дорог в местах погрузки и отвалообразования.
В общем |
случае |
карьерный |
автомобиль рассчитан |
на |
работу |
на дорогах |
с весьма |
высокой |
несущей способностью |
и |
твердым |
5S
покрытием. В этих условиях обеспечивается максимальная эффек тивность работы машины благодаря полному использованию ее грузо подъемности и скорости. Исследования показали,что основная масса большегрузных автосамосвалов (60%) работает на дорогах со скаль ным основанием, несущая способность которого позволяет эксплуати ровать автомобили с осевой нагрузкой 100 тс и более. Около 20% общего количества автосамосвалов работает на сравнительно мяг ких грунтах на карьерах, мощность и длительность эксплуата ции которых делают экономически целесообразным строительство
Рпс. 17. Некоторые зарубежные карьерные автомобили:
а — автосамосвал 779 фирмы «Катерпиллер» грузоподъемностью 68 т; 6 — автосамосвал, Т-40 грузоподъемностью 40 т; в — автосамосвал К-40/w грузоподъемностью 40 т; г — авто
поезд с полуприцепом с задней разгрузкой Д-2771 грузоподъемностью |
100 т; 8 — автосамо |
|||
свал Т-60 грузоподъемностью 60 т; е — автосамосвал |
P-X грузоподъемностью |
95 т; ж — |
||
автосамосвал |
ЛВ-120А грузоподъемностью 109 т; з |
— автосамосвал |
М-200 |
грузоподъем |
ностью 180 |
т |
|
|
|
искусственных дорог с основанием, способным выдерживать высо кие осевые нагрузки.
В связи с этим становится целесообразным все базовые автосамо свалы выпускать двухосными, что значительно упрощает их конструк цию, повышает долговечность, надежность, маневренность, снижает собственную массу, повышает тягово-динамические качества.
Наиболее распространенные схемы компоновки большегрузных карьерных автосамосвалов (рис. 18) — классическая I, при кото рой кабина располагается за двигателем (МАЗ-525, МАЗ-530 и др.), и различные варианты I I , I I I , I V (см. рис. 18) схемы «кабина ря
54
дом с двигателем», являющейся развитием широко применяющейся в современном автомобилестроении схемы «кабина над двигателем» и ставшей возможной благодаря применению на карьерных авто самосвалах одноместных кабин. Размещение кабины рядом с дви гателем обеспечивает более высокую компактность автомобиля, значительно уменьшает его длину и собственную массу. Однако при этой схеме трудно обеспечить распределение массы автомобиля с ко лесной формулой 4 X 2 в соотношении 33 и 67%; затрудняется доступ к узлам двигателя в зоне кабины; требуются опреде
ленные конструкторские усилия, чтобы создать хорошие условия для работы водителя, учитывая расположение двигателя в непо средственной близости от кабины.
Изменение параметров автомобилей, выполненных по различным схемам компоновки, в зависимости от грузоподъемности автомобиля приведено на рис. 19.
Благодаря своим принципиальным преимуществам схема разме щения кабины рядом с двигателем применяется во всем диапазоне грузоподъемностей карьерных автосамосвалов. Так, все семейства большегрузных автосамосвалов Белорусского автозавода выпол нены по этой прогрессивной схеме, что придает им ряд преимуществ по сравнению с зарубежными машинами соответствующего класса. В последнее время по этой же схеме выполняются новые модели зарубежных карьерных автосамосвалов.
При компоновке карьерного автомобиля большое значение имеет конструктивная схема шасси. Все базовые модели автосамосвалов
5S
параметрыкарьерных автосамосналов особо большой грузоподъемности |
Ссделыіыіі тягач с полуприце пом-углевозом (грузоподъем ность, т, и колесная формула) |
Базовые модели (грузоподъем Производные модели ность, т, и колесная (грузоподъемность, т, и колес формула) ная формула) |
|
Ориентировочные |
|
3U0 |
(6X4) |
о Х СМ О
120 |
(6X4) |
О
о Х
см.*.
