Файл: Скотников В.А. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
Т — период взаимодействия гусениц с поверхностью грунта;
при |
0 < t < 0 |
, 5 ~ 2 ) ^ - 5 - |
= tз, р = |
р г а а х - q2t, |
|
|
v |
|
|
где <7г — интенсивность |
разгрузки |
на участке |
ведущей звездоч |
|
ки |
(крайнего опорного колеса); |
|
— продолжительность разгрузки.
На болотах, осушенных до влажности менее 70—75% и к тому же покрытых дерновым слоем (покровом), Нормальные давления под гусеницами названных выше тракторов (при
v
Рис. 3.12. Приближенные эпюры нор
мальных давлений |
гусениц |
тракторов |
с полужесткой подвеской и |
'к/'зв < 2 |
|
при различных коэффициентах |
смещения |
|
центра |
давления. |
|
0,11=^=^:0,18) тоже распределяются по закону треугольника, об этем свидетельствует эпюра нормальных давлений под тракто ром Т-130Б, показанная на рис. 3.13.
94
Трактор был оборудован навесным плугом ПБН-'ЮО. Од нако максимальное нормальное давление образуется не под осью ведущей звездочки, а под осью заднего опорного катка. Поэтому на осушенных болотах при приближенном построении эпюр ве личину ртах следует откладывать под осью заднего опорного катка и строить эпюру так, как показано на рис. 3.12, а (пунктир ной линией). При этом на осушенных болотах коэффициент £„=2,0—2,8, хотя смещение центра давления, как указывалось, не выходит за пределы допустимого.
Т-ГЗОБ
Р,да-н/см
Рис. 3.13. Экспериментальная эпюра нор мальных давлений гусениц трактора Т-130Б (с плугом ПБН-ЮО) для торфа влажностью 73%.
При уменьшении смещения центра давления эпюра нормаль ных давлений (рис. 3.11,8 и 3.10,6) из треугольной преобразу ется в трапециевидную. Это происходит тогда, когда коэффи циент 0 , 0 1 6 < v ^ 0 , l l .
Коэффициент неравномерности распределения давления принимает значения от 1,5 до 1,75. Это изменение можно вы разить эмпирической формулой
К = 1,5 + 2,65 (V — 0,016).
ч
При этом фактическая длина опорной ветви гусениц возрастает
на величину (1—1,5) |
t3B под передним натяжным колесом ,и час |
||||||
тично под ведущим участком гусеницы. |
|
|
|
||||
Максимальные |
нормальные |
давления |
pmax |
действуют |
на |
||
некотором участке опорной ветви гусеницы длиной |
( L r y c — |
L x ) , |
|||||
зависящей от |
положения |
центра |
давления |
,и длины гусениц. |
|||
Приближенно |
изменение |
L x можно выразить уравнением |
|
||||
|
j |
п |
(^п 1) -^гус Н~ ^|/зв |
|
|
|
Для приближенного построения этого вида эпюр нормаль ных давлений откладывают по горизонтали отрезок 1,5 t3B от
95
оси переднего колеса вперед по ходу движения, а от оси веду щего заднего колеса — отрезок 0,5 t3B (в противоположную сто рону). Затем на вертикали откладывают наибольшие давления р ш а х по оси заднего колеса и на расстоянии L x от оси переднего колеса. Концы всех отложенных отрезков соединяют прямыми линиями, получая эпюру нормальных давлений (рис. 3.12,6). Закономерность изменения давлений во времени в этом случае описывается тремя уравнениями:
p=qxt при 0 < / |
< ^ = 1 ' 5 |
^ - |
+ |
^л- и ^ |
о— |
|||
|
|
|
|
|
|
|
1 >5 t3B |
-(- L, |
Р= |
Pmax= КРср = |
COnst При tx |
< |
t |
< |
|
гус |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
•я4, |
|
|
|
|
где 0 < |
t - |
0,54 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь v — скорость движения трактора, м/сек. Линейные раз
меры даны также в метрах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспериментальных эпюр нормальных давлений гусениц на |
||||||
|
неосушенный торфяной грунт, со |
||||||
|
ответствующих |
изменению |
коэф |
||||
|
фициента |
v |
от 0 до 0,15, не |
полу |
|||
2-01м |
чено. Известны |
лишь эпюры |
|
нор |
|||
|
мальных |
сжимающих |
мапряже- |
||||
|
ний в осушенном древеоно-трост- |
||||||
|
никовом торфе влажностью 74— |
||||||
|
80% на глубине 40—100 мм, полу |
||||||
|
ченные В. А. Порошковым, под |
||||||
|
гусеницей |
|
трактора' |
КД-35 |
при |
||
|
v = 0,01 и эпюра |
сжимающих |
на |
||||
|
пряжений |
|
(рис. 3.14) |
в |
торфе |
||
|
влажностью 74—79% на глубине |
||||||
|
100 мм под |
гусеницей |
трактора |
Т-100МБ (при v«*0), полученная
Н.П. Костюком.
