Файл: Скотников В.А. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

0.2

w шщ

ОЛ

\ Щ

 

t

/1

Рис. 3.9. Эпюры нормальных давлений гусениц при / к / ^ в » 2 , 5 .

При изучении темпа и характера зпюр нормальных давле­ ний важным является вопрос о том, относительно чего необхо­ димо находить функциональную зависимость изменения нор­ мальных давлений. Из рис. 3.8 видно, что полоска dx поверх­ ности грунта нагружается сначала давлением р\, затем по ме­

ре передвижения машины давлением

и т. д., пока

•88

не окончится период Т взаимодействия с гусеницами. Таких по­ лосок под гусеницей бесконечное множество, и каждая из них за период Т испытывает воздействие нормальных давлений с оди­ наковой закономерностью, определяемой формой эпюры. Но вре­ мя начала и конца воздействия давлений на каждую полоску

грунта неодинаково. Поэтому эпюру нормальных давлений сле­ дует рассматривать с двух точек зрения:

1) как закон изменения во времени нормального давления, действующего на любую элементарную полоску поверхности грунта за период его взаимодействия с гусеницами (с учетом звенчатости и натяжения гусениц);

2) как мгновенную эпюру нормальных давлений, действую­ щих на множество элементарных полосок поверхности грунта, находящихся под опорной ветвью гусениц. При этом каждая элементарная'полоска до рассматриваемого «мгновения» была нагружена «своим» давлением, величина и продолжительность действия которого зависят от данного положения полоски по длине опорной ветви гусениц.

Для того чтобы ответить на вопрос, как влияют на образо­ вание осадки гусениц закономерность изменения давления, на­ гружающего данную полоску поверхности грунта, и давления,

89


действующие на соседние полоски по длине опорной ветви, рас­ смотрим процесс деформирования грунта нормальными давле­ ниями. Деформация торфяного грунта под гусеницами начинает­

ся под первым звеном опорной ветви и продолжает развиваться

под

всеми

последующими звеньями. Из механики грунтов

(гл.

1 и 2)

известно, что деформация грунта, например под по­

лоской dx

(рис. 3.8), зависит не только от величины и продолжи­

тельности приложения внешнего давления, нагружающего эту полоску, но и от напряжений, возникающих в любой точке А под

полоской dx

от

действия

нормальных

давлений, приложенных

к соседним

с dx

полоскам

поверхности.

Например, напряжение

в точке А грунта на глубине z в какой-то начальный момент

времени под полоской dx (рис. 3.8)

и. осадка этой

полоски при

положении трактора

(эпюры) /

зависят

не только

от

величины

и продолжительности

действия

давления

р\,

но и от

величины

и продолжительности

действия

давления,

которое

нагружает

звенья 2, 3, 4, 5 и т. д. опорной ветви. Напряжение

в той же

точке А грунта и осадка полоски dx

при положении

/ /

трактора

другие и зависят от

давления

р}1 ,

от

продолжительности на-

гружения полоски dx к рассматриваемому моменту времени и от

давления, которое действует на все

остальные

звенья

опорной

ветви в положении трактора (эпюры)

// .

 

 

То же самое можно сказать о напряжении

в той

же точке

Л и об осадке полоски dx

при положении III и других

положе­

ниях трактора, т. е. осадка

полоски dx, а в конечном итоге и глу­

бина колеи, продавливаемой гусеницами в грунте, зависят не только от продолжительности и характера изменения давления, действующего непосредственно на полоску dx поверхности грун­ та, но и от давления, нагружающего всю остальную поверхность под гусеницами, от продолжительности этого нагружения и от взаимного положения полосок под опорной ветвью.

Из этого следует, что для определения глубины осадки гу­ сениц, т. е. чтобы дать полную характеристику процесса взаимо­ действия гусениц с грунтом в вертикальной плоскости, необходи­ мо знать следующие закономерности:

1)изменение во времени нормальных давлений р, действую­ щих на элементарную полоску dx поверхности грунта под опор­ ной ветвью гусеницы за период Т;

2)синхронное с р изменение во времени нормальных давле­ ний pi, действующих на все остальные, соседние с dx, полоски поверхности грунта;

3)закон, связывающий указанные закономерности измене­ ния давлений /) и ft, с одной стороны, и закономерность образо­ вания напряжений, возникающих в любой точке грунта, с другой;

4) закон, связывающий напряжения в любой точке грунта и его деформацию. Таким образом, в конечном итоге требуется

90


знать закон, связывающий нормальное давление и деформацию грунта за период взаимодействия Т.

