Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
вень пресной воды в расширительном баке. Понижение уровня воды указывает на утечку ее в соединениях систе мы; повышение уровня — на попадание в пресную воду забортной.
При обслуживании системы смазки дизеля • необ ходимо:
осуществлять постоянный контроль за давлением и температурой масла в циркуляционной системе, поддер живая их величины в пределах значений, рекомендован ных инструкцией завода-строителя;
не реже одного раза в час проверять уровень масла в сточных масляных цистернах или картере дизеля, рез кое уменьшение уровня масла может быть вызвано его утечкой через неплотности в системе, повышение уровня масла указывает на попадание в систему воды или топ лива. При увеличении или резком понижении уровня масла в картере необходимо установить причины и устранить их;
не реже одного раза за вахту подавать соответствую щую смазку к узлам, где не предусмотрена централизо ванная смазка;
не реже одного раза за сутки выпускать воздух из масляной полости маслохолодильников, брать пробу ох лаждающей воды из водяной полости-маслохолодильни ков для проверки следов масла в воде.
При падении давления масла и повышения его темпе ратуры необходимо уменьшить нагрузку на дизель или остановить его по разрешению вахтенного помощника капитана, выявить причину неисправности и устранить.
Разность (перепад) давлений масла до и после фильт ра грубой очистки должна находиться в пределах значе ний, установленных заводом-строителем. Повышенный перепад давлений масла до и после фильтра указывает на загрязнение сетчатых или самоочищающихся щеле вых фильтров. При уменьшении перепада в сетчатых фильтрах необходимо заменить поврежденные сетки фильтров, предварительно переключив работу системы на второй спаренный фильтр.
Во время очистки следует обращать внимание на при сутствие в шламе металлических частиц, свидетельст вующих об износе деталей дизеля. Присутствиеводы, а также топлива в циркуляционном масле может быть оп ределено по цвету и вязкости его. .
13* |
i'95 |
Не реже одного раза в час необходимо контролиро вать смазку подшипников валопровода, а также подшип ников дейдвуда и переборочных сальников.
При обслуживании топливной системы во время ра боты дизеля необходимо осуществлять систематическое наблюдение за состоянием фильтров топлива (аналогич но масляным); за состоянием топливого трубопровода от расходных цистерн к насосам и от насосов к форсун кам (обнаруженные неплотности в трубопроводах долж ны немедленно устраняться); за работой форсунок, про веряя на ощупь температуру топливных насосов и пуль сацию топлива в трубопроводе высокого давления. Повышенный нагрев трубки или насоса с одновремен ным увеличением гидравлических ударов указывает на засорение сопел или зависание игл форсунок. Регулиров ка форсунок и их замена во время работы дизеля запре щается; для устранения неисправностей форсунок необ ходимо остановить дизель (по разрешению вахтенного помощника капитана).
Расходные топливные цистерны должны быть посто янно заполнены не менее чем на 50% своей емкости во избежание попадания воздуха в топливную систему при оголении приемной трубы к насосам дизеля во время качки.
При переводе питания дизеля топливом с одной цис терны на другую, а также при заступлении на вахту сле дует удалить отстой топлива из расходных цистерн.
При обслуживании систем пуска и продувки дизеля необходимо:
после пуска, а затем периодически, но не реже одного раза за час на ощупь проверять температуру трубопро водов, подводящих воздух к цилиндрам. Нагрев пуско вого трубопровода какого-либо цилиндра указывает на неплотность пускового клапана данного цилиндра;
следить, чтобы баллоны пускового воздуха были по стоянно наполнены сжатым воздухом или газом до номинального давления, а главный запорный клапан от пусковых баллонов до дизеля во время хода судна был постоянно открыт;
периодически удалять воду и масло из баллонов пу скового воздуха путем продувки; не реже двух раз за вахту спускать скопившиеся воду и масло из ресивера продувочного воздуха.
196
При обслуживании системы наддува дизеля необхо димо следить за чистотой воздушных фильтров газотур
бонагнетателей, за температурой и давлением |
наддувоч |
|
ного воздуха, поддерживать температуру |
воды |
на входе |
в воздухохолодильник и выходе из него |
в соответствии |
с инструкцией завода-строителя; не реже двух раз за вахту спускать из ресивера наддувочного воздуха ско пившуюся воду и масло.
При выходе из строя газотурбонагнетателя необходи мо остановить дизель (по разрешению вахтенного по мощника капитана). В соответствии с требованиями инструкции завода-строителя нужно вывести из действия агрегат наддува и перевести дизель на всасывание воз духа из машинного отделения. Нагрузка на дизеле при этом не должна превышать значений, указанных в завод ской инструкции для случая работы с выведенной из действия системой наддува.
При обслуживании валопровода температуру подшип ников валопровода, механизмов и узлов установки ВРШ, а также дейдвудных и пе'реборочных сальников необхо димо контролировать не реже, чем каждый час, проверяя ее по приборам либо на ощупь. При повышении темпера туры подшипников сверх допустимой и невозможности предотвратить ее дальнейшее повышение необходимо (по разрешению вахтенного помощника капитана) остано вить дизель при прямой передаче мощности на винт или выключить муфту при передаче мощности через муфту любой конструкции и выяснить причину.
• Состояние валопровода и дейдвудного устройства должно удовлетворять следующим требованиям: все ва лы должны быть надежно соединены; зазоры в подшип никах не должны превышать установленных норм; тем пература нагрева подшипников не должна превышать величин, указанных в заводской технической документа ции; сальниковое уплотнение должно обеспечивать пол ную водонепроницаемость; величины смещений и изло мов осей валов и соединений не должны превышать предельно допустимых норм; система смазки и охлаж дения подшипников должна быть в исправном со стоянии.