Как видно, на длине опорной ветви между осями крайних опор ных катков напряжение в торфе постоянно по величине, т. е. эпю ра напряжений имеет прямоуголь ный характер. На участках опор ной ветви от крайних катков до
Рис. 3.14. Экспериментальные эшо- |
колес |
(направляющего с одной |
||||
ры сжимающих напряжений в тор- |
с х о р о н ы |
и |
ведущего с другой) |
на- |
||
фяном грунте на различной глуби- |
1 . |
|
' |
_ |
||
не под |
гусеницами |
трактора |
пряжения |
резко снижаются |
до |
|
Т-100МБ |
(по Н. П. |
Костюку). |
нуля. |
|
|
|
96
В целом эпюра напряжений имеет вид равнобоковой трапе ций. Исходя из этого, можно предположить, что эпюра нормаль ных давлений гусениц с lK/t3B = 1,7 и O ^ v ^ O , 0 1 5 будет также иметь прямоугольиоподобный вид.
Предлагаемая приближенная формула эпюры нормальных давлений для этого случая показана на рис. 3.12, в. Нормальные
давления изменяются во времени по уравнениям: |
|
||||||
р = qxt при 0 < |
|
At |
|
и qx •• |
п |
|
|
t < |
—— |
— t1 |
|
|
|||
Р = Ртах = |
КРср = |
Const при |
^ < t < ^ГУ° |
"~ 3 |
^ |
||
|
|
' Р = |
Ртах — Ч4> |
|
|
||
где 0 < t < |
=t2; |
«?2- |
р т а х |
|
|
|
|
v |
|
|
t2 |
|
|
|
|
В этом случае &„=1,1—-1,2. Теоретически этот |
вид эпюр можно |
||||||
представить как |
p m a x = |
Pep —const |
при |
изменении |
от О ^ ^ ^ Т . |
||
Штриховыми |
линиями на рис. 3.12 |
показаны приближенные |
эпюры нормальных давлений гусениц на осушенных торфяниках влажностью до 75%.
Проведем анализ эпюр нормальных давлений гусениц болотоходного трактора ТЛМ-4, имеющего с каждого борта по пять балансирных кареток с эластичной подвеской опорных катков.
Ширина гусениц |
£ r =870 ММ и длина L r y c |
=4300 мм (рис. |
3.15). |
Отношение шага |
катков к шагу звеньев |
lK/t3B =2,0—2,1 . |
Рас |
стояние от оси переднего направляющего колеса до оси передне
го опорного катка |
первой каретки 1„ |
=2,7 t3B, |
а |
угол |
наклона |
|
лобового участка гусеницы к горизонту |
(на твердой |
горизонталь |
||||
ной поверхности) |
р = 6°. Примерно такие же |
параметры имеет |
||||
и ведущий участок гусеницы. Эксплуатационный вес |
трактора |
|||||
15 800 кгс. На тракторе |
имеется подвижный б л о к — противовес |
|||||
1 весом 3,5 т, который |
можно установить в продольном |
направ |
лении в различное положение относительно гусеничного движи теля 2.
