Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
Рис. 76. Масляный фильтр-холодильник.
Уплотнение между корпусом фильтра и цилиндром охла дителя достигается уплотнительными кольцами 9. Свер ху фильтр-холодильник закрывается крышкой 2, которая плотно прижимается к корпусу колпачковой гайкой 4.
Масло движется по винтовым каналам внутри стенок цилиндрического охладителя, и забортная вода по коль-
144
цевому каналу в корпусе фильтра омывает внешнюю по верхность цилиндра и охлаждает масло.
Масло к фильтру-холодильнику подводится по кана лу А, а отводится по каналу Б.
ПУСКОВАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЕЙ
Пуск двигателя в работу можно осуществить вруч ную, электростартером и сжатым воздухом. Пуск вруч-. ную возможен только для двигателей небольшой мощно сти (до 20 л. с ) .
Самовоспламенение топлива в цилиндре в момент пуска возникает только при средних скоростях движения
поршня — не |
менее чем 1—1,5 |
м/с. Для достижения та |
кой скорости |
при ручном пуске |
и уменьшения нагрузки |
на аккумулятор при электростартерном пуске цилиндры двигателя необходимо соединить с внешней средой, что бы исключить сопротивление сжатия в момент вращения коленчатого вала.
Цилиндры двигателя соединяются с внешней средой открытием всасывающего или выпускного клапанов с помощью декомпрессионного устройства или специаль ного клапана.
Электростартерный пуск двигателя осуществляется с помощью специальной муфты свободного хода, кото рая в начальный момент соединяет ведущую шестерню стартера с зубчатым венцом маховика, а при работе ди зеля разъединяет их, предохраняя якорь стартера от по вышенного числа оборотов. Устройство стартера СТ-15, применяемого для пуска дизеля 2ЧСП 10,5/13, показано на рис. 77.
Стартер представляет собой электродвигатель по стоянного тока мощностью 1,8 л. с, использующий для работы энергию аккумуляторной батареи. Стартер 6 включается в работу нажатием кнопки, которая замыка ет ток от аккумуляторной батареи на добавочное реле 1. Замыкаясь, реле 1 включает ток на обмотки электромаг нитного реле включения стартера. Якорь 3 реле включе ния под действием электромагнита втягивается в катуш
ку и поворачивает рычаг 4, который перемещает |
втул |
ку 10 привода вправо. Втулка 10 привода |
через |
пружину / / давит на муфту свободного хода и также пе ремещает ее вправо, вводя ведущую шестерню 9 старте-
10—180 |
145 |
Рис. 77. Устройство стартера СТ-15.
pa в зацепление с зубчатым венцом маховика. Стартер в этот момент не работает. При дальнейшем втягивании якорь 3 нажимает на шток 2, который замыкает контак ты от аккумуляторов на электростартер и якорь его на чинает вращаться, раскручивая коленчатый вал двига теля. По мере появления вспышек топлива число оборо тов двигателя увеличивается и муфта свободного хода автоматически разъединяет привод якоря и ведущую шестерню 9.
При размыкании контактов кнопки цепь обмоток электромагнитного реле включения стартера размыкает ся и якорь под действием пружины перемещает рычаг 4 вправо, выводя из зацепления с зубчатым венцом махо вика ведущую шестерню 9 стартера.
Муфта |
свободного хода |
состоит из |
наружной & |
||
и внутренней 5 втулок, между которыми |
расположены |
||||
ролики 7. При передаче крутящего момента |
от |
стартера |
|||
к дизелю ролики заходят в |
узкую |
часть |
прорезей на |
||
внутренней втулке и заклинивают ее внутри |
наружной |
||||
втулки. При |
работе дизеля |
число |
оборотов |
наружной |
|
втулки резко увеличивается, |
в результате |
чего ролики |
смещаются в широкую часть прорезей, разъединяя внут реннюю и наружную втулки и обеспечивая свободное проворачивание соединительной шестерни 9.
Воздушный пуск двигателя осуществляется подачей сжатого воздуха в цилиндры в тот момент, когда пор шень находится в положении рабочего хода (всасываю щий и выпускной клапаны закрыты). Воздух в цилинд ры двигателя поступает в соответствии с порядком их работы и, оказывая давление на поршни, раскручивает коленчатый вал. После достижения необходимой скоро сти вращения вала подача пускового воздуха прекра щается и одновременно с этим включаются топливные насосы высокого давления. В первый момент пуска вспышки топлива возникают только в отдельных цилинд рах, а затем по мере увеличения числа оборотов колен чатого вала они становятся стабильными и двигатель на чинает равномерно работать.
Четырехцилиндровые двухтактные двигатели и шес тицилиндровые четырехтактные двигатели с взаимным расположением кривошипов под углом друг к другу со ответственно 90 и 120° запускаются сжатым воздухом "из любого положения коленчатого вала. Четырехтактные
10' |
147 |
и двухтактные двигатели с меньшим числом цилиндров не могут запускаться из любого положения, поэтому пе ред пуском коленчатый вал таких двигателей необходи мо повернуть на угол, при котором один из поршней бу дет находиться в положении рабочего хода.
