Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
нии пуска. Автоматические пусковые клапаны устанав ливают на цилиндровых крышках. Открываются клапа ны под действием давления пускового воздуха внутрь цилиндра, а закрываются под действием пружины и избыточного давления в цилиндре при работе двига
теля.
Основные детали авто матического пускового клапана следующие: кла пан 1, корпус клапана 2, пружина 3, гайка 4, кол пачок 5, отверстие. для прохода воздуха 6.
Воздушные компрессо ры служат для наполне ния воздухохранителей. Производительность ком прессоров выбирается из условия заполнения пус ковых баллонов от дав ления 0,5 МПа (5 кгс/см2 ) до рабочего в течение не более одного часа. Кроме основных компрессоров в машинном отделении пре дусматривается установка резервных компрессоров.
Дизельные установки малой мощности воздуш ными компрессорами не оборудуются, а зарядка пусковых баллонов осу ществляется отработав шими газами из цилиндра
двигателей через специ
Рис. 82. Газоотборньш клапан. альный газоотборный клапан.
Устройство газоотборного клапана дизеля NVD24 по казано на рис. 82. При открытии запорного клапана / газы из цилиндра двигателя по каналам 2 и 3 поступают к невозвратному шариковому клапану 4, а оттуда по тру бопроводу 5 к пусковым баллонам. Невозвратный кла пан служит для предохранения от обратного перетека-
J52
ми я газа'из баллона в цилиндр двигателя в момент вса сывания или выпуска.
При наполнении пусковых баллонов от газоотборного клапана сначала нужно открыть приемный клапан на баллоне, а затем газоотборный клапан на крышке ци линдра. Прекращение заполнения баллонов производит
ся закрытием сначала |
газоотборного клапана, а затем |
|
приемного клапана на |
баллоне. |
Такая последователь |
|
н а |
А-Л |
Рис. 83. Воздухораспределитель.
ность открытия и закрытия газоотборного и приемного клапанов предохраняет соединительный трубопровод от чрезмерного повышения в нем давления.
Воздухораспределитель служит для подачи пусково го воздуха по цилиндрам двигателя в соответствии с по рядком их работы. На рис. 83 показано устройство воз духораспределителя дизеля 6ЧСП 12/14. В корпусе рас пределителя выполнено шесть каналов для прохода воздуха. В каналы с наружной стороны ввернуты резь бовые штуцеры 1, которые плотно прижимают к корпусу ниппели трубопроводов, соединяющих воздухораспреде литель с пусковыми клапанами цилиндров. Другой сто роной каналы выходят на внутреннюю поверхность кор пуса, по которой скользит при вращении воздухораспре делительная шайба 8. Воздухораспределительная шайба имеет овальное окно для подвода воздуха к каналам,
153
она плотно прижимается к рабочей поверхности пружи ной 6, упирающейся через шайбу 5 в цилиндрический штифт 3 на валике / / распределителя.
Воздухораспределительная шайба соединена с вали ком 11 распределителя с помощью шлицевой регулиро вочной муфты 12.
Пружина и торец валика распределителя закрыты колпачком 4, который крепится на резьбе и фиксирует ся от самопроизвольного отворачивания при вращении воздухораспределительной шайбы проволокой 7.
4 S б 7 8
Рис. 84. Свеча накаливания.
Воздухораспределительная шайба вместе с колпач ком закрывается крышкой 2, которая крепится к кор пусу гайками, наворачиваемыми на шпильки. Воздух из
пусковых |
баллонов |
поступает |
по центральному |
трубо |
проводу |
под крышку воздухораспределителя, а |
оттуда |
||
в зависимости от |
положения |
окна воздухораспредели |
||
тельной шайбы в один из цилиндров двигателя. |
|
|||
Вращение воздухораспределительная шайба |
получа |
ет от валика 11, соединенного муфтой 10 с валиком при вода топливных насосов. Муфта 10 на валике 11 фикси руется шплинтом 9. Для облегчения пуска двигателей при пониженной температуре воздуха (особенно двигате лей с разделенными камерами) применяются свечи нака ливания (рис. 84).
В корпус 1 свечи вставлен сердечник 2, который удер живается в нем гайкой 9. Сердечник и гайка изолирова ны от корпуса свечи соответственно прокладкой из слю ды и текстолитовыми шайбами 6, 7 и 10.
