Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Охлаждение двигателя может быть термