ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
данного способа является кратковременность его |
действия. Так, |
|
на карьерах, расположенных в |
районах с жарким климатом, при |
|
температуре воздуха 30—35° G |
через 15—20 мин |
вода полностью |
испаряется. |
|
|
Рис. 60. Схема смесительной установки для
Высокая эффективность пылеподавления достигается при ис пользовании растворов хлористых солей кальция, магния, натрия. На Сорском карьере применение раствора хлористого кальция при его расходе 0,6 кг на 1 м2 дороги позволило снизить запыленность воздуха на автодороге в 7—14 раз.
На некоторых карьерах для поливки дорог III и IV категорий применяют водные растворы битумов БН-І и БН-ІІ следующего состава: асидолмылонафт 3%, жидкое стекло 0,4%, вода 91,2%. При количестве вяжущего в эмульсии 48—52% и температуре 40 — 65° С расход смеси составляет 2—2,2 л/м2 и пылеобразование не наблюдается в течение 2—3 месяцев.
На карьерах Алмалыкского горнометаллургического комбината получил применение метод многократной обработки покрытия орга ническими вяжущими материалами. В процессе промышленного опробования на Кургашинканском и Кальмакырском карьерах
156
в качестве вяжущего применялась джеркурганская нефть, которая по своим свойствам относится к медленно густеющим жидким би тумам.
Обработка дорог нефтью производится поэтапно с интервалом в одни сутки при удельных расходах 0,1—0,2 л/м2. Суммарный рас ход вяжущего составляет 0,6—0,8 л/м2.
Распределение вяжущего на покрытии производится установ кой института Средазиипроцветмет, обеспечивающей необходимую
я-я
дозировку. Установка с распылителем форсуночного типа за один цикл обрабатывает покрытие шириной 3 м с примыкающей обочиной.
Техническая характеристика установки |
|
Производительность, тыс. м2/ ч ......................... |
30 |
Рабочая скорость движения, км/ч . . . . |
10 |
Шпрпиа полпвкл за один цикл, м . . . . |
3 |
Дозировка разлива нефти, л/м2 ..................... |
0,02—0,2 |
Число форсунок .................................................... |
10 |
Расход воздуха одной форсункой, мз/.мин |
0,5 |
Давление сжатого воздуха, кгс/см2 . . . . |
1,5 |
Метод обработки дорог нефтью значительно экономичнее, чем поливка водой. Так, на Кургашинканском карьере при обработке гравийно-щебеночного покрытия нефтью затраты на обеспылива ние составили 1630 руб/км, а при поливке водой они достигали
157
6890 руб/км. Кроме того, обработка нефтью является более эффек тивным методом пылеподавления. Проведенные на Кургашинканском карьере контрольные замеры запыленности воздуха показали, что при поливке автодорог водой она изменялась от 20 до 0,4 мг/м3 и в среднем составляла 3,4 мг/м3, а при обработке нефтью макси мальная и минимальная величины запыленности составляли соответ ственно 1,8 и 0,2 мг/м3, а в среднем она была равна 0,6 мг/м3. Даже в самых неблагоприятных условиях при обработке карьерных авто дорог нефтью запыленность воздуха не превышает допустимой кон центрации (2 мг/м3).
Следует остановиться на методе борьбы с пылеобразованием, примененном при строительстве автодороги на Ингулецком карьере. Дорога поливалась 15—20%-ным водным раствором сульфитноспир товой барды ССБ, затем для выравнивания профиля дороги насы пался слой щебня толщиной 3—4 см и после этого производились окончательное профилирование дороги автогрейдером и поливка 15—20%-ным раствором ССБ с таким расчетом, чтобы весь рыхлый материал был пропитан.
После пропитки и укатки дорога пригодна для эксплуатации.
На строительство автодороги длиной |
3 км было израсходовано |
570 т щебня и 70 т ССБ. |
|
Растворы ССБ приготовляются на карьерах на специальных уста |
|
новках (рис. 60). При заданных расходах |
qp растворов ССБ на 1 мг |
поверхности покрытия количество твердого концентрата ССБ опре
деляется по |
формуле |
|
|
|
9т = дР[(р2Ѵт+Р(1 — р)Ѵв1, |
(94) |
|
где р — доли концентрации |
раствора; ут, ув — плотность |
твердого |
|
концентрата |
ССБ и воды; |
|
|
|
Ут= Ѵ с - ^ ; |
(95) |
|
ус — плотность ССБ. |
типа — гравийно-щебеночные, |
улуч |
|
Покрытия |
переходного |
шенные грунтовые и грунтовые — можно обрабатывать карналлитом
Т а б л и ц а 63
Показатели обработки автодорог карналлитом и хлоридами
|
|
Стоимость, |
Удельный |
Стоимость |
Время |
Обеспыливающий материал |
обработки |
эффективно |
|||
руб/т |
расход, |
і км авто |
го действия, |
||
|
|
|
кг/ы а |
дороги, руб. |
месяцев |
Хлористый кальций |
. . . |
70-100 |
0,6—1,4 |
630—930 |
2,0 |
Хлористый магний . . . . |
25—50 |
0,8—1,5 |
200-300 |
2,0 |
|
Природный карналлит . . . |
2,9 |
1 ,1 - 1 ,8 |
65-130 |
1,5 |
|
Обогащенный карналлит . . |
(9,0 |
0,9 -1,3 |
100-175 |
1,5 |
158
и хлоридами. Сравнительные экономические показатели применения этих веществ в качестве средств борьбы с пылеобразованпем приве дены в табл. 63.
