Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2. Характеристика и основные параметры вскрывающих выработок и автомобильных съездов

Автомобильные съезды, вскрывающие полезное ископаемое, располагаются в одной или нескольких капитальных траншеях, обеспечивающих транспортную связь добычных горизонтов с произ­ водственным комплексом карьера на поверхности. Размещать капи­ тальные траншеи относительно карьерного поля и одну относительно другой следует с учетом создания автотранспортных коммуникаций для производительной и безопасной работы автомобильного транс­ порта. Капитальные траншеи при автомобильном транспорте явля­

ются важнейшим элементом

технологической системы разработки

и транспортирования горной

массы.

По технологическому назначению, характеру заложения отно­ сительно контура карьера, числу обслуживаемых уступов и сроку существования капитальные траншеи при автомобильном транспорте подразделяются на грузовые и порожняковые, внешние и внутрен­ ние, одинарные и общие (групповые), временные (предназначенные для разработки отдельного участка месторождения) н постоянные (рассчитанные на длительный срок службы).

В практике эксплуатации автомобильного транспорта наиболее распространены групповые постоянные внутренние траншеи, пред­ назначенные для создания встречного двухполосного движения грузовых и порожних автомобилей. Параметры капитальных тран­ шей на некоторых карьерах черной и цветной металлургии, применя­

ющих автомобильный транспорт, приведены в табл.

29.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 29

Параметры капитальных траншей п постоянных автомобильных съездов

 

Ширина

Ширина

Радиус

Уширение

У клон

Автомобиль

траншеи

транспортной

по дну,

съезда,

поворота,

 

полосы,

трассы,

 

м

м

м

 

м

%

КрАЗ-256

16,5-18,0

9,0—9,5

35,0-40,0

 

1,5—1,6

6—7

10,0—10,5

6,5-7,0

30,0-35,0

 

1,6—1,8

 

 

 

БелАЗ-540

22,5-25,0

13,5-14,0

30,0-35,0

 

1,3—1,4

8 —9

12,5-13,0

7,5-8,0

20,0-25,0

 

1,6—1,7

 

 

 

БелАЗ-548

24,5-26,0

15,0-16,0

35,0-40,0

 

1,4-1,5

7—8

13,5-14,0

8,0—9,0

25,0—30,0

 

1,6-1,8

 

 

 

БелАЗ-549

28,5-31,0

18,5—20,0

35,0-40,0

 

1,6—1,7

8 — 10

15,0—15,5

10,5-11,0

30,0—35,0

 

1,7—1,9

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

В числителе—для двухполосного встречного

движения; в знамена­

теле—для однополосного поточного движения.

 

 

 

 

81


Как видно пз таблицы, ширина траншей позволяет разместить постоянные съезды (в большинстве случаев шириной 14—18 м), спо­ собные обеспечить работу автомобилей большой и особо большой грузоподъемности (27—75 т).

Руководящие уклоны капитальных траншей имеют выдержанный характер и не превышают 8%; в большинстве случаев трассы по­ стоянных съездов в карьер включают смягчающие спуск горизон­ тальные и слабопаклонные вставки, а также участки с уклоном меньше руководящего.

Трассирование капитальных траншей должно производиться с таким расчетом, чтобы была обеспечена их устойчивость на бор­ тах карьера (особенно при работе автомобилей грузоподъемностью 40—75 т) и возможность предохранения их от оползней и осыпей, а также притока грунтовых вод.

Практика ведения работ на карьерах глубинного типа показывает, что при больших сроках их службы целесообразно устраивать не­ сколько постоянных съездов. Так, например, на Гайском карьере № 1 функционируют три постоянных съезда: два из них предназна­ чены в основном для вывозки пород во внешний отвал и один — для транспортирования руд на дробильно-обогатительную фабрику. Гайский карьер № 2 также имеет три постоянных съезда в карьер. Следует отметить, что дополнительные постоянные съезды не преду­ сматривались проектом, а устраивались в связи с технологической необходимостью. На Сарбайском железорудном карьере, при вскры­ тии п строительстве которого применялся большегрузный автомо­ бильный транспорт, два постоянных съезда существуют с начала отработки II служат в основном для транспортирования рыхлых пород вскрыши, при достижении же глубины карьера 205 м появи­ лась необходимость устройства дополнительного съезда для транспор­ тирования скальных вскрышных пород.

Устройство нескольких стационарных съездов способствует рас­ пределению грузовых потоков автомобильного транспорта в требу­ емых направлениях, сокращению расстояния транспортирования пустых пород и руд в отвалы и на ДОФ, обеспечению непрерывной работы автомобильного транспорта в случае выхода из строя од­ ного пз съездов.

Для снижения капитальных затрат и сокращения сроков строи­ тельства карьеров при проведении капитальных траншей и устройстве автомобильных съездов необходимо стремиться свести объем горно­ капитальных работ к минимуму. Объем наклонной одинарной тран­ шеи для автомобильного транспорта может быть определен по фор­ муле

(9)

где h — высота вскрываемого горизонта; Ъ — ширина траншеи по­ низу; сс — угол откоса борта траншеи.

