Файл: Васильев М.В. Автомобильный транспорт карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г-

сЗ

СТв

 

ч

 

КО

 

а

 

Н

 

-540 н БелАЗ-548 на транспортировании руды

Гайского ГОКа)

антосамосиалои БелАЗ

(по данным

работы

 

Показатели

 

 

‘«[гний

наэ—ним

 

шчэсія ooftigo

 

 

моо—nun

 

‘шшэжиан шчэсія

00

 

.400

о

‘UClOMHÄO-ІОІГЕЭЧіХО

I

 

 

со

 

иаовЛм

о

Разгрузка,

W

OIIHEHOÄUO

сек

 

ігяоеАн

 

 

 

груженого свала,

КОЧ.ИОП

 

 

 

сек

СОХ ЦІІНКВВ

Мансары

-

 

автосамо

»ох

 

 

уннйэйэн

МООНІІГО ‘иіздніі HKOda ooüigo

 

 

моо—НИИ

 

шпюмшяе ішэеід

о

‘есіо.чіілд ю

моо

ІГЭ

Гезчл-о

СО

 

 

 

<

 

 

 

е»

Разгрузка,

 

вяоеАя

и

 

»

эпненэАио

сек

 

 

вяоеАи

 

 

 

 

груженого свала,

 

иагйоп

 

 

 

Маневры

сек

Кох yimti'GE

автосамо­

 

irox

 

 

уifнПаdou

 

 

Смены

 

о

xr см

CM

NTсо

1

1 1

 

Г-

CD00

 

XT'

сосм

 

x^

о ю

 

1

1 1

 

ІО

ЮCD

 

со

ooq

 

СО

СОCM

О

ЮСО

 

CM

X?со

 

21,4

24,3

21,2

 

20,8

27,8 30,2

ірытисм

Х£

I f t

О

G

-г*

тНCM

5J

см

см см

5

 

 

 

А

Ю C D

я

о

Н

ю

о со

«

I

I

I

X?

ЮІО

а

хн г-.

 

 

 

Сн

 

 

 

О

О

ООО

а

§

со

хГ О

о

' N

 

I

СО

СОX?

 

о

со о

N

00

со о

 

 

 

к

25.3 15,3

24.3 16,0

27,8 17,2

рамспор-гиропаи

1

Г- -г-і

я

ГГН

ГНСМ

Я

 

 

 

с

о

ю о

ь

g

—см"

ад

Утренняя Послеполу­ денная Ночная

П р а л е ч а ии

ходом от места ожидания или остановки до места разгрузки, собственно раз­ грузку и отъезд. Обыч­ но для автосамосвалов БелАЗ-540 время разгруз­ ки составляет от 40 до 46 сек, а для БелАЗ-548— от 34 до 40 сек (табл. 7). Подача на разгрузку осу­ ществляется задним ходом, который требует па 25— 35% больше времени, чем движение передним ходом. На отъезд автосамосвала от места разгрузки до вре­ менной автодороги на рас­ стояние 15—25 м затрачи­ вается от 8 до 13 сек.

Собственно разгрузка состоит из подъема и опу­ скания кузова. Подъем кузова для разгрузки у ав­

тосамосвалов

БелАЗ-540

длится 24—25

сек,

у

БелАЗ-548 — 21—24

сек,

а опускание

кузова соот­

ветственно

15—17 и 12—

14 сек. Приведенные пока­ затели относятся к скаль­ ным породам. При транс­ портировании мягких и особенно глинистых вяз­ ких пород процесс раз­ грузки автосамосвалов иногда требует значи­ тельно большего вре­ мени.

Это связано с налипанием, а иногда и с намерзанием породы на кузов. В таких случаях для полной раз­ грузки кузова нередко требуется повторно под­ нимать кузов, применять специальные механические средства для его очистки и т. д.

28


Автомобильный

транспорт в карьерах работает в течение

все­

го времени суток.

