Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) интенсивном применении автомобильного транспорта при под­ готовке горной массы способом многорядного взрывания уступов на значительной площади, что позволяет производить выемку пород независимыми, обособленными полями;

2) миогозабойном способе подготовки новых горизонтов встреч­ ными и опережающими забоями с сокращением фронта работ на один экскаватор до 30—50 м;

3) использовании эффективных временных и скользящих авто­ мобильных съездов при отработке забоев на всю высоту уступа

пс разделением на подуступы;

4)сокращении расстояния транспортирования по временным съездам, проведенным по взорванной массе, минимум на 20—30%.

При интенсификации строительства карьеров Криворожского

бассейна на комбинатах ЦГОКа и СевГОКа подготовка новых гори­ зонтов с применением автомобильного транспорта осуществлялась без проведения разрезных траншей (бестраншейный способ под­ готовки горизонтов). При этом в конце въездной траншеи создавался пионерный котлован размером в плане 40 X 40 м, который обеспе­ чивал ввод в работу второго экскаватора.

Вскрытие горизонтов осуществлялось проведением двух времен­ ных въездных траншей по предварительно взорванной на всю высоту уступа горной массе. Выемка пород и погрузка в автомобили произ­ водилась встречными забоями, расположенными на различных вы­ емочных участках. Для форсирования подготовки горизонта и созда­ ния нормальных условий для выемочно-погрузочных работ была организована выемка горной массы двумя подуступамл с сооруже­ нием промежуточного горизонта и проведением вспомогательного автомобильного съезда. Длина пионерного котлована, необходимая на момент вскрытия и подготовки горизонта, может быть определена по формуле

£пк — — Ь d,

(13)

где і„ — уклон временного съезда; d — поперечник

площадки для

разворота автомобиля.

 

При интенсивной подготовке фронта работ на рудных горизон­ тах целесообразно применять многорядное короткозамедленное взры­ вание крупных блоков и многозабойную подготовку горизонтов отдельными встречными и опережающими забоями с временными автомобильными съездами. Темпы развития фронта работ приведены в табл. 30.

Благодаря применению автомобильного транспорта при много­ забойной выемке горной массы выдерживается постоянный фронт работ по простиранию рудного тела длиной 50—200 м. Скорость подвигания фронта горных работ на карьерах СевГОКа достигла 200—240 м в месяц по простиранию и 30—40 м в месяц вкрест про­ стирания.

91


Т а б л и ц а 30

Развитие фронта работ при подготовке новых горизонтов

сприменением автомобильного транспорта на карьерах ЦГОКа

Кварталы

Горизонт

 

I

И

III

IV

I

II

ІИ

IV

I

-г 10

 

 

 

 

 

SO

85

90

100

 

 

 

 

 

300

700

■1000

2100

 

 

 

30

 

 

+25

_

_

60

90

100

НО

120

150

 

 

250

900

1400

2100

2300

2600

3100

 

100

■но

+40

120

120

140

150

160

180

200

 

800

1300

1900

2300

2400

2600

2800

3100

3500

П р и м е ч а н и е .

В числителе приведена длина фронта работ, м, в

знамеиателе-пс-

рішетр

горизонта,

м.

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы Оленегорского карьера показал преимущества от­ работки уступов лежачего бока с применением автомобильного транспорта. Работы по лежачему боку велись по простиранию заходкамп шириной 40 м. При этом сохранялась нормальная ширина рабочей площадки, которая позволяла проводить разрезную тран­ шею. Среднемесячная скорость подвигания фронта уступов по про­ стиранию составляла 50—60 м.

Практика Оленегорского карьера доказывает, что при отработке вскрышных уступов лежачего бока с примененпем большегрузного автомобильного транспорта на подготовку новых горизонтов тре­ буется значительно меньше времени, чем при железнодорожном транспорте.

Развитие очистных работ на горизонте в случае применения авто­ мобильного транспорта может быть начато до окончания проведения разрезной траншеи. Очистная выемка на подготовляемом гори­ зонте производится параллельно с дальнейшими работами по про­ ведению траншеи. Устройство временного автомобильного съезда заключается в следующем. Вдоль борта траншеи обуривается блок длиной 120—150 м. Затем экскаватором ЭКГ-4 по взорванной массе проводится автомобильный съезд от верхней бровки уступа до по­ дошвы. Для эксплуатации автосамосвалов БелАЗ-540 трасса съезда должна прокладываться с руководящим уклоном не более 8% при ширине автодороги 12—14 м.

