Файл: Скотников В.А. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л .

4.3. Суммы S [ u

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5ц;

и t при k

 

 

 

 

 

 

 

Вели­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чина

I,25-10—ь

2,5-10—5

5 - Ю - 5

1,25-10—4

2,5-10—1

5-10—•

1,25-10—3 2,5-10—3

5 - Ю - 3

1,25-10—2 2,5-10—2

5-10—2

0,125

0,25

0,5

 

0,62243X

1.244Х

2,4852X

0,"6195х

1.2349Х 2,4578X

6,0836X

1.203Х

2.367Х 5.724Х 1.1013Х 2,0795X

0,04587 0,078 0,1188

Sfff

Х Ю - 5

X l O - s

X l O - *

Х Ю - 4

 

Х Ю - '

х ю - >

Х Ю - '

Х Ю - З

х Ю - з

Х Ю - з

Х Ю - 2

Х Ю - 2

 

 

 

t, сек

0,125

0,25

0,5

1,25

 

2,5

 

5

12,5

25

50

125

250

500

1250

2500

5000

при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а=\

0,5

1

2

5

 

10

 

20

50

100

200

500

1000

2000

5000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

 

 

 

 

 

 

 

при

0,025

0,05

0,1

0,25

 

0,5

 

1

2,5

5

10

25

50

100

250

500

1000

а =5

0,1

0,2

0,4

1

 

2

 

4

10

20

40

100

200

400

1000

при

0,0125

0,025

0,05

0,125

 

0,25

0,5

1,25

2,5

5

12,5

2,5

50

125

250

500

а=10

0,05

0,1

0,2

0,5

 

1

 

2

5

 

10

20

50

100

200

500

1000

2000

 

 

 

60

-

 

-»и

.)

'* 2) числитель при Я=100 см;

знаменатель при #=200 см\

3) k— а^2

 

 

 

П р и м е ч а н и я : 1) S / / / =

— ^ - ( l — в

п

 

 

 


iin= ( 2 л - 1) — ; п = 1;

2; 3; 4; ...;

60.

 

Выбор числа п = 60 членов дало

возможность

получить сум­

мы S0 и от

с точностью до пятого

знака (табл. 4.2—4.3).

По данным таблиц могут быть

построены

эпюры

осадок

(деформаций)

грунта под гусеницами в зависимости от

конст­

руктивных и эксплуатационных особенностей тракторов и ма­ шин и свойств грунта. Это позволяет проанализировать степень проходимости машин or указанных факторов.

Г л а в а 5. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ

ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЕИ

§ 5.1. Зависимость проходимости машин от положения

центра давления и среднего удельного давления

Глубина колеи, образуемой гусеницами болотоходных ма­

шин, зависит от многих факторов, как

следует из

формул

(4.15) — (4.19), поэтому их анализ имеет

существенное

значение

для правильного выбора параметров трактора и условий их эк­ сплуатации.

Проходимость машин по болотам определяется глубиной колеи, выдавливаемой в грунте гусеницами. Чем меньше глуби­ на осадки гусениц в торф, тем выше проходимость машины при одной и той же касательной силе'тяги.

Определим глубину и характер осадки гусениц в зависимо­ сти от положения центра давления при прочих равных усло­

виях. Примем, что скорость v движения машины, их длина

Ьгус

и ширина гусениц, а также среднее удельное давление р с р

гусе­

ниц на грунт неизменны, свойства торфа, по которому движется машина, также постоянны. При принятых условиях по форму­

лам (4.15)—(4.19) были рассчитаны глубины

осадок

гусениц

в

торф для

следующих

пяти положений центра

давления:

 

 

1)

= 7 б £ г у С (треугольная эпюра давлений

рп);

 

 

 

2)

xg = V i 2 ^ r y c

(трапецеидальная эпюра с

p m ) n

=

0,5рс р

и

Ртах — 1 >5рс р );

 

 

 

 

 

 

3)

хд = 0 (прямоугольная эпюра);

 

 

 

 

 

4)

 

= — V 12^-гус!

 

 

 

 

 

5) Хд = 1 / 6 L r y c .

