ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
Г л а в а III
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
§ 1. Карьерные автомобили и их основные компоновочные схемы
Эффективным решением транспортной проблемы в карьерах является обеспечение горнодобывающих предприятий разнообраз ными специализированными карьерными автомобилями, максимально унифицированными и строящимися на базе ограниченного числа агрегатов.
Проблема унификации при создании большегрузных карьерных автосамосвалов приобретает особое значение ввиду относительно малой серийности их производства, конструктивной сложности этих машин и многообразия моделей, необходимых для получения опти мальных показателей транспортной работы в разнообразных по своим условиям карьерах. Широкая унификация различных моделей карьерных автомобилей является одним пз основополагающих усло вий оптимального проектирования машин этого типа, являющихся специфическим направлением современного автомобилестроения.
В 1960—1965 гг. в Советском Союзе было создано семейство карь ерных большегрузных автомобилей, базовыми моделями которого являются 27-тонные и 40-тонные автосамосвалы БелАЗ-540 и БелАЗ548А. Автосамосвалы созданы в двухосном исполнении с колесной формулой 4 x 2 , снабжены дизельными двигателями ЯМЗ-240 и ЯМЗ-240Н (табл. 14). Специализированные карьерные автосамо свалы грузоподъемностью 27 и 40 т предназначены для транспорти рования горной массы при вскрышныхидобычных работах на открытых горных разработках, а также могут быть использованы при строи тельстве крупных гидротехнических сооружений и выполнении земляных работ больших масштабов.
Помимо указанных в табл. 14 модификаций карьерных автосамо свалов, Белорусским автозаводом разработаны специализирован- / ные автомобили-углевозы (табл. 15). Их отличие от базовых моделей заключается в конструкции и емкости кузова, а также конструктив ном исполнении разгрузочного устройства с применением гидравличе ского механизма открывания заднего борта.
Углевоз БелАЗ-7510 создан на базе автосамосвала БелАЗ-540. Увеличение объема кузова достигнуто за счет расширения его с 3500 до 3700 мм (по внешней поверхности) и увеличения высоты бортов на 300—400 мм. Оригинальной является конструкция кузова, предусматривающая наличие заднего борта, открываемого во время
4 Заказ 283 |
•19 |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
14 |
|
|
Базовые гі производные модели автосамосвалов БелАЗ |
|
|
||||
|
|
грузоподъемностью 27—65 т |
|
|
|
||
|
|
|
Базовые модели (грузо |
Производные модели |
|||
|
|
|
подъемность, т |
(грузоподъемность, |
т |
||
Параметры |
|
и колесная формула) |
и колесная формула) |
||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
27 (4X 2 ) |
40 (4X 2) |
40 (6X 2) |
65 (6X 2) |
|
Собственная масса, т . . . |
21,0 |
26,9 |
30,4 |
40,1 |
|
||
Общая масса агрегата с гру |
|
|
|
|
|
||
зом, т |
............................... |
|
48,0 |
66,9 |
70,4 |
105,1 |
|
Коэффициент тары . . . . |
0,778 |
0,673 |
0,760 |
0,616 |
|||
Распределение нагрузки по |
|
|
|
|
|
||
осям, тс: |
|
|
|
|
|
|
|
на передние колеса . . |
15,6 |
22,4 |
17,4 |
17,2 |
|
||
на задние колеса . . . |
32,4 |
44,5 |
30,0 |
44,0 |
|
||
на колеса полуприцепа |
— |
— |
29,0 |
43,9 |
|
||
Размеры, мм: |
|
|
|
|
|
|
|
длина . . . . . . . . |
7250 |
8170 |
10 900 |
12 480 |
|||
ширина ........................... |
|
3480 |
3787 |
3480 |
4000 |
||
вы сота........................... |
|
3580 |
3800 |
