ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
Организация работы по строительству карьерных автодорог предусматривает тесную взаимосвязь их с развитием горных работ.
В период строительства карьера проводят сеть временных автодорог,
вдальнейшем, по мере расширения карьера в глубину и в плане, постоянно изменяют направление автодорог и совершенствуют их конструкцию.
Комплекс работ по строительству, ремонту и эксплуатации авто дорог на рудных карьерах обычно выполняют специализированные дорожные участки.
На основании графиков строительства автодорог на карьере со ставляют планы работ, предусматривающие технологическую после довательность строительства с расчетом потребного количества ма териала и необходимой техники (табл. 59).
Т а б л и ц а 59
Примерный график строительства щебеночной автодороги
Наименование операции, |
Объем работ |
Производи |
Число |
тельность |
|||
марки дорожных машин |
на смену |
машин |
машино- |
|
|
в смену |
смеи |
Транспортирование щебня фракции 40— |
|
|
|
70 мм из расчета 5 м3 на 100 м2 для первой |
|
|
|
россыпи автосамосвалами КрАЗ-256Б с |
|
|
|
щебеночной фабрики на среднее расстоя |
350 |
60 |
|
ние 5 км, м3 .............................................. |
6 |
||
Разравнивание и профилирование щебня |
|
|
|
автогрейдером Д-385 за шесть круговых |
1950 |
|
|
проходов после первой россыпи, м . . |
2000 |
1 |
|
Подкатка первой россыпл прицепными |
1950 |
2500 |
|
катками при проходках по одному следу, м |
1 |
||
Первый разлив битума БН-Н по норме |
|
|
|
4 кг/м2 автогудронатором Д-251 при сред |
28,0-103 |
29,6-103 |
|
ней дальности транспортирования 8 км, кг |
1 |
||
Транспортирование щебня фракции 20— |
|
|
|
40 мм из расчета 3 м3 для второй россыпи |
|
|
|
автосамосвалами КрАЗ-256В па среднее |
|
|
|
расстояние 5 км, м3 ............................... |
210 |
-6 0 |
3 |
Разравнивание и транспортирование |
|
|
|
щебня автогрейдером Д-395 за три круго |
1950 |
|
|
вых прохода после второй россыпи, м |
2000 |
1 |
|
Уплотнение щебня катками Д-326 при |
1950 |
2500 |
|
трех переходах по одному следу, м . . . |
1 |
||
Второй разлив битума БН-ІІ по норме |
17,0-ІО3 |
29,6-103 |
|
2,5 кг/м2 автогз’дронатором Д-251, кг . . |
0,6 |
||
Транспортирование щебня фракции 10— |
|
|
|
20 мм из расчета 1 м3 на 100 м3для третьей |
|
|
|
россыпи, м3 .............................................. |
70 |
60 |
1,1 |
Разравнивание и профилирование щебня |
|
|
|
автогрейдером Д-395 за три круговых про |
1950 |
|
|
хода, м .......................................................... |
2000 |
1 |
|
Подкатка третьей россыпи катками по |
1950 |
2500 |
|
три прохода по одному следу, м . . . |
1 |
151
Приведенная технологическая последовательность операций мо жет быть изменена и скорректирована в зависимости от местных условий, интенсивности отработки участка карьера, на котором производится строительство, характера используемых материалов и экономичности ведения работ.
§5. Дорожно-строительные машины II механизмы
Применение современных дорожно-строительных комплексов ма шин, а также отдельных машин и механизмов обеспечивает высокий технический уровень строительства и эксплуатации карьерных авто дорог и повышает эксплуатационные показатели автомобильного транспорта.
Основными механизмами при строительстве автодорог в забоях и на отвалах являются гусеничные бульдозеры. Как правило, буль дозеры закрепляют за одним экскаватором или группой экскаваторов, и вместе с автосамосвалами они составляют единый погрузочно-транс портный комплекс. В настоящее время планируется серийный вы пуск новых мощных бульдозеров Д-675, Д-701, Д-714 на базе оте чественных тракторов Т-220, Т-330 и Т-500. Для зачистки забойных участков автодорог и заездов под экскаватор применяют маневрен ные бульдозеры на колесном ходу Д-735 на базе колесного тягача Т-126, Д-661 на тягаче К-702 и Д-693 на тягаче «Зауралец». Один колесный бульдозер может обслуживать три-четыре забоя с длиной экскаваторного блока 150—200 м.
К числу наиболее распространенных и универсальных дорожных машин относятся автогрейдеры. Серийно выпускаются три основных вида автогрейдеров: легкого типа (Д-598) для текущего содержания автодорог и легких планировочных работ, среднего типа (Д-144 и Д-557) для профилирования, реконструкции дорог и устройства облегченных и переходных покрытий методом смешения на месте, тяжелого типа (Д-395А) для производства строительных и земляных работ.
