Файл: Сливак И.М. Автомобильные дороги и транспортное обслуживание пригородных зон.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Рис. 40. Поперечный профиль въезда в город при асимметричном расположении трамвайного полотна:
/ — пеш еходная дорож ка; 2 — велодорож ка; 3, 4 — полосы дороги соответственно для местного и транзитного движения
Рис. 4,1. Поперечный профиль въезда в город при расположении автомобильной дороги в выемке:
/ пеш еходная д орож ка; 2, 3 полосы дороги соответственно для местного и транзитного движения.
В некоторых зарубежных странах (Англия, Венгрия, Румы ния) в последние годы получило распространение устройство в поперечном профиле разделительных полос вогнутого типа даже
/5.5
А5 0,5 /5 0,5
J 2 /
5
Рис. 42. Поперечные профили радиальных автомобильных дорог на участках реконструкции дорожных одежд при движении:
а — трехполосном; |
б — четырехлолосном; / — |
дерновая |
полоса; 2 — |
||||
дО|рожка для пеш еходов и |
велосипедистов; 3 |
— бордю рная лента с |
|||||
охранной |
полосой; |
4 — .сущ ествующ ая |
проезж ая |
часть; |
5 — р азд е |
||
лительная |
зеленая |
полоса; |
6 — новая |
проезж ая |
часть; |
7 — полоса |
|
уш ирения; |
8 — укрепленная |
обочина. |
|
|
|
|
6
Рис. 43. Типовые поперечные профили автомобильных дорог на под ходе к крупному городу:
а — в вы ем ке; б — в насыпи; / — зеленая полоса; |
2 — пеш еходная дорож ка; |
3 — газон ; 4 — велосипедная дорож ка; 5 — проезж ая |
часть; 6 — разделительная |
полоса. |
|
при ширине их до 6 м. Это делается во избежание загрязнения дорожных покрытий грунтом, перемещаемым сточными вода ми. В Испании, Финляндии, Франции применяют разделитель ные полосы (9—13 м и более).
143
Получившие распространение краевые полосы из специально подобранных бетонных плит, укладываемых по краям проезжей части, в Испании, Финляндии и Франции в последнее время за меняются устройством более широкого основания под дорожные
>,5,0м
Рис. 44. Поперечные профи ли пригородных автомобиль ных дорог с указанием ми нимально допустимых рас стояний от проезжей части автомобильных дорог до препятствий:
а — в нулевом профиле; б — в насыпи; в — в выемке.
покрытия с выделением краевых полос обычной сплошной регу лировочной линией на покрытии.
В ближайшие годы для связи города с крупными аэропорта ми и зонами массового отдыха можно ожидать применение мо норельсового транспорта. Монорельсовые дороги могут распола-
Рис. 45. Поперечный профиль головного участка автомобильной дороги Киев — Харьков:
/ — краевая полоса; 2 — обочина; 3 — раздели тельная техническая полоса; 4 — проезж ая часть; 5 — разделительная полоса.
Таблица 42. Рекомендуемые технические нормативы для проектирования эле ментов основных автомобильных дорог (СНиП Н-Д.5—-72)
|
- |
« |
К ат е го р и я д о р о ги |
|
к |
||
|
2 |
и |
|
Н а и м е н о в а н и е п о к аз ат е л е й |
5 |
си |
|
s |
а |
|
|
|
UJ S |
I |
II |
ш |
IV |
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
Число полос движения |
ШТ. |
4 и более |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
Ширина: |
|
|
3,75 |
|
|
|
|
полосы движения |
М |
3,75 |
3,5 |
3,0 |
4,5 |
||
проезжей части |
п |
15 и более |
7,5 |
7,0 |
6,0 |
||
обочин |
3,75 |
3,75 |
2,5 |
2,0 |
1,75 |
||
разделительной по |
|
|
|
|
|
|
|
лосы |
между разны |
|
|
|
|
|
|
ми |
направлениями |
|
5—12 |
|
|
|
|
движения |
|
|
|
|
|
||
земляного полотна |
* |
27,5 и более |
15 |
12 |
10 |
8 |
144
гаться по одному из вариантов, показанному на рис. 46. Вдоль автомобильных дорог должны создаваться тротуары или пеше ходные дорожки вводов в города.
Кроме того, предусматривается устройство системы велоси педных дорожек и площадок для временной остановки легковых автомобилей.
