Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вень пресной воды в расширительном баке. Понижение уровня воды указывает на утечку ее в соединениях систе­ мы; повышение уровня — на попадание в пресную воду забортной.

При обслуживании системы смазки дизеля • необ­ ходимо:

осуществлять постоянный контроль за давлением и температурой масла в циркуляционной системе, поддер­ живая их величины в пределах значений, рекомендован­ ных инструкцией завода-строителя;

не реже одного раза в час проверять уровень масла в сточных масляных цистернах или картере дизеля, рез­ кое уменьшение уровня масла может быть вызвано его утечкой через неплотности в системе, повышение уровня масла указывает на попадание в систему воды или топ­ лива. При увеличении или резком понижении уровня масла в картере необходимо установить причины и устранить их;

не реже одного раза за вахту подавать соответствую­ щую смазку к узлам, где не предусмотрена централизо­ ванная смазка;

не реже одного раза за сутки выпускать воздух из масляной полости маслохолодильников, брать пробу ох­ лаждающей воды из водяной полости-маслохолодильни­ ков для проверки следов масла в воде.

При падении давления масла и повышения его темпе­ ратуры необходимо уменьшить нагрузку на дизель или остановить его по разрешению вахтенного помощника капитана, выявить причину неисправности и устранить.

Разность (перепад) давлений масла до и после фильт­ ра грубой очистки должна находиться в пределах значе­ ний, установленных заводом-строителем. Повышенный перепад давлений масла до и после фильтра указывает на загрязнение сетчатых или самоочищающихся щеле­ вых фильтров. При уменьшении перепада в сетчатых фильтрах необходимо заменить поврежденные сетки фильтров, предварительно переключив работу системы на второй спаренный фильтр.

Во время очистки следует обращать внимание на при­ сутствие в шламе металлических частиц, свидетельст­ вующих об износе деталей дизеля. Присутствиеводы, а также топлива в циркуляционном масле может быть оп­ ределено по цвету и вязкости его. .

13*

i'95

Не реже одного раза в час необходимо контролиро­ вать смазку подшипников валопровода, а также подшип­ ников дейдвуда и переборочных сальников.

При обслуживании топливной системы во время ра­ боты дизеля необходимо осуществлять систематическое наблюдение за состоянием фильтров топлива (аналогич­ но масляным); за состоянием топливого трубопровода от расходных цистерн к насосам и от насосов к форсун­ кам (обнаруженные неплотности в трубопроводах долж­ ны немедленно устраняться); за работой форсунок, про­ веряя на ощупь температуру топливных насосов и пуль­ сацию топлива в трубопроводе высокого давления. Повышенный нагрев трубки или насоса с одновремен­ ным увеличением гидравлических ударов указывает на засорение сопел или зависание игл форсунок. Регулиров­ ка форсунок и их замена во время работы дизеля запре­ щается; для устранения неисправностей форсунок необ­ ходимо остановить дизель (по разрешению вахтенного помощника капитана).

Расходные топливные цистерны должны быть посто­ янно заполнены не менее чем на 50% своей емкости во избежание попадания воздуха в топливную систему при оголении приемной трубы к насосам дизеля во время качки.

При переводе питания дизеля топливом с одной цис­ терны на другую, а также при заступлении на вахту сле­ дует удалить отстой топлива из расходных цистерн.

При обслуживании систем пуска и продувки дизеля необходимо:

после пуска, а затем периодически, но не реже одного раза за час на ощупь проверять температуру трубопро­ водов, подводящих воздух к цилиндрам. Нагрев пуско­ вого трубопровода какого-либо цилиндра указывает на неплотность пускового клапана данного цилиндра;

следить, чтобы баллоны пускового воздуха были по­ стоянно наполнены сжатым воздухом или газом до номинального давления, а главный запорный клапан от пусковых баллонов до дизеля во время хода судна был постоянно открыт;

периодически удалять воду и масло из баллонов пу­ скового воздуха путем продувки; не реже двух раз за вахту спускать скопившиеся воду и масло из ресивера продувочного воздуха.

