ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
§ 2. Характеристика и основные параметры вскрывающих выработок и автомобильных съездов
Автомобильные съезды, вскрывающие полезное ископаемое, располагаются в одной или нескольких капитальных траншеях, обеспечивающих транспортную связь добычных горизонтов с произ водственным комплексом карьера на поверхности. Размещать капи тальные траншеи относительно карьерного поля и одну относительно другой следует с учетом создания автотранспортных коммуникаций для производительной и безопасной работы автомобильного транс порта. Капитальные траншеи при автомобильном транспорте явля
ются важнейшим элементом |
технологической системы разработки |
и транспортирования горной |
массы. |
По технологическому назначению, характеру заложения отно сительно контура карьера, числу обслуживаемых уступов и сроку существования капитальные траншеи при автомобильном транспорте подразделяются на грузовые и порожняковые, внешние и внутрен ние, одинарные и общие (групповые), временные (предназначенные для разработки отдельного участка месторождения) н постоянные (рассчитанные на длительный срок службы).
В практике эксплуатации автомобильного транспорта наиболее распространены групповые постоянные внутренние траншеи, пред назначенные для создания встречного двухполосного движения грузовых и порожних автомобилей. Параметры капитальных тран шей на некоторых карьерах черной и цветной металлургии, применя
ющих автомобильный транспорт, приведены в табл. |
29. |
|
||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 29 |
|
Параметры капитальных траншей п постоянных автомобильных съездов |
||||||
|
Ширина |
Ширина |
Радиус |
Уширение |
У клон |
|
Автомобиль |
траншеи |
транспортной |
||||
по дну, |
съезда, |
поворота, |
|
полосы, |
трассы, |
|
|
м |
м |
м |
|
м |
% |
КрАЗ-256 |
16,5-18,0 |
9,0—9,5 |
35,0-40,0 |
|
1,5—1,6 |
6—7 |
10,0—10,5 |
6,5-7,0 |
30,0-35,0 |
|
1,6—1,8 |
||
|
|
|
||||
БелАЗ-540 |
22,5-25,0 |
13,5-14,0 |
30,0-35,0 |
|
1,3—1,4 |
8 —9 |
12,5-13,0 |
7,5-8,0 |
20,0-25,0 |
|
1,6—1,7 |
||
|
|
|
||||
БелАЗ-548 |
24,5-26,0 |
15,0-16,0 |
35,0-40,0 |
|
1,4-1,5 |
7—8 |
13,5-14,0 |
8,0—9,0 |
25,0—30,0 |
|
1,6-1,8 |
||
|
|
|
||||
БелАЗ-549 |
28,5-31,0 |
18,5—20,0 |
35,0-40,0 |
|
1,6—1,7 |
8 — 10 |
15,0—15,5 |
10,5-11,0 |
30,0—35,0 |
|
1,7—1,9 |
||
|
|
|
||||
П р и м е ч а н и е . |
В числителе—для двухполосного встречного |
движения; в знамена |
||||
теле—для однополосного поточного движения. |
|
|
|
|
81
Как видно пз таблицы, ширина траншей позволяет разместить постоянные съезды (в большинстве случаев шириной 14—18 м), спо собные обеспечить работу автомобилей большой и особо большой грузоподъемности (27—75 т).
Руководящие уклоны капитальных траншей имеют выдержанный характер и не превышают 8%; в большинстве случаев трассы по стоянных съездов в карьер включают смягчающие спуск горизон тальные и слабопаклонные вставки, а также участки с уклоном меньше руководящего.
Трассирование капитальных траншей должно производиться с таким расчетом, чтобы была обеспечена их устойчивость на бор тах карьера (особенно при работе автомобилей грузоподъемностью 40—75 т) и возможность предохранения их от оползней и осыпей, а также притока грунтовых вод.
Практика ведения работ на карьерах глубинного типа показывает, что при больших сроках их службы целесообразно устраивать не сколько постоянных съездов. Так, например, на Гайском карьере № 1 функционируют три постоянных съезда: два из них предназна чены в основном для вывозки пород во внешний отвал и один — для транспортирования руд на дробильно-обогатительную фабрику. Гайский карьер № 2 также имеет три постоянных съезда в карьер. Следует отметить, что дополнительные постоянные съезды не преду сматривались проектом, а устраивались в связи с технологической необходимостью. На Сарбайском железорудном карьере, при вскры тии п строительстве которого применялся большегрузный автомо бильный транспорт, два постоянных съезда существуют с начала отработки II служат в основном для транспортирования рыхлых пород вскрыши, при достижении же глубины карьера 205 м появи лась необходимость устройства дополнительного съезда для транспор тирования скальных вскрышных пород.
Устройство нескольких стационарных съездов способствует рас пределению грузовых потоков автомобильного транспорта в требу емых направлениях, сокращению расстояния транспортирования пустых пород и руд в отвалы и на ДОФ, обеспечению непрерывной работы автомобильного транспорта в случае выхода из строя од ного пз съездов.