Наилучшие результаты применения хлоридов могут быть до стигнуты при обработке хорошо укатанных, плотных участков автодорог, хотя гигроскопические соли и способствуют также уплот нению рыхлых покрытий, состоящих из песка с примесью 2—3% глинистых фракций.
Эффективность применения гигроскопических солей зависит от погодных условий и может изменяться даже в течение суток. В наи более жаркие часы суток влажность покрытия существенно умень шается, поверхность покрытий нагревается, что приводит к пылевыделению на обработанных хлоридами участках дорог.
Г л а в а VIII
ОСНОВНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РЕЖИМЫ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ НА КАРЬЕРАХ
§ 1. Сопротивление движению большегрузных автомобилей на карьерных автодорогах
В последние годы в научно-технической литературе опубликован ряд систематизированных работ, освещающих вопросы сопротивления движению автомобилей. В них большое внимание уделено сопро тивлению качению автомобилей и его влиянию на технико-экономи ческие показатели автомобильного транспорта [26, 28].
Крутящий момент, подводимый к ведущим колесам больше грузного автомобиля, расходуется на преодоление сопротивления качению, обеспечение необходимой для транспортирования силы тяги, преодоление сопротивления воздушной среды, сил инерции, подъема автодороги и на компенсацию потерь, возникающих в под веске при колебании кузова.
Вобщем виде суммарное сопротивление движению автомобиля
вкарьере выражается зависимостью
wc= + wa-1- wn+ wt + wK |
(96) |
илп |
(97) |
wc = Gawc, |
где w0 — сопротивление качению автомобиля на карьерной авто дороге; wB — сопротивление воздушной среды; wn — сопротивление, вызываемое инерцией вращающихся частей автомобиля; щ — со противление подъема автодороги; wK — сопротивление, возникающее при прохождении кривых участков трассы.
Преобладающее значение в суммарном сопротивлении движению автомобиля по горизонтальным участкам автодороги имеет сопро тивление качению. В общем виде сила сопротивления качению составляет
WQ= Ga(/о И- ' h n G • ІО"8) cos (Хд, |
(98) |
Где j Q— начальный коэффициент сопротивления качению при малой
(г; = 10 км/ч) скорости движения; |
— коэффициент, учитывающий |
||||
конструкцию |
автомобиля (для |
карьерных |
автосамосвалов Яп = |
||
= 5,5 -і- 7); |
S n — показатель |
относительной |
ровности |
покрытия |
|
(для асфальтового покрытия S n — 50 -f-150); осд — угол |
наклона |
автодороги.
При движении по горизонтальной автодороге влияние уклона исключается, и тогда сила сопротивления качению зависит от полного
160
веса автомобиля и величины коэффициента сопротивления качению, который в этом случае равен / 0 + А,пі?пг’2-10“8. Поскольку скорость движения автомобиля грузоподъемностью 27—75 т на забойных участках автодорог не превышает 10—16 км/ч, то наибольшее влияние на коэффициент сопротивления качению оказывает величина S n. Экспериментальным путем доказано, что величина этого коэф фициента на временных автодорогах в средних условиях в 3—5 раз выше, чем на магистральных трассах.
Однако нужно считать неправомерным указание конкретной величины коэффициента сопротивления качению без ссылки на скоростной режим работы автомо биля, так как в условиях, когда скорость движения возрастает, она начинает оказывать существенное влияние на величину данного коэффициента (рис. 61).
Приближенно сила сопротив ления качению может быть рас считана по формуле
w0= iOOOGJo. |
(99) |
Сила сопротивления воздушной
среды |
учитывается в |
расчетах |
|||
при скорости |
движения, |
превы |
|||
шающей 15 км/ч. |
Эта сила |
про |
|||
порциональна |
квадрату |
скорости |
|||
и для |
обычных |
режимов движе |
|||
ния может быть |
выражена |
фор |
|||
мулой |
|
|
|
|
|
Рис. 61. Зависимость коэффициента сопротивления качению от скорости движения автомобиля:
1 — щебеночное покрытие; 2 — асфальто вое покрытие
|
wa= ЯпFv2, |
|
(100) |
где K F — фактор |
сопротивления воздуха, |
зависящий |
от обтека |
емости и лобовой |
поверхности автомобиля. |
Величина |
лобовой по |
верхности современных карьерных автосамосвалов составляет: БелАЗ-540 - 10,1 м2; БелАЗ-548 - 11,6 м2; БелАЗ-549 - 17,2 м2.
Сопро тивление, вызываемое инерцией вращающихся частей авто
мобиля, равно |
|
|
|
W, ,= -2А-6 |
«-£-■ |
(№1) |
|
' |
е |
dv
g — ускорение силы тяжести; dt — ускорение автомобиля; бм —
коэффициент учета вращающихся масс, зависящий от типа транс миссии и включаемой передачи. Величина этого коэффициента для автомобилей с гидромеханической трансмиссией может быть опре делена по формуле
бм= 1 |
Ga-\-Gn 2 |
- Л а |
I |
J сг'кгРоЧтРквгГ |
М П 9 '| |
щ 1 "Г |
( с а+<?п)Я&в |
’ |
|||
где J Kl — момент |
инерции ведомого |
колеса; R Kl — динамический |
радиус качения передних колес; / с — суммарный крутящий момент1
1I З а к а а 2§.'і |
101 |