Названные закономерности могут быть получены эмпириче­ ски или аналитически на основе анализа экспериментальных эпюр нормальных давлений и эпюр осадок гусениц в торфяной грунт.

§ 3.4. Экспериментальные эпюры нормальных давлений и метод их приближенного построения (закономерность изменения нормальных давлений во времени)

Действительные эпюры нормальных давлений гусениц бо­ лотоходных тракторов ДТ-55-А и Т-100МБГ впервые были по­ лучены В. А. Скотниковым в 1960—1965 гг. (рис. 3.9 и 3.10) с по­ мощью специальных тензозвеньев, измерительную схему которых предложил А. В. Васильев. До этого в ЦНИИМЭСХ (М. Е. Мацепуро, В. В. Кацыгин, В. А. Порошков и М. К. Бабаев) произ­ водились замеры напряжений в толще торфяного грунта на глу­ бине 40—80 мм с помощью аэростатических, гидравлических и тензо'метрических месдоз под гусеницами опытных тракторов типа С-80Б и КД-35.

В 1966—1970 гг. М. М. Танклевским и Н. П. Костюком с по­ мощью месдоз, • оснащенных проволочными датчиками, были получены эпюры сжимающих напряжений в торфяном грунте на различной глубине под гусеницами тракторов Т-38, Т-100МБ

иДТ-55.

Вэти же годы на Западной МИС были получены эпюры нор­ мальных давлений под гусеницами трактора Т-130Б, а в СКВ «Мелиормаш» В. Г. Колошей — эпюры нормальных давлений под гусеницами мелиоративного трактора ТМЛ-4, имеющего эластичную балансирную подвеску, пять кареток и отношение

/4в ~ 2 . Таким образом, известны как эпюры нормальных давлений, так и эпюры напряжений в торфяном грунте под гу­ сеницами большинства болотоходных тракторов.

Проанализируем эпюры сжимающих напряжений и нор­ мальных давлений под гусеницами тракторов с полужесткой подвеской и с балансирной эластичной подвеской, у которых центр давления при движении смещен назад относительно сре­

дины опорной

поверхности гусениц, а отношение шага

/ к кат­

ков к шагу t3B

звена lK/t30

- < 2.

 

 

 

 

На

рис. 3.11, а показаны

эпюры сжимающих

напряжений

в торфяном грунте влажностью 80—83% и степенью

разложения

40—42%

под

гусеницами

экспериментального

трактора

С-80Б

(В = 720

мм,

j L r y c =3373 мм),

оборудованного

тяговой лебедкой

и якорным устройством. Скорость движения составляла

2 км/ч.

Видно, что при смещении

центра давления назад

на величину

хд =400 мм эпюра сжимающих напряжений на глубине 2 = 4 0 мм

91


имеет вид треугольника. При приложении нагрузки на крюке, равной Р,ф = 4 г, центр давления смещается назад на величину хд,= 600 мм. В результате этого уменьшается длина опорной по­ верхности гусениц и увеличивается максимальное напряжение в грунте.

t'3373

^

Lnr2760 ^

L'2780

0,5Lrvc.

 

 

 

xa--w

 

 

 

 

6,дан/см-

 

 

 

 

 

 

 

<^

Y

 

r /

 

 

 

 

 

 

 

 

1

X

 

 

 

 

 

 

 

 

!'.

 

•'A/,

 

 

poayCMi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

3.11. Экспериментальные эпюры

сжимающих

напряжений и эпю­

ры

давлений

под

гусеницами тракторов типа С-80

и Т-100МБ

при

 

 

 

 

смещении центра давления назад.

