Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
термостата является латунный сильфон 4, представляю щий собой герметичную гофрированную коробочку, за полненную низкокипящей жидкостью. Сильфон, уста навливаемый в корпусе термостата, с помощью штока связан с клапаном 1. При температуре воды ниже 70° С сильфон сжат, поэтому клапан находится вверху, плот но прилегая к седлу 2. Одна часть воды от двигателя по
Рис. 69. Схема термостата.
патрубку 5 через патрубок 3 поступает к холодильнику, омывая сильфон 4, другая — через окна 6 и патрубок 7— непосредственно к циркуляционному насосу, минуя хо лодильник.
При достижении температуры воды около 70° С силь фон под действием давления паров низкокипящей жид кости начинает удлиняться, перемещая клапан / вниз. Проходное сечение патрубка 7 при этом уменьшается, количество воды, поступающей от двигателя к холо дильнику, увеличивается, а количество воды, поступаю щей к циркуляционному насосу, - минуя холодильник, уменьшается. При температуре воды в системе охлаж дения 85° С клапан / полностью перекрывает патрубок 7,
134
Рис. 70. Водяной холодильник.
направляя всю воду от двигателя к циркуляционному на сосу только через холодильник. Температура воды вслед ствие большого отвода тепла понизится и термостат сно ва произведет перераспределение потоков воды через холодильник и через обводный трубопровод к насосу, минуя холодильник.
Холодильник воды дизелей 6ЧСП 12/14 представляет собой кожухотрубный теплообменник, по трубкам кото рого движется пресная вода, а по межтрубному прост ранству— забортная вода (рис. 70).
Пакет медных трубок вместе с трубными досками 1 помещен в корпусе 7 холодильника. С торцов корпус за крыт крышками 5 и 8. Уплотнение трубных досок в кор пусе осуществляется с помощью резиновых колец 2, которые обжимаются торцовыми крышками. Для увели чения пути забортной воды и создания продольно-по перечного омывания трубок внутри корпуса холодильни ка приварены перегородки 6. Штуцеры 3 и 4 служат для выпуска воды и воздуха из корпуса холодильника.
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ
Система смазки двигателя служит для уменьшения трения и отвода тепла от трущихся поверхностей и обес печивает непрерывную циркуляцию, очистку и охлаж дение масла. Системы смазки делятся на три типа: раз брызгиванием, циркуляционную под давлением и комби нированную.
Смазка деталей судовых дизелей только разбрызги ванием не применяется, а используется частично в ком бинированных системах для смазки некоторых деталей, например поршня, пальца и пр. Причем под смазкой раз брызгиванием в этом случае понимается разбрызгивание масла, вытекающего из зазоров мотылевых подшипни ков, под действием центробежных сил, возникающих при вращении коленчатого вала.
Циркуляционная система смазки обеспечивает при нудительную смазку рамовых \и мотылевых подшипни ков коленчатого вала, подшипников распределительного вала, привода вспомогательных механизмов и других де талей под давлением, создаваемым шестеренчатым цир куляционным насосом, а также смазку цилиндровых вту лок под повышенным давлением (100—150 кгс/см2 или
136
10—15 МПа), создаваемым плунжерным насосом-лубри катором.
Комбинированная система смазки широко применя ется в дизелях небольшой мощности. Она обеспечивает смазку некоторых деталей (подшипников коленчатого и распределительного валов, привода вспомогательных механизмов и пр.) под давлением, а также смазку таких деталей, как поршень, кольца, поршневой палец и ци линдровая втулка разбрызгиванием.
Вода сг^-—s
I |
1 |
/ |
2 |
Рис. 71. Принципиальная схема системы смазки с «мокрым» кар тером.
' Основное количество масла, необходимое для цирку ляции в системе смазки, может храниться в картере дви гателя или в отдельной сточно-циркуляционной'цистер не вне его. В зависимости от этого системы смазки де лятся соответственно на системы с «мокрым» и «сухим» картером.
Система смазки с «мокрым» картером проще по устройству и имеет меньшие массу и габариты по срав нению с системой с «сухим» картером. Недостатком является повышенное загрязнение и окисление масла продуктами сгорания топлива, проникающих в картер через неплотности поршневых колец. Система смазки с «сухим» картером сложнее по устройству, но обеспе чивает более длительный срок службы масла.
Принципиальная схема системы смазки с «мокрым» картером дизеля 6ЧСП 12/14 представлена на рис. 71.
137
Масло заливается в поддон 2 дизеля. Количество масла в поддоне контролируется щупом-маслоуказате- лем с двумя рисками, соответствующими минимально и максимально допустимым уровням масла. Из поддо на 2 масло через приемный фильтр /"засасывается шес теренчатым насосом 4 и под давлением подается через фильтр-холодильник 6 на смазку подшипников 9 колен чатого вала, подшипников 8 распределительного вала,
Рис. 72. Принципиальная схема системы смазки с «сухим» кар тером.
коромысел 10 механизма газораспределения и привода 7 топливного насоса. Параллельно с фильтром-холодильни ком включена центрифуга 3, через которую проходит только часть масла. Масло после очистки в центрифуге сливается непосредственно в поддон.
