Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типичным примером вскрытия месторождений с применением спи­ ральных съездов для автомобилей на глубоких карьерах, имеющих ограниченные размеры в плане, является Сибайскпй карьер, вы­ сота подъема горной массы на котором достигает 220—230 м. На Сарбайском, Каджаранском, Зыряновском, Ждановском, Блявинском карьерах спиральные съезды применяют при интенсивном дви­ жения автомобильного транспорта. Характерной является система спиральных съездов на Восточный, Западный породные отвалы и ДОФ, вскрывающих рудное тело на Гайском карьере № 2 (рис. 25).

Недостатком спиральной формы трассы является сложность организации поточного движения.

Петлевые автомобильные съезды эффективны на карьерах глубин­ ного п нагорного типа. Эти съезды обычно располагают на нерабо­ чем или временно не отрабатываемом борту карьера. Петлевой съезд требует устройства петлевых кривых, серпантин и виражей малых радиусов, выполняющих функции соединительных элементов между прямолинейными участками съезда (рис. 26). Коэффициент развития трассы, определяющийся отношением действительной длины трассы к теоретической, для петлевого съезда, включающего п петлевых

кривых, равен

П

(2)

где Д. — длина трассы на криволинейном участке с уклоном меньше

руководящего; Н

— высота участка (глубина вскрытия); ір

— руко­

водящий уклон;

ік — з'клон

криволинейного

участка автодороги.

Величина коэффициента

развития трассы

петлевого

съезда

(рис. 27) при радиусах серпантин 20—50 м и ширине проезжей части 10—12 м изменяется в пределах 1,04—1,25.

Движение автомобильного транспорта на круговых, кривых участках и серпантинах радиусом 15—20 м снижает эксплуатацион­ ные скорости движения автомобильного потока и предъявляет повы­ шенные требования к безопасности транспортных работ.

Особенности вскрытия рудных тел сложной конфигурации, необ­ ходимость гибкого ведения горных работ, сложность геологических и горнотехнических условий разработки предопределили необходи­ мость применения комбинированных съездов, включающих элементы трасс петлевой и спиральной форм.

Комбинированные автомобильные съезды применяют на большин­ стве карьеров, эксплуатирующих автомобильный транспорт. Как правило, при комбинированных съездах устраивают сопрягающие кривые, соединяющие одну форму трассы с другой. Наиболее ти­ пичны комбинированные постоянные съезды в карьер, у которых спиральная форма переходит в петлевую (рис. 28). В глубоких карьерах элементы спиральной и петлевой формы трассы последо­ вательно чередуются. Варианты комбинированных съездов сложной конфигурации применяются на карьерах Криворожских ГОКов,

79



железорудных карьерах КМА, ССГОКе и ряде карьеров цветной металлургии. В общем виде коэффициент развития трассы для

сложного комбинированного съезда может быть рассчитан по фор­ муле

^'тр 1

* + 2 w

і + И т і

(3)

 

 

где т — число элементов прямой пли спиральной формы на комби­ нированном съезде; L — длина прямолинейных участков трассы.

\

выезд

1/

на отвал

Западный

||j выезд на отвал

Рис. 25. Схема вскрывающих автомобильных съездов спиральной формы па Гай­ ском карьере № 2

80

283 Заказ 6

Рис. 2ö. Схема петлевых автомобильных съездов на карьере НКГОКа

Значения коэффициента развития трассы сложных комбиниро­ ванных съездов при автомобильном транспорте могут изменяться в пределах от 1,2 до 1,65. Для инженерных расчетов наиболее частопринимается А'гр = 1,2 -^1,3.

Прямые автомобильные съезды являются наиболее рациональной формой съезда при вскрытии месторождений с применением техно­ логического автомобильного транспорта. В этом случае возможно

наибольшее приближение фактической длины съезда к теоретиче­ ской (рис. 29).

Рпс. 27. Развитие трассы петлевого вскрывающего съезда

Прямая конфигурация съездов применяется при вскрытии место­ рождений с горизонтальным или слабонаклонным залеганием руд­ ного тела. Прямые съезды применимы для вскрытия верхних гори­ зонтов карьера в начальный период отработки месторождения и для вскрытия одного или группы глубоких горизонтов при достаточной длине карьерного поля. Их целесообразно применять при вскрытии парными траншеями месторождения вытянутой формы. При этом возможна организация кольцевой или поточной схемы движения автомобилей с разделением грузового и порожнякового направле­ ний по отдельным траншеям, благодаря чему создаются условия для полного использования тягово-динамических качеств автомоби­ лей и реализации наибольших скоростей движения путем создания различных углов подъема грузовой и порожняковой траншей.

82


Коэффициент развития трассы прямых съездов зависит от руко­ водящего уклона траншеи н числа вскрываемых горизонтов и может быть определен по формуле

Ат р 1

(4)

Н

 

где L n — длина прямого съезда.