Рис. 46. Варианты расположения монорельсовых дорог:
7 2
1 — т р о т у а р ; 2 — п р о е з ж а я ча с т ь ; 3 — п о л о с а р а з м е щ е н и я м о н о р е л ь со в о й д о роги ; 4 — м е с т н ы е п р о е з д ы ; 5 — п е ш е х о д н а я д о р о ж к а .
|
|
|
Рис. 47. Варианты поперечного |
|
|
|
профиля четырехполосной автомо |
|
|
|
бильной дороги при устройстве ви |
1 |
2 |
5 |
ражей; |
5 |
/ — 'п оп еречн ы й п р о ф и л ь н а п р я м о м у ч а с т к е ; 2 — г о р и з о н т а л ь н о е п о л о ж е н и е ; 3 — в н у т р е н н я я к р о м к а п р о е з ж е й ча с т и ; 4 — т о ч к и п о в о р о т а п р о е з ж е й ч а с т и п о п ер е ч н о го п р о ф и л я ; 5 — в о д осток .
Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки должны быть отделены от проезжей части автомобильных дорог бордюрным камнем, приподнятым над лотком на 12—15 см. На дорогах I категории с особо напряженным движением у мостов и путепро водов применяются металлические ограждения. Желательно предусматривать закрытую систему водоотвода.
При многополосной проезжей части и на кривых с малыми радиусами следует предусматривать устройство виражей (рис. 47). Схемы отгона виражей в этом случае несколько отличаются от обычных способов отгона виражей на двухполосных дорогах. Различаются при этом три наиболее распространенных способа отгона виража:
1. Поворот наружной бровки поперечного профиля вокруг неизменной отметки внутренней кромки дорожного покрытия. Недостаток этого способа заключается в увеличении объемов земляных работ, связанных с поднятием внешней проезжей час ти. Кроме того, при взгляде со стороны возвышающийся вираж выглядит в виде некрасивого бугра. Такой способ отгона вира
10—2639 |
145 |
жа наиболее приемлем на дорогах, проходящих по косогору, когда устройства насыпной части можно избежать за счет не большой раздвижки проезжих частей и расположения их в раз ных уровнях (ступенчатое расположение проезжих частей).
2. Поворот обеих проезжих частей около внешней кромки внутренней проезжей части. В этом случае объем земляных ра бот намного меньше, чем в предыдущем. При этом бровка внут ренней проезжей части понижается. При проложении дороги по заболоченной местности и в других неблагоприятных дорожных условиях возвышение бровки может оказаться недостаточным. Поэтому рациональной сферой применения виражей второго ти
па также являются косогорные участки.
3. Повороты обеих проезжих частей около внутренних кро мок дорожного покрытия. Внешняя бровка земляного полотна при этом возвышается на небольшую величину. При этом разде лительная полоса приобретает обратный поперечный уклон, что создает затруднения с водоотводом. В связи с последним обсто ятельством приходится под разделительной полосой устраивать коллектор, в который отводится вода, поступающая через водоприемные решетки. Такая система водоотвода в районах с час тыми зимними оттепелями и большой глубиной промерзания грунтов недостаточно надежна.
В целях повышения безопасности движения по краям проез жей части основных автомобильных дорог практикуется устрой ство «краевых полос» шириной 0,5—0,75 м из белого бетона или выделяется краской белая линия на уширенном асфальтобетон ном покрытии, что обеспечивает хорошую видимость ее в любое время суток (рис. 48). Обочины на автомагистралях подлежат обязательному укреплению. Съезд автомобилей на обочины раз решается только в случае неисправности автомобиля. Ширину
Рис. 48. Краевая полоса на проезжей части автомобильных дорог:
1 — о т р а ж а ю щ и й б р у с ; 2 — б о р д ю р н ы й к а м е н ь ; 3 — к р а е в а я п о л о с а ; 4 — п р о е з ж а я ча с т ь ; 5 — н а р у ж н а я п о л о с а т р о т у а р а ; 6 — в о д о о т в о д я щ и й ло т о к .
обочин на автомобильных дорогах I и II категорий принимают 3,75 м с тем, чтобы съехавший на нее автомобиль не влиял на условия движения основного транспортного потока. Остановки для отдыха, осмотра окружающего ландшафта разрешаются только на специально предназначенных для этого площадках в стороне от дороги. На автомагистралях с большой интенсивнос
146
тью движения на обочинах оборудуют «стояночные полосы» с прочной дорожной одеждой.
