Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а III

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

§ 1. Карьерные автомобили и их основные компоновочные схемы

Эффективным решением транспортной проблемы в карьерах является обеспечение горнодобывающих предприятий разнообраз­ ными специализированными карьерными автомобилями, максимально унифицированными и строящимися на базе ограниченного числа агрегатов.

Проблема унификации при создании большегрузных карьерных автосамосвалов приобретает особое значение ввиду относительно малой серийности их производства, конструктивной сложности этих машин и многообразия моделей, необходимых для получения опти­ мальных показателей транспортной работы в разнообразных по своим условиям карьерах. Широкая унификация различных моделей карьерных автомобилей является одним пз основополагающих усло­ вий оптимального проектирования машин этого типа, являющихся специфическим направлением современного автомобилестроения.

В 1960—1965 гг. в Советском Союзе было создано семейство карь­ ерных большегрузных автомобилей, базовыми моделями которого являются 27-тонные и 40-тонные автосамосвалы БелАЗ-540 и БелАЗ548А. Автосамосвалы созданы в двухосном исполнении с колесной формулой 4 x 2 , снабжены дизельными двигателями ЯМЗ-240 и ЯМЗ-240Н (табл. 14). Специализированные карьерные автосамо­ свалы грузоподъемностью 27 и 40 т предназначены для транспорти­ рования горной массы при вскрышныхидобычных работах на открытых горных разработках, а также могут быть использованы при строи­ тельстве крупных гидротехнических сооружений и выполнении земляных работ больших масштабов.

Помимо указанных в табл. 14 модификаций карьерных автосамо­ свалов, Белорусским автозаводом разработаны специализирован- / ные автомобили-углевозы (табл. 15). Их отличие от базовых моделей заключается в конструкции и емкости кузова, а также конструктив­ ном исполнении разгрузочного устройства с применением гидравличе­ ского механизма открывания заднего борта.

Углевоз БелАЗ-7510 создан на базе автосамосвала БелАЗ-540. Увеличение объема кузова достигнуто за счет расширения его с 3500 до 3700 мм (по внешней поверхности) и увеличения высоты бортов на 300—400 мм. Оригинальной является конструкция кузова, предусматривающая наличие заднего борта, открываемого во время

4 Заказ 283

•19



 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

14

 

Базовые гі производные модели автосамосвалов БелАЗ

 

 

 

 

грузоподъемностью 27—65 т

 

 

 

 

 

 

Базовые модели (грузо­

Производные модели

 

 

 

подъемность, т

(грузоподъемность,

т

Параметры

 

и колесная формула)

и колесная формула)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27 (4X 2 )

40 (4X 2)

40 (6X 2)

65 (6X 2)

Собственная масса, т . . .

21,0

26,9

30,4

40,1

 

Общая масса агрегата с гру­

 

 

 

 

 

зом, т

...............................

 

48,0

66,9

70,4

105,1

Коэффициент тары . . . .

0,778

0,673

0,760

0,616

Распределение нагрузки по

 

 

 

 

 

осям, тс:

 

 

 

 

 

 

на передние колеса . .

15,6

22,4

17,4

17,2

 

на задние колеса . . .

32,4

44,5

30,0

44,0

 

на колеса полуприцепа

29,0

43,9

 

Размеры, мм:

 

 

 

 

 

 

длина . . . . . . . .

7250

8170

10 900

12 480

ширина ...........................

 

3480

3787

3480

4000

вы сота...........................

 

3580

3800

3650

4000

База, мм

...........................

пово­

3550

4200

3550

4200

 

Минимальный радиус

 

 

 

 

 

рота, м

...........................

 

8,3

9,5

8,3

9,5

 

Тип двигателя ....................

л. с.

360

Дизельный

520

 

Мощность

двигателя,

520

360

 

Удельная

мощность,

л. с./т

7,5

7,8

5,1

4,9

 

Размер шин .......................

 

18.00—25

20.00—33

18.00-25

20.00—33

Тип подвески ...................

 

 

Пневмогидравлическая

 

 

Опрокидывающий механизм

 

Гидравлический

 

 

Кабина

...............................

 

 

Двухместная металлическая

 

 

Емкость кузова геометриче­

 

 

 

 

 

ская, м3

...........................

 

15,3

21,7

23,4

34,0

 

Максимальная скорость, км/ч

55

55

55

55

 

Стотюсть серийного автомо­

 

 

 

 

 

биля, тыс. руб.....................

 

24

36

35

60

 

разгрузки водителем при помощи специального гидравлического устройства.

Оригинальную конструкцию кузова с донной разгрузкой имеет углевоз БелАЗ-7425-9490. Геометрический объем кузова рассчитан на насыпную массу угля 1 т/м3. Несущая платформа углевоза цельнометаллическая с лотковым устройством в днище для разгрузки с размером отверстия 1200 X 5300 мм. Люк платформы закры­ вается двумя створками при помощи гидравлического приспособления, удерживающего их в закрытом состоянии силой давления гидро­ системы. Углевоз БелАЗ-7425-9490 целесообразно применять на угольных разрезах с продольным уклоном автодорог, не превышающим 4—5%.

