Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При расчете время заправки одного автомобиля принимается от 15 до 40 мин.

На заправочном пункте, как правило, предусматривается воз­ можность заправки автомобилей одновременно топливом и смазоч­ ными материалами с каждого машиноместа. Размещение пунктов заправки и хранения горюче-смазочных материалов зависит от вы­ бранного типа автотранспортного цеха. В централизованных авто­ хозяйствах пункты заправки и хранения горюче-смазочных мате­

риалов устраиваются во вспомогательных подразделениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация

 

хранения

 

 

 

 

 

 

 

автотранспортных

средств в

 

 

 

 

 

 

 

значительной

степени

обус­

 

 

 

 

 

 

 

ловливается климатическими

 

 

 

 

 

 

 

условиями.

До

последнего

 

 

 

 

 

 

 

времени

признавалось необ­

 

 

 

 

 

 

 

ходимым

в

северных

райо­

 

 

 

 

 

 

 

нах

иметь для

хранения ав­

 

 

 

 

 

 

 

томобилей закрытые

стоянки

 

 

 

 

 

 

 

не менее

чем

для

40—60%

 

 

 

 

 

 

 

парка. Но с ростом грузо­

 

 

 

 

 

 

 

подъемности автомобилей воз­

 

 

 

 

 

 

 

растают

и

их

размеры, и

 

 

 

 

 

 

 

строительство закрытых стоя­

 

 

 

 

 

 

 

нок

для

большого

 

числа

 

 

 

 

 

 

 

крупногабаритных

 

машин,

 

 

 

 

 

 

 

особенно

в

первый

период

 

 

 

 

 

 

 

эксплуатации,

 

становится

 

 

 

 

 

 

 

трудно выполнимым. В связи

 

 

 

 

 

 

 

с этим в

районах

северной

 

 

 

 

 

 

 

зопы стали

строить

легкие

 

 

 

 

 

 

 

навесные

сооружения

для

1 — емкость для дизельного топлива (3 м5); г

предохранения

 

автомобилей

от снежных заносов, а также

огневая печь; 3 — вентилятор

Ц4-70N10

( п

=

=1050 об/мин); 4 — электродвигатель (N =

28 квт,

оборудовать

открытые стоян­

п =

1450 об/мин); з

— топливный

насос

двига­

ки,

оснащенные

средствами

теля

Д12-А (по три

секции объединены в одну).

в — электродвигатель

(/V =

1,7

квт,

п

подогрева

автомобилей. При

=1450 об/мин); 7 — форсунки

с двигателя

трак­

тора С-100 (4 шт.).

 

 

 

 

 

этом предпочтение

 

отдается

с калориферными устройствами

 

 

системам

воздухоподогрева

(рис. 11).

Размер площади стоянок

устанавливается в зависимости от числа автомобилей, их размеров п радиусов поворота при движении на площадке.

Однако в условиях Крайнего Севера в крупных хозяйствах с длительными сроками эксплуатации автомобилей должна пред­ усматриваться возможность хранения по крайней мере 30% парка машин на закрытых стоянках.

Пункт мойки в централизованных автохозяйствах устраивают в базовом автохозяйстве. Этот пункт представляет собой сооружение, состоящее из секций подготовки, механизированной мойки, сушки.


Секция подготовки обеспечивает разогрев автомобилей в зимнее время для того, чтобы разница между температурой воды и обли­ ваемой поверхности не превышала 18—20° С. Располагают секции таким образом, чтобы обеспечивалась возможность поточного пере­ мещения автомобилей.

Пост диагностики является неотъемлемой частью технологи­ ческого комплекса по обслуживанию и ремонту карьерных автомо­ билей. Он служит для осуществления контроля за состоянием авто­ мобилей, выполняемого как периодически, так и по потребности.

Здания и сооружения для тех­

 

 

 

нического обслуживания и ремонта

 

Работа в карьере

автотранспортных

средств вклю­

 

 

 

чают

главный

производственный

 

 

 

корпус, шиномонтажный участок,

 

 

 

открытый

сварочный

участок.

