Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все запорные устройства газоотвода должны быть открыты. На судах, где газоотвод расположен вблизи или ниже ватерлинии, наружное запорное устройство" открывают одновременно с пуском дизеля. Порядок пуска в этом случае должен быть оговорен в инструкции по эксплуатации дизельной установки.

Категорически запрещается пуск дизеля кислородом или каким-либо горючим газом.

Контролируют уровень масла в

опорных и упорных

подшипниках валопровода. При кольцевой

смазке под­

шипников проверяют исправность

смазывающих колец,

при фитильной смазке промывают

фитили

и опускают

их в гнезда.

 

 

Проверяют и подготавливают к работе систему ох­ лаждения подшипников, убеждаются в отсутствии по­ сторонних предметов на валопроводе, а также в том, что валопровод расторможен. Проверяют действие разобщи­ тельных муфт и системы сигнализации, включения и вы­ ключения муфт. После проверки муфты должны быть отключены.

В установках с ВРШ выполняют работы по подготов­ ке и вводу в действие систем ВРШ в соответствии с ин­ струкцией по эксплуатации, лопасти винта устанавли­ вают в положение «нулевого упора».

Ослабляют дейдвудные сальники так, чтобы через них просачивались отдельные капли воды. Контролиру­ ют системы охлаждения и смазки дейдвудных втулок (если она предусмотрена).

Проворачивание и пробный пуск дизеля воздухом

В установках с прямой передачей мощности на винт при отсутствии разобщительных муфт проворачивание и пробный пуск дизеля воздухом производят только по­ сле разрешения с командного мостика, а в установках с разобщительными муфтами — при выключенных муф­ тах без специального разрешения с командного мостика.

Перед пробным пуском дизелей следует провернуть •' коленчатый вал вручную. Перед пробным пуском дизе­ ля, работающего на винт регулируемого шага, проверя­ ют в действии систему управления ВРШ. При этом не­ обходимо убедиться в том, что указатели шага винта на всех постах управления согласованы и время переклад­ ки лопастей соответствует указанному в заводской ин-

190



струкции. Затем производят пробные пуски дизеля сжа­ тым воздухом без подачи топлива при открытых декомпрессионных клапанах.

При этом дизель и газотурбонагнетатель должны вращаться свободно и равномерно (без рывков). После пробных пусков на воздухе закрывают декомпрессионные краны.

По получении с командного мостика команды «Готовсь» по машинному телеграфу вахтенный механик обязан повторить сигнал, переведя рукоятку машинного телеграфа в положение «Готовсь» и в дальнейшем по­ стоянно находиться у поста управления, обеспечивая поддержание необходимого теплового состояния ди­ зеля. Пуск дизеля в ход производится в после­ довательности, изложенной в инструкции завода-строи­ теля.

После пуска дизеля необходимо установить минимальноустойчивое число оборотов и обеспечить прогре­

вание дизеля.

 

 

 

В

установках

с ВРШ

пуск дизеля осуществляется

при

положении лопастей,

соответствующем

«нулевому

упору», в установках с разобщительными

муфтами —

при.отключенных

муфтах. •

 

 

Пуск дизеля электростартером осуществляется с де­ компрессией (если такое устройство предусмотрено кон­ струкцией) путем включения стартера на короткий про­ межуток времени до получения первых вспышек в цилиндрах. Не допускается непрерывное вращение колен­ чатого вала стартером более 15 с, повторно можно вклю­ чать его с перерывом не менее 2 мин. При наличии све­ чей накаливания их включают за 30 с до пуска электро­ стартера и немедленно выключают, когда дизель начнет работать на топливе. Общая продолжительность не­ прерывной работы свечей накаливания за один пуск не должна превышать 1,5 мин.

Если при подаче топлива дизель останавливается, то необходимо перевести штурвал (рычаг) управления в по­ ложение «стоп» и повторно произвести пуск через про­ межуток времени, оговоренный инструкцией завода-стро­ ителя.

Об обнаруженных неполадках в работе дизеля при пуске вахтенный механик обязан доложить старшему (главному) механику и на командный мостик, одновре-

191


меныо приняв меры для быстрейшего устранения неис­ правностей.

Непосредственно после пуска дизеля вахтенный ме­ ханик проверяет показания контрольно-измерительных приборов, а также убеждается в отсутствии ненормаль­ ных стуков-и шумов. Давление масла и температуру масла, воды и выхлопных газов регулируют в соответст­ вии с инструкцией завода-строителя.

После пуска дизеля необходимо пополнить запас воз­ духа в пусковых баллонах. При пуске дизеля в ход сжа­ тыми отработавшими газами до того, как дизель будет нагружен, следует пополнить пусковые баллоны с по­ мощью специально предусмотренного газоотборного кла­ пана до давления, рекомендуемого инструкцией по экс­ плуатации. По окончании пополнения баллонов газоот­ борный клапан надо закрыть.

Обслуживание во время работы

Во время работы дизельной установки вахтенный ме­ ханик обязан наблюдать за работой дизеля, обслужива­ ющих его механизмов и систем по показаниям контроль­ но-измерительных приборов и средств сигнализации, а также путем осмотра и прослушивания, обеспечивать режимы работы дизеля в соответствии с задаваемым с мостика ходом судна.

При несении вахты во время работы дизельной ус­ тановки вахтенный механик обязан записывать в ма­ шинный вахтенный журнал все команды, полученные с мостика, показания контрольно-измерительных прибо­ ров, все сведения о неисправностях, обнаруженных при работе дизеля, и принятых мерах по их устранению.