Для прокачивания системы смазки перед пуском дви гателя установлен ручной маслопрокачивающий на сос 5.
Принципиальная |
схема |
внешней системы |
смазки |
|
с «сухим» |
картером |
дизеля |
6ЧСП 15/18 (ЗД6) |
показа |
на на рис. |
72. Масло заливается в сточно-циркуляцион- |
|||
ный бак / |
через заправочную горловину, снабженную |
сеткой 12. Внутри бака установлен пеногаситель 2. Бак снабжен указателем уровня масла ~4. Масло из расход- но-отстойного бака через приемный фильтр 3 засасыва ется нагнетательной секцией 7 трехсекционцрго масля-
138
иого насоса и пол давлением подается через фильтр в грубой очистки на смазку подшипников-коленчатого ва ла, подшипников распределительного вала и привода вспомогательных механизмов.
После смазки деталей двигателя масло сливается в поддон картера, а затем оттуда через носовой и кормо вой патрубки отсасывается двумя секциями 8 насоса и направляется в холодильник 10.
Перед холодильником установлен перепускной кла пан 9, который служит для перепуска части масла по обводному трубопроводу 11, минуя холодильник, если давление масла в системе при пуске холодного двигате ля превысит 1,5 ктс/см2 (0,15 МПа) . После прогрева масла давление в системе уменьшается и масло начина ет больше поступать в холодильник.
Фильтр тонкой очистки' установлен в одном корпусе с фильтром 6 грубой очистки, но фильтрующий элемент включен параллельно фильтру грубой очистки. Он про пускает только 8—10% масла, прокачиваемого через двигатель, и направляет его непрсредственно в поддон картера. В последних моделях дизелей прокачивание масла через них перед пуском осуществляется от шесте ренчатого насоса 5 небольшой . производительности с электроприводом.
Циркуляционные насосы служат для обеспечения равномерной подачи масла к объектам смазки. По на значению они делятся на нагнетательные и откачиваю щие. В системе смазки с «мокрым» картером применя ются только нагнетательные насосы, а в системе с «су хим» картером — нагнетательные и откачивающие на сосы.
Производительность откачивающего насоса должна быть больше, чем нагнетательного, чтобы исключить по вышение уровня масла в картере двигателя при сниже нии производительности насоса вследствие износа шесте рен. В некоторых конструкциях дизелей нагнетательная и откачивающая секции масляного насоса помещаются в одном корпусе и имеют один привод, например, дизель 6ЧСП 15/18 (ЗД6).
Масляные циркуляционные насосы, навешанные на двигатель, как правило, шестеренчатого типа с числом оборотов шестерен до 1500 в минуту. Принцип работы ше стеренчатых насосов рассмотрен ниже.
139
Устройство шестеренчатого масляного насоса с редук ционным клапаном дизеля ЧСП 10,5/13 показано на рис. 73. Валик ведущей шестерни 10 имеет на конце вы ступ, входящий в выемку торца промежуточного вклады ша коленчатого вала. На ведущем валике насажена ве дущая шестерня 12, которая стопорится штифтом 11- Ве дущая шестерня входит в зацепление с зубьями ведомой
Рис. 73. Шестеренчатый масляный насос дизелей 410,5/13.
шестерни 7, свободно вращающейся на валике 9. Шестер ни расположены в корпусе /, закрытом с торца крыш кой 8.
Для перепуска избытка масла из нагнетательной во всасывающую полость насоса на корпусе установлен ре дукционный клапан, который состоит из шарика 2, пру жины 3 и регулировочного винта 6. Последний вворачи вается в корпус насоса и служит для изменения натяже ния пружины, прижимающей шарик к седлу маслоперепускного отверстия. Изменяя натяжение пружины, можно изменять давление масла в системе: при вворачивании винта 6 давление масла увеличивается, а при выворачи вании— уменьшается. Регулировочный винт контрится от самопроизвольного отворачивания гайкой 5, которая прижимается к корпусу насоса через уплотнительную прокладку 4.