 

Пункт заправки

В главном производственном кор­

 

 

 

пусе размещаются

зоны

техниче­

 

 

 

ского

обслуживания ТО-1 и ТО-2

Пункт

Площадка

Пост

и текущих ремонтов, участки вос­

 

хранения

диагнсь

становительного

ремонта узлов и

 

 

 

агрегатов автомобилей (рис. 12).

 

 

 

Для автосамосвалов

с механи­

 

Зона

 

ческой и гидромеханической транс­

 

 

 

Т О -1,Т О -2 и ТР

миссиями

основными

являются

 

 

 

участки ремонта трансмиссии, дви­

 

 

 

гателя,

топливной

аппаратуры,

Шиномонтажный

Открытый

электрооборудования, подвески и

участок

 

сварочный пост

опрокидывающего механизма, ру­

 

 

 

левого

управления, а также уча­

Рис. 12.

Схема карьерного автохо­

стки кузнечно-сварочный, мед­ зяйства ницко-радиаторный и механиче­

ской обработки. Наряду с этим для производства восстановитель­ ного ремонта узлов и агрегатов предусматривают моечное отде­ ление.

Шиномонтажный участок представляет собой отдельное подраз­ деление, состоящее из поста ремонта шин и камер, поста разборки колес, зоны стоянки машин, имеющей определенное число мест для размещения машин и специального оборудования, и склада для хранения материалов. В автохозяйствах централизованного типа шиномонтажный участок обычно размещается во вспомогательных отделениях.

Сварочные участки для ремонта кузова, шасси и оперения раз­ мещают чаще всего на открытой площадке и административно объединяют с кузнечно-сварочным участком, располагающимся в главном корпусе.

Бытовые помещения обычно устраивают в одном административнохозяйственном блоке или объединяют с главным производственным корпусом.

43


Склады, служащие для хранения запасных пастей, материалов, инструмента, обменных узлов и агрегатов, в современных автохозяй­ ствах размещаются в закрытых отапливаемых н благоустроенных помещениях. Кроме того, строят открытые площадки для хранения поковок, сортамента верных металлов и т. д. В некоторых хозяйствах оип пмеют навесы.

В последних типовых компоновках сооружений автохозяйств склады запасных частей, материалов, обменных узлов и агрегатов размещают в главном производственном корпусе. Инструмент хранят в инструментально-раздаточной кладовой главного производствен­ ного корпуса. Открытые площадки для хранения черных металлов, проката и заготовок стремятся устраивать совместно с открытым сварочным постом.

Объемы работ основных производственных участков карьерных автохозяйств распределяются следующим образом (в %):

Зова ТО-1 ..............................................................

18,50

Зона ТО-2 текущего ремонта ...........................

43,10

В том числе ремонта:

12,31

двигателя..........................................................

гидромеханической трансмпссіпі....................

9,35

подвески и опрокидывающего механизма

9,15

ходовой ч асти ...................................................

12,29

Участки текущего ремонта ...............................

38,40

В том числе:

1,84

механической обработки...............................

ремонта п испытания двигателя................

10,20

ремонта и испытания гидромеханической

12,20

передачи и других агрегатов ................

кузнечпо-сварочпый.......................................

|,Su

ремонта топливной аппаратуры ................

0,60

ремонта радиаторов.......................................

0,48

ремонта электрооборудования...................

0,00

шпномопта/кпын..............................................

3.08

прочие ..............................................................

7,(ІО

Основные требования к рациональному размещению производ­ ственных подразделений автохозяйств (рис. 13): обеспечение после­ довательности технологического процесса и технологической взаимо­ связи, возможность поступления автомобилей на любой уча­ сток и прохождения ими обслуживания и ремонта независимо от других згчастков, максимальное сокращение внутригаражных рас­ стояний передвижения автомобилей и, наконец, сокращение или исключение пересечения потоков при движении автомобилей и пере­ мещений тяжелых узлов и агрегатов.

