Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 76. Масляный фильтр-холодильник.

Уплотнение между корпусом фильтра и цилиндром охла­ дителя достигается уплотнительными кольцами 9. Свер­ ху фильтр-холодильник закрывается крышкой 2, которая плотно прижимается к корпусу колпачковой гайкой 4.

Масло движется по винтовым каналам внутри стенок цилиндрического охладителя, и забортная вода по коль-

144

цевому каналу в корпусе фильтра омывает внешнюю по­ верхность цилиндра и охлаждает масло.

Масло к фильтру-холодильнику подводится по кана­ лу А, а отводится по каналу Б.

ПУСКОВАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЕЙ

Пуск двигателя в работу можно осуществить вруч­ ную, электростартером и сжатым воздухом. Пуск вруч-. ную возможен только для двигателей небольшой мощно­ сти (до 20 л. с ) .

Самовоспламенение топлива в цилиндре в момент пуска возникает только при средних скоростях движения

поршня — не

менее чем 1—1,5

м/с. Для достижения та­

кой скорости

при ручном пуске

и уменьшения нагрузки

на аккумулятор при электростартерном пуске цилиндры двигателя необходимо соединить с внешней средой, что­ бы исключить сопротивление сжатия в момент вращения коленчатого вала.

Цилиндры двигателя соединяются с внешней средой открытием всасывающего или выпускного клапанов с помощью декомпрессионного устройства или специаль­ ного клапана.

Электростартерный пуск двигателя осуществляется с помощью специальной муфты свободного хода, кото­ рая в начальный момент соединяет ведущую шестерню стартера с зубчатым венцом маховика, а при работе ди­ зеля разъединяет их, предохраняя якорь стартера от по­ вышенного числа оборотов. Устройство стартера СТ-15, применяемого для пуска дизеля 2ЧСП 10,5/13, показано на рис. 77.

Стартер представляет собой электродвигатель по­ стоянного тока мощностью 1,8 л. с, использующий для работы энергию аккумуляторной батареи. Стартер 6 включается в работу нажатием кнопки, которая замыка­ ет ток от аккумуляторной батареи на добавочное реле 1. Замыкаясь, реле 1 включает ток на обмотки электромаг­ нитного реле включения стартера. Якорь 3 реле включе­ ния под действием электромагнита втягивается в катуш­

ку и поворачивает рычаг 4, который перемещает

втул­

ку 10 привода вправо. Втулка 10 привода

через

пружину / / давит на муфту свободного хода и также пе­ ремещает ее вправо, вводя ведущую шестерню 9 старте-

10—180

145


Рис. 77. Устройство стартера СТ-15.

pa в зацепление с зубчатым венцом маховика. Стартер в этот момент не работает. При дальнейшем втягивании якорь 3 нажимает на шток 2, который замыкает контак­ ты от аккумуляторов на электростартер и якорь его на­ чинает вращаться, раскручивая коленчатый вал двига­ теля. По мере появления вспышек топлива число оборо­ тов двигателя увеличивается и муфта свободного хода автоматически разъединяет привод якоря и ведущую шестерню 9.

При размыкании контактов кнопки цепь обмоток электромагнитного реле включения стартера размыкает­ ся и якорь под действием пружины перемещает рычаг 4 вправо, выводя из зацепления с зубчатым венцом махо­ вика ведущую шестерню 9 стартера.

Муфта

свободного хода

состоит из

наружной &

и внутренней 5 втулок, между которыми

расположены

ролики 7. При передаче крутящего момента

от

стартера

к дизелю ролики заходят в

узкую

часть

прорезей на

внутренней втулке и заклинивают ее внутри

наружной

втулки. При

работе дизеля

число

оборотов

наружной

втулки резко увеличивается,

в результате

чего ролики

смещаются в широкую часть прорезей, разъединяя внут­ реннюю и наружную втулки и обеспечивая свободное проворачивание соединительной шестерни 9.

Воздушный пуск двигателя осуществляется подачей сжатого воздуха в цилиндры в тот момент, когда пор­ шень находится в положении рабочего хода (всасываю­ щий и выпускной клапаны закрыты). Воздух в цилинд­ ры двигателя поступает в соответствии с порядком их работы и, оказывая давление на поршни, раскручивает коленчатый вал. После достижения необходимой скоро­ сти вращения вала подача пускового воздуха прекра­ щается и одновременно с этим включаются топливные насосы высокого давления. В первый момент пуска вспышки топлива возникают только в отдельных цилинд­ рах, а затем по мере увеличения числа оборотов колен­ чатого вала они становятся стабильными и двигатель на­ чинает равномерно работать.

Четырехцилиндровые двухтактные двигатели и шес­ тицилиндровые четырехтактные двигатели с взаимным расположением кривошипов под углом друг к другу со­ ответственно 90 и 120° запускаются сжатым воздухом "из любого положения коленчатого вала. Четырехтактные

10'

147


и двухтактные двигатели с меньшим числом цилиндров не могут запускаться из любого положения, поэтому пе­ ред пуском коленчатый вал таких двигателей необходи­ мо повернуть на угол, при котором один из поршней бу­ дет находиться в положении рабочего хода.

