Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

термостата является латунный сильфон 4, представляю­ щий собой герметичную гофрированную коробочку, за­ полненную низкокипящей жидкостью. Сильфон, уста­ навливаемый в корпусе термостата, с помощью штока связан с клапаном 1. При температуре воды ниже 70° С сильфон сжат, поэтому клапан находится вверху, плот­ но прилегая к седлу 2. Одна часть воды от двигателя по

Рис. 69. Схема термостата.

патрубку 5 через патрубок 3 поступает к холодильнику, омывая сильфон 4, другая — через окна 6 и патрубок 7— непосредственно к циркуляционному насосу, минуя хо­ лодильник.

При достижении температуры воды около 70° С силь­ фон под действием давления паров низкокипящей жид­ кости начинает удлиняться, перемещая клапан / вниз. Проходное сечение патрубка 7 при этом уменьшается, количество воды, поступающей от двигателя к холо­ дильнику, увеличивается, а количество воды, поступаю­ щей к циркуляционному насосу, - минуя холодильник, уменьшается. При температуре воды в системе охлаж­ дения 85° С клапан / полностью перекрывает патрубок 7,

134

Рис. 70. Водяной холодильник.

направляя всю воду от двигателя к циркуляционному на­ сосу только через холодильник. Температура воды вслед­ ствие большого отвода тепла понизится и термостат сно­ ва произведет перераспределение потоков воды через холодильник и через обводный трубопровод к насосу, минуя холодильник.

Холодильник воды дизелей 6ЧСП 12/14 представляет собой кожухотрубный теплообменник, по трубкам кото­ рого движется пресная вода, а по межтрубному прост­ ранству— забортная вода (рис. 70).

Пакет медных трубок вместе с трубными досками 1 помещен в корпусе 7 холодильника. С торцов корпус за­ крыт крышками 5 и 8. Уплотнение трубных досок в кор­ пусе осуществляется с помощью резиновых колец 2, которые обжимаются торцовыми крышками. Для увели­ чения пути забортной воды и создания продольно-по­ перечного омывания трубок внутри корпуса холодильни­ ка приварены перегородки 6. Штуцеры 3 и 4 служат для выпуска воды и воздуха из корпуса холодильника.

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ

Система смазки двигателя служит для уменьшения трения и отвода тепла от трущихся поверхностей и обес­ печивает непрерывную циркуляцию, очистку и охлаж­ дение масла. Системы смазки делятся на три типа: раз­ брызгиванием, циркуляционную под давлением и комби­ нированную.

Смазка деталей судовых дизелей только разбрызги­ ванием не применяется, а используется частично в ком­ бинированных системах для смазки некоторых деталей, например поршня, пальца и пр. Причем под смазкой раз­ брызгиванием в этом случае понимается разбрызгивание масла, вытекающего из зазоров мотылевых подшипни­ ков, под действием центробежных сил, возникающих при вращении коленчатого вала.

Циркуляционная система смазки обеспечивает при­ нудительную смазку рамовых \и мотылевых подшипни­ ков коленчатого вала, подшипников распределительного вала, привода вспомогательных механизмов и других де­ талей под давлением, создаваемым шестеренчатым цир­ куляционным насосом, а также смазку цилиндровых вту­ лок под повышенным давлением (100—150 кгс/см2 или

136


10—15 МПа), создаваемым плунжерным насосом-лубри­ катором.

Комбинированная система смазки широко применя­ ется в дизелях небольшой мощности. Она обеспечивает смазку некоторых деталей (подшипников коленчатого и распределительного валов, привода вспомогательных механизмов и пр.) под давлением, а также смазку таких деталей, как поршень, кольца, поршневой палец и ци­ линдровая втулка разбрызгиванием.

Вода сг^-—s

I

1

/

2

Рис. 71. Принципиальная схема системы смазки с «мокрым» кар­ тером.

' Основное количество масла, необходимое для цирку­ ляции в системе смазки, может храниться в картере дви­ гателя или в отдельной сточно-циркуляционной'цистер­ не вне его. В зависимости от этого системы смазки де­ лятся соответственно на системы с «мокрым» и «сухим» картером.

Система смазки с «мокрым» картером проще по устройству и имеет меньшие массу и габариты по срав­ нению с системой с «сухим» картером. Недостатком является повышенное загрязнение и окисление масла продуктами сгорания топлива, проникающих в картер через неплотности поршневых колец. Система смазки с «сухим» картером сложнее по устройству, но обеспе­ чивает более длительный срок службы масла.

Принципиальная схема системы смазки с «мокрым» картером дизеля 6ЧСП 12/14 представлена на рис. 71.

137

Масло заливается в поддон 2 дизеля. Количество масла в поддоне контролируется щупом-маслоуказате- лем с двумя рисками, соответствующими минимально и максимально допустимым уровням масла. Из поддо­ на 2 масло через приемный фильтр /"засасывается шес­ теренчатым насосом 4 и под давлением подается через фильтр-холодильник 6 на смазку подшипников 9 колен­ чатого вала, подшипников 8 распределительного вала,

Рис. 72. Принципиальная схема системы смазки с «сухим» кар­ тером.