£8


В общем виде для расчета объема групповой внутренней траншеи* вскрывающей п уступов, применима формула

Vгр

^'уд

1

з Ь г 2 4'

± ^'р>

(10>

ір

 

 

 

 

 

где /суд — коэффициент, учитывающий удлинение траншеи по транс­

портным

условиям; к р — коэффициент, учитывающий поправку

на рельеф

местности.

Поскольку капитальные траншеи и автомобильные съезды чащеразмещают на борту карьера, лежащем в предельном контуре, при проведении траншеи необходимо вынуть объем пород, равный

объему полутраншеи,

который определяется по

формуле

 

у

2і

(11>

 

п

 

Р

tg « tg Ѵо

( 12)

 

tga-tgYo *

 

 

где у0 — угол откоса

борта

карьера; і — уклон

трассы траншеи.

Сооружение постоянных и временных автомобильных съездов может производиться различными способами. В практике наиболь­ шее распространение получили следующие способы:

1. Выемочные работы производятся экскаватором с погрузкой в автомобили. Данный способ рекомендуется применять для устрой­ ства съездов на скальных породах в условиях ограниченных разме­ ров фронта работ при подготовке новых горизонтов. Разрабатываемая горная масса транспортируется в отвал. Производительность экс­ каваторов при погрузке в автомобили снижается вследствие не­ достаточной загрузки ковша при высоте черпания до 3—5 м, а также в результате наклонного положения экскаватора на трассе съезда и затруднения подачи автомобилей под погрузку из-за стесненности площадок для маневров.

2.Выемка экскаватором с частичной погрузкой породы в автомо­ били и перевалкой под откос уступа. При этом достигается большая скорость проведения съезда и увеличивается производительность экскаватора, однако требуются дополнительные затраты на переэкскавацию или погрузку горной массы в транспортные средства.

3.Выемка экскаватором с перевалкой всего объема горной массы под откос уступа. При этом способе достигается наибольшая ско­ рость проведения съезда с полным использованием экскаватора.

Объем горной массы, требующий переэкскавации, максимальный. 4. Проведение автомобильных съездов мощными бульдозерами.

Этот способ применяется при разработке пород с коэффициентом крепости до 5—6 по шкале М. М. Протодьяконова. Лучшие пока­ затели при использовании бульдозеров могут быть получены при руководящем уклоне трассы съезда 8—10% и более.

89



Проведение съезда бульдозерами Д-385 мощностью 250 л. с. заключается в перемещении горной массы с трассы съезда под откос. Транспортируемая бульдозером горная масса грузится в автомо­ бильный транспорт.

Экспериментальные работы, проведенные в условиях Сарбайского карьера, показали, что при мягких породах вскрыши и крутых укло­ нах этот способ на 25—30% экономичнее и вдвое быстрее, чем экска­ ваторный.

Стоимость проведення съезда складывается из затрат на буро­ взрывные работы, экскавацию, транспортирование горной массы II на устройство автодороги на трассе съезда. Сравнительные отно­ сительные технико-экономические показатели различных способов проведения съездов:

 

Врсмн,

Стоимость

 

О /

О /

 

Экскаваторный с погрузкой

горной

100

массы в автомобили.......................

1и0

Экскаваторный с частичной перевал­

100

кой горной м ассы ...............................

70

Экскаваторный с перевалкой горной

100

массы под откос уступа ....................

15

Бульдпзерпый...........................................

17

80

В практике строительства карьеров п подготовки к эксплуата­ ции новых горизонтов широко применяется комбинированный транс­ порт, при котором автомобили работают непосредственно в тран­ шее, транспортируя горную массу на расстояние 0,5—1,5 км до перегрузочных складов или эстакад. Практически в зависимости от условий разработки месторождений возможны самые разнообраз­ ные варианты комбинаций автомобилей с другими видами транспорта.

Так, в сложных условиях Лебединского ГОКа при большой об­ водненности вскрышных пород применялась комбинация автомобиль­ ного транспорта с гидротранспортом. Выемочные работы произво­ дились экскаватором ЭКГ-4,6 с погрузкой в автосамосвалы КрАЗ-256 и БелАЗ-540, которые транспортировали горную массу на рас­ стояние 0,7—1 км к землесосной установке 20-Р11. Автосамосвалы разгружались со специальной эстакады; разгруженная порода посредством гидромонитора смывалась в зумпф землесосной уста­ новки для дальнейшего транспортирования. В процессе проведения траншеи комбинированным транспортом было перевезено 168 тыс. м3 горной массы.

§ 3. Интенсификация подготовки горизонтов при автомобильном транспорте

Вскрытие карьеров с применением автомобильного транспорта позволяет достичь высокой интенсивности горных работ в результате большой концентрации выемочного и транспортного оборудования при соблюдении следующих основных условий:

90