Главный корпус каждого автохозяйства является его основным производственным помещением. В этом корпусе организуется тех­ нологический процесс обслуживания и ремонта технических средств автомобильного транспорта. Его расположение определяется общей планировкой производственной базы карьера.

От места расположения главного производственного корпуса зависит направление движения автомобилей. При организации потока предусматривается наличие технологической связи главного

4 4


производственного корпуса с другими участками, направление поступления автомобилей и время их простоев в обслуживании II ремонте. Пост диагностики и пункт мойки располагают парал­ лельно основному потоку движения с прямоточным способом расста­ новки автомобилей, обычно непосредственно у въездных ворот и пло­ щадки хранения. По технологической связи участки шиномонтажных работ и сварочный предпочтительно размещать у главного производ­ ственного корпуса, параллельно основному потоку движения авто­ мобилей.

Рис. 13. Схема размещения производственных подразделений карьерного автохозяйства

Характер выполняемых работ и их значительная трудоемкость требуют тупиковой расстановки и заезда автомобилей. Транспортная связь между подразделениями автохозяйства обычно осуществляется автоэлектропогрузчиками, электрокарами, различного рода тележ­ ками и др.

Внутренняя планировка производственных подразделений авто­ хозяйств (рис. 14) должна в максимальной степени отвечать требова­ ниям технологии выполняемых процессов. Зона ТО-1 должна иметь планировку, предусматривающую поточное прохождение и само­ ходное или механизированное передвижение автомобилей по постам. Эта зона обычно размещается в торцовой части главного корпуса перпендикулярно его продольной оси и непосредственно связана с участками механической обработки и инструментально-раздаточной кладовой. Поступление объемных агрегатов (гидросистем, водяных насосов и др.) на посты поточной линии предусматривается как со склада, так и непосредственно с участков.

43

Центральную часть корпуса занимают, как правило, зоны техни­ ческого обслуживания ТО-2 и текущего ремонта автомобилей, рас­ полагаемые вдоль продольной оси корпуса. Эти зоны непосредственно связаны с размещенными по их периметру участками восстанови­ тельного ремонта деталей, узлов, агрегатов и складскими поме­ щениями.

В качестве грузоподъемных средств обычно используют мостовые краны мощностью 10—15 т. Они обеспечивают хорошую транс­ портную связь внутри производственного корпуса. В редких

К

 

 

У часток]

т

ггт_

И нструм е -

У ч а сто к

П Г П ,

М едницко;

н т а л ь н о -

а кку м у л я ­

Ц О М и

 

 

р а з д а т о ч -

то ро в и

д р у ги х

 

 

ная

э л е кт р о ­

аТрегатоЕ

 

кладовая

о б о р у д о ­

 

 

 

r=üЛГ

вания!

 

 

 

---- LATTAJ

 

 

 

Г

 

(У ч а сто к

рем онта Г М П

 

У ч а с то к

 

м ехан ической

^

У ч а с т о к рем онта

 

о б р а б о тки

 

!У=

 

j__

двигателей

 

 

 

 

 

 

I— Fт

 

 

 

 

 

 

 

 

Зоны

Т О -2

 

 

 

и текущих

ремонтов

____ Г

Рис. 14. Схема планировки производственного помещения

случаях вместо мостовых кранов применяют самоходные авто­ краны.

Планировка зон ТО-2 и эксплуатационного ремонта предусма­ тривает возможность максимального оснащения их специализирован­ ным оборудованием и приспособлениями, применение наиболее прогрессивных методов работ, рациональное использование произ­ водственной площади, уменьшение числа въездных ворот, наличие естественного освещения и т. д. При организации обслуживания и ремонта по агрегатно-участковому методу оснащение процесса ТО-2 учитывает специализацию постов по определенным группам узлов-агрегатов.

