ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
г-
сЗ
СТв |
|
ч |
|
КО |
|
а |
|
Н |
|
-540 н БелАЗ-548 на транспортировании руды |
Гайского ГОКа) |
антосамосиалои БелАЗ |
(по данным |
работы |
|
Показатели |
|
|
‘«[гний |
наэ—ним |
|
|
шчэсія ooftigo |
||
|
|
моо—nun |
|
|
‘шшэжиан шчэсія |
||
00 |
|
.400 |
|
о |
‘UClOMHÄO-ІОІГЕЭЧіХО |
||
I |
|
|
|
со |
|
иаовЛм |
|
о |
Разгрузка, |
||
W |
OIIHEHOÄUO |
||
сек |
|||
|
ігяоеАн |
||
|
|
||
|
груженого свала, |
КОЧ.ИОП |
|
|
|
||
|
сек |
СОХ ЦІІНКВВ |
|
Мансары |
- |
|
|
автосамо |
»ох |
||
|
|
уннйэйэн |
МОО— НІІГО ‘иіздніі HKOda ooüigo
|
|
моо—НИИ |
||
|
‘шпюмшяе ішэеід |
|||
о |
‘есіо.чіілд ю |
моо |
||
ІГЭ |
Гезчл-о |
|||
СО |
|
|
|
|
< |
|
|
|
|
е» |
Разгрузка, |
|
вяоеАя |
|
и |
|
|||
» |
эпненэАио |
|||
сек |
||||
|
|
вяоеАи |
||
|
|
|
||
|
груженого свала, |
|
иагйоп |
|
|
|
|
||
Маневры |
сек |
Кох yimti'GE |
||
автосамо |
||||
|
irox |
|||
|
|
уifнПаdou |
||
|
|
Смены |
|
о |
xr см |
CM |
NTсо |
1 |
1 1 |
|
|
Г- |
CD00 |
|
|
XT' |
сосм |
|
|
x^ |
о ю |
|
|
1 |
1 1 |
|
|
ІО |
ЮCD |
|
|
со |
ooq |
|
|
СО |
СОCM |
||
О |
ЮСО |
|
|
CM |
X?со |
|
|
21,4 |
24,3 |
21,2 |
|
20,8 |
27,8 30,2 |
ірытисм |
|
Х£ |
I f t |
О |
G |
-г* |
тНCM |
5J |
|
см |
см см |
5 |
|
|
|
|
А |
Ю C D |
я |
||
о |
|||
Н |
|||
ю |
о со |
« |
|
I |
I |
I |
“ |
X? |
ЮІО |
а |
|
-н |
хн г-. |
||
|
|
|
Сн |
|
|
|
О |
О |
ООО |
а |
|
§ |
|||
со |
хГ О |
о |
|
' N |
|
I |
|
СО |
СОX? |
|
|
о |
со о |
N |
|
00 |
со о |
||
|
|
|
к |
25.3 15,3 |
24.3 16,0 |
27,8 17,2 |
рамспор-гиропаи |
1— |
Г- -г-і |
я |
|
ГГН |
ГНСМ |
Я |
|
|
|
|
с |
о |
ю о |
ь |
|
g |
|||
-н |
—см" |
ад |
|
Утренняя Послеполу денная Ночная |
П р а л е ч а ии |
ходом от места ожидания или остановки до места разгрузки, собственно раз грузку и отъезд. Обыч но для автосамосвалов БелАЗ-540 время разгруз ки составляет от 40 до 46 сек, а для БелАЗ-548— от 34 до 40 сек (табл. 7). Подача на разгрузку осу ществляется задним ходом, который требует па 25— 35% больше времени, чем движение передним ходом. На отъезд автосамосвала от места разгрузки до вре менной автодороги на рас стояние 15—25 м затрачи вается от 8 до 13 сек.
Собственно разгрузка состоит из подъема и опу скания кузова. Подъем кузова для разгрузки у ав
тосамосвалов |
БелАЗ-540 |
||
длится 24—25 |
сек, |
у |
|
БелАЗ-548 — 21—24 |
сек, |
||
а опускание |
кузова соот |
||
ветственно |
15—17 и 12— |
14 сек. Приведенные пока затели относятся к скаль ным породам. При транс портировании мягких и особенно глинистых вяз ких пород процесс раз грузки автосамосвалов иногда требует значи тельно большего вре мени.