Эпюры нормальных давлений мелиоративного трактора ТМЛ-4 были получены.на участке торфяного грунта верхового болота влажностью от 84 до 94% и степенью разложения 15— 20%. Опыт проводился при различной скорости движения.
На рис. 3.15, а показана эпюра нормальных давлений гусе ниц трактора ТМЛ-4 при его движении со скоростью 1,55 км/ч на холостом ходу по торфу влажностью 84% с дерновым покро вом. Центр давления трактора смещен назад относительна сре дины опорной поверхности гусениц. Эпюра имеет трапециевид-
4 Зак. 1042 |
97 |
ртах
Р,да"/см*
Рис. 3.15. Экспериментальные и приближенные эпюры нормальных дав лений гусениц трактора ТМЛ-4 пря смещении центра давления назад:
а — на торфе влажностью 84%; б |
— на торфе влажностью 94%; в — приближен |
ные |
эпюры давлении. |
ную форму с незначительными пиками давлений под осями опорных катков (наибольшие давления под осями катков откло нялись от аппроксимационной средней линии аб на 3—9%)- На торфе влажностью 94% (рис. 3.15,6) давления под осями кат ков и между катками выравниваются.
Из этого следует, что и а торфе влажностью 84—94% при от- 'ношеи-гаи lK/t3a = 2 и при эластичной подвеске опорных катков нормальные давления распределяются с той же равномерностью, что и при отношении lK/t3B^l,7 у тракторов с полужесткой под веской.
Коэффициент смещения центра давления в указанных опы тах v = 0,015—0,1. При этом коэффициент неравномерности рас пределения давления был&|, = 1,45—1,7, а максимальное нормаль ное давление составляло 0,34—0,38 кГс/см2.
Особенностью приведенных эпюр нормальных давлений является то, что на передний опорный каток действует значи тельная нормальная нагрузка, а ось переднего направляющего колеса практически не нагружена. Это происходит из-за боль шого угла р наклона лобового участка гусеницы и еще потому, что башмаки гусениц не имеют высоких шпор (почвозацепов), как у гусениц тракторов типа Т-100Б и Т-130Б. Высокие шпоры уменьшают высоту лобового участка при погружении таких же шпор в грунт на опорной ветви.
Давление под осями опорных катков передней каретки сос
тавляло 0,21—0,26 кГс/см2 |
(дан/см2) |
при влажности |
торфа 84% |
|||
и 0,18—0,21 кГс/см2 (дан/см2) при |
влажности |
94%. |
Отношение |
|||
наибольшего нормального |
давления |
рк. |
под |
осями |
катков |
пе |
редней каретки к среднему давлению рср |
обозначим |
через |
k2 — |
= Рк,/Рср-
Длина фактической опорной поверхности гусениц была равна
L г у с на торфе влажностью |
84% |
и превышала величину L г у с |
на |
|
(2—3) |
t3B на торфе влажностью 94%. |
ха |
||
На |
эпюрах давлений |
(рис. |
3.15) выделяются несколько |
рактерных участков. На участке / от направляющего колеса до оси первого катка давления резко возрастают от нуля до рКх. При влажности 84% давления на указанном участке возрастают во времени примерно линейно. При влажности 94% давления на участке / волнообразны: небольшой пик давлений возникает под
осью направляющего колеса затем давление снижается |
(к сере |
|||||
дине |
участка /) и после |
этого |
резко увеличивается до |
pKl |
под |
|
осью |
первого опорного |
катка. |
Участок |
/ / имеет длину |
/ к , |
рав |
ную |
шагу катков. Здесь |
давление от рк, |
=0,84 рк. (под |
первым |
||
катком) изменяется до |
давления pKl= |
КРср под осью |
второго |
катка,практически линейно |
на торфе |
влажностью 94% и с не |
||||
большой |
волнообразностью |
на |
торфе |
влажностью 84%. Затем |
||
давление |
снижается от рКг |
до |
pKl по длине, равной примерно |
|||
t3B (точка |
п), и после |
этого |
начинается |
участок.///, на котором |
||
на торфе |
влажностью |
94% |
нормальное |
давление увеличивается |
4* |
99 |