Наиболее типичным специальным оборудованием для отдельных зон ТО-2 и текущего ремонта является:

46


1)для зоны двигателя: передвижная установка для промывки системы смазки двигателя, моечная установка фильтров, заправоч­ ные колонки охлаждающей жидкости и масла;

2)для зоны ходовой части: стационарный подъемник, устройство для снятия и установки колес, тележка для снятия редуктора, уста­ новка для промывки редукторов, канавный передвижной подъемник, подставки для вывешивания автосамосвалов, устройство для снятия

иустановки ступиц, приспособление для демонтажа и монтажа карданной передачи;

Рис. 15. Схема планировки зон ТО-2 и ТР при косоугольной расстановке авто­ мобилей

3) для зоны гидромеханической передачи (ГМП) и зоны пневмогидравлической подвески (ПГП) и центрального опрокидывающего механизма (ЦОН): электромеханический домкрат, установка для заправки цилиндров подвески воздухом и маслом, приспособление для снятия и установки цилиндров подвески, приспособление для выпрессовки пальцев крепления цилиндров подвески и реактивных штанг.

С точки зрения технологии ведения работ и размещения указан­ ного оборудования наиболее удобна тупиковая расстановка автомо­ билей перпендикулярно продольной оси корпуса. Принятой в прак­ тике строительства 24-метровой длине пролета здания наиболее соответствует комбинированная схема расстановки автомобилей (перпендикулярная и косоугольная). Вариант косоугольной рас­ становки автомобилей у боковой стены корпуса позволяет авто­ номно использовать площадь каждого машино-места зоны ходовой части, пнѳвмогидравлической подвески и центрального опрокиды­ вающего механизма (рис. 15). При расстановке автомобилей вдоль

47

продольной осп достигается наилучшее использование производ­ ственной площади и оснащение средствами механизации, однако для их перестановки требуется применение мощного мостового крана. При планировке зон ТО-2 и текущего ремонта должны со­ блюдаться следующие нормы расстояний между автомобилями и при­ ближения их к оборудованию и конструктивным элементам зданий (в м):

Между нрододышАШ сторонами машиио-мсст . .

1,93

Между автомобилями, стоящими одни за другим

1,50

Между продольной стороной автомобиля и сте­

1,95

ной или стационарным оборудованием . . . .

Между продольной частью автомобиля и стеной

1,80

нлн стационарным оборудованием....................

Между продольной стороной автомобиля и ко­

1.20

лонной ......................................................................

Оставляемая ширина проезда при разных углах расстановки автомобилей в зонах ТО-2 приведена в табл. 13.

Таблица 13

Ширина проезда (м) в зонах ТО-2 в зависимости от угла расстановки автосамосвалов

Способ заезда на пост

Передним ходом ................

Задним ходом .......................

Без маневрирования

/,5“

оо о

 

СОсо

12

 

10

С дополнительным маневрированием

45°

00°

6

со

Ö

о

 

В автохозяйствах устанавливается режим производства, который измеряется числом дней за год и часов за сутки, отводимых на тех­ ническое обслуживание и ремонт автомобилей. Естественно, что режим производства в автохозяйстве увязывается с режимом работы автомобилей в карьере.

Работы по ЕО и ТО-1, а также текущему ремонту на карьерах, как правило, производятся в нерабочее время подвижного состава

ибез участия водителя. Для повышения коэффициента технической готовности парка целесообразно также проводить и ТО-2 в межсмеиное время. Работы по ТО-2 и сезонному техническому обслуживанию выполняются обычно с участием водителей карьерных автомоби­ лей, не занятых на транспортировании, причем в большинстве случаев они включаются в состав бригад рабочих, осуществляющих техническое обслуживание.

Выпуск автомобилей на линию может производиться одновре­ менно или ступенчато. При ступенчатом выпуске автомобили вы­ ходят на линию последовательно по одному или группами, с извест­ ными интервалами. Машины, отработавшие положенное число часов, возвращаются в гараж. Ступенчатый график выпуска и работы авто­ мобилей рекомендуется при большом составе автомобильного парка

иособенно при ограниченной площади помещений автомобильных хозяйств.

48