Эксплуатация валопроводов запрещается при нали чии трещин на валах и фланцах, отсутствии полного штатного комплекта соединительных болтов в фланце-
197
вых соединениях валопровода; признаках попадания во ды под бронзовую облицовку гребного вала; нарушения стопорения дейдвудных втулок.
Обслуживание при работе в режиме перегрузки, при малых нагрузках и на холостом ходу
Работа дизеля с перегрузкой допускается в исключи тельных случаях по приказанию капитана, связанному с обеспечением безопасности судна и находящихся на нем людей. При этом должны быть соблюдены все требо вания заводской инструкции по эксплуатации в отноше нии допустимых величин превышения мощности и числа оборотов по сравнению с номинальными значениями, а также в отношении продолжительности работы дизеля в режиме перегрузки.
При отсутствии в заводской технической документа ции указаний о работе дизеля с перегрузкой следует ру ководствоваться следующими положениями: превыше ние мощности дизеля по сравнению с номинальной не должно быть более 10% при частоте вращения, не пре вышающей номинальную более чем на 3%; продолжи тельность работы дизеля в режиме перегрузки не долж на превышать одного часа.
При обслуживании дизеля, работающего-с перегруз кой, необходимо усилить контроль за всеми основными параметрами, значения которых не должны превышать величин, указанных в инструкции завода-строителя для режима перегрузки; не реже чем через 15 мин контроли ровать на ощупь температуру доступных трущихся дета лей дизеля, а также наличие ненормальных шумов и стуков:
При работе дизеля на малых нагрузках или холостом ходу необходимо следить за отсутствием пропусков вспышек в цилиндрах, поддерживать температуру ох лаждающей воды на выходе из двигателя на уровне верхнего предела допускаемой заводом-строителем при минимально возможном перепаде температур на входе и выходе.
Продолжительность работы на режиме холостого хо да должна соответствовать требованиям инструкции за вода-строителя, -
198
Обслуживание при плавании судна на мелководье и в ледовых условиях
При плавании судна в условиях мелководья, сильной качки, во льдах особое внимание уделяют обслуживанию приемных устройств забортной воды в системе охлажде ния дизеля.
В условиях работы на мелководье необходимо пери одически чистить кингстонные коробки и фильтры за бортной воды. В целях предотвращения засорения мел ким льдом кингстоны необходимо продувать сжатым воздухом давлением, предусмотренным в инструкции по обслуживанию системы охлаждения.
Обслуживание при работе с неисправным цилиндром
При обнаружении неисправности в одном из цилинд ров дизель должен быть остановлен для выяснения при чин и устранения неисправностей. Однако, когда условия эксплуатации дизеля требуют продолжения его работы при наличии неисправностей, то необходимо выключить подачу топлива в неисправный цилиндр. Для предот вращения воспламенения скапливающегося в цилиндре масла следует периодически открывать декомпрессионный клапан.
В двухтактных дизелях во избежание перегрузки .ша тунных болтов от сил инерции не рекомендуется снимать цилиндровую крышку, пусковой клапан или форсунку от ключенного цилиндра.
При работе с выключенным цилиндром необходимо учитывать следующее:
эффективная мощность дизелей, работавших при постоянном числе оборотов (в установках в ВРШ), должна быть снижена на величину индикаторной мощ ности отключенного цилиндра. Температура выпускных газов за цилиндрами в этом случае не должна превы шать величины, регламентированной для работы дизеля в исправном состоянии;
. частота вращения (об/мин) главных дизелей в уста новках с ВРШ должна быть снижена до величины, опре деляемой по формуле
199
где «пом - номинальное число оборотов;
индикаторная мощность отключенного цилиндра; номинальная эффективная мощность дизеля.
Наблюдение за дизелем со стороны вахтенной служ бы машинной команды должно быть усилено.
Обслуживание при реверсировании
Реверсирование гребных винтов, соединенных с дизе лем через реверсивную муфту или реверс-редуктор, осу ществляется при снижении частоты вращения коленча того вала до 50—70% от номинального значения. Вклю чение и выключение реверсивных муфт и реверсредукторов должны производиться плавно, без рывков.
Реверсирование установок с винтами регулируемого шага (ВРШ) должно производиться путем разворота лопастей винта в требуемом направлении. Для устано вок с ВРШ реверсироване дизелем запрещается, за ис ключением крайних случаев, связанных с неисправнос тью систем или установки ВРШ в целом.
Выведение дизельной установки из действия, остановка
Остановку дизеля производят в последовательности, оговоренной в инструкции завода-строителя. Остановку дизеля, работающего на режиме полной или средней на грузки, производят постепенным снижением числа обо ротов и нагрузки.
В установках с разобщительными муфтами останов ку дизелей производят после предварительного сниже ния числа оборотов и нагрузки и выключения муфт. Пос ле остановки дизеля, в случае, если в дальнейшем не потребуется поддержание его в готовности, необходимо: пополнить пусковые баллоны, после чего закрыть запор
ные клапаны на |
пусковых |
баллонах и пусковом трубо |
|||
проводе, стравить давление |
из |
пускового |
трубопрово |
||
да; наполнить |
топливом |
расходные цистерны, |
за |
||
крыть запорные |
клапаны |
на |
магистрали |
топлива; |
от |
крыть декомпресионные клапаны, снять |
крышки |
кар- |
терных люков, провернуть дизель вручную и проверить состояние доступных деталей цилиндро-поршневой груп пы и коленчатого вала.
200