50


 

 

 

 

 

Т а б л л ц а

15

Специализированные модели автомобилей-углевозов БелАЗ

 

 

грузоподъемностью 27—65 т

 

 

Параметры

 

БелАЗ-7510 БелАЗ-7525

БелАЗ-7425-9490

Грузоподъемность, т .......................

 

27

40

65

 

Собственная масса,

т .......................

 

21,0

26,5

41,5

 

Коэффициент тары

...........................

 

0,778

0,662

0,639

 

Объем кузова, м3:

 

 

23,8

33,0

64,85

 

геометрический

...........................

 

 

с «ш апкой»...................................

 

 

28,3

40,0

71,0

 

Размеры, мм:

 

 

7000

7850

15 535

 

длина ..............................................

 

 

 

высота ..........................................

 

 

3700

4400

3778

 

ширина ...........................................

 

 

3825

4260

4350

 

Тип двигателя ...................................

 

. . .

ЯМЗ-240

ЯМЗ-240Н

ЯМЗ-240Н

 

Номинальная мощность, л. с.

360

520

520

 

Максимальная скорость, км/ч

. . .

55

55

55

 

Тцп кабины ...........................................

механизм

плат-

Закрытая одноместная

 

Опрокидывающий

Гидравлический двух-

Разгрузка

 

формы ..............................................

 

 

 

 

 

 

цилиндровый с теле-

платформы

 

 

 

 

скогшческими цилинд-

донная с гид-

 

 

 

рами, действующими

равлическпм

 

 

 

непосредственно

открыванием

 

 

 

иа платформу

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

16

Унификация карьерных автосамосвалов особо большой грузоподъемности

Базовые

Производные

Автополу­

модели

модели

прицепы

(грузоподъ­

(грузоподъ­

(грузоподъ­

емность, т,

емность, т,

емность, т,

и колесная

и колесная

и колесная

формула)

формула)

формула)

Узел

 

 

Двигатель и внешние системы . . .

Генератор ..............................................

Тяговые электродвигатели...............

Подвеска передняя ...........................

Подвеска задняя ...............................

Редуктор мотор-колеса ...................

Шипы и к о л е с а ...................................

Рулевой механизм ...............................

Кабина ..................................................

Колесные тормоза и привод . . . .

Цилиндры опрокидывающего меха­

низма ..................................................

(4X2)

(4X2)

(4X2)

X

X

(4X4)

(6X4)

(6X4)

X

 

 

 

 

 

 

 

 

to

75

120

180

о

о

250

120

200

о

 

«|Ч

со

 

 

 

 

t"«

 

 

 

о

+

X

+

X

+

X

X

+

X

+

X

+

X

+

X

X

+

X

+

О

А

+

о

А

+

+

А

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

J -

+

+

+

+

Т

+

+

1

+

О

А

+

о

А

+

О

А

+

о

А

+

о

А

+

о

А

+

X

X

о

о

О

+

X

X

+

+

+

+

Т1

+

+

+

+

"I"

X

X

+

X

X

+

X

X

+

о

А

+

А

X

о

А

X

Ч— полная

унификация; X —унификация по элементам; О —унификация внутри ряда

120, 170 и 200

т; Д —унификация внутри ряда 180, 250 и 300 т.

4 *

51


В табл. 16 приведены оптимальные системы унифицированных автосамосвалов, разработанных Белорусским автозаводом. Общий вид автосамосвалов и автополуприцепов Белорусского автозавода показан на рис. 16.

Технические показатели автомобилей особо большой грузоподъ­ емности, предназначенных для открытых горных работ, приведены в табл. 17.

В настоящее время автомобили большой грузоподъемности вы­

пускаются

также целым рядом зарубежных фирм. Технические

а

б

Рпс. 16. Отечественные большегрузные карьерные автосамосвалы:

а

автосамосвал БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 т; б —

автопоезд с полуприцепом о зад­

ней

разгрузной БелАЗ-540В-5271 грузоподъемностью 45

т; в — автосамосвал

БелАЗ-548

грузоподъемностью 40 т;

г — автопоезд с полуприцепом с

задией разгрузкой

БелАЗ-548В-

5272

грузоподъемностью

65

т; д — автомобиль-углевоз

БелАЗ-7510 грузоподъемностью

27 т; е — автомобпль-углевоз

БелАЗ-7525 грузоподъемностью 40 т; ж — автопоезд-троллей­

воз БелАЗ-524-941 грузоподъемностью 65 т; з — автопоезд-углевоз с полуприцепом с донной разгрузкой БелАЗ-7425-9490 грузоподъемностью 65 т; и — автосамосвал БелАЗ-549 грузо­ подъемностью 75 т; к — автопоезд с полуприцепом с задней разгрузкой БелАЗ-549В-5275 гру­ зоподъемностью 120 т

показатели зарубежных большегрузных автомобилей приведены в табл. 18 и 19, а общий вид некоторых из выпускаемых моделей — на рис. 17.

Выбор общей компоновочной схемы большегрузного автомобиля, соответствующей особенностям его работы в карьерных условиях, яв­ ляется одним из важнейших этапов проектирования, в процессе кото­ рого устанавливаются многие параметры автомобиля (конструктивная

52