Для установки коленчатого вала двигателя в пуско­ вое положение на маховике имеются отметки «Пуск».

Рис. 78. Система пуска сжатым воздухом дизеля 412/24.

Принципиальная схема системы пуска дизеля ЧСП 12/14 сжатым воздухом приведена на рис. 78. Воздух из баллонов 1 суммарной емкостью 40 л под давлением 60 кгс/см2 (6 МПа) через открытый главный разобщи­ тельный клапан 2 на баллоне поступает к клапану пус­ ка воздуха 3, расположенному на коробке включения, укрепленной на двигателе. При открытом клапане пус­ ка воздух направляется к распределителю 5, а затем че­ рез автоматический пусковой клапан 4 в тот цилиндр. двигателя, у которого поршень находится в положении рабочего хода, а всасывающий и выпускной клапаны за­ крыты.

148

Воздухохранители служат для хранения основного запаса пускового воздуха. Давление воздуха в воздухо-

хранителях

составляет 25—30 кгс/см2

(2,5—3 МПа), а в

некоторых

случаях для уменьшения их объема давление

может

быть повышено до 60—150

кгс/см2

(6—

15 МПа) .

 

 

 

 

Емкость воздухохранителей для пуска главных ри-

версивных

двигателей по Правилам

Регистра

СССР

должна

обеспечить не менее двенадцати

последователь­

ных пусков попеременно на передний и задний ход каж­ дого двигателя без пополнения запаса воздуха, а ем­ кость воздухохранителей для пуска главных нереверсив­ ных двигателей должна обеспечить не менее шести последовательных пусков одного двигателя. Количество воздухохранителей для пуска главных двигателей долж­ но быть не менее двух, а для пуска вспомогательных — одного.

Каждый воздухохранитель, устанавливаемый на суд­ не, должен быть оборудован по Правилам Регистра

СССР запорными клапанами для разобщения с напол­ нительным и расходным трубопроводами, клапаном для продувания, пружинным предохранительным клапаном, не допускающим повышения давления в воздухохранителе свыше 10% от рабочего, и манометром.

Обычно воздухохранители устанавливают вертикаль­ но или наклонно для удобства удаления конденсата, но если они расположены горизонтально, то отвод конден­ сата должен быть обеспечен с двух концов.

Воздухохранители должны иметь техническую доку­ ментацию, одобренную Регистром СССР, включающую конструктивный чертеж воздухохранителя в сборе с го­ ловкой, расчет прочности по Правилам Регистра СССР,

сведения о материале, применяемом для изготовления воздухохранителя.

Воздухохранитель представляет собой цельнотяну­ тый баллон из мягкой стали. Головка 1 воздухохрани­ теля (рис. 79) стальная кованая. Она крепится к флан­ цу гайками, наворачиваемыми на шпильки 2. На голов­ ке установлены наполнительный клапан 3, продувочный клапан 6, предохранительный клапан (на рисунке не по­ казан), главный разобщительный клапан 4, соединенный с пусковым трубопроводом, и манометр с запорным клапаном 5.

149



Продувочный клапан

6 предназначен

для

удаления

Из воздухохранителя конденсата

и масла,

скапливаю­

щихся

в процессе эксплуатации.

Продувка воздухохра­

нителя

осуществляется

при открытии

клапана через

трубку, опущенную почти до дна его, воздухом под из­ быточным давлением. Наполнительный клапан служит для наполнения воздухохранителей сжатым воздухом от компрессора (в дизелях большой' мощности) или отра-

Рис. 79. Головка воздухохранителей.

ботавшими газами из цилиндра двигателя через газоот­ борный клапан (в дизелях малой мощности).

Главный разобщительный клапан 4 с приводом от маховика служит для подачи воздуха по трубопроводу.

Редукционные клапаны обеспечивают снижение дав­ ления воздуха, поступающего из воздухохранителей, до давления, необходимого для пуска двигателя. Давление в редукционном клапане снижается в результате дрос­ селирования воздуха при проходе его через узкое сече< ние соединительного канала .(рис. 80). Воздух из бал­ лонов под высоким давлением поступает во входной ка­

нал А клапана, но чтобы попасть к выходному каналу

Б,

он должен преодолеть сопротивление сообщающего

их

отверстия, которое закрывается шариком 2. Последний прижимается к кромкам отверстия резьбовым шпинде­ лем с поворотной рукояткой 1.

Изменение давления воздуха осуществляется пово­ ротом рукоятки 1, которая поворачивает шпиндель

150

й уменьшает или увеличивает размеры соединительного отверстия.

Для контроля за давлением воздуха до и после кла­ пана на корпусе 3 установлены манометры 4 и 5.

Рис. 80. Редукционный клапан.

Рис. 81. Пусковой клапан.

Главный пусковой клапан служит для подачи возду­ ха из открытых пусковых баллонов в цилиндры двига­ теля в момент пуска и для быстрого прекращения по­ ступления воздуха в момент начала работы.

Автоматические пусковые клапаны (рис. 81) предна­ значены для подачи воздуха в цилиндры двигателя и разобщения цилиндра с пусковой системой по оконча-

451