Масляные циркуляционные насосы, устанавливаемые на реверсивных двигателях, снабжены автоматическим
140
клапанным устройством, обеспечивающим подачу масла к объектам смазки в одном направлении при любом на
правлении |
вращения |
коленчатого |
вала. |
||||||||
|
Масляные |
фильтры |
слу |
|
|
||||||
жат |
для |
|
очистки |
масла |
|
|
|||||
от |
механических |
примесей. |
|
|
|||||||
Применяются |
фильтры |
гру |
|
|
|||||||
бой и тонкой очистки |
масла. |
|
|
||||||||
|
Фильтры |
грубой |
очистки |
|
|
||||||
масла |
могут |
быть |
сетчатые, |
|
|
||||||
пластинчатые |
щелевые |
и |
|
|
|||||||
проволочные |
щелевые. Кон |
|
|
||||||||
струкции |
фильтров |
грубой |
|
|
|||||||
очистки масла аналогичны |
|
|
|||||||||
конструкциям |
фильтров гру |
|
|
||||||||
бой очистки |
топлива. |
|
|
|
|
||||||
|
Фильтры |
тонкой |
очистки |
|
|
||||||
масла |
служат |
для |
очистки |
|
|
||||||
масла не только от механи |
|
|
|||||||||
ческих |
примесей, |
но |
и |
от |
|
|
|||||
смолисто-асфальтовых |
ве |
|
|
||||||||
ществ, |
образующихся |
в ре |
|
|
|||||||
зультате |
старения |
масла |
и |
|
|
||||||
под действием |
органических |
|
|
||||||||
кислот. Фильтры тонкой очи |
|
|
|||||||||
стки включаются параллель |
|
|
|||||||||
но фильтрам грубой очистки |
|
|
|||||||||
и |
пропускают |
через |
фильт |
|
|
||||||
рующий элемент не все, а |
|
|
|||||||||
только |
часть |
масла, |
которое |
|
|
||||||
после очистки |
стекает снова |
|
|
||||||||
в |
картер |
двигателя, |
минуя |
Рис. |
74. Фильтрующий элемент |
||||||
объект |
смазки. |
|
|
|
|
||||||
|
Из |
фильтров тонкой |
очи |
типа АСФО. |
|||||||
|
|
|
|||||||||
стки наибольшее |
распрост |
|
|
ранение получили фильтры со сменными бумажными эле ментами типа АСФО (рис. 74).
Фильтрующий элемент состоит из картонных пла стин 6 и прокладок с вырезами 5. В перемычках меж ду вырезами прокладок выштампованы канавки 7, ко торые начинаются от центрального отверстия и не дохо дят до конца обода. Пластины и прокладки набирают, чередуя их между собой, в пакет, который сверху и сни-
141
зу закрывают металлическими донышками 4, а затем стягивают металлическими стяжками 1, концы которых крепят к проволочным кольцам 2. Ручка 3 служит для выемки фильтрующего пакета из корпуса фильтра.
При работе фильтра масло проходит через выемки в пластинах 6 в полость 8, образованную вырезами в про-
Рис. 75. Масляная центрифуга дизелей 412/14.
кладках 5, а оттуда, преодолевая |
узкую |
щель |
между - |
|||
плотно сжатыми |
пластинами |
и прокладками, |
попадает |
|||
в канавки 7 на |
перемычках |
прокладок |
5 и |
по ним — |
||
к центральному маслоотводящему каналу. |
|
|
|
|||
Высокое качество очистки |
масла |
достигается |
также |
|||
с помощью центрифуг. Их включают параллельно |
фильт |
рам грубой очистки. После очистки в центрифуге масло сливается непосредственно в картер или в сточно-цирку- ляционную цистерну.
Устройство центрифуги дизеля |
ЧСП 12/14 |
показано |
на рис. 75. Корпус 6 центрифуги |
отливается за |
одно це- |
142
лое с крышкой люка. В корпусе укрепляется ось 1, на
которой свободно в |
двух подшипниках |
скольжения 3 |
и 11 посажен ротор, |
опирающийся на |
шарикоподшип |
ник 2. Ротор состоит из корпуса 5 и крышки 9. В ниж ней части ротора имеются приливы, в которые ввернуты два сопла 4, соединенные с малозаборными трубками 7
внутри |
корпуса. Крышка 9 ротора сверху |
прижимается |
||
к |
корпусу |
гайкой 13 через прокладку 12. Ротор центри |
||
фуги |
закрывается крышкой 8, которая |
прижимается |
||
к |
корпусу |
гайкой 16, навинчиваемой на болт ротора че |
||
рез прокладки 14 и 15. |
|
Масло под давлением, создаваемым шестеренчатым насосом, подводится к оси ротора, а затем по сверлени ям поступает внутрь корпуса. Как только корпус ро'тора заполнится маслом, оно начинает поступать к соплам че рез маслозаборные трубки. Вытекая из сопел с большой скоростью, масло создает реактивный момент, под дей ствием которого ротор начинает быстро вращаться. Ме ханические примеси центробежными силами отбрасыва ются к стенкам крышки ротора, а очищенное масло сте кает вниз в картер двигателя. Для направления масла к маслозаборным трубкам в корпусе ротора установлен отражатель 10.
Масляные холодильники служат для охлаждения масла и поддержания в системе смазки необходимого температурного режима. Они охлаждаются водой и мо гут включаться как во внешний, так и во "внутренний контуры охлаждения. По конструкции масляные холо дильники могут быть трубчатого или пластинчатого типов.
В некоторых конструкциях дизелей масляные холодильники объединены в одном корпусе с масляными фильтрами грубой очистки. На рис. 76 показано устрой ство фильтр-холодильника дизеля 6ЧСП 12/14. Фильт рующий элемент состоит из двух металлических сеток 7, устанавливаемых в стакан 6. Сверху они прижимаются к уплотнительной прокладке дна стакана пружиной 3 , через фланец 5. Для очистки сетки вынимают из корпу са / фильтра вместе со стаканом с помощью двух от верстий в его верхней части.
Масло охлаждается в цилиндрическом охладителе 8. Цилиндр охладителя вставляют в корпус так, чтобы между ними по высоте оставалась узкая кольцевая щель.
143