Файл: Тюряев И.Я. Теоретические основы получения бутадиена и изопрена методами дегидрирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 5
железо-цинковом (К-16) и кальций-никель-фосфатном (КНФ) ката лизаторах.
Механизм реакции дегидрирования на этих катализаторах не исследован, и молено лишь предполагать, что на катализаторах обыч ного дегидрирования процесс идет не так, как на висмут-молибдено- вых катализаторах. Возможно, что на катализаторах К-16 и КНФ первой стадией процесса является дегидрирование с образованием водорода, а-затем водород взаимодействует с кислородом. Вследст вие того, что кислород реагирует с образующимся «коксом» процесс становится непрерывным [17, 18, 315, 339].
Скорость реакций на катализаторе К-16. При окислительном дегидрировании бутилена на катализаторе К-16 в состав кислород содержащих побочных продуктов входят в общем те же соединения, что и при окислительном дегидрировании на висмут-молибденовых катализаторах [17, 315], а поэтому в обоих случаях используются практически однотипные кинетические модели [315].
Избирательность окислительного дегидрирования бутилена на катализаторе К-16 несколько ниже, чем на висмут-молибденовых ка тализаторах (при выходе С4Н0 36—38% избирательность не более 75—80%) главным образом вследствие большей скорости реакций крекинга [315].
При исследовании скорости реакций на проточно-циркуляцион ной установке установлено [315], что кинетику всех реакций можно описать уравнениями первого порядка по углеводородам; тормо зящего влияния кислорода, водяного пара и продуктов реакции в исследованных условиях не обнаружено.
Скорость образования бутадиена
гс,нв = k1P l + k2P2 + k3P9,
где Plt Рг и Р3 — парциальные давления 7-С4Н8, 2-транс-С4Н И
2-цис-С4Н8;
lg ^ = |
— 15 800 |
+ |
3,9, |
4,575Т |
|||
lgfc« = |
— 21 500 |
+ |
4,9, |
4,5757’ |
|||
k k 3 = |
— 19 800 |
+ |
4,6. |
4,5757’ |
|||
Скорость образования С02 |
|
|
|
■гсог = k<\P1 + |
kbP2 + |
kePз + k7Pit |
|
(где Я4 — парциальное давление С4Нв); |
|
||
lg h = |
- 18 700 |
+ |
4,3, |
4,5757’ |
|||
lg kb = |
— 19 800 |
, . . |
|
4,5757’ |
|
4 ’4, |
|
|
|
||
21fi |
|
|
|
lg*e = |
— 16 400 |
+ |
3,7, |
4.575Г |
|||
lg *7 = |
— 15 200 |
+ |
3,68. |
4,575T |
Легкие углеводороды образуются в основном в результате ре акций превращения бутадиена, скорость образования углеводородов (С2 + С3) из бутадиена выражается уравнением первого порядка, а
lg *8 = |
— 27 500 |
+ 5,92. |
|
4,5757’ |
|
Реакции изомеризации н-С4Н8 с перемещением двойной связи — тоже реакции первого порядка. Для реакции
1-С4Н8 2-транс-С4Нв
— 17 900 |
4,03; |
lg*9 = 4,575Г |
для реакции |
|
з=*= 2-цис-С4Нв |
||
1-С4Н8 |
||||
l g |
= |
— 19 700 |
4,506. |
|
4,575Т |
||||
|
В работе [315] указывается, что эти кинетические зависимости достаточно хорошо описывают опытные данные, полученные на укрупненной лабораторной установке проточного типа с секционным реактором (с подводом воздуха в каждую секцию).
Скорость реакций на катализаторе КНФ при окислительном дегидрировании бутилена подробно исследована в работе [339]. Как установлено [18], при оптимальных условиях (температура
580° С, объемная |
скорость |
по С4Н8 620 ч 1, мольное отношение |
С4Н8 : 0 2 : Н20 = |
1 : 1 : 20) |
выход бутадиена в проточном реакто |
ре при окислительном дегидрировании на этом катализаторе дости гал 43% при избирательности 84%. Основным побочным процессом является образование С02 (горение С4Н8 и С4Н„); роль остальных побочных реакций незначительна.