При строительстве автодорог с усовершенствованными покры тиями для подготовительных работ на карьерах строительных ма териалов (для рыхления скальных, полускальных и смерзшихся пород) применяют специальные рыхлители Д-515 на тракторе Т-100ГИ и Д-570 на тракторе ДЭТ-250.
Для уплотнения дорожных покрытий в процессе строительства и ремонта автодорог могут использоваться самоходные и прицепные катки. К ним относятся катки Д-614 массой 9 т, Д-615 и Д-630 мас сой 18 т, Д-220 массой 30 т; к прицепным каткам типа Д-625 массой 42,5 т, ДСК-1 массой 25 т и Д-326 массой 50 т. Создан и намечен к выпуску каток тяжелого типа на пневматическом ходу, масса кото рого составляет 100 т. Кроме того, отечественной промышленностью освоено производство катков полуприцепного типа на пневматических
152
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
60 |
|
Краткие технические характеристики автогудронаторов |
|
|
|||||
|
Показатели |
|
|
Д-640 |
Д -6 4 1 |
Д-642 |
|
Грузоподъемность, т |
...................................... |
|
|
3,42 |
6,85 |
6,85 |
|
Собственная масса, т |
............................... |
|
|
5,75 |
8,64 |
7,55 |
|
Полная масса, т |
|
|
|
9,17 |
15,49 |
14,40 |
|
Мощность двигателя, л . с........................... |
|
|
150 |
150 |
150 |
|
|
Размеры, мм: |
|
|
|
6650 |
9850 |
9080 |
|
длтша |
|
|
|
|
|||
ширина |
|
|
|
2385 |
2320 |
2320 |
|
вы сота.................................................. |
|
|
|
2480 |
2380 |
2880 |
|
Скорость движения, .......................к м / ч |
|
|
3,5—24,6 |
2 ,2- 20,6 |
До 30,0 |
|
|
Емкость цистерны, ...........................м3 |
|
|
|
3500 |
7000 |
7000 |
|
Ширина разлива, ...............................м |
|
|
|
1 - 7 |
1—7 |
1—7 |
|
Норма разлива, ...............................л/м2 |
|
|
|
0,5-3,0 |
0,5—3,0 |
0,5-3,0 |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
61 |
|
|
Комплект бетоноукладочных машин |
|
|
||||
|
|
|
Мощ |
Произво |
Техническая |
|
|
Тип машины |
|
Марка |
ность |
|
|||
|
двигате |
дитель |
хара ктеристи ка |
|
|||
|
|
|
ля, л. с. |
ность |
|
|
|
Машина, предназначен |
Д-345Б |
28 |
300 м3/ч |
Толщина |
укладыва |
||
ная для профилирования |
|
|
|
емого слоя 0,2 м, шпрпна |
|||
основания |
|
|
|
|
обрабатываемой полосы |
||
Распределитель |
цемен |
Д-375Б |
28 |
250 м3/ч |
3,5; 7,0 и 7,5 м |
|
|
Толщина |
укладыва |
||||||
тобетона |
|
|
|
|
емого слоя 0,2 м, шпрпна' |
||
|
|
|
|
|
укладываемой |
полосы |
|
|
|
|
|
|
3,5; 7,0 и 7,5 м; емкость |
||
Бстоноотделочиая |
ма |
Д-376Б |
28 |
300 м3/ч |
бункера 1,8 м3 |
|
|
Толщина |
укладыва |
||||||
шина |
|
|
|
|
емого слоя 0,2 м, ширина |
||
|
|
|
|
|
укладываемой полосы 3,5; |
||
Нарезчик |
одно- |
Д-432 |
27 |
14 м/ч |
7,0 и 7,5 м |
|
|
|
|
|
|||||
дпсковый с |
пе |
|
|
|
|
|
|
редвижением |
|
Д-344 |
|
100 м/ч |
Емкость котла залив |
||
Заливщик швов трехко |
|
||||||
лесный с ручным |
пере |
|
|
|
щика 50 л |
|
|
движением |
|
Д-280-4 |
|
|
Комплект2000 м (число- |
||
Рельсформы |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
звеньев в комплекте |
— |
|
Электрощетка |
цилин |
Д-378 |
1,7 квт |
|
400) |
|
|
|
Техническая произво |
||||||
дрическая |
|
|
|
|
дительность при очистке- |
||
|
|
|
|
|
швов и трещин 200 м/ч; |
||
|
|
|
|
|
при очистке поверхности |
||
|
|
|
|
|
бетонного |
покрытиц |
|
|
|
|
|
|
350 М“/ч |
|
• |
153
шинах: Д-551 массой 30 т и Д-599 массой 46 т. Орловский завод дорожных машин выпускает самоходный каток на пневматиках Д-627 массой 16 т.
Для уплотнения покрытий автодорог пз местных каменных мате риалов выпускаются высокопроизводительные катки вибрационного типа, среди них вибрационный каток легкого типа массой 3 т с воз мущающей силой 8 тс и каток массой 6 т, развивающий силу действия на покрытие до 18 тс. Вновь создаваемые самоходные катки вибра ционного типа могут быть массой 1,7; 4 и 8 т, а статического дейст вия — массой 6,4; 10; 12,2 и 15,5 т.