Для снижения капитальных затрат и сокращения сроков строи тельства карьеров при проведении капитальных траншей и устройстве автомобильных съездов необходимо стремиться свести объем горно капитальных работ к минимуму. Объем наклонной одинарной тран шеи для автомобильного транспорта может быть определен по фор муле
(9)
где h — высота вскрываемого горизонта; Ъ — ширина траншеи по низу; сс — угол откоса борта траншеи.
£8
В общем виде для расчета объема групповой внутренней траншеи* вскрывающей п уступов, применима формула
Vгр |
^'уд |
1 |
з Ь г 2 4' |
± ^'р> |
(10> |
ір |
|
||||
|
|
|
|
где /суд — коэффициент, учитывающий удлинение траншеи по транс
портным |
условиям; к р — коэффициент, учитывающий поправку |
на рельеф |
местности. |
Поскольку капитальные траншеи и автомобильные съезды чащеразмещают на борту карьера, лежащем в предельном контуре, при проведении траншеи необходимо вынуть объем пород, равный
объему полутраншеи, |
который определяется по |
формуле |
|
|
у |
2і |
(11> |
|
п |
||
|
Р |
tg « tg Ѵо |
( 12) |
|
tga-tgYo * |
||
|
|
||
где у0 — угол откоса |
борта |
карьера; і — уклон |
трассы траншеи. |
Сооружение постоянных и временных автомобильных съездов может производиться различными способами. В практике наиболь шее распространение получили следующие способы:
1. Выемочные работы производятся экскаватором с погрузкой в автомобили. Данный способ рекомендуется применять для устрой ства съездов на скальных породах в условиях ограниченных разме ров фронта работ при подготовке новых горизонтов. Разрабатываемая горная масса транспортируется в отвал. Производительность экс каваторов при погрузке в автомобили снижается вследствие не достаточной загрузки ковша при высоте черпания до 3—5 м, а также в результате наклонного положения экскаватора на трассе съезда и затруднения подачи автомобилей под погрузку из-за стесненности площадок для маневров.
2.Выемка экскаватором с частичной погрузкой породы в автомо били и перевалкой под откос уступа. При этом достигается большая скорость проведения съезда и увеличивается производительность экскаватора, однако требуются дополнительные затраты на переэкскавацию или погрузку горной массы в транспортные средства.
3.Выемка экскаватором с перевалкой всего объема горной массы под откос уступа. При этом способе достигается наибольшая ско рость проведения съезда с полным использованием экскаватора.
Объем горной массы, требующий переэкскавации, максимальный. 4. Проведение автомобильных съездов мощными бульдозерами.
Этот способ применяется при разработке пород с коэффициентом крепости до 5—6 по шкале М. М. Протодьяконова. Лучшие пока затели при использовании бульдозеров могут быть получены при руководящем уклоне трассы съезда 8—10% и более.
89
Проведение съезда бульдозерами Д-385 мощностью 250 л. с. заключается в перемещении горной массы с трассы съезда под откос. Транспортируемая бульдозером горная масса грузится в автомо бильный транспорт.
Экспериментальные работы, проведенные в условиях Сарбайского карьера, показали, что при мягких породах вскрыши и крутых укло нах этот способ на 25—30% экономичнее и вдвое быстрее, чем экска ваторный.
Стоимость проведення съезда складывается из затрат на буро взрывные работы, экскавацию, транспортирование горной массы II на устройство автодороги на трассе съезда. Сравнительные отно сительные технико-экономические показатели различных способов проведения съездов:
|
Врсмн, |
Стоимость |
|
О / |
О / |
|
/о |
/о |
Экскаваторный с погрузкой |
горной |
100 |
массы в автомобили....................... |
1и0 |
|
Экскаваторный с частичной перевал |
100 |
|
кой горной м ассы ............................... |
70 |
|
Экскаваторный с перевалкой горной |
100 |
|
массы под откос уступа .................... |
15 |
|
Бульдпзерпый........................................... |
17 |
80 |
В практике строительства карьеров п подготовки к эксплуата ции новых горизонтов широко применяется комбинированный транс порт, при котором автомобили работают непосредственно в тран шее, транспортируя горную массу на расстояние 0,5—1,5 км до перегрузочных складов или эстакад. Практически в зависимости от условий разработки месторождений возможны самые разнообраз ные варианты комбинаций автомобилей с другими видами транспорта.
Так, в сложных условиях Лебединского ГОКа при большой об водненности вскрышных пород применялась комбинация автомобиль ного транспорта с гидротранспортом. Выемочные работы произво дились экскаватором ЭКГ-4,6 с погрузкой в автосамосвалы КрАЗ-256 и БелАЗ-540, которые транспортировали горную массу на рас стояние 0,7—1 км к землесосной установке 20-Р11. Автосамосвалы разгружались со специальной эстакады; разгруженная порода посредством гидромонитора смывалась в зумпф землесосной уста новки для дальнейшего транспортирования. В процессе проведения траншеи комбинированным транспортом было перевезено 168 тыс. м3 горной массы.
§ 3. Интенсификация подготовки горизонтов при автомобильном транспорте
Вскрытие карьеров с применением автомобильного транспорта позволяет достичь высокой интенсивности горных работ в результате большой концентрации выемочного и транспортного оборудования при соблюдении следующих основных условий:
90