 

 

 

 

 

Пример расчета

осадки Л//^при хд -^-Lr yсc jиспользова­

нием данных табл. 4.3. приведен в табл. 5.1, а некоторые

резуль­

таты расчетов — в табл. 5.2. На рис. 5.1 показаны пять расчет­ ных теоретических эпюр осадок гусениц, соответствующих пяти названным выше эпюрам удельных давлений. Проанализируем эти эпюры осадок.

Из рисунка видно, что проходимость машины (глубина осадки гусениц) в значительной степени зависит от положения центра давления. Наибольшее погружение А / / т я 1 гусениц

165


 

Т а б л .

5.1. Пример

расчета осадок

Ли

 

 

 

 

6

0

/

ai\

Н, см

/,

сек

 

 

 

 

Л//_ см

 

0,1

 

2,4852-10-5

0,06

 

0,25

 

0,61957-10-"

0,2

 

0,5

 

1,23497-Ю-4

0,6

100

1

 

2,45778-10-*

1,72

 

2,5

 

0,60836-Ю-з

7

 

5

 

 

1,20296-Ю-з

18,8

 

10

 

2,367-Ю-з

53,2

 

0,1

 

0,62243-10-5

0,082

 

0,2

 

1,244-10-5

0,192

 

0,4

 

3., 4852 -10-5

0,473

200

1

 

 

6,1957-10-5

1,73

 

2

 

 

12,3497-10-5

4,8

 

4

 

 

24,5778-10-5

13,5

 

10

 

 

60,836-10-5

53,2

ki=

аа

= I;

= 1,

• 10;

а = 5; /„ = 10 сек.

П р и м е ч а н и я :

— —

 

 

1 + Е

1 + В

 

1 + Е

 

в грунт соответствует смещению,центра давления назад (по ходу

движения)

на

величину хд

=—Lryc.

При приближении

центра

давления

к средине опорной

поверхности от хд

гус ДО

хд = 0 осадка

гусениц в

грунт уменьшается: при Хд = 0

осад­

ка гусениц

Л / т

а х 0 , 7 7 / i / / m

a x .

Смещение центра давления впе­

ред от средины опорной поверхности гусениц способствует даль­ нейшему уменьшению глубины погружения гусениц в торф (хо­ тя и незначительному по величине), несмотря на то, что при этом ухудшается равномерность распределения давлений. Например,

наименьшая осадка ^ / / / m a x = 0 , 7 0 / i / / m a x при хд — — ^ Г у с - Отсю­ да следует, что при движении машин и при прочих равных условиях большое влияние -на их проходимость оказывает не только величина смещения хд центра давления, но и направле­ ние этого смещения: вперед или назад (по ходу движения) от средины опорной поверхности гусениц. Теоретически при движе­ нии машины наиболее выгодно (наименьшая осадка гусениц)

иметь нулевое и отрицательное {^хд > - — j ^ r y c j с м е ш - е н и е Центра

давления.

166


 

Т а б л .

5.2. Осадка

гусеницы

hi

и

hn

 

 

Я, см

t, сек

 

hJ_ см

 

 

t,

сек

 

 

Л//, см

50

1,6

 

15,1

 

 

 

 

 

 

 

 

3,2

 

21,72

 

 

 

 

 

 

 

 

6,4

 

31,07

 

 

 

 

 

 

 

 

12,8

 

44,29

 

 

 

 

 

 

 

 

25,6

 

62,98

 

 

 

 

 

 

 

 

51,2

 

89,42

 

 

 

 

 

 

 

 

102,4

 

126,68

 

 

 

 

 

 

 

100

1,6

 

14,26

 

 

 

1

 

 

0,16

 

3,2

 

20,87

 

 

 

2,5

 

 

0,66

 

6,4

 

30,22

 

 

 

2,5

 

 

0,66

 

12,8

 

43,44

 

 

 

5

 

 

1,88

 

25,6

 

62,14

 

 

 

 

 

 

 

 

51,2

 

88,58

 

 

 

10

 

 

5,32

 

102,4

 

125,97

 

 

 

25

 