Считается [339], что процесс окислительного дегидрирования бутилена на катализаторе КНФ может быть описан следующими суммарными уравнениями:
С4Н8 + 0,5О2 = С4Нв + Н20,
С4Нв + 5,502 = 4С02 + ЗН20,
С4Н„ + 3,502 = 4СО + ЗН20,
С4Нв + 4Н20 = 4СО + 7Н2
Для нахождения уравнений скоростей этих суммарных реакций использовали метод [271 ], кратко описанный в главе IV (на стр. 132). Таким путем получены следующие уравнения скоростей:
г, = M l + M + H . ) Р0,
1 + М + ,
217
тг = kt (1 + |
Ä6P3C4H8) (1 + |
K P O s) (1 + K P 3CiHe), |
_ |
U + К P C ,H ,) |
+ ^ I QP Q ,) P C 4H , |
3 |
1+ *11^С4На |
_ Ki (1 + &isPc,H,)(l + b\jPOt)^сан.
Значения констант скоростей, коэффициентов и энергий актива ции приведены в табл. 75.
Т а б л и ц а 75
Константы, коэффициенты и наблюдаемые энергии активации уравнений скорости реакций окислительного дегидрирования бутилена
на катализаторе КНФ [339]
Константы |
|
|
|
|
|
(коэффициенты) |
Разм ерность |
lnfeo |
Е,кал/моль; |
||
кинетических |
|||||
уравнении |
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
Е го уравнению |
|
|
моль/г катализатора • чх |
Аррениуса |
|||
к |
3,18 |
15 000 |
|||
|
X мм pm. cm. |
|
|
||
к |
|
То |
же |
24,91 |
56 000 |
к |
|
» |
)> |
— 10,29 |
2700 |
|
|
» |
» |
8,80 |
31 000 |
|
|
|
|
А из соотношения |
|
|
|
|
|
^ |
= _ ^ г + |
|
|
|
|
+ |
Ink, |
k2 |
мм pm. ст.~э |
48,64 |
21 400 |
||
^3 |
мм рт. ст.~ 1 |
17,97 |
72 00 |
||
|
мм рт. ст.~3 |
13,58 |
92 00 |
||
К |
мм рт. cm. |
6.84 |
13 30 |
||
К |
мм рт. ст.~3 |
—33,14 |
—96 00 |
||
k |
мм рт. cm. |
21,27 |
92 00 |
||
|
» |
» |
» |
—42,82 |
— 13 750 |
|
» |
» |
» |
41,71 |
15 000 |
К |
J> |
» |
» |
—23,03 |
—72 00 |
К ъ |
мм рт. |
ст.~~2 |
34,81 |
13 000 |
Расчетные значения скоростей превращения бутилена и кислоро да и скоростей образования бутадиена отличаются, по данным рабо ты [339], от опытных.величин в среднем на 15%.
Теоретические расчеты процесса окислительного дегидрирования бутилена на катализаторе КНФ, выполненные на основе приведен ных выше уравнений, показали [339], что при оптимальных услови ях выход бутадиена может достигнуть 43% при избирательности 81%. Эти расчетные показатели хорошо согласуются с эксперимен тально полученными [18].
Глава IX
ОСНОВЫ РАСЧЕТА РЕАКТОРОВ ДЕГИДРИРОВАНИЯ
Литература, относящаяся к расчету химических реакто ров *, обширна; только за 1963—1969 гг. на русском языке было опубликовано десять монографий'[341—351], посвященных этой проблеме; число оригинальных статей по этой проблеме, опублико ванных за последние 10 лет, исчисляется тысячами. Широкоизвестны и ранние монографии [352—353].
