Файл: Сливак И.М. Автомобильные дороги и транспортное обслуживание пригородных зон.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
лительной полосы 12 м наилучшим образом обеспечивается бе зопасность движения. Поперечные профили разделительных по лос показаны на рис. 49.
Между разделительной полосой и покрытием проезжей час ти располагают краевую полосу.
На пригородных участках автомобильных дорог, где опас ность неорганизованных разворотов с переездом через разде лительную полосу большая, чем на загородных участках, разде лительные полосы устраивают в возвышающихся бордюрах, что лучше организует движение, или по середине полосы устраивают ограждающую сетку (см. рис. 71).
На участках автомобильных дорог с преобладающим движе нием грузовых автомобилей, в составе которых до 20% больше габаритных тяжелых автомобилей и автопоездов, в целях повы шения безопасности движения на кривых малых радиусов необ ходимо предусматривать уширение проезжей части, руковод ствуясь данными табл. 43.
Особенности проектирования велосипедных дорожек
В нашей стране велосипедное движение получило развитие главным образом в селах и поселках городского типа. Особенно широко как средство передвижения велосипед применяется в городах Донбасса и в западных областях Украинской ССР.
Велосипедное передвижение осуществляется внутри населен ного пункта, а также для выездов в зоны отдыха. В отдельных случаях велосипед используется для передвижения по трудовым целям из близрасположенных пригородных населенных пунктов
кгороду-центру.
Вутренние часы на отдельных направлениях к Ужгороду, Мукачево и Ивано-Франковску интенсивность велосипедного движения достигает 1000—1500 единиц, что при отсутствии спе циальных дорожек и полос резко снижает пропускную способ ность дорог или улиц и небезопасно для движения транспорта и пешеходов.
Вряде зарубежных стран велосипедное движение развито очень хорошо (США, ФРГ, Голландия, Скандинавские страны, Япония и др.).
ВСССР производится около 4 млн. велосипедов в год [42, 65]. Наша страна по производству велосипедов после Японии и США занимает третье место в мире. В США — наиболее авто мобиленасыщенной стране — имеется 81 млн. велосипедовладельцев. Для движения велосипедистов на автомобильных доро гах выделяются крайние полосы. В последние годы в США прода ется 12 млн. велосипедов в год. Это выдвигает проблему строи
тельства велодорожек. Сейчас их насчитывается 16 тыс. км. К 1975 г. намечается построить 200 тыс. км.
В Японии велосипедом пользуется 30% семей, в США — каж дый третий житель, в Голландии — каждый второй.
148
Велосипедное движение в ФРГ подразделяют на: профессио нальное — для поездок от места жительства на работу и домой;
школьное — для поездок в школу и обратно; хозяйственное (по |
|
ездки по бытовым |
целям); туристическое или прогулочное |
(к местам отдыха). |
|
Велодорожки в ФРГ проектируются при интенсивности дви жения более 2500 велосипедов за 16 ч или более 150 в ч.
Для обеспечения нормальных условий движения проектиру ют специальные велосипедные дорожки, располагаемые вдоль автомобильных дорог или обособленно.
Обособленное расположение велосипедных дорожек следует рекомендовать для туристических или прогулочных поездок, рас полагая их по наиболее живописным участкам пригородной зоны.
Особого внимания заслуживает строительство специализиро ванной дорожки для велосипедных спортивных состязаний в пригородной зоне Киева. Дорога шириной 6 ж и протяженнос тью 12 км пролегает по пересеченной местности (из них 4 км — по лесу) и имеет много кривых, на которых устроены виражи. Дорога пролегает на двух участках в пределах населенных пунктов и в отдельные периоды, сообразуясь с переносными до рожными знаками, может использоваться для местного движе ния обычного транспорта. Дорога оборудована беседками, па вильонами отдыха, судейскими контрольными пунктами, меди цинскими пунктами и т. п.
Велосипедные дорожки вне населенных мест размещаются вдоль сооружаемых и переустраиваемых автомобильных дорог во всех случаях, когда наибольшая расчетная интенсивность движения составляет 250 и более велосипедов (мопедов) в сутки, а интенсивность движения автомобилей достигает 2000 автомоби лей в сутки. Ширину велосипедных дорожек назначают в м:
Для одностороннего |
движения однополосного |
1,0 |
|
То же, двухполосного одностороннего . . |
1,5—1,75 |
||
Для двухполосного |
разностороннего |
движения |
2,0—2,5 |
Поперечные профили |
велосипедных |
дорожек |
для односто |
роннего движения проектируют одно- |
или двухскатными вы |
пуклыми, а для двустороннего движения — только двухскатны ми выпуклыми. .