^ X
©-*
180 |
(4X2) |
120 |
(4X2) |
|
CM |
" X
150 450 |
0,500 |
90 |
180 180 |
||
110 310 |
0,550 |
60 |
125 |
125 |
|
90 |
210 |
0,750 |
40 85 |
85 |
|
ПО 360 |
0,440 |
180 180 |
|||
84 |
254 |
0,494 |
127 127 |
||
00 |
170 |
0,545 |
85 85 |
||
90 |
270 |
0,500 |
90 |
180 |
|
70 |
т |
0,584 |
63 |
127 |
|
55 |
130 |
0,734 |
43 |
87 |
|
25 000 |
7000 5700 |
6000 * |
13,5 |
2X1300 |
|
5,77 |
2 X 800 - |
900 |
2X 680 - |
760 |
36.00-57 |
|
|
|
270 |
55 |
220 |
22 500 |
5800 5200 |
5300 * |
11,0 |
2 X 900 - |
950 |
5,8 -6,13 |
2 X 5 8 0 - |
650 |
2 X 4 8 0 - |
550 |
30.00-49 |
—3С10 кгс/смг |
|
Iразгрузкой) |
180 |
55 |
170 |
19 400 |
5300 4400 |
4300 * |
9,0 |
1300 |
950 950 Ди[зельили Г1ТД |
7,657,0-6,7 7,1 -7,5 7,22 |
800 —900 |
650 650 900 |
2X 4 8 0 - |
550 |
24 .00 -49 |
Двухмесгнал, металлич еская |
(с дойной |
105 |
55 |
130 |
|
0001050012 11 800 13 500 |
51006500 5700 7000 45005700 5300 6200 |
43006000 5300 6000 |
10,513,5 12,0 13,5 |
-900X213002 X 9 0 0 - 2X1300 |
900-800-085X2 2X 580 - 2X 800 - |
-480X2—10002 X 4 8 0 - 2X 1000- |
1100550 550 1100 |
57-.003649-.0024 30 .00 -49 36.00-57 |
Пневмогидравлич еская давлГидравличе:ский,ение в сист |
іазначеннаг[предітипа,для скаль пых пород |
9055 80 125 |
6000 00 55 |
110-100160150-160 210 -220 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
еме200 |
|
|
|
|
|
1 1 500 |
5500 5200 |
5300 11,0 |
1300 |
|
6,8 |
800-900 |
|
680-760 |
|
30 .00-49 |
|
|
]Ковшового |
60 |
60 |
115 |
|
9700 4900 4400 |
4300 |
9,0 |
900 -950 |
|
6,92 -7,3 |
580-650 |
|
480 -550 |
|
24.00-49 |
|
|
|
41 |
00 |
80 |
О
“ . |
= в |
|
а . |
• ч га- |
|
|
я |
го о |
gc |
|
|
||
га |
|
£»К |
■е& |
|
|
|
£3^8 О?*» |
а Ч |
|
|
|||
Q.O.S ~ |
оЧчо |
ча |
• о t |
|
|
|
СбНК° |
я д |
*4 в |
■s ä |
го га |
|
|
о 3 5 5 |
Я Ой |
«SB |
|
|||
aa |
н л м |
• Я X Л |
|
|||
s e l l |
gВ оes ä |
|
Sgg |
> * s |
|
|
я а ч а |
ЙЧ |
cgüëh |
га - л |
Э|н - | д§ |
_ _ |
|
S а*« о |
2 2 3 |
Ь 5 §г |
||||
s « c |
n х ё |
=&SsgB |
|
c-og2°<g|-É ::: |
||
S-S-äc-, |
S3 .Sa |
|
||||
§}jt*Hя I |
a n я Я =f |
|
gC0S?0«''S? |
|||
со о |
|
со я? S |
|
п d Я.Ю га ы в г |
д с |
|
ООП |
|
Я |
|
n a ^ s'z o sa - |
О
га
га
н
га
56
00
В
ч
Технические характеристики типичных зарубежных автосамосвалов грузоподъемностью от 28 до 55
5 д ■5 f-
3 2
Ü о
'£. О
Я О
S g
а
I
с.