коромысел 10 механизма газораспределения и привода 7 топливного насоса. Параллельно с фильтром-холодильни­ ком включена центрифуга 3, через которую проходит только часть масла. Масло после очистки в центрифуге сливается непосредственно в поддон.

Для прокачивания системы смазки перед пуском дви­ гателя установлен ручной маслопрокачивающий на­ сос 5.

Принципиальная

схема

внешней системы

смазки

с «сухим»

картером

дизеля

6ЧСП 15/18 (ЗД6)

показа­

на на рис.

72. Масло заливается в сточно-циркуляцион-

ный бак /

через заправочную горловину, снабженную

сеткой 12. Внутри бака установлен пеногаситель 2. Бак снабжен указателем уровня масла ~4. Масло из расход- но-отстойного бака через приемный фильтр 3 засасыва­ ется нагнетательной секцией 7 трехсекционцрго масля-

138


иого насоса и пол давлением подается через фильтр в грубой очистки на смазку подшипников-коленчатого ва­ ла, подшипников распределительного вала и привода вспомогательных механизмов.

После смазки деталей двигателя масло сливается в поддон картера, а затем оттуда через носовой и кормо­ вой патрубки отсасывается двумя секциями 8 насоса и направляется в холодильник 10.

Перед холодильником установлен перепускной кла­ пан 9, который служит для перепуска части масла по обводному трубопроводу 11, минуя холодильник, если давление масла в системе при пуске холодного двигате­ ля превысит 1,5 ктс/см2 (0,15 МПа) . После прогрева масла давление в системе уменьшается и масло начина­ ет больше поступать в холодильник.

Фильтр тонкой очистки' установлен в одном корпусе с фильтром 6 грубой очистки, но фильтрующий элемент включен параллельно фильтру грубой очистки. Он про­ пускает только 8—10% масла, прокачиваемого через двигатель, и направляет его непрсредственно в поддон картера. В последних моделях дизелей прокачивание масла через них перед пуском осуществляется от шесте­ ренчатого насоса 5 небольшой . производительности с электроприводом.

Циркуляционные насосы служат для обеспечения равномерной подачи масла к объектам смазки. По на­ значению они делятся на нагнетательные и откачиваю­ щие. В системе смазки с «мокрым» картером применя­ ются только нагнетательные насосы, а в системе с «су­ хим» картером — нагнетательные и откачивающие на­ сосы.

Производительность откачивающего насоса должна быть больше, чем нагнетательного, чтобы исключить по­ вышение уровня масла в картере двигателя при сниже­ нии производительности насоса вследствие износа шесте­ рен. В некоторых конструкциях дизелей нагнетательная и откачивающая секции масляного насоса помещаются в одном корпусе и имеют один привод, например, дизель 6ЧСП 15/18 (ЗД6).

Масляные циркуляционные насосы, навешанные на двигатель, как правило, шестеренчатого типа с числом оборотов шестерен до 1500 в минуту. Принцип работы ше­ стеренчатых насосов рассмотрен ниже.

139


Устройство шестеренчатого масляного насоса с редук­ ционным клапаном дизеля ЧСП 10,5/13 показано на рис. 73. Валик ведущей шестерни 10 имеет на конце вы­ ступ, входящий в выемку торца промежуточного вклады­ ша коленчатого вала. На ведущем валике насажена ве­ дущая шестерня 12, которая стопорится штифтом 11- Ве­ дущая шестерня входит в зацепление с зубьями ведомой

Рис. 73. Шестеренчатый масляный насос дизелей 410,5/13.

шестерни 7, свободно вращающейся на валике 9. Шестер­ ни расположены в корпусе /, закрытом с торца крыш­ кой 8.

Для перепуска избытка масла из нагнетательной во всасывающую полость насоса на корпусе установлен ре­ дукционный клапан, который состоит из шарика 2, пру­ жины 3 и регулировочного винта 6. Последний вворачи­ вается в корпус насоса и служит для изменения натяже­ ния пружины, прижимающей шарик к седлу маслоперепускного отверстия. Изменяя натяжение пружины, можно изменять давление масла в системе: при вворачивании винта 6 давление масла увеличивается, а при выворачи­ вании— уменьшается. Регулировочный винт контрится от самопроизвольного отворачивания гайкой 5, которая прижимается к корпусу насоса через уплотнительную прокладку 4.

Масляные циркуляционные насосы, устанавливаемые на реверсивных двигателях, снабжены автоматическим

140

клапанным устройством, обеспечивающим подачу масла к объектам смазки в одном направлении при любом на­

правлении

вращения

коленчатого

вала.

 

Масляные

фильтры

слу­

 

 

жат

для

 

очистки

масла

 

 

от

механических

примесей.

 

 

Применяются

фильтры

гру­

 

 

бой и тонкой очистки

масла.