3650 |
4000 |
||
База, мм |
........................... |
пово |
3550 |
4200 |
3550 |
4200 |
|
Минимальный радиус |
|
|
|
|
|
||
рота, м |
........................... |
|
8,3 |
9,5 |
8,3 |
9,5 |
|
Тип двигателя .................... |
л. с. |
360 |
Дизельный |
520 |
|
||
Мощность |
двигателя, |
520 |
360 |
|
|||
Удельная |
мощность, |
л. с./т |
7,5 |
7,8 |
5,1 |
4,9 |
|
Размер шин ....................... |
|
18.00—25 |
20.00—33 |
18.00-25 |
20.00—33 |
||
Тип подвески ................... |
|
|
Пневмогидравлическая |
|
|
||
Опрокидывающий механизм |
|
Гидравлический |
|
|
|||
Кабина |
............................... |
|
|
Двухместная металлическая |
|
|
|
Емкость кузова геометриче |
|
|
|
|
|
||
ская, м3 |
........................... |
|
15,3 |
21,7 |
23,4 |
34,0 |
|
Максимальная скорость, км/ч |
55 |
55 |
55 |
55 |
|
||
Стотюсть серийного автомо |
|
|
|
|
|
||
биля, тыс. руб..................... |
|
24 |
36 |
35 |
60 |
|
разгрузки водителем при помощи специального гидравлического устройства.
Оригинальную конструкцию кузова с донной разгрузкой имеет углевоз БелАЗ-7425-9490. Геометрический объем кузова рассчитан на насыпную массу угля 1 т/м3. Несущая платформа углевоза цельнометаллическая с лотковым устройством в днище для разгрузки с размером отверстия 1200 X 5300 мм. Люк платформы закры вается двумя створками при помощи гидравлического приспособления, удерживающего их в закрытом состоянии силой давления гидро системы. Углевоз БелАЗ-7425-9490 целесообразно применять на угольных разрезах с продольным уклоном автодорог, не превышающим 4—5%.
50
|
|
|
|
|
Т а б л л ц а |
15 |
Специализированные модели автомобилей-углевозов БелАЗ |
|
|||||
|
грузоподъемностью 27—65 т |
|
|
|||
Параметры |
|
БелАЗ-7510 БелАЗ-7525 |
БелАЗ-7425-9490 |
|||
Грузоподъемность, т ....................... |
|
27 |
40 |
65 |
|
|
Собственная масса, |
т ....................... |
|
21,0 |
26,5 |
41,5 |
|
Коэффициент тары |
........................... |
|
0,778 |
0,662 |
0,639 |
|
Объем кузова, м3: |
|
|
23,8 |
33,0 |
64,85 |
|
геометрический |
........................... |
|
|
|||
с «ш апкой»................................... |
|
|
28,3 |
40,0 |
71,0 |
|
Размеры, мм: |
|
|
7000 |
7850 |
15 535 |
|
длина .............................................. |
|
|
|
|||
высота .......................................... |
|
|
3700 |
4400 |
3778 |
|
ширина ........................................... |
|
|
3825 |
4260 |
4350 |
|
Тип двигателя ................................... |
|
. . . |
ЯМЗ-240 |
ЯМЗ-240Н |
ЯМЗ-240Н |
|
Номинальная мощность, л. с. |
360 |
520 |
520 |
|
||
Максимальная скорость, км/ч |
. . . |
55 |
55 |
55 |
|
|
Тцп кабины ........................................... |
механизм |
плат- |
Закрытая одноместная |
|
||
Опрокидывающий |
Гидравлический двух- |
Разгрузка |
|
|||
формы .............................................. |
|
|
|
|||
|
|
|
цилиндровый с теле- |
платформы |
|
|
|
|
|
скогшческими цилинд- |
донная с гид- |
||
|
|
|
рами, действующими |
равлическпм |
||
|
|
|
непосредственно |
открыванием |
||
|
|
|
иа платформу |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
16 |
Унификация карьерных автосамосвалов особо большой грузоподъемности
Базовые |
Производные |
Автополу |
модели |
модели |
прицепы |
(грузоподъ |
(грузоподъ |
(грузоподъ |
емность, т, |
емность, т, |
емность, т, |
и колесная |
и колесная |
и колесная |
формула) |
формула) |
формула) |
Узел |
|
|
Двигатель и внешние системы . . .