Это связано с налипанием, а иногда и с намерзанием породы на кузов. В таких случаях для полной раз грузки кузова нередко требуется повторно под нимать кузов, применять специальные механические средства для его очистки и т. д.
28
Автомобильный |
транспорт в карьерах работает в течение |
все |
го времени суток. |
Показатели работы автосамосвалов БелАЗ-540 |
|
и БелАЗ-548 значительно колеблются по сменам. Технические |
ско |
|
рости движения и маневров в ночное время на 5—15% ниже, |
чем |
|
в утреннюю и послеполуденную смены. |
|
§ 2. Эксплуатация автомобилей в различных климатических и сезонных условиях
Автомобильный транспорт сможет выполнять поставленные перед ним задачи только в том случае, если автомобили будут приспо соблены для работы в данных климатических условиях и будет создана обстановка, способствующая их нормальной работе и обслу живанию.
По условиям эксплуатации автомобилей в карьерах па террито рии Советского Союза можно выделить три наиболее выраженные климатические зоны: северную — холодную, среднюю — умеренную и южную — жаркую. В северную зону включаются районы с наи более низкими зимними температурами (до минус 40—70° С) и про должительной зимой (180—300 дней в году). В южную зону входят районы страны, где летняя температура достигает 40—50° Свыше нуля.
Наиболее резкие изменения производительности автомобильного транспорта в зависпмости от времени года характерны для северной зоны (рис. 3).
В карьерах, расположенных в районах распространения низких температур, эксплуатируется примерно 60—65% всего автомобиль ного парка большегрузных автомобилей. Сложность работы их в зимнее время в этих карьерах обусловлена следующими обсто ятельствами:
1) ограниченной видимостью в условиях полярной ночи, частых туманов, снегопадов;
2) обледенением автомобильных дорог и резким снеготаянием;
3)трудностью запуска сильно охлажденных двигателей, под держания соответствующего теплового режима, необходимой кон систенции смазки, предохранения от замерзания жидкостей в системе охлаждения и аккумуляторных батареях и т. д.;
4)необходимостью задалживания автомобилей на вывозке из карьера снега;
5)возможностью намерзания транспортируемой породы на кузова автомобилей и трудностью их очистки;
6)увеличением числа аварийных поломок из-за хладоломкости металла, хрупкости резиновых деталей и т. д.;
7) тяжелыми условиями для водительского состава при работе в карьере и для полевого осмотра автомобиля.
Из перечисленных причин одной из основных является трудность вождения автомобилей в условиях плохой видимости. При работе автомобилей в периоды сильных туманов, снегопадов, метелей,
29
полярной ночи соблюдают строгий режим движения с регламенти рованными расстояниями между автомобилями и применяют средства специального освещения. Безопасность работы повышается с пере ходом на одностороннее (кольцевое) движение автомобилей, при котором пересечение грузопотоков и встречи машин отсутствуют. В районах плохой видимости необходимо строить двухполосные дороги большой ширины, достигающие 18—22 м.
На карьере Центральном комбината «Апатит» работа автомобиль ного транспорта прекращается полностью при видимости менее 20 м,
|
|
так как при видимости до 20 м ско |
||||
|
|
рость движения автомобилей на всех |
||||
|
|
участках карьера не превышает 5 км/ч. |
||||
|
|
В этих случаях снижают интенсивность |
||||
|
|
движения путем рассредоточения транс |
||||
|
|
портных потоков на рабочих уступах и |
||||
|
|
отвалах. Дистанция |
между машинами |
|||
|
|
устанавливается |
на |
ровных |
участках |
|
|
|
не ближе |
10 м, |
а на |
спусках |
и подъ |
|
|
емах 20—25 м. Особое |
внимание в этих |
|||
|
|
случаях |
уделяется движению |
автомо |
||
|
|
билей в местах подъездов для погрузки |
||||
|
|
и разгрузки, где наиболее часто наблю |
||||
Рнс. 3. Изменение |
производи |
даются столкновения машин. |
|
|||
В практике |
работы автомобильного |
|||||
тельности автотранспорта по |
транспорта получили |
распространение |
||||
сезонам (комбинат |
«Апатит»): |
|||||
J — карьер «Центральный»; 2 — |
различного типа противотуманные фары, |
|||||
карьер «Железный» |
|
в частности с желтыми рассеивателями |
или лампами сколбами из желтого стекла. За рубежом применение желтоокрашенных ламп получило боль шое распространение для освещения дорог. Дальность видимости
препятствий при таких лампах увеличивается в 2,5—3 раза. Движенпе автомобилей в тумане облегчается также при кон
трастной окраске машин (в черно-желтые цвета).