Изменять режим работы дизеля и останавливать его при обнаружении неисправностей можно только с раз­ решения вахтенного помощника капитана. Обнаружен­ ные во время работы дизеля неисправности нужно уст­ ранять, как правило, после его остановки.

Устранять неисправности на работающем дизеле до­ пускается как исключение в случаях, когда это не может привести к его вынужденной остановке.

Продолжительность прогрева дизеля до включения его под нагрузку после пуска регламентируется инструк­ цией завода-строителя н, кроме того, определяется ти-

192

пом дизельной установки, ее техническим состоянием. Запрещается сокращать время прогрева и включения нагрузки (кроме случаев, вызванных требованиями обе­ спечения безопасности судна).

Продолжительность работы дизеля на холостом ходу и величина минимальной нагрузки при прогреве долж­

ны

соответствовать требованиям заводской инструкции

по

эксплуатации.

При отсутствии указаний в инструкции завода-строи­ теля по температурному режиму прогрева дизель счи­ тается прогретым и готовым для включения под нагруз­ ку, когда при установившемся режиме и постоянных температурах воды и масла на входе в дизель они оста­ ются постоянными и на выходе из него.

При низкой температуре забортной воды-, поступаю­ щей в холодильники дизельной установки, часть теплой, воды, а также часть циркуляционного масла необходи­ мо перепускать помимо холодильников. Следует иметь в виду, что лучше охлаждать дизель большим количе­

ством

теплой

воды, чем

малым

количеством

холодной.

Нельзя

перепускать

все циркуляционное

масло

ми­

мо холодильника, так как после

включения

его полно­

стью в работу из-за оставшегося в

нем холодного

мас­

ла может

образоваться

масляная

пробка,

затрудняю­

щая

проход

горячего

масла,

что

может

привести к

аварии дизеля.

Во всех случаях включение дизеля под нагрузку и пе­ реход с одного режима на другой необходимо осуществ­ лять постепенно, не допуская резкого изменения числа оборотов, что приводит к нарушению режима смазки и повышенным механическим напряжениям.

При обслуживании работающего дизеля следует не реже чем каждые 30 мин проверять состояние всех до­ ступных для осмотра трущихся и движущихся деталей,

проверяя на ощупь их температуру; не реже

одного

ра­

за за

вахту

контролировать распределение

нагрузки

по

цилиндрам.

 

 

 

 

 

 

При обнаружении неисправностей в работе дизеля

вахтенный

механик обязан немедленно доложить об

этом

вахтенному

помощнику

капитана

и

старшему

(главному)

механику, уменьшить нагрузку

и принять

все меры

к

устранению причин,

вызвавших

неисправ­

ность,

а

в

случае

крайней необходимости,

связанной с

13—180

193


угрозой аварии или с опасностью

д л я жизни

обслужи ­

вающего персонала — остановить

дизель .

 

З а п р е щ а е т с я п р о д о л ж и т е л ь н а я

р а б о т а в

запретных

зонах

чисел оборотов дизеля .

З о н а

(зоны)

запретных

чисел

оборотов отмечается

на

ц и ф е р б л а т е

тахометра

сектором (секторами), окрашенным

в. красный

ц в е т . П р и

изменении чисел оборотов необходимо к а к м о ж н о бы­

стрее

проходить запретные

зоны

работы дизеля .

 

П р и

обслуживании

системы

о х л а ж д е н и я

дизеля

не­

обходимо следить за т е м п е р а т у р а м и и давлением

о х л а ж ­

д а ю щ е й

воды, п о д д е р ж и в а я

их

значения на уровне ве­

личин, оговоренных заводской инструкцией.

Д л я дизе­

лей

с

проточной

системой

о х л а ж д е н и я

температура

воды, выходящей из к а ж д о г о цилиндра, не д о л ж н а

превы­

ш а т ь

45—50° С. Д л я дизелей с

замкнутой системой

ох­

л а ж д е н и я ,

сообщенной

с

атмосферой,

температура

вы­

ходящей

воды д о л ж н а

быть

в пределах

60—80° С.

 

Р а з н о с т ь температур воды, входящей в дизель и вы­

ходящей

из

него, д о л ж н а

быть в

пределах: д л я

замкну ­

той системы 7—15° С; д л я

проточной системы 10—20° С.

Разность температур воды (масла) на выходе из от­

дельных

цилиндров

или

поршней

д и з е л я

не д о л ж н а

пре­

в ы ш а т ь

5° С. Если

температура

поступающей к

дизелю

забортной воды низка, необходимо повышать ее до ве­ личины, указанной в инструкции завода - строителя, пу­ тем перепуска отходящей от дизеля нагретой воды в при­ емную полость циркуляционного насоса.

О х л а ж д е н и е д и з е л я холодной водой приводит к воз­ никновению значительных термических н а п р я ж е н и й и

появлению трещин во

втулках цилиндров, к р ы ш к а х , го­

л о в к а х поршней.

 

 

 

В случае внезапного прекращения подачи воды на ох­

л а ж д е н и е д и з е л я из-за

неисправности

насоса

необходимо

переключать систему о х л а ж д е н и я на

работу

от резервно­

го насоса, постепенно увеличивая количество

подаваемой

воды.

 

 

 

Если температура

о х л а ж д а ю щ е й

воды на выходе из

какого - либо цилиндра значительно выше нормальной н понизить ее не удается, то допускается до устранения не­ исправности выключить подачу топлива в у к а з а н н ы й ци­ линдр без остановки дизеля .

П р и

обслуживании

замкнутой системы о х л а ж д е н и я

не р е ж е

одного р а з а за

вахту необходимо проверять уро-

194