 

21,03

 

204,8

 

178,85

 

 

 

50

 

 

59,47

 

409,6

 

253,32

 

 

 

 

 

 

 

 

819,2

 

350,78

 

 

 

100

 

 

168,21

200

1,6

 

12,58

 

 

 

 

 

 

 

 

3,2

 

19,18

 

 

 

1

 

 

0,17

 

6,4

 

28,53

 

 

 

 

 

 

 

 

12,8

 

41,75

 

 

 

10

 

 

5,32

 

25,6

 

60,45

 

 

 

 

 

 

 

 

51,2

 

83,88

 

 

 

20

 

 

15,05 .

 

102,4

 

124,28

 

 

 

 

 

 

 

 

204,8

 

177,16

 

 

 

40

 

 

42,56

 

409,6

 

251,94

 

 

 

 

 

 

 

 

819,2

 

357,7

 

 

 

100

 

 

168,3

П р и м е ч а н и е :

kt =

0,1;

=

t,.

ч а

=

I00kt

= 10;

а=5;

t =100 сек.

 

I + в

L1 + s

k

1 + е

 

 

 

к

При статическом

положении

машины

(t> = 0)

наименьшая

осадка гусениц

будет

при хд

= 0 , т. е. при прямоугольной эпюре

давлений. Однако при движении

машин

решающее

значение

имеет направление смещения центра давления, которое опреде­ ляет характер распределения напряжений в грунте за период взаимодействия с гусеницами.

Так,

например,

наименьшая

осадка

л ш т а х соответствует

случаю

сжатия грунта

нормальным

давлением рш

= рк — qt,

потому что в данном случаенапряжения

ощ

не успевают во

времени

развиться

до

значительной

величины

в толще скелета

сжимаемого слоя торфа.

 

 

 

 

 

Наибольшая конечная осадка

Ыг

 

образуется

при дейст­

вии на грунт давлений

по закону

pn=qt,

потому что

напряже-

167


ния Оц по глубине сжимаемого слоя и на поверхности грунта непрерывно растут во времени, как это видно из рис. 4.3. Поэто­ му к концу периода взаимодействия гусениц с грунтом напря­ жения оа достигают значительной величины и по глубине и на поверхности грунта.

, V /ft?

г

/рсЛ-

 

 

Q5L, Хд

FfTtTTffF

ш ш н

шш

тур

л

 

о

0

0

80\

80

во

80

 

 

 

 

Ь.СМ\

п,см

Тгсн

Рис. 5.1. Теоретические эпюры осадок гусе­ ниц в зависимости от направления и смеще­ ния центра давления трактора при постоян­ ном среднем нормальном давлении.

 

Конечная деформация

/ i / m a

x

грунта под гусеницами с пря

моугольной

эпюрой давлений

(р/ =

ро = const)

мало

отличается

от осадки А ш т а х

при

рш=

рк

< 7 Ф / т

а х ~ 1,11 Ля/ т а х ) -

 

Однако

теоретически

всегда

fr;max>ft///max

 

при

прочих

равных

условиях.

 

Интересен характер образования

колеи гусениц

при приве­

денных пяти

случаях

смещения

центра

 

давления. Деформация

hi

в начале

взаимодействия

 

гусениц

с

 

грунтом

(под

первыми

звеньями опорной ветви гусениц) резко возрастает от нуля до

(0,25—0,3) Л / т а х из-за

внезапного

приложения

давления pi

—р0-

Затем осадка hi

увеличивается

плавно

до величины

Л / т а х .

 

 

Осадка hu, напротив, под первыми звеньями опорной ветви

(в течение времени, разном примерно 0,15Г| растет незначитель­

но

до величины

(0,08—0,1)

hu

.

Затем резко

увеличивается

и з конце периода Т взаимодействия

гусениц

с

грунтом

дости­

гает й / / г а а х ~

1,3/г/ш а х .

Огибающая

линия

осадок

грунта

hu

под

.каждым звеном опорной ветви гусениц имеет вид кривой, выпук­

лой вверх относительно поверхности

грунта.

 

 

 

 

 

 

168