В США и других странах появились различные устройства, спо собствующие установлению дорожной ситуации в условиях плохой видимости, основанные на принципе радиолокации и снабженные экраном, расположенным перед водителем. Известны также устрой ства, ограждающие полосу дороги для одностороннего движения автомобилей при помощи специальных электромагнитных сиг налов.
Для предотвращения обмерзания стекол кабин автомобилей в последнее время стали применять стекла, покрытые различными составами (двуокисью олова, соединениями сурьмы и др.).
Большие осложнения в работе автомобильного транспорта в ве сенне-осенний период вызываются обледенением дорог. Скорость движения по обледенелым дорогам снижается с 25—30 до 10— 12 км/ч. В результате производительность автосамосвалов снижается на 30—40%.
30
Одной из действенных мер по предотвращению н ликвидации гололеда является посыпка дорог фрикционными материалами (песок, шлак, хвосты обогатительных фабрик, шламы, каменная пыль и т. д.) в смеси с поваренной солью, хлористым кальцием, хлористым магнием. При различных способах борьбы с гололедом расходы имеют тенденцию к снижению по мере увеличения уклона автодорог (рис. 4). Температура замерзания водных растворов этих солей изменяется от —21,2 до —55° С. Чтобы ускорить воздействие солей на лед, смешивают хлористый кальций с хлористым натрием
в примерной пропорции 2 : 1 . |
мате |
|
|
||||||
Размер |
частиц |
фрикционных |
|
|
|||||
риалов не должен превышать 5—8 мм, |
|
|
|||||||
содержание глинистых |
частиц должно |
|
|
||||||
быть не более |
5%. |
Количество |
фрик |
|
|
||||
ционного |
материала |
принимается от |
|
|
|||||
0,2 до 0,7 |
м3 |
на 1000 м2 покрытия, до |
|
|
|||||
бавка солей от 50 до 80 кг/м3 при темпе |
|
|
|||||||
ратуре до —10° С и от 80 |
до 110 кг/м3 |
|
|
||||||
при температуре до —50° С. |
|
|
|
||||||
В последнее время для борьбы с |
|
|
|||||||
гололедом в Советском Союзе успешно |
|
|
|||||||
используется |
новый |
химикат |
НКМ, |
Рпс. 4. Расходы |
па борьбу |
||||
являющийся отходом азотнохимической |
|||||||||
с гололедом при |
различном |
||||||||
промышленности. |
|
|
|
|
уклоне автодороги: |
|
|||
Наряду с |
химическими |
средствами |
J — посыпка дорог песком с солью; |
||||||
борьбы с гололедицей на некоторых |
2 — электроподогрев |
железобетон |
|||||||
ных плит; 3 — использование льдо |
|||||||||
карьерах |
применяют тепловые методы |
плавильных машин |
|
||||||
оттаивания льда. |
Обычно |
для |
этого |
|
|
используют реактивные двигатели, монтируемые на автомобилях, бульдозерах, автогрейдерах. Предпринимаются попытки электро обогрева дорожных железобетонных плит.
Следует отметить, что колебания производительности автомо бильного транспорта в зависимости от погоды выражаются более резко, чем при железнодорожном транспорте. Однако выход из строя одного локомотива из-за снежных заносов или аварии в условиях плохой видимости оказывает большее влияние на производительность транспорта (рис. 5), чем выход из строя одной или нескольких машин.
Для бесперебойной работы автомобилей в северной зоне кон струкции их должны быть приспособлены к низким температурам. По данным Норильского горно-металлургического комбината, даже при длительном движении автомобиля и работе двигателя в режиме максимальной мощности невозможно поднять тепловой режим двига теля выше 50—70° С. Поэтому применяют различные средства гер метизации, утепления для снижения теплоотдачи в окружающую среду и устройства, стабилизирующие оптимальный тяговый режим двигателей.
Для облегчения пуска холодного двигателя применяют два раз личных метода:
31