196


При обслуживании системы наддува дизеля необхо­ димо следить за чистотой воздушных фильтров газотур­

бонагнетателей, за температурой и давлением

наддувоч­

ного воздуха, поддерживать температуру

воды

на входе

в воздухохолодильник и выходе из него

в соответствии

с инструкцией завода-строителя; не реже двух раз за вахту спускать из ресивера наддувочного воздуха ско­ пившуюся воду и масло.

При выходе из строя газотурбонагнетателя необходи­ мо остановить дизель (по разрешению вахтенного по­ мощника капитана). В соответствии с требованиями инструкции завода-строителя нужно вывести из действия агрегат наддува и перевести дизель на всасывание воз­ духа из машинного отделения. Нагрузка на дизеле при этом не должна превышать значений, указанных в завод­ ской инструкции для случая работы с выведенной из действия системой наддува.

При обслуживании валопровода температуру подшип­ ников валопровода, механизмов и узлов установки ВРШ, а также дейдвудных и пе'реборочных сальников необхо­ димо контролировать не реже, чем каждый час, проверяя ее по приборам либо на ощупь. При повышении темпера­ туры подшипников сверх допустимой и невозможности предотвратить ее дальнейшее повышение необходимо (по разрешению вахтенного помощника капитана) остано­ вить дизель при прямой передаче мощности на винт или выключить муфту при передаче мощности через муфту любой конструкции и выяснить причину.

• Состояние валопровода и дейдвудного устройства должно удовлетворять следующим требованиям: все ва­ лы должны быть надежно соединены; зазоры в подшип­ никах не должны превышать установленных норм; тем­ пература нагрева подшипников не должна превышать величин, указанных в заводской технической документа­ ции; сальниковое уплотнение должно обеспечивать пол­ ную водонепроницаемость; величины смещений и изло­ мов осей валов и соединений не должны превышать предельно допустимых норм; система смазки и охлаж­ дения подшипников должна быть в исправном со­ стоянии.

Эксплуатация валопроводов запрещается при нали­ чии трещин на валах и фланцах, отсутствии полного штатного комплекта соединительных болтов в фланце-

197


вых соединениях валопровода; признаках попадания во­ ды под бронзовую облицовку гребного вала; нарушения стопорения дейдвудных втулок.

Обслуживание при работе в режиме перегрузки, при малых нагрузках и на холостом ходу

Работа дизеля с перегрузкой допускается в исключи­ тельных случаях по приказанию капитана, связанному с обеспечением безопасности судна и находящихся на нем людей. При этом должны быть соблюдены все требо­ вания заводской инструкции по эксплуатации в отноше­ нии допустимых величин превышения мощности и числа оборотов по сравнению с номинальными значениями, а также в отношении продолжительности работы дизеля в режиме перегрузки.

При отсутствии в заводской технической документа­ ции указаний о работе дизеля с перегрузкой следует ру­ ководствоваться следующими положениями: превыше­ ние мощности дизеля по сравнению с номинальной не должно быть более 10% при частоте вращения, не пре­ вышающей номинальную более чем на 3%; продолжи­ тельность работы дизеля в режиме перегрузки не долж­ на превышать одного часа.

При обслуживании дизеля, работающего-с перегруз­ кой, необходимо усилить контроль за всеми основными параметрами, значения которых не должны превышать величин, указанных в инструкции завода-строителя для режима перегрузки; не реже чем через 15 мин контроли­ ровать на ощупь температуру доступных трущихся дета­ лей дизеля, а также наличие ненормальных шумов и стуков:

При работе дизеля на малых нагрузках или холостом ходу необходимо следить за отсутствием пропусков вспышек в цилиндрах, поддерживать температуру ох­ лаждающей воды на выходе из двигателя на уровне верхнего предела допускаемой заводом-строителем при минимально возможном перепаде температур на входе и выходе.