Свеча изготовлена по двухпроводной системе, поэто му и корпус ее должен быть изолирован от массы дви гателя. Для • этой цели свечу вставляют в конусную втулку 11 и изолируют от нее прокладкой из слюды.
154
Корпус во втулке удерживается стяжной гайкой 5, кото рая изолирована от корпуса текстолитовой шайбой 4.
Токопроводящие медные шины присоединяются сле дующим образом: одна к корпусу свечи между гайкой 5 и шайбой 6, а другая к сердечнику между шайбами 7. Обе шины прижимаются к свече гайкой 5.
Корпус свечи, сердечник и конусная втулка изготов лены из жаростойкой стали, а спираль накаливания 3 — из нихрома. Концы спирали вставлены в отверстия на корпусе и сердечнике и зачеканены.
Все свечи соединяются последовательно с контроль ной спиралью накаливания в одну цепь. Контрольная спираль служит для наблюдения за степенью накала спиралей и исправностью свечей.
РЕВЕРСИВНЫЕ УСТРОЙСТВА
Реверсивные устройства предназначены для измене ния направления вращения гребного винта фиксирован ного шага или для изменения угла положения лопастей винта регулируемого шага (при постоянном направле нии вращения).
Направление вращения гребного винта можно изме нять двумя способами: изменением направления враще ния коленчатого вала (реверсивные двигатели) или с по мощью реверсивной муфты, не меняя направление вра щения коленчатого вала (нереверсивные двигатели). Изменение направления вращения гребного винта путем изменения направления вращения коленчатого вала, или реверсирование двигателя, применяется в дизельных установках повышенной мощности — от 300 л. с. и выше.
Гребные установки маломерных судов оборудуются нереверсивными двигателями, поэтому направление вра щения винта у них изменяется с помощью реверсивных муфт. Кроме того, маломерные двигатели в большинстве случаев изготавливают быстроходными с редукторной передачей мощности на винт, поэтому реверсивная муф та таких двигателей объединяется с редуктором.
Реверсивно-разобшительная муфта
Реверсивно-разобщительная'муфта (рис.85) устанав ливается на валовых линиях среднеоборотных неревер сивных двигателей. Она служит для изменения направ-
155
ления вращения гребного винта и разобщения вала двигателя с гребным валом.
Реверспвно-разобщительная муфта представляет со бой единый агрегат, состоящий из реверсивного устрой- ,
ства |
с тормозом и разобщительной муфты. |
|
|
|
|
||||
|
|
Реверсивное |
устройство |
со |
|||||
|
|
стоит из корпуса 10, в носовой |
|||||||
|
|
стороне |
которого |
расположена |
|||||
|
|
ведущая коническая |
шестерня |
||||||
|
|
2, соединенная |
с |
коленчатым |
|||||
|
|
валом / двигателя, а с кормо |
|||||||
|
|
вой стороны — ведомая |
кони |
||||||
|
|
ческая |
шестерня |
5, |
соединен |
||||
|
|
ная с гребным валом 7. Веду |
|||||||
|
|
щая и ведомая шестерни нахо |
|||||||
|
|
дятся в зацеплении через про |
|||||||
|
|
межуточные сателитовые |
ше |
||||||
|
|
стерни 4 и 9, которые |
свободно |
||||||
|
|
вращаются |
на |
осях 3, укреп |
|||||
|
|
ленных |
в корпусе |
10. |
|
|
|
||
|
|
Тормоз |
11 удерживает |
|
кор |
||||
|
|
пус 10 |
реверсивного |
устройст |
|||||
|
|
ва от проворачивания при ра |
|||||||
|
|
боте винта «назад». При затор |
|||||||
|
|
моженном |
корпусе и |
неизмен |
|||||
|
|
ном направлении вращения ве |
|||||||
|
|
дущей шестерни 2 ведомая ше |
|||||||
|
|
стерня |
5 будет |
|
вращаться в |
||||
|
|
противоположном |
|
направле |
|||||
|
|
нии. Включение тормоза |
сбло |
||||||
Рис. |
85. Реверсивно-разоб- |
кировано с |
поворотом-рычага |
||||||
щительная муфта. |
.управления |
муфтой в положе |
|||||||
|
|
ние «назад» через промежуточ |
|||||||
|
|
ные тяги 13 и 12. |
|
|
|
|
|||
Разобщительная муфта фрикционного |
|
типа состоит |
из трех чугунных дисков: ведущего 8, упорного 19 и ве домого 18. Ведущий диск свободно установлен на шпиль ках 6 корпуса 10 и может перемещаться вправо и вле во, а упорный и ведомый диски установлены на гребном валу и соединены с ним с помощью шпонок.
