Файл: Скотников В.А. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т — период взаимодействия гусениц с поверхностью грунта;

при

0 < t < 0

, 5 ~ 2 ) ^ - 5 -

= tз, р =

р г а а х - q2t,

 

 

v

 

 

где <7г — интенсивность

разгрузки

на участке

ведущей звездоч­

ки

(крайнего опорного колеса);

 

— продолжительность разгрузки.

На болотах, осушенных до влажности менее 70—75% и к тому же покрытых дерновым слоем (покровом), Нормальные давления под гусеницами названных выше тракторов (при

v

Рис. 3.12. Приближенные эпюры нор­

мальных давлений

гусениц

тракторов

с полужесткой подвеской и

'к/'зв < 2

при различных коэффициентах

смещения

центра

давления.

 

0,11=^=^:0,18) тоже распределяются по закону треугольника, об этем свидетельствует эпюра нормальных давлений под тракто­ ром Т-130Б, показанная на рис. 3.13.

94

Трактор был оборудован навесным плугом ПБН-'ЮО. Од­ нако максимальное нормальное давление образуется не под осью ведущей звездочки, а под осью заднего опорного катка. Поэтому на осушенных болотах при приближенном построении эпюр ве­ личину ртах следует откладывать под осью заднего опорного катка и строить эпюру так, как показано на рис. 3.12, а (пунктир­ ной линией). При этом на осушенных болотах коэффициент £„=2,0—2,8, хотя смещение центра давления, как указывалось, не выходит за пределы допустимого.

Т-ГЗОБ

Р,да-н/см

Рис. 3.13. Экспериментальная эпюра нор­ мальных давлений гусениц трактора Т-130Б (с плугом ПБН-ЮО) для торфа влажностью 73%.

При уменьшении смещения центра давления эпюра нормаль­ ных давлений (рис. 3.11,8 и 3.10,6) из треугольной преобразу­ ется в трапециевидную. Это происходит тогда, когда коэффи­ циент 0 , 0 1 6 < v ^ 0 , l l .

Коэффициент неравномерности распределения давления принимает значения от 1,5 до 1,75. Это изменение можно вы­ разить эмпирической формулой

К = 1,5 + 2,65 (V — 0,016).

ч

При этом фактическая длина опорной ветви гусениц возрастает

на величину (1—1,5)

t3B под передним натяжным колесом ,и час­

тично под ведущим участком гусеницы.

 

 

 

Максимальные

нормальные

давления

pmax

действуют

на

некотором участке опорной ветви гусеницы длиной

( L r y c

L x ) ,

зависящей от

положения

центра

давления

,и длины гусениц.

Приближенно

изменение

L x можно выразить уравнением

 

 

j

п

(^п 1) -^гус Н~ ^|/зв

 

 

 

Для приближенного построения этого вида эпюр нормаль­ ных давлений откладывают по горизонтали отрезок 1,5 t3B от

95


оси переднего колеса вперед по ходу движения, а от оси веду­ щего заднего колеса — отрезок 0,5 t3B (в противоположную сто­ рону). Затем на вертикали откладывают наибольшие давления р ш а х по оси заднего колеса и на расстоянии L x от оси переднего колеса. Концы всех отложенных отрезков соединяют прямыми линиями, получая эпюру нормальных давлений (рис. 3.12,6). Закономерность изменения давлений во времени в этом случае описывается тремя уравнениями:

p=qxt при 0 < /

< ^ = 1 ' 5

^ -

+

^л- и ^

о—

 

 

 

 

 

 

 

1 >5 t3B

-(- L,

Р=

Pmax= КРср =

COnst При tx

<

t

<

 

гус

 

 

 

 

 

 

•я4,

 

 

 

где 0 <

t -

0,54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь v — скорость движения трактора, м/сек. Линейные раз­

меры даны также в метрах.

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальных эпюр нормальных давлений гусениц на

 

неосушенный торфяной грунт, со­

 

ответствующих

изменению

коэф­

 

фициента

v

от 0 до 0,15, не

полу­

2-01м

чено. Известны

лишь эпюры

 

нор­

 

мальных

сжимающих

мапряже-

 

ний в осушенном древеоно-трост-

 

никовом торфе влажностью 74—

 

80% на глубине 40—100 мм, полу­

 

ченные В. А. Порошковым, под

 

гусеницей

 

трактора'

КД-35

при

 

v = 0,01 и эпюра

сжимающих

на­

 

пряжений

 

(рис. 3.14)

в

торфе

 

влажностью 74—79% на глубине

 

100 мм под

гусеницей

трактора

Т-100МБ (при v«*0), полученная

Н.П. Костюком.

Как видно, на длине опорной ветви между осями крайних опор­ ных катков напряжение в торфе постоянно по величине, т. е. эпю­ ра напряжений имеет прямоуголь­ ный характер. На участках опор­ ной ветви от крайних катков до

Рис. 3.14. Экспериментальные эшо-

колес

(направляющего с одной

ры сжимающих напряжений в тор-

с х о р о н ы

и

ведущего с другой)

на-

фяном грунте на различной глуби-

1 .

 

'

_

не под

гусеницами

трактора

пряжения

резко снижаются

до

Т-100МБ

(по Н. П.

Костюку).

нуля.

 

 

 

96


В целом эпюра напряжений имеет вид равнобоковой трапе­ ций. Исходя из этого, можно предположить, что эпюра нормаль­ ных давлений гусениц с lK/t3B = 1,7 и O ^ v ^ O , 0 1 5 будет также иметь прямоугольиоподобный вид.