Продолжительность работы на режиме холостого хо­ да должна соответствовать требованиям инструкции за­ вода-строителя, -

198

Обслуживание при плавании судна на мелководье и в ледовых условиях

При плавании судна в условиях мелководья, сильной качки, во льдах особое внимание уделяют обслуживанию приемных устройств забортной воды в системе охлажде­ ния дизеля.

В условиях работы на мелководье необходимо пери­ одически чистить кингстонные коробки и фильтры за­ бортной воды. В целях предотвращения засорения мел­ ким льдом кингстоны необходимо продувать сжатым воздухом давлением, предусмотренным в инструкции по обслуживанию системы охлаждения.

Обслуживание при работе с неисправным цилиндром

При обнаружении неисправности в одном из цилинд­ ров дизель должен быть остановлен для выяснения при­ чин и устранения неисправностей. Однако, когда условия эксплуатации дизеля требуют продолжения его работы при наличии неисправностей, то необходимо выключить подачу топлива в неисправный цилиндр. Для предот­ вращения воспламенения скапливающегося в цилиндре масла следует периодически открывать декомпрессионный клапан.

В двухтактных дизелях во избежание перегрузки .ша­ тунных болтов от сил инерции не рекомендуется снимать цилиндровую крышку, пусковой клапан или форсунку от­ ключенного цилиндра.

При работе с выключенным цилиндром необходимо учитывать следующее:

эффективная мощность дизелей, работавших при постоянном числе оборотов (в установках в ВРШ), должна быть снижена на величину индикаторной мощ­ ности отключенного цилиндра. Температура выпускных газов за цилиндрами в этом случае не должна превы­ шать величины, регламентированной для работы дизеля в исправном состоянии;

. частота вращения (об/мин) главных дизелей в уста­ новках с ВРШ должна быть снижена до величины, опре­ деляемой по формуле

199


где «пом - номинальное число оборотов;

индикаторная мощность отключенного цилиндра; номинальная эффективная мощность дизеля.

Наблюдение за дизелем со стороны вахтенной служ­ бы машинной команды должно быть усилено.

Обслуживание при реверсировании

Реверсирование гребных винтов, соединенных с дизе­ лем через реверсивную муфту или реверс-редуктор, осу­ ществляется при снижении частоты вращения коленча­ того вала до 50—70% от номинального значения. Вклю­ чение и выключение реверсивных муфт и реверсредукторов должны производиться плавно, без рывков.

Реверсирование установок с винтами регулируемого шага (ВРШ) должно производиться путем разворота лопастей винта в требуемом направлении. Для устано­ вок с ВРШ реверсироване дизелем запрещается, за ис­ ключением крайних случаев, связанных с неисправнос­ тью систем или установки ВРШ в целом.

Выведение дизельной установки из действия, остановка

Остановку дизеля производят в последовательности, оговоренной в инструкции завода-строителя. Остановку дизеля, работающего на режиме полной или средней на­ грузки, производят постепенным снижением числа обо­ ротов и нагрузки.

В установках с разобщительными муфтами останов­ ку дизелей производят после предварительного сниже­ ния числа оборотов и нагрузки и выключения муфт. Пос­ ле остановки дизеля, в случае, если в дальнейшем не потребуется поддержание его в готовности, необходимо: пополнить пусковые баллоны, после чего закрыть запор­

ные клапаны на

пусковых

баллонах и пусковом трубо­

проводе, стравить давление

из

пускового

трубопрово­

да; наполнить

топливом

расходные цистерны,

за­

крыть запорные

клапаны

на

магистрали

топлива;

от­

крыть декомпресионные клапаны, снять

крышки

кар-

терных люков, провернуть дизель вручную и проверить состояние доступных деталей цилиндро-поршневой груп­ пы и коленчатого вала.

200