s e «
2 ° « а s ь
• J- ^ о* . » S д
£ £ £- £■§§
I А
üO-
5а&
|
О |
см |
|
СМ СО LO |
|
||
|
СО,1СО |
юю ю со |
|
СО Ю ЧІ4 |
|
||
|
ІЛЮЮ |
ю ю ю ю |
|
|
со |
||
|
со см см |
см см см см |
|
I I |
см |
||
о о |
ООО |
|
|
о о |
I |
||
|
|
ООО |
о |
||||
о о |
ООО |
|
|
о о |
ООО |
о |
|
СМ СМ |
|
<со СО |
0 0 СО СО 00 |
СО 00 |
00 00 00 |
об |
|
СМ тН -г-1 |
|
|
|
|
|
||
СОСО |
О |
СО СО |
С О О С О т Н |
О Ю |
О О О |
со |
|
Ю Ю |
О |
О 4P |
^ |
ю |
с- см |
ю соо |
с- |
COCO |
l O i C s C |
|
чі* *М< 4P |
||||
|
Ч*4ѵ? |
^ Ч? СО |
ЧІ4 |
||||
Юst< |
Ос-4f<іг- юСО |
|
|
|
ю см о |
|
|
ОЭ00 |
|
|
|
ююю |
|
||
|
Ю т ч Ю |
СМ СМ СМ СМ |
|
|
|
||
|
V? V? СО |
СО СО СО СО |
|
|
|
||
см см |
см см см |
|
см см см см |
|
см |
||
|
|
|
|
хххх |
СМ СМ 4P см см см |
|
|
X X |
X X X |
|
хх х х х х |
X |
|||
4J44t4 |
Ч^Ч^Ч?4 |
|
|
ч* |
|||
|
|
ч}4 ч? ^ |
4J4 •М4 чР |
|
vt4см ю |
|
со ю со |
ЮLO |
СО LO ю |
сосм |
сосм см |
оI оI |
ООО |
о о |
ООО |
С*-! тЧ |
|
ю о |
о о ю |
соГ- |
чр Ю00 |
со со |
чі4сосо |
чг г- |
|
сою |
|
|
о о см |
|
ч^ сосо |
см см |
cd IN N |
X X |
X X X |
Ч?-Cf |
Ч?4}<4* |
|
|
|
5 |
> |
Оч |
|
|
Cog < Й |
SXrn |
|
СО |
СО |
» |
|
|
о ^ |
соО со |
8 |
|
|
|||
CQ |
cocMco<i |
о'с?ю' |
а |
ю о |
О с: |
||
|
|
'•?> |
"РК1? |
о |
SJ.CO |
'S* СО |
|
|
|
Ы |
WSW |
|
Н Н |
|
PQ ® |
8 И § EH |
й ң |
м |
< |
и |
& |
ѳ |
Р- |
|
и |
о |
|
57
Т а б л и ц а 19
Технические характеристики зарубежных автосамосвалов грузоподъемностью свыше 55 т
Фирма Модель
Страна
Колесная формула |
Грузоподъемность, т |
Полная масса, т |
Максимальная мощ ность двигателя, л. с. |
Размер шин
Максимальная спорость, км/ч
•США |
Впкон |
2606 |
8 x 6 * |
20S |
362 |
2600 |
36.00—51 |
Н. Д. |
|
КВ-Дарт |
ДЕ-2000 |
4 X 2 |
180 |
и- д. |
1800 |
Н. д. |
Н. д. |
|
Юнит Рпг |
М-200 |
4 X 2 |
180 |
300 |
1650 |
36.00-51 |
58 |
|
Летурно- |
ЛВ-150В |
4 x 2 |
136 |
219 |
1325 |
33.00—51 |
53 |
|
Вестннгауз |
|
|
|
|
|
|
|
|
Юнпт Рпг |
М-120 |
4 x 2 |
109 |
166 |
1650 |
27.00—49 |
50 |
|
Летурно- |
ЛВ-120А |
4 Х 2 |
109 |
172 |
1000 |
27.00—49 |
56 |
|
Вестішгауз |
|
|
|
|
|
|
|
|
КВ-Дарт |
Д-2771 |
4 x 2 |
100 |
166 |
1000 |
27.00—49 |
64 |
|
ІОклид |
РХ |
4 x 4 |
95 |
156 |
1000 |
24.00-49 |
66 |
|
» |
РХ |
4 x 4 |
91 |
150 |
1000 |
21.00-49 |
66 |
|
Юнпт Рпг |
М-100 |
4 x 2 |
91 |
141 |
1100 |
24.00-49 |
75 |
|
Юклпд |
РХ |
4 x 4 |
82 |
139 |
700 |
21.00-49 |
ее |
|
» |
РХ |
4 Х 4 |
77 |
134 |
700 |
24.00-35 |
66 |
|
Катерпиллер |
779-В |
4 x 2 |
77 |
131 |
960 |
24.00—49 |
65 |
|
Юнпт Рпг |
М-85 |
4 x 2 |
77 |
125 |
700 |
21.00-49 |
50 |
|
КВ-Дарт |
Д-2561 |
4 x 2 |
68 |
108 |
700 |
24.00-35 |
58 |
|
Летурно- |
ЛВ-75В |
4 x 2 |
68 |
ПО |
700 |