Для интенсификации горных работ могут быть применены маневренные автосамосвалы БелАЗ-548 и БелАЗ-549 с экскаваторами ЭКГ-8. В этом случае временный съезд должен быть расширен до 15—18 м. После проведения трассы автодорога засыпается щебнем, планируется и укатывается.

92


Таким образом, на карьерах, применяющих большегрузный автомобильный транспорт, ввод новых горизонтов в эксплуатацию практически начинается после создания первоначального котлована размером 40 X 40 м.

Опыт строительства карьеров Криворожского бассейна и под­ готовки новых горизонтов показал, что применение многорядного короткозамедленного взрывания скважин позволяет значительно интенсифицировать горные работы и сократить фронт работ на один экскаватор до 30—50 м, что находится в пределах 2—3 радиусов действия экскаватора или радиусов поворота автосамосвалов при заезде под погрузку.

Г л а в а V

ПАРАМЕТРЫ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПРИ АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

§ 1. Технологические особенности системы разработки

Автомобили применяют в качестве технологического транспорта при разработке месторождений со сложными условиями залегания рудных тел, при малых размерах карьерных полей, при разработке территориально разобщенных участков и раздельной выемке раз­ носортных руд. Автомобильный транспорт, как правило, исполь­ зуется в течение всего срока разработки карьера, начиная с периода вскрытия н кончая отработкой глубинных горизонтов. Эффективность его применения в значительной степени определяется принятой на карьере технологической схемой транспортирования горной массы.

По технологическому назначению большегрузный автомобиль­ ный транспорт целесообразно разделять на доставочный п сбо­ рочный.

Доставочный автомобильный транспорт служит в качестве основ­ ного средства транспортирования горной массы от забоев в карьере до отвалов плп приемных бункеров дробильно-обогатительных фа­ брик по схеме «забой — породный отвал — забой» при выемке вскрыши пли «забой — ДОФ — забой» при разработке руды.

Примером карьеров, где автомобили выполняют функцию доставочного транспорта, могут служить Ингулецкий, Учалинский, Гайский, Лебединский и ряд других карьеров. Подъем горной массы автомобильным транспортом осуществляется по наклонным капиталь­ ным траншеям или полутраншеям с продольным уклоном 7—8%. Автомобили, используемые на перевозках, должны иметь двигатель с удельной мощностью 7,5—9 л. с./т, надежную систему колесных тормозов и тормозов-замедлителей. Расстояние транспортирования изменяется в пределах 2—5 км, редко достигает 6—7 км. Основное время транспортного цикла затрачивается на движение на подъем в груженом состоянии. Более 70—80% общей протяженности транс­ портирования составляют дороги с постоянным покрытием и коэф­ фициентом сопротивления качению 0,02—0,035. Постоянные откаточ­ ные магистрали из карьера характеризуются высокой интенсивностью движения, достигающей до 6—10 тыс. автомобилей в сутки, и грузо­ напряженностью 15—20 млн. т в год и более.

Сборочный автомобильный транспорт применяется для транс­ портирования горной массы из забоев к перегрузочным пунктам,

9 -'і


расположенным в карьере пли на поверхности. Автомобили в атом •случае используются по схеме «экскаватор — перегрузочный пункт — экскаватор» и применяются в комбинации с железнодорожным, кон­ вейерным, скиповым или другими видами карьерного транспорта. Классическим примером работы автомобильного транспорта в ка­ честве сборочного является применение его на Спбайском медноруд­ ном карьере, где горная масса перегружается из автосамосвалов на железнодорожный транспорт непосредственно с перегрузочной эста­ кады. Сборочный автомобильный транспорт применяется также на •Сарбайском, Соколовском, Новокриворожском и других карьерах. Специфика режимов работы сборочного автомобильного транспорта — малые расстояния транспортирования (0,5—1,5 км), ограниченные размеры глубинной части карьера в плане, значительная протяжен­ ность временных забойных автодорог, сложность их трасс, малые радиусы поворота в забоях и на перегрузочных площадках. Сбороч­ ный автомобильный транспорт обслуживает систему забоев на од­ ном или нескольких горизонтах. Забои и дорожные трассы, соединя­ ющие их с концентрационным горизонтом, перемещаются по мере подвигания горных работ. Поэтому требуется особо четкая органи­ зация работы автомобильного транспорта, обеспечивающая строгую технологическую взаимосвязь выемочного оборудования и перегру­ зочных устройств. Среди требований, предъявляемых к подвпжному составу сборочного автомобильного транспорта, наиболее важными являются высокая маневренность, динамичность, приспособлен­ ность к работе на временных автодорогах с повышенным сопро­ тивлением движению.