Предлагаемая приближенная формула эпюры нормальных давлений для этого случая показана на рис. 3.12, в. Нормальные

давления изменяются во времени по уравнениям:

 

р = qxt при 0 <

 

At

 

и qx ••

п

 

t <

——

— t1

 

 

Р = Ртах =

КРср =

Const при

^ < t < ^ГУ°

"~ 3

^

 

 

' Р =

Ртах — Ч4>

 

 

где 0 < t <

=t2;

«?2-

р т а х

 

 

 

 

v

 

 

t2

 

 

 

 

В этом случае &„=1,1—-1,2. Теоретически этот

вид эпюр можно

представить как

p m a x =

Pep —const

при

изменении

от О ^ ^ ^ Т .

Штриховыми

линиями на рис. 3.12

показаны приближенные

эпюры нормальных давлений гусениц на осушенных торфяниках влажностью до 75%.

Проведем анализ эпюр нормальных давлений гусениц болотоходного трактора ТЛМ-4, имеющего с каждого борта по пять балансирных кареток с эластичной подвеской опорных катков.

Ширина гусениц

£ r =870 ММ и длина L r y c

=4300 мм (рис.

3.15).

Отношение шага

катков к шагу звеньев

lK/t3B =2,0—2,1 .

Рас­

стояние от оси переднего направляющего колеса до оси передне­

го опорного катка

первой каретки 1„

=2,7 t3B,

а

угол

наклона

лобового участка гусеницы к горизонту

(на твердой

горизонталь­

ной поверхности)

р = 6°. Примерно такие же

параметры имеет

и ведущий участок гусеницы. Эксплуатационный вес

трактора

15 800 кгс. На тракторе

имеется подвижный б л о к — противовес

1 весом 3,5 т, который

можно установить в продольном

направ­

лении в различное положение относительно гусеничного движи­ теля 2.

Эпюры нормальных давлений мелиоративного трактора ТМЛ-4 были получены.на участке торфяного грунта верхового болота влажностью от 84 до 94% и степенью разложения 15— 20%. Опыт проводился при различной скорости движения.

На рис. 3.15, а показана эпюра нормальных давлений гусе­ ниц трактора ТМЛ-4 при его движении со скоростью 1,55 км/ч на холостом ходу по торфу влажностью 84% с дерновым покро­ вом. Центр давления трактора смещен назад относительна сре­ дины опорной поверхности гусениц. Эпюра имеет трапециевид-

4 Зак. 1042

97


ртах

Р,да"/см*

Рис. 3.15. Экспериментальные и приближенные эпюры нормальных дав­ лений гусениц трактора ТМЛ-4 пря смещении центра давления назад:

а на торфе влажностью 84%; б

— на торфе влажностью 94%; в — приближен­

ные

эпюры давлении.

ную форму с незначительными пиками давлений под осями опорных катков (наибольшие давления под осями катков откло­ нялись от аппроксимационной средней линии аб на 3—9%)- На торфе влажностью 94% (рис. 3.15,6) давления под осями кат­ ков и между катками выравниваются.

Из этого следует, что и а торфе влажностью 84—94% при от- 'ношеи-гаи lK/t3a = 2 и при эластичной подвеске опорных катков нормальные давления распределяются с той же равномерностью, что и при отношении lK/t3B^l,7 у тракторов с полужесткой под­ веской.

Коэффициент смещения центра давления в указанных опы­ тах v = 0,015—0,1. При этом коэффициент неравномерности рас­ пределения давления был&|, = 1,45—1,7, а максимальное нормаль­ ное давление составляло 0,34—0,38 кГс/см2.

Особенностью приведенных эпюр нормальных давлений является то, что на передний опорный каток действует значи­ тельная нормальная нагрузка, а ось переднего направляющего колеса практически не нагружена. Это происходит из-за боль­ шого угла р наклона лобового участка гусеницы и еще потому, что башмаки гусениц не имеют высоких шпор (почвозацепов), как у гусениц тракторов типа Т-100Б и Т-130Б. Высокие шпоры уменьшают высоту лобового участка при погружении таких же шпор в грунт на опорной ветви.

Давление под осями опорных катков передней каретки сос­

тавляло 0,21—0,26 кГс/см2

(дан/см2)

при влажности

торфа 84%

и 0,18—0,21 кГс/см2 (дан/см2) при

влажности

94%.

Отношение

наибольшего нормального

давления

рк.

под

осями

катков

пе­

редней каретки к среднему давлению рср

обозначим

через

k2

= Рк,/Рср-

Длина фактической опорной поверхности гусениц была равна

L г у с на торфе влажностью

84%

и превышала величину L г у с

на

(2—3)

t3B на торфе влажностью 94%.

ха­

На

эпюрах давлений

(рис.

3.15) выделяются несколько

рактерных участков. На участке / от направляющего колеса до оси первого катка давления резко возрастают от нуля до рКх. При влажности 84% давления на указанном участке возрастают во времени примерно линейно. При влажности 94% давления на участке / волнообразны: небольшой пик давлений возникает под

осью направляющего колеса затем давление снижается

(к сере­

дине

участка /) и после

этого

резко увеличивается до

pKl

под

осью

первого опорного

катка.

Участок

/ / имеет длину

/ к ,

рав­

ную

шагу катков. Здесь

давление от рк,

=0,84 рк. (под

первым

катком) изменяется до

давления pKl=

КРср под осью

второго

катка,практически линейно

на торфе

влажностью 94% и с не­

большой

волнообразностью

на

торфе

влажностью 84%. Затем

давление

снижается от рКг

до

pKl по длине, равной примерно

t3B (точка

п), и после

этого

начинается

участок.///, на котором

на торфе

влажностью

94%

нормальное

давление увеличивается

4*

99