Для установки коленчатого вала двигателя в пуско вое положение на маховике имеются отметки «Пуск».
Рис. 78. Система пуска сжатым воздухом дизеля 412/24.
Принципиальная схема системы пуска дизеля ЧСП 12/14 сжатым воздухом приведена на рис. 78. Воздух из баллонов 1 суммарной емкостью 40 л под давлением 60 кгс/см2 (6 МПа) через открытый главный разобщи тельный клапан 2 на баллоне поступает к клапану пус ка воздуха 3, расположенному на коробке включения, укрепленной на двигателе. При открытом клапане пус ка воздух направляется к распределителю 5, а затем че рез автоматический пусковой клапан 4 в тот цилиндр. двигателя, у которого поршень находится в положении рабочего хода, а всасывающий и выпускной клапаны за крыты.
148
Воздухохранители служат для хранения основного запаса пускового воздуха. Давление воздуха в воздухо-
хранителях |
составляет 25—30 кгс/см2 |
(2,5—3 МПа), а в |
|||
некоторых |
случаях для уменьшения их объема давление |
||||
может |
быть повышено до 60—150 |
кгс/см2 |
(6— |
||
15 МПа) . |
|
|
|
|
|
Емкость воздухохранителей для пуска главных ри- |
|||||
версивных |
двигателей по Правилам |
Регистра |
СССР |
||
должна |
обеспечить не менее двенадцати |
последователь |
ных пусков попеременно на передний и задний ход каж дого двигателя без пополнения запаса воздуха, а ем кость воздухохранителей для пуска главных нереверсив ных двигателей должна обеспечить не менее шести последовательных пусков одного двигателя. Количество воздухохранителей для пуска главных двигателей долж но быть не менее двух, а для пуска вспомогательных — одного.
Каждый воздухохранитель, устанавливаемый на суд не, должен быть оборудован по Правилам Регистра
СССР запорными клапанами для разобщения с напол нительным и расходным трубопроводами, клапаном для продувания, пружинным предохранительным клапаном, не допускающим повышения давления в воздухохранителе свыше 10% от рабочего, и манометром.
Обычно воздухохранители устанавливают вертикаль но или наклонно для удобства удаления конденсата, но если они расположены горизонтально, то отвод конден сата должен быть обеспечен с двух концов.
Воздухохранители должны иметь техническую доку ментацию, одобренную Регистром СССР, включающую конструктивный чертеж воздухохранителя в сборе с го ловкой, расчет прочности по Правилам Регистра СССР,
сведения о материале, применяемом для изготовления воздухохранителя.
Воздухохранитель представляет собой цельнотяну тый баллон из мягкой стали. Головка 1 воздухохрани теля (рис. 79) стальная кованая. Она крепится к флан цу гайками, наворачиваемыми на шпильки 2. На голов ке установлены наполнительный клапан 3, продувочный клапан 6, предохранительный клапан (на рисунке не по казан), главный разобщительный клапан 4, соединенный с пусковым трубопроводом, и манометр с запорным клапаном 5.
149
Продувочный клапан |
6 предназначен |
для |
удаления |
||
Из воздухохранителя конденсата |
и масла, |
скапливаю |
|||
щихся |
в процессе эксплуатации. |
Продувка воздухохра |
|||
нителя |
осуществляется |
при открытии |
клапана через |
трубку, опущенную почти до дна его, воздухом под из быточным давлением. Наполнительный клапан служит для наполнения воздухохранителей сжатым воздухом от компрессора (в дизелях большой' мощности) или отра-
Рис. 79. Головка воздухохранителей.
ботавшими газами из цилиндра двигателя через газоот борный клапан (в дизелях малой мощности).
Главный разобщительный клапан 4 с приводом от маховика служит для подачи воздуха по трубопроводу.
Редукционные клапаны обеспечивают снижение дав ления воздуха, поступающего из воздухохранителей, до давления, необходимого для пуска двигателя. Давление в редукционном клапане снижается в результате дрос селирования воздуха при проходе его через узкое сече< ние соединительного канала .(рис. 80). Воздух из бал лонов под высоким давлением поступает во входной ка
нал А клапана, но чтобы попасть к выходному каналу |
Б, |
он должен преодолеть сопротивление сообщающего |
их |
отверстия, которое закрывается шариком 2. Последний прижимается к кромкам отверстия резьбовым шпинде лем с поворотной рукояткой 1.
Изменение давления воздуха осуществляется пово ротом рукоятки 1, которая поворачивает шпиндель
150
й уменьшает или увеличивает размеры соединительного отверстия.
Для контроля за давлением воздуха до и после кла пана на корпусе 3 установлены манометры 4 и 5.
Рис. 80. Редукционный клапан.
Рис. 81. Пусковой клапан.
Главный пусковой клапан служит для подачи возду ха из открытых пусковых баллонов в цилиндры двига теля в момент пуска и для быстрого прекращения по ступления воздуха в момент начала работы.
Автоматические пусковые клапаны (рис. 81) предна значены для подачи воздуха в цилиндры двигателя и разобщения цилиндра с пусковой системой по оконча-
451