24.00—35 |
70 |
|
Вестингауз |
|
|
|
|
|
|
|
|
Катерпиллер |
779 |
4 x 2 |
68 |
112 |
960 |
21.00-49 |
65 |
|
Макк |
М-70СХ |
6 x 4 |
63 |
109 |
700 |
18.00—33 |
55 |
|
» |
М-65АХ |
4 x 2 |
59 |
100 |
635 |
24.00—35 |
55 |
|
» |
М-65Х |
4 x 2 |
59 |
93 |
600 |
21.00—35 |
55 |
|
Мичиган |
Т-65 |
4 x 2 |
59 |
95 |
700 |
21.00-35 |
75 |
|
Летурно- |
ЛВ-65 |
4 x 2 |
59 |
93 |
600 |
21.00-35 |
71 |
|
Вестннгауз |
|
|
|
|
|
|
|
ФРГ |
Макк |
М-60Х |
4 x 2 |
54 |
84 |
600 |
21.00-35 |
55 |
Фаун |
К-75 |
4 x 2 |
75 |
133 |
1000 |
24.00—49 |
64 |
|
'Фран |
Берлпе |
Т-60 |
4 x 2 |
60 |
102 |
635 |
21.00—35 |
64 |
ция
* Двухосный с шестью электромотор-колесами на балансирах.
Белорусского завода и преобладающее большинство зарубежных моделей выполнены с колесной формулой 4 x 2 с управляемыми передними колесами.
Для специальных автомобилей-рудовозов грузоподъемностью 110, 170, 250 т предложена оригинальная схема шасси, при которой управление автомобилем осуществляется путем поворота обеих
58
его осей относительно рамы под воздействием силового гидроцилпндра.
Интерес представляет конструкция шассн, примененная на 95тонном автомобиле РХ фирмы Юклид, имеющая в раме шарнир, относительно которого поворачиваются две части ломающейся рамы (см. рис. 18).
Опыт конструирования свидетельствует о широких возможностях оригинальной компоновочной схемы самосвалов БелАЗ с колесной формулой 4 x 4 , которая позволяет повысить грузоподъемность
Рис. 18. Схемы компоновки большегрузных карьерных автосамосвалов
карьерного автосамосвала без увеличения его размеров, добиться высокой маневренности, проходимости и устойчивости, весьма ма
лых |
величин |
собственной |
массы. |
|
|
|
|
||||||
Такая |
схема |
компоновки может |
|
|
|
||||||||
быть |
применена |
при создании транс |
о.ѳ |
|
|
||||||||
портных средств, |
рассчитанных |
на |
|
|
|||||||||
перевозку тяжелых |
пород, |
так как |
§• 0 8 |
|
|
||||||||
при перевозке пород со сравни- I |
|
4^4 |
|||||||||||
тельно малым объемным весом целе- |
1 0,7 |
|
|||||||||||
сообразно |
использовать машины |
с |
| о,в |
|
ѵ// |
||||||||
кузовом увеличенного |
объема. |
|
|
§• 05 |
|
|
|||||||
От компоновочной схемы авто- |
* |
|
|
||||||||||
мобиля в значительной степени за |
°'3 |
|
|
||||||||||
висит |
его |
собственная масса, а |
еле- |
20 |
40 60 80 100 120 140 160 18Q.. |
||||||||
довательно, |
и |
коэффициент |
тары |
|
|
Грузоподъемность . т |
|||||||
(см. |
рис. |
19). |
|
|
|
|
|
|
Рис. |
19. |
Зависимость |коэффицп-- |
||
Ввиду |
специфики |
эксплуатации |
|||||||||||
ента |
тары от грузоподъемности- |
||||||||||||
карьерных |
автосамосвалов |
подход |
при различных схемах компоновкіъ |
59,