§ 2. Варианты систем разработки с продольным и поперечным подвпганнем фронта работ при автомобильном транспорте

Использование автомобильного транспорта при разработке карь­ ерных полей с наклонными или крутопадающими залежами рудных тел позволяет применять две разновидности транспортной системы разработки:

1. Вариант системы разработки с продольной подготовкой гори­ зонтов и поперечным подвиганпем (вкрест простиранпя) фронта горных работ (рис. 30).

Автомобильный транспорт при данном варианте транспортной системы является основным видом технологического транспорта либо применяется при горнокапитальных и подготовительных ра­ ботах (при проведении разрезных траншей, ориентированных вдоль карьера, на всю длину или на часть карьерного поля). Основные транспортные грузопотоки идут по висячему борту карьера или направляются по его торцовым сторонам.


Ряс. 30План горных работ Первомайского карьера СеаГОКа с продольной подготовкой ипжпих горизонтов к эксплуатации

2. Вариант системы разработки с поперечными заходками и по­ перечной подготовкой при продольном подвигании (по простиранию) фронта экскаваторных работ. При этом разрезная траншея прово­ дится вкрест простирания на полную ширину карьерного поля, а затем фронт работ движется вдоль простирания с применением скользящих или временных автомобильных съездов. Этот вариант транспортной системы позволяет интенсифицировать разработку месторождения.

Варианты системы с продольным и поперечным подвиганием горных работ имеют некоторые недостатки, которые были устранены в системе разработки поперечными заходками без разрезных тран­ шей, примененной впервые на карьере СевГОКа (рис. 31).

Разработка поперечными заходками использовалась при строи­ тельстве Криворожских ГОКов с применением большегрузного авто­ мобильного транспорта в период освоения проектной мощности карьера Центрального, а также для отработки отдельных участков Оленегорского и других карьеров (рис. 32).

Система разработки поперечными заходками позволяет:

1) исключить проведение разрезных траншей при подготовке новых горизонтов;

2) значительно повысить интенсивность эксплуатации месторожде­ ния, увеличить протяженность фронта работ по руде, сократить сроки ввода месторождения в эксплуатацию;

3) применять временные автомобильные съезды, позволяющие уменьшить объем горнокапитальных работ, сократить расстояние транспортирования и создать наибольшую техническую оснащенность

горных

работ;

ширину рабочих площадок на рудных уступах;

4)

увеличить

5)

улучшить

усреднение качества руд благодаря возможности

изменения подвигания фронта работ в нужном направлении.

При

разработке карьера Центрального поперечными заходками

были выявлены рациональные параметры элементов системы в слу­ чае применения экскаваторов ЭКГ-4,6 и автосамосвалов БелАЗ-540: ширина рабочих площадок по простиранию — 250 м, ширина ра­ бочих площадок вкрест простирания — 60 м, длина поперечных заходок — 100 м.

Система разработки поперечными заходками позволяет интен­ сивно наращивать фронт работ по руде. Так, суммарный фронт работ при углубке карьера ЦГОКа на горизонт 985 м составил около 1 км, а при углубке до горизонта 880 м фронт работ составлял более 4 км. На поперечных заходках с длиной экскаваторного блока 100—120 м, как правило, возможна работа двух экскаваторов ЭКГ-4,6. Фронт работ длиной 4—4,5 км позволяет достигнуть зна­ чительной производственной мощности карьера по горной массе.

Длина экскаваторного блока при системе разработки поперечными заходками в случае применения многорядного короткозамедленного взрывания определяется в основном условиями эксплуатации авто­ мобильного транспорта. Ввиду высокой маневренности современных

7 Заказ 283

97