 

 

Отношение

 

наибольшего

сжимающего

напряжения

а т а х

к среднему удельному давлению

 

ср — /г,,' =1,5 при Ркр

— 0 и

£„' = 2,18 при

Р к р

= 4 т. При этом

коэффициент

смещения

центра

давления был

соответственно

vi =

^ - = 0 , 1 1 3

и v 2 =0,178. На

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

*-гус

рис. 3.11, б показана эпюра сжимающих напряжений в торфяном

грунте влажностью

74%

на глубине

2 = 1 0 0 мм под

гусеницей

трактора

Т-100МБ при v = 0,025 и скорости

движения

0,7

м/сек.

Коэффициент kH'

при этом был равен

1,65.

нормальных

давле­

 

На рис. 3.10

и 3.11, в

приведены

эпюры

ний на торф влажностью

80—84% и степенью разложения 30—

35%

под

гусеницами

трактора Т-100МБ, оборудованного

навес­

ным

фрезерным

канавокопателем

КФН-1200.

Глубина

торфа

составляла 700—2000 мм.

Верхняя

эпюра

на рис. 3.11, в соот­

ветствует

транспортному

положению

канавокопателя, а

ниж­

няя —• рабочему при тяговом сопротивлении

Тх

= 4,8 г. Трактор­

ный агрегат двигался по ровному безуклонному участку болота без дернового покрова со скоростью от 60 до 2800 м/ч. Эксплуа­ тационный вес тракторного агрегата составлял 20 400 кг. Общая нормальная нагрузка на опорную поверхность гусениц при ра­ бочем положении канавокопателя Q = 21 900—23 200 кГс. Факти­ ческая длина опорной поверхности гусениц составляла 2900— 3200 мм (при теоретической L r y c = 2 7 8 0 мм). Отношение наи-

92


большего нормального удельного давления к среднему

к

=

i w _ = 1 > 5 _ 2 > ] 2 ,

 

 

Рср

 

 

где р с р — среднее

удельное

давление

тракторного агрегата,

определяемое как

частное

от деления нормальной

нагрузки

на

площадь двух гусениц на длине 1 г у с .

Максимальная нагрузка на один башмак гусеницы достигла 1560 кг. На ось ведущего колеса действовала нормальная реак­

ция в 2000 кг, а

на ось

переднего

направляющего колеса —

950 кг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из рис. 3.11 видно, что давления изменяются плавно на

участке, где отношение шага 1К

катков к шагу t3B

звеньев

гусе­

ницы равно или меньше 1,7, и неравномерно на

участке между

крайними

катками

и ведущим

колесом, где

/к /£,„ =2,3.

Вид

эпюр

и

давление

под

гусеницами

тракторов

с

4/4в^1>7

(С-80Б, Т-100МБ)

зависят от

коэффициента

v.

Анализ показы­

вает,

что

при коэффициенте 0 , 1 2 ^ v ^ 0 , 2 2

эпюра

нормальных

давлений гусениц на поверхность торфяного грунта имеет треугольноподобный вид.

Такой же вид принимают и эпюры сжимающих напряжений на глубине 40—100 мм. При этом коэффициент неравномерности распределения давлений /г„ =1,8—2,2, изменяясь в зависимости от коэффициента в соответствии с выражением

К = 1,8 + 3,2 (v - 0,12).

Длина же опорной поверхности гусениц из-за погружения в торф

ведущей звездочки увеличивается

на (1,5—2,0) ^з в .

 

Исходя из этого, для приближенного построения эпюр нор­

мальных давлений гусениц тракторов с отношением

lK/t3B =^1,7

и коэффициентом v = 0,12—0,22

на торф влажностью

80—90%

необходимо выполнить следующее. Под осью опорной задней ведущей звездочки отложить по вертикали величину ртах=&пРср> где значение kH находится по указанному выше выражению, а по

горизонтали

от оси задней ведущей звездочки расстояния,

равные L r y C

и

(1,5—2) t3B, в соответствующие стороны. Затем

соединить прямыми линиями концы отложенных трех отрезков, как показано на рис. 3.12. Тогда закономерность изменения во времени нормального давления на каждое звено опорной ветви

гусеницы может быть представлена двумя

уравнениями:

• при

0 < ; t <;

Т

р =

qxt,

где <7i — интенсивность

(темп)

нарастания

давлений;

 

 

Ртах .

 

 

 

V I —

JT~ >

 

 

93