 

 

 

Фильтры

грубой

очистки

 

 

масла

могут

быть

сетчатые,

 

 

пластинчатые

щелевые

и

 

 

проволочные

щелевые. Кон­

 

 

струкции

фильтров

грубой

 

 

очистки масла аналогичны

 

 

конструкциям

фильтров гру­

 

 

бой очистки

топлива.

 

 

 

 

 

Фильтры

тонкой

очистки

 

 

масла

служат

для

очистки

 

 

масла не только от механи­

 

 

ческих

примесей,

но

и

от

 

 

смолисто-асфальтовых

ве­

 

 

ществ,

образующихся

в ре­

 

 

зультате

старения

масла

и

 

 

под действием

органических

 

 

кислот. Фильтры тонкой очи­

 

 

стки включаются параллель­

 

 

но фильтрам грубой очистки

 

 

и

пропускают

через

фильт­

 

 

рующий элемент не все, а

 

 

только

часть

масла,

которое

 

 

после очистки

стекает снова

 

 

в

картер

двигателя,

минуя

Рис.

74. Фильтрующий элемент

объект

смазки.

 

 

 

 

 

Из

фильтров тонкой

очи­

типа АСФО.

 

 

 

стки наибольшее

распрост­

 

 

ранение получили фильтры со сменными бумажными эле­ ментами типа АСФО (рис. 74).

Фильтрующий элемент состоит из картонных пла­ стин 6 и прокладок с вырезами 5. В перемычках меж­ ду вырезами прокладок выштампованы канавки 7, ко­ торые начинаются от центрального отверстия и не дохо­ дят до конца обода. Пластины и прокладки набирают, чередуя их между собой, в пакет, который сверху и сни-

141


зу закрывают металлическими донышками 4, а затем стягивают металлическими стяжками 1, концы которых крепят к проволочным кольцам 2. Ручка 3 служит для выемки фильтрующего пакета из корпуса фильтра.

При работе фильтра масло проходит через выемки в пластинах 6 в полость 8, образованную вырезами в про-

Рис. 75. Масляная центрифуга дизелей 412/14.

кладках 5, а оттуда, преодолевая

узкую

щель

между -

плотно сжатыми

пластинами

и прокладками,

попадает

в канавки 7 на

перемычках

прокладок

5 и

по ним —

к центральному маслоотводящему каналу.

 

 

 

Высокое качество очистки

масла

достигается

также

с помощью центрифуг. Их включают параллельно

фильт­

рам грубой очистки. После очистки в центрифуге масло сливается непосредственно в картер или в сточно-цирку- ляционную цистерну.

Устройство центрифуги дизеля

ЧСП 12/14

показано

на рис. 75. Корпус 6 центрифуги

отливается за

одно це-

142

лое с крышкой люка. В корпусе укрепляется ось 1, на

которой свободно в

двух подшипниках

скольжения 3

и 11 посажен ротор,

опирающийся на

шарикоподшип­

ник 2. Ротор состоит из корпуса 5 и крышки 9. В ниж­ ней части ротора имеются приливы, в которые ввернуты два сопла 4, соединенные с малозаборными трубками 7

внутри

корпуса. Крышка 9 ротора сверху

прижимается

к

корпусу

гайкой 13 через прокладку 12. Ротор центри­

фуги

закрывается крышкой 8, которая

прижимается

к

корпусу

гайкой 16, навинчиваемой на болт ротора че­

рез прокладки 14 и 15.

 

Масло под давлением, создаваемым шестеренчатым насосом, подводится к оси ротора, а затем по сверлени­ ям поступает внутрь корпуса. Как только корпус ро'тора заполнится маслом, оно начинает поступать к соплам че­ рез маслозаборные трубки. Вытекая из сопел с большой скоростью, масло создает реактивный момент, под дей­ ствием которого ротор начинает быстро вращаться. Ме­ ханические примеси центробежными силами отбрасыва­ ются к стенкам крышки ротора, а очищенное масло сте­ кает вниз в картер двигателя. Для направления масла к маслозаборным трубкам в корпусе ротора установлен отражатель 10.

Масляные холодильники служат для охлаждения масла и поддержания в системе смазки необходимого температурного режима. Они охлаждаются водой и мо­ гут включаться как во внешний, так и во "внутренний контуры охлаждения. По конструкции масляные холо­ дильники могут быть трубчатого или пластинчатого типов.

В некоторых конструкциях дизелей масляные холодильники объединены в одном корпусе с масляными фильтрами грубой очистки. На рис. 76 показано устрой­ ство фильтр-холодильника дизеля 6ЧСП 12/14. Фильт­ рующий элемент состоит из двух металлических сеток 7, устанавливаемых в стакан 6. Сверху они прижимаются к уплотнительной прокладке дна стакана пружиной 3 , через фланец 5. Для очистки сетки вынимают из корпу­ са / фильтра вместе со стаканом с помощью двух от­ верстий в его верхней части.

Масло охлаждается в цилиндрическом охладителе 8. Цилиндр охладителя вставляют в корпус так, чтобы между ними по высоте оставалась узкая кольцевая щель.

143