В последние годы для обработки покрытий вяжущими составами созданы новые модели автогудронаторов на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Серийно выпускаются автогудроиаторы Д-640, Д-641
ибитумовоз Д-642 (табл. 60).
Вотечественной практике до настоящего времени отсутствуют специализированные комплекты машин для сооружения карьерных автодорог шириной 14—15 м при толщине укладываемого слоя щебня до 50 см. Поэтому в табл. 61 приведен рекомендуемый ком плект машин, позволяющих сооружать такие дороги в две стадии при ширине укладки бетона 7—7,5 м.
Т а б л и ц а 62
Комплекты основного оборудованпя для строительства автодорог
|
|
Производи |
Ориентиро |
|
|
вочное |
|
Характер |
Оборудование |
тельность |
число машин |
выполняемой работы |
одной едини |
на условные |
|
|
|
цы, ма/смену |
10 км про |
|
|
или м/смену |
тяженности |
|
|
|
дороги |
Возведение |
насыпей, |
Гусеничные |
бульдозеры |
700—900 |
4 |
||
устранение |
съездов, |
Д-521, Д-384 |
бульдозеры |
500—1000 |
4 |
||
подъездов, профилирова |
Колесные |
||||||
ние дорожного |
полотна Д-586, |
Д-540 |
|
|
300—600 |
4 |
|
|
|
Одноковшовые погрузчи |
|||||
|
|
ки Д-561А, Д-538 |
|
2000—4000 |
3 |
||
|
|
Погрузчики Д-395, Д-550, |
|||||
Уплотнение |
грунтов, |
Д-473 |
|
|
|
2500—3000 |
|
Катки на пневматических |
1 |
||||||
рыхление, распределение |
шинах |
прицепные |
Д-326, |
|
|
||
щебеночных и других ма- |
Д-242 |
|
кулачковые |
1500-2000 |
|
||
териалов, обработка вя |
Прицепные |
1 |
|||||
жущими веществами |
катки Д-615, Д-220 |
1000—3000 |
|
||||
|
|
Рыхлители Д-515, Д-570 |
1 |
||||
|
|
Распределители |
автогуд |
20—40 |
2 |
||
Профилирование осно |
ронатора Д-251 |
|
|
200-400 |
|
||
Специализированный |
1 |
||||||
вания, укладка и рас комплект |
|
|
|
|
|||
пределение бетона, от |
|
|
|
|
|
|
делка покрытия, заделы вание швов
154
Помимо данного комплекта для укладки цементно-бетонных покры тий может быть использована бетоноукладочная машина Д-502 на гусеничном ходу, преимуществом которой является отсутствие рельсформ, что значительно снижает трудоемкость работ.
Для укладки покрытий из сборных железобетонных плит ис пользуются автокраны К-32 и К-51 грузоподъемностью 3 и 5 т.
Наряду с тем, что отдельные машины или механизмы должны отвечать технологии строительства дорог с тем или иным типом по крытия, большое значение имеет использование комплекта машин, между производительностью и технологией работы которых имеется определенная увязка.
В табл. 62 приведены комплекты основного оборудования для строительства автодорог с различными типами покрытий.
§ 6 . Способы борьбы С ПЫЛЬЮ иа карьерных автодорогах
При движении автомобилей по карьерным автодорогам образуется значительное количество пыли, содержание которой в атмосфере рабочей зоны карьера часто в 7—10 раз превышает допустимые нормы. Общая запыленность атмосферы в непосредственной близости от автодорог определяется по формуле [9]
с = сшах (1 — е г к 1 — Сф, |
(92) |
где стах — предельная запыленность воздуха на автодорогах; |
к — |
эмпирический коэффициент ( к = 0,24); т — время, истекшее после поливки; Сф — содержание пыли в атмосфере карьера (общий пыле вой фон).
Снижение запыленности воздуха под действием атмосферных осадков
С/і = соС + IS/loc (і - е-Ат') + сф, |
(93) |
где с „ с — запыленность воздуха после выпадения осадков; |
/гос — ко |
личество выпавших осадков; т — время между осадками. |
|
Пыль на автодорогах в количествах, превышающих установлен ную норму (2 мг/м3), создает неблагоприятные условия труда, в пятьшесть раз сокращает долговечность работы двигателя, снижает скорость и увеличивает опасность движения автотранспорта.
Подавление пыли и борьба с пылеобразованием производится
восновном тремя способами:
1)поливкой постоянных и временных автодорог водой;
2)устройством усовершенствованных покрытий и их своевремен ной очисткой;
3)профилактической обработкой облегченных и грунтовых по крытий гигроскопическими веществами и растворами солей.
Наиболее распространен способ поливки дорог водой с исполь зованием специализированных поливочных машин. Систематическое орошение снижает запыленность в 6—7 раз. Существенным недостатком
155-