Ширину разделительной полосы принимают такой, чтобы встречные потоки движения разобщались без взаимных помех при отсутствии психологического воздействия на водителей. В разных странах ей придают ширину 3—12 м. При ширине разде-
Рис. 49. Конструкция разделительной полосы с устройством водоотвода:
а, |
б — с подстилаю щ им |
слоем |
из |
крупно |
||||||
зернистого |
песка |
соответственно |
сплошным |
|||||||
и преры ваем ы м ; |
в — |
с |
обеспечением водо |
|||||||
отвода подполосным |
дрен аж ом ; |
|
/ — грунт |
|||||||
земляного |
полотна; 2— дренирую щий слой; |
|||||||||
3 — основание |
из |
щ ебня |
или |
обработан но |
||||||
го |
вяж ущ им |
грунта; |
4 — цементо- |
или |
а с |
|||||
фальтобетонное |
'покрытие; |
5 — р асти тел ь |
||||||||
ный слой ; |
6 — кр аевая |
полоса; |
7 — к ам ен |
|||||||
ная |
засы п ка; |
8 — тгодполосная |
дрена; |
9 — |
||||||
коллектор; |
10 — водоотводная |
труба. |
|
Таблица 43. Величина полного уширения двухполосной проезжей части дорог на закруглениях при наличии в транспортном потоке более 20% большего-
баритных тяжелых автомобилей и автопоездов (СНиП П-Д.5—72)
|
В ел и ч и н а |
у ш и р е н и й , м , |
для |
авто м о б и л ей |
и авт о п о - |
|
|||
|
|
|
|
е зд о в |
с 1, |
м , |
до |
|
|
Р а д и у с ы к р и в ы х в п ла н е , м |
о д и н о ч н ы х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п р и |
7 м |
|
|
|
|
|
|
|
|
и а в т о п о |
13 |
15 |
18 |
20 |
23 |
25 |
||
|
е зд о в |
п р и |
|
|
|
|
|
|
|
К11 м
1 0 0 0 |
|
|
|
0 , 4 |
0 , 5 |
0 , 6 |
0 , 7 |
8 0 0 — 9 0 0 |
— |
0 , 4 |
0 , 4 |
0 , 5 |
0 , 6 |
0 , 7 |
0 , 8 |
7 0 0 - 6 0 0 |
0 , 4 |
0 , 5 |
0 , 5 |
0 , 7 |
0 , 7 |
0 , 8 |
1 , 0 |
6 0 0 — 5 5 0 |
0 , 5 |
0 , 6 |
0 , 6 |
0 , 8 |
0 , 9 |
1 , 0 |
1 , 3 |
4 0 0 — 4 5 0 |
0 , 5 |
0 , 7 |
0 , 7 |
0 , 9 |
1 , 2 |
1 , 3 |
1 , 7 |
3 0 0 — 3 5 0 |
0 , 6 |
0 , 8 |
0 . 9 |
1 , 1 |
1 . 5 |
1 , 6 |
2 . 1 |
2 0 0 — 2 5 0 |
0 , 8 |
1 , 0 |
1 , 1 |
1 , 5 |
2 , 0 |
2 , 2 |
2 , 8 |
1 2 5 — 1 5 0 |
0 , 9 |
1 , 4 |
1 , 5 |
2 , 2 |
2 , 7 |
3 , 0 |
— |
1 0 0 — 9 0 |
1 . 1 |
1 , 8 |
2 , 0 |
3 , 0 |
3 , 5 |
— |
___ |
8 0 |
1 . 2 |
2 , 0 |
2 , 3 |
3 , 5 |
_ |
— |
____ |
7 0 |
1 . 3 |
2 , 2 |
2 , 5 |
— |
— |
— |
_ |
6 0 |
1 . 4 |
2 . 8 |
З . п |
___ |
___ |
____ |
____ |
5 0 |
1 . 5 |
3 , 0 |
3 . 5 |
____ |
___ |
____ |
____ |
4 0 |
1 , 8 |
3 . 5 |
____ |
___ |
___ |
____ |
____ |
3 0 |
2 , 2 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
|
||||||
Пр и м е ч а н и е . |
I — расстояние |
от переднего |
бампера до |
задней |
оси |
автомобиля, полуприцепа или прицепа.
1 0 * |
147 |