Такой интерес к теории химических реакторов объясняется, с одной стороны, потребностью в резком сокращении сроков разработ ки новых технологических процессов (путем использования лабо раторных данных для непосредственного промышленного проекти рования), а с другой — успехами в развитии вычислительной тех ники.
Разработка приемов математического моделирования химических реакторов (в развитии этих работ в СССР и в пропагандировании новых идей в этой области большая роль принадлежит М. Г. Слинько [345]) и широкое развитие исследований по кинетике реакций промышленно важных процессов создали предпосылки для опти мального проектирования химических реакторов. Проектирование реактора для проведения какого-либо химического процесса в со временном понимании слагается из выбора оптимальной конструк ции, определения оптимальных условий ведения процесса и расчета конструктивных элементов (включая и расчет реакционного объема).
Для оптимального проектирования необходимо прежде всего достаточно полное математическое описание процесса в реакторе выбранного типа, которое в общем случае должно включать следую щие системы уравнений: стехиометрии реакций, скоростей основных и побочных реакций, массо- и теплообмена (включая уравнения тепло вых и материальных балансов). Система кинетических уравнений должна включать уравнения изменения активности катализатора во времени, а система уравнений массо- и теплообмена — гидроди намические характеристики реактора (например, для реактора со взвешенным слоем — перемешивание газа и частиц катализатора, проскок газовых пузырей и др.).
* |
Библиография работ по расчету реакторов, опубликованных в 1965— |
1967 |
гг., приведена в дополнении к книге [350], составленном М. Г. Слинько. |
219
Для некоторых промышленно важных крупно-тоннажных хими ческих (и нефтехимических) процессов получено достаточно данных для оптимального проектирования соответствующих реакторов; в частности, имеются такие данные для многих процессов дегидриро вания.
С другой стороны, для большинства типов реакторов к настояще му времени созданы общие методы расчета [341, 343, 344]. Тем не менее, оптимальное проектирование промышленного реактора для какого-либо процесса в большинстве случаев связано с большими трудностями главным образом потому, что не всегда ясно, как извест ный общий метод расчета конкретизировать применительно к проек тируемому реактору. Это приводит к тому, что для расчета однотип ных по конструкции реакторов в разных случаях (в зависимости от процесса) предлагаются различные способы.
Для некоторых типов реакторов (например, реакторов со взве шенным слоем катализатора) удовлетворительных методов расчета пока нет.
Основной источник затруднений—недостаточность для расчетов кинетических данных — для многих промышленно важных процес сов постепенно устраняется. Во многих исследовательских центрах в нашей стране и за рубежом в последнее десятилетие проведена боль шая работа по изучению скоростей реакций, протекающих при полу чении тех или иных продуктов крупно-тоннажного производства. В частности, для процессов получения бутадиена и изопрена метода ми дегидрирования в большинстве случаев (как это следует из пре дыдущих глав) имеется достаточно кинетических данных для мате матического описания соответствующего процесса.
Рассмотрим, как можно применить эти данные для расчета того или иного реактора. Остановимся сначала на примерах упрощенных расчетов, а затем на примерах моделирования с применением вычис лительных машин.
ОСНОВЫ РАСЧЕТА РЕАКТОРА С ДВИЖУЩИМСЯ ШАРИКОВЫМ КАТАЛИЗАТОРОМ ДЛЯ ДЕГИДРИРОВАНИЯ БУТАНА [354]
Характеристика реактора. Реактор данного типа является адиабатическим: все необходимое для процесса дегидрирования тепло подводится циркулирующим катализатором. Шариковый ка тализатор плотным слоем опускается сверху вниз; реагирующие газы подаются в нижнюю часть реактора (под распределительную решетку) и выводятся из его верхней части. Вследствие этого темпе ратура в реакторе уменьшается сверху вниз; чем больше скорость циркуляции, тем меньше перепад температуры по высоте реактора, и наоборот.
Цель расчета — определение оптимальных условий и требуемого объема реактора для достижения оптимального выхода, а также рас чет избирательности и зауглероженности катализатора.
220