Генератор ..............................................
Тяговые электродвигатели...............
Подвеска передняя ...........................
Подвеска задняя ...............................
Редуктор мотор-колеса ...................
Шипы и к о л е с а ...................................
Рулевой механизм ...............................
Кабина ..................................................
Колесные тормоза и привод . . . .
Цилиндры опрокидывающего меха
низма ..................................................
(4X2) |
(4X2) |
(4X2) |
X |
X |
(4X4) |
(6X4) |
(6X4) |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
to |
75 |
120 |
180 |
о |
о |
250 |
120 |
200 |
о |
|
«|Ч |
со |
||||||
|
|
|
|
t"« |
|
|
|
о |
+ |
X |
+ |
X |
+ |
X |
X |
+ |
X |
+ |
X |
+ |
X |
+ |
X |
X |
+ |
X |
+ |
О |
А |
+ |
о |
А |
+ |
+ |
А |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
J - |
+ |
+ |
+ |
+ |
Т |
+ |
+ |
1 |
||||||||
+ |
О |
А |
+ |
о |
А |
+ |
О |
А |
+ |
о |
А |
+ |
о |
А |
+ |
о |
А |
+ |
X |
X |
о |
о |
О |
+ |
X |
X |
+ |
+ |
+ |
+ |
Т1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
"I" |
X |
X |
+ |
X |
X |
+ |
X |
X |
+ |
о |
А |
+ |
А |
X |
о |
А |
X |
Ч— полная |
унификация; X —унификация по элементам; О —унификация внутри ряда |
120, 170 и 200 |
т; Д —унификация внутри ряда 180, 250 и 300 т. |
4 * |
51 |
В табл. 16 приведены оптимальные системы унифицированных автосамосвалов, разработанных Белорусским автозаводом. Общий вид автосамосвалов и автополуприцепов Белорусского автозавода показан на рис. 16.
Технические показатели автомобилей особо большой грузоподъ емности, предназначенных для открытых горных работ, приведены в табл. 17.
В настоящее время автомобили большой грузоподъемности вы
пускаются |
также целым рядом зарубежных фирм. Технические |
а |
б |
Рпс. 16. Отечественные большегрузные карьерные автосамосвалы:
а — |
автосамосвал БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 т; б — |
автопоезд с полуприцепом о зад |
|||
ней |
разгрузной БелАЗ-540В-5271 грузоподъемностью 45 |
т; в — автосамосвал |
БелАЗ-548 |
||
грузоподъемностью 40 т; |
г — автопоезд с полуприцепом с |
задией разгрузкой |
БелАЗ-548В- |
||
5272 |
грузоподъемностью |
65 |
т; д — автомобиль-углевоз |
БелАЗ-7510 грузоподъемностью |
|
27 т; е — автомобпль-углевоз |
БелАЗ-7525 грузоподъемностью 40 т; ж — автопоезд-троллей |
воз БелАЗ-524-941 грузоподъемностью 65 т; з — автопоезд-углевоз с полуприцепом с донной разгрузкой БелАЗ-7425-9490 грузоподъемностью 65 т; и — автосамосвал БелАЗ-549 грузо подъемностью 75 т; к — автопоезд с полуприцепом с задней разгрузкой БелАЗ-549В-5275 гру зоподъемностью 120 т
показатели зарубежных большегрузных автомобилей приведены в табл. 18 и 19, а общий вид некоторых из выпускаемых моделей — на рис. 17.
Выбор общей компоновочной схемы большегрузного автомобиля, соответствующей особенностям его работы в карьерных условиях, яв ляется одним из важнейших этапов проектирования, в процессе кото рого устанавливаются многие параметры автомобиля (конструктивная
52