Показатели работы автосамосвалов БелАЗ-540

и БелАЗ-548 значительно колеблются по сменам. Технические

ско­

рости движения и маневров в ночное время на 5—15% ниже,

чем

в утреннюю и послеполуденную смены.

 

§ 2. Эксплуатация автомобилей в различных климатических и сезонных условиях

Автомобильный транспорт сможет выполнять поставленные перед ним задачи только в том случае, если автомобили будут приспо­ соблены для работы в данных климатических условиях и будет создана обстановка, способствующая их нормальной работе и обслу­ живанию.

По условиям эксплуатации автомобилей в карьерах па террито­ рии Советского Союза можно выделить три наиболее выраженные климатические зоны: северную — холодную, среднюю — умеренную и южную — жаркую. В северную зону включаются районы с наи­ более низкими зимними температурами (до минус 40—70° С) и про­ должительной зимой (180—300 дней в году). В южную зону входят районы страны, где летняя температура достигает 40—50° Свыше нуля.

Наиболее резкие изменения производительности автомобильного транспорта в зависпмости от времени года характерны для северной зоны (рис. 3).

В карьерах, расположенных в районах распространения низких температур, эксплуатируется примерно 60—65% всего автомобиль­ ного парка большегрузных автомобилей. Сложность работы их в зимнее время в этих карьерах обусловлена следующими обсто­ ятельствами:

1) ограниченной видимостью в условиях полярной ночи, частых туманов, снегопадов;

2) обледенением автомобильных дорог и резким снеготаянием;

3)трудностью запуска сильно охлажденных двигателей, под­ держания соответствующего теплового режима, необходимой кон­ систенции смазки, предохранения от замерзания жидкостей в системе охлаждения и аккумуляторных батареях и т. д.;

4)необходимостью задалживания автомобилей на вывозке из карьера снега;

5)возможностью намерзания транспортируемой породы на кузова автомобилей и трудностью их очистки;

6)увеличением числа аварийных поломок из-за хладоломкости металла, хрупкости резиновых деталей и т. д.;

7) тяжелыми условиями для водительского состава при работе в карьере и для полевого осмотра автомобиля.

Из перечисленных причин одной из основных является трудность вождения автомобилей в условиях плохой видимости. При работе автомобилей в периоды сильных туманов, снегопадов, метелей,

29



полярной ночи соблюдают строгий режим движения с регламенти­ рованными расстояниями между автомобилями и применяют средства специального освещения. Безопасность работы повышается с пере­ ходом на одностороннее (кольцевое) движение автомобилей, при котором пересечение грузопотоков и встречи машин отсутствуют. В районах плохой видимости необходимо строить двухполосные дороги большой ширины, достигающие 18—22 м.

На карьере Центральном комбината «Апатит» работа автомобиль­ ного транспорта прекращается полностью при видимости менее 20 м,

 

 

так как при видимости до 20 м ско­

 

 

рость движения автомобилей на всех

 

 

участках карьера не превышает 5 км/ч.

 

 

В этих случаях снижают интенсивность

 

 

движения путем рассредоточения транс­

 

 

портных потоков на рабочих уступах и

 

 

отвалах. Дистанция

между машинами

 

 

устанавливается

на

ровных

участках

 

 

не ближе

10 м,

а на

спусках

и подъ­

 

 

емах 20—25 м. Особое

внимание в этих

 

 

случаях

уделяется движению

автомо­

 

 

билей в местах подъездов для погрузки

 

 

и разгрузки, где наиболее часто наблю­

Рнс. 3. Изменение

производи­

даются столкновения машин.

 

В практике

работы автомобильного

тельности автотранспорта по

транспорта получили

распространение

сезонам (комбинат

«Апатит»):

J — карьер «Центральный»; 2

различного типа противотуманные фары,

карьер «Железный»

 

в частности с желтыми рассеивателями

или лампами сколбами из желтого стекла. За рубежом применение желтоокрашенных ламп получило боль­ шое распространение для освещения дорог. Дальность видимости

препятствий при таких лампах увеличивается в 2,5—3 раза. Движенпе автомобилей в тумане облегчается также при кон­

трастной окраске машин (в черно-желтые цвета).