Для включения муфты на «передний ход» (рис. 85, а) рычаг 14 управления необходимо повернуть вправо. Муфта 15, свободно сидящая на валу, при этом также
156
перемещается вправо и через двуплечие рычаги 16 и 17, опирающиеся на сферическое кольцо 20,' передает уси лие на диски, сжимая их между собой. Под действием сил трения диски сцепляются и гребной вал начинает вра щаться вместе с корпусом реверсивной муфты в ту же сторону, что и вал двигателя.
Для включения муфты на «задний ход» (рис. 85, в) рычаг 14 управления необходимо повернуть влево. Ди ски разобщительной муфты при этом освобождаются от давления, гребной вал и корпус реверсивной муфты разъединяетсяОдновременно с поворотом рычага 14 передается усилие на тормозное устройство и корпус ре версивной муфты затормаживается от проворачивания. При заторможенном корпусе муфты ведущая шестерня через сателиты начинает вращать ведомую шестерню вместе с гребным винтом в противоположном направле нии, обеспечивая задний ход.
Для остановки вращения винта при работающем двигателе рычаг 14 управления необходимо поставить в среднее положение на отметку «стоп» (рис. 85, б). Кор пус реверсивной муфты в результате этого растормажи вается, а разобщительная муфта по-прежнему остается выключенной. В таком положении ведущая шестерня через сателиты обкатывается вместе с корпусом вокруг неподвижной ведомой шестерни и вращение гребному винту не передается.
Реверсивные редукторы
В судовых быстроходных нереверсивных двигателях малой мощности кроме реверсивных муфт необходимо предусмотреть установку редуктора, понижающего чис ло оборотов, передаваемых на гребной винт. Необходи мость этого обусловлена возникновением значительного разрежения у тыловых поверхностей лопастей быстровращающегося винта, вследствие чего значительно увеличи вается выделение газов, содержащихся в воде, и проис ходит частичное вскипание ее, т. е. винт вращается в па рогазовой среде, поэтому упор, создаваемый им, рез ко уменьшается.
Редукторы изготавливают в одном агрегате с ревер сивной и разобщительной муфтами. Такие устройства называют реверсредукторами.
157
Схема двухступенчатого реверсредуктора с ручным механическим управлением показана на рис.86, а про дольный разрез реверсредуктора, работающего по вы шеприведенной схеме и устанавливаемого на судовом быстроходном дизеле 2ЧСП 10,5/13— на рис.87 (пози ции на обоих рисунках совпадают.)
При установке реверсредуктора |
на двигатель фла |
нец / коленчатого вала соединяют |
с корпусом 2 разоб- |
стоп |
|
Рис. 86. Схема двухступенчатого реверсивного ре дуктора.
щительной муфты. Разобщительная муфта состоит из трех дисков: переднего хода 15, заднего хода 3 и нажим ного 4. Диск переднего хода ' укреплен на пустотелом валу 13, диск заднего хода — на валу 9, который прохо дит внутри пустотелого вала. Нажимной диск располо жен между дисками переднего и заднего хода. Он сое динен с корпусом разобщительной муфты выступами, входящими в пазы. По этим пазам нажимной диск мо жет перемещаться в осевом направлении с помощью рычажного механизма 14, соединенного с муфтой 6, ко торая свободно сидит на валу переднего хода и имеет привод от рычага 5 управления реверсредуктором.
На пустотелом валу на шпоночном соединении по сажена ведущая шестерня 7 переднего хода, которая находится в зацеплении с ведомой шестерней 12. Пере'
158
даточное отношение шестерен 1:2,5. Ведомая шестерня 12 на шпоночном соединении сидит на валу, фланец ко
торого |
соединяется с гребным валом. На валу 9 зад |
него хода |
на шпоночном соединении посажена ведущая |
Рис. 87. Реверсивный двухступенчатый редуктор дизеля 2ЧСП 10,5/13.
шестерня 5 заднего хода, которая через промежуточную шестерню 10 на-ходится в зацеплении также с ведомой шестерней 12. Передаточное отношение шестерен 1:3,25.
При переводе рычага 5 управления реверсредуктором в положение «вперед» свободно сидящая на валу
159