 

 

Рис. 28. Комбинированные автомобильные съезды на Учалпнском карьере

83

I

« 2 м S er ft-■Я шУ'x г G3cd-■

С О О К р ,

Н Ovo >>о

2 СЗ tH d

05■^.м р-в а см 2 « а я кй Я й?**Й

н « ч £,£

а о а се о о

о-і йю а\о а

■f 36

Значения коэффициента развития трассы прямых автомобильных съездов с изменением руководящего уклона от 4 до 12% изменяются от 1,05 до 1,12. При расчетах автомобильного транспорта рекомен­ дуется принимать /стр = 1,1.

Разновидностью прямых съездов при автомобильном транспорте являются скользящие съезды. Их применяют при строительстве карьеров, вскрытии и подготовке новых горизонтов и проведении разрезных траншей. Скользящие съезды при автомобильном транс­ порте позволяют:

1) развивать горные работы и направления движения грузопо­ токов по участкам залежи, обеспечивающим требуемое качестве

исортность руд;

2)выравнивать режим вскрышных и добычных работ в течение года, интенсифицировать вскрытие и подготовку новых горизонтов;

3)сократить приведенные затраты на вскрышные и подготови­ тельные работы по сравнению с соответствующими затратами при спиральных съездах на 20%.

Кроме того, в начальный период эксплуатации карьера вскрытие скользящими съездами требует меньшего опережения разноса бор­ тов по вскрыше по сравнению с опережением при стационарных спи­

ральных съездах. Сравнение этих двух вариантов

горных работ

на Шелеинском карьере показывает,

что в последнем случае ко­

эффициент опережения вскрышной

подготовки

увеличивается

в1,35 раза.

Впрактике работы скользящие съезды на смежных горизонтах для сокращения длины трассы стремятся расположить на кратчай­ шем расстоянии один от другого, если это возможно по технологи­ ческим условиям ведения горных работ при принятых схеме вскры­ тия и системе разработки. Для применяемых на карьерах ра­ диусов поворота 15—50 м приближенная величина коэффициента развития трассы при скользящих съездах может быть определена по формуле

 

 

к тр = 1 + ^

і р ,

(5>

где Б

— ширина рабочей площадки; R

— радиус поворота трассы;

Lc — длина трассы

скользящих съездов.

 

В обычных условиях величина коэффициента развития трассы

лежит

в пределах

1,3—1,45, а при радиусах поворота

15—20 м

и минимальных рабочих площадках сокращается до 1,15—1,26 м. Минимальные значения коэффициента /стр могут быть получены в условиях, когда имеется возможность использовать маневрен­ ные короткобазные автомобили и организовать их поточное движе­ ние при наименьших параметрах элементов системы разработки. При использовании крупных экскаваторов типа ЭКГ-8 или ЭКГ-12,5 с автосамосвалами БелАЗ-549 и невозможности сближения съездов, смежных горизонтов величина коэффициента развития трассы воз­ растает иногда до 1,8.

85


Поскольку скользящие съезды не являются постоянными, целе­ сообразность пх применения в каждом конкретном случае опреде­ ляется разностью между затратами на проходку съезда п экономней <9тр, полученной за счет сокращения расстояния транспортирования. При этом для расчета рекомендуется пользоваться неравенством

Сс

і[С.ткм Д^тр>

(6)

где С с — стоимость устройства съезда; qr — объем горной массы, вскрываемой съездом; Сткм — стоимость транспортирования 1 ткм горной массы автомобилями; А/іР — сокращение расстояния пере­ возки в случае использования скользящего съезда.

Величина сокращения расстояния транспортировання, при ко­ торой эксплуатация скользящих съездов по экономическому кри­ терию будет целесообразной, определяется уравнением

М тр min

gc

(7)

При расчетах целесообразности

^ткм'/гприменения одного или системы

•скользящих съездов возможны следующие случаи:

1. Сс <С 3Тр, т. е. стоимость устройства съездов меньше полу­ чаемой экономии Э тр. В этом случае применять скользящие съезды для вскрытия и подготовки новых горизонтов экономически вы­ годно.

2. Сс = Этр, т. е. применение скользящих съездов не дает не­ посредственного экономического эффекта, но благодаря уменьшению расстояния перевозки способствует сокращению рабочего парка автомобилей и увеличению производительности труда работающих. Поэтому при равенстве суммы затрат и экономии в каждом конкрет­ ном случае необходимо производить оценку технологической целе­ сообразности применения скользящих съездов с учетом следующих основных факторов: времени вскрытия и подготовки горизонтов к эксплуатации, опыта эксплуатации скользящих съездов, способа проходки и увязки работ по устройству съезда с технологией раз­ работки месторождения, типа автомобилей, погрузочного п вспомо­ гательного оборудования.

3. С с ><9тр, т. е. эксплуатация скользящих съездов экономи­ чески невыгодна. В этих случаях скользящие съезды применяются лишь при необходимости интенсификации работ по подготовке добычных уступов.

Величину экономического эффекта Э от применения скользящих

съездов по сравнению со стационарными в случае, когда С с ^

Э т р ,

можно определить по формуле

 

Э = С т к ы А І г р д г — С с.

(8)

Таким образом, экономический эффект Э зависит не только от стои­ мости проходки и величины сокращения расстояния транспортиро­ вання, но и от объемов горной массы, транспортируемой по съезду.

•S6