В США и других странах появились различные устройства, спо­ собствующие установлению дорожной ситуации в условиях плохой видимости, основанные на принципе радиолокации и снабженные экраном, расположенным перед водителем. Известны также устрой­ ства, ограждающие полосу дороги для одностороннего движения автомобилей при помощи специальных электромагнитных сиг­ налов.

Для предотвращения обмерзания стекол кабин автомобилей в последнее время стали применять стекла, покрытые различными составами (двуокисью олова, соединениями сурьмы и др.).

Большие осложнения в работе автомобильного транспорта в ве­ сенне-осенний период вызываются обледенением дорог. Скорость движения по обледенелым дорогам снижается с 25—30 до 10— 12 км/ч. В результате производительность автосамосвалов снижается на 30—40%.

30


Одной из действенных мер по предотвращению н ликвидации гололеда является посыпка дорог фрикционными материалами (песок, шлак, хвосты обогатительных фабрик, шламы, каменная пыль и т. д.) в смеси с поваренной солью, хлористым кальцием, хлористым магнием. При различных способах борьбы с гололедом расходы имеют тенденцию к снижению по мере увеличения уклона автодорог (рис. 4). Температура замерзания водных растворов этих солей изменяется от —21,2 до —55° С. Чтобы ускорить воздействие солей на лед, смешивают хлористый кальций с хлористым натрием

в примерной пропорции 2 : 1 .

мате­

 

 

Размер

частиц

фрикционных

 

 

риалов не должен превышать 5—8 мм,

 

 

содержание глинистых

частиц должно

 

 

быть не более

5%.

Количество

фрик­

 

 

ционного

материала

принимается от

 

 

0,2 до 0,7

м3

на 1000 м2 покрытия, до­

 

 

бавка солей от 50 до 80 кг/м3 при темпе­

 

 

ратуре до —10° С и от 80

до 110 кг/м3

 

 

при температуре до —50° С.

 

 

 

В последнее время для борьбы с

 

 

гололедом в Советском Союзе успешно

 

 

используется

новый

химикат

НКМ,

Рпс. 4. Расходы

па борьбу

являющийся отходом азотнохимической

с гололедом при

различном

промышленности.

 

 

 

 

уклоне автодороги:

 

Наряду с

химическими

средствами

J — посыпка дорог песком с солью;

борьбы с гололедицей на некоторых

2 — электроподогрев

железобетон­

ных плит; 3 — использование льдо­

карьерах

применяют тепловые методы

плавильных машин

 

оттаивания льда.

Обычно

для

этого

 

 

используют реактивные двигатели, монтируемые на автомобилях, бульдозерах, автогрейдерах. Предпринимаются попытки электро­ обогрева дорожных железобетонных плит.

Следует отметить, что колебания производительности автомо­ бильного транспорта в зависимости от погоды выражаются более резко, чем при железнодорожном транспорте. Однако выход из строя одного локомотива из-за снежных заносов или аварии в условиях плохой видимости оказывает большее влияние на производительность транспорта (рис. 5), чем выход из строя одной или нескольких машин.

Для бесперебойной работы автомобилей в северной зоне кон­ струкции их должны быть приспособлены к низким температурам. По данным Норильского горно-металлургического комбината, даже при длительном движении автомобиля и работе двигателя в режиме максимальной мощности невозможно поднять тепловой режим двига­ теля выше 50—70° С. Поэтому применяют различные средства гер­ метизации, утепления для снижения теплоотдачи в окружающую среду и устройства, стабилизирующие оптимальный тяговый режим двигателей.

Для облегчения пуска холодного двигателя применяют два раз­ личных метода:

31