По данным О. fir. Дивочкина [29] на автомагистралях, не оборудованных велодорожками, до 10% происшествий происхо дят с участием велосипедистов, из них до 50% — в населенных пунктах.
Велосипедисты во время обгона вызывают снижение скорос ти движения автомобилей до 15—30 км/ч при наличии встреч ного автомобиля.
Велосипедные дорожки на подходах к крупным населенным пунктам должны предусматриваться на участках протяжением
149
8 км н более до границы города. Длину велосипедных дорожек следует определять с учетом тяготения велосипедного движения к промышленным предприятиям, выставкам, зонам загородного отдыха — лесным массивам, пляжам и др. Длина велосипедных дорожек может назначаться в зависимости от численности насе ления города (поселка), а в лесопарковом поясе в таких преде лах:
Численность |
населения, |
100 -50 |
50—25 |
2 5 -1 0 |
10- |
1 |
тыс. |
чел. |
|
|
|
|
|
Длина велосипедной |
8—6 |
6 - 4 |
3—4 |
|
|
|
дорожки, к м |
|
1 |
|
Велосипедные дорожки следует располагать на расстоянии не менее 2,5 м от кромки проезжей части или за пределами обо чин основной автомобильной дороги на самостоятельном земля ном полотне (рис. 50). Их можно прокладывать у подошвы на сыпи, у бровок выемок или на специальных площадках, которые могут устраиваться на откосах земляного полотна. Однополос ные велосипедные дорожки следует располагать с наветренной стороны дороги (в расчете на господствующие в летний период ветры). Схемы расположения велосипедных дорожек приведены на рис. 51.
Рис. 50. Способы расположения велосипедных дорожек в поперечном профиле автомобильных дорог за пределами населенных пунктов:
а — за |
пределам и земляного полотна; |
6 — м еж ду проезж ей частью и газоном ; |
1 — п роезж ая часть; 2 — водоотводная |
к ан ава; 3 — велосипедная д орож ка; 4 — |
|
газон ; |
5 — тротуар. |
|
В стесненных условиях и на подходах к искусственным соо ружениям допускается устройство велосипедных дорожек на обочине. В этих случаях обочины должны быть отделены от про езжей части бортовыми камнями высотой 20—25 см, а дорожки располагают на расстоянии не ближе 0,75 м от вертикальной грани бортового камня.
При проектировании велосипедных дорожек в населенных пунктах применяют следующие основные нормативы:
Л|50
Расчетная |
скорость движения велосипедов |
25 |
||||||
км/ч |
............................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
То же, при совместном движении велосипе |
32 |
|||||||
дистов |
и мопедов, |
к м / ч .......................................... |
|
|
||||
Минимальный радиус закругления в плане *, м: |
60 |
|||||||
при |
отсутствии |
виража |
. . . . |
|||||
» |
устройстве |
» |
уклон..........................................**, |
проц. |
15 |
|||
Наибольший |
продольный |
5 |
||||||
Поперечный |
уклон |
проезжей |
части, |
проц. . |
1,5 |
|||
Наименьший радиус вертикальных кривых, м: |
600 |
|||||||
выпуклых |
|
...................................................... |
|
|
|
|||
вогнутых |
|
|
|
|
|
150 |
||
Габарит по высоте, м |
.................................. |
|
|
2,5 |
||||
Мимимально допустимое расстояние от края |
|
|||||||
велосипедной |
дорожки |
до |
возвышающихся |
0,4 |
||||
предметов, |
м |
...................................................... |
|
|
|
|
Покрытие на велосипедных дорожках устраивается из щебня, гравийного материала, грунтощебня, кирпичного боя, дресвы, горелых пород, шлака, грунтов и щебня, обработанных вяжу щими материалами, а также с использованием асфальтобетона.
Рис. 51. Схемы расположения велосипедных дорожек у автомобильных дорог в пределах пригородных зон:
а — « а уч астк ах |
кривы х; |
б — на (участках перехода велосипедной |
|||||
дорож ки |
с 'Одной |
стороны |
автомобильной |
дороги |
на |
другую ; |
в — |
в месте пересечения д вух |
автомобильны х |
дорог; |
г — в |
месте |
при |
||
мыкания |
велодорож ки к |
автомобильной |
дороге; |
1 — тротуар ; |
2 — |
||
велодорож ка. |
|
|
|
|
|
|
Пропускная способность велодорожек принимается порядка 200 велосипедистов в час.
* Для стесненных условий.
** D продольном профиле желателен уклон не более 30%0, максимальный уклон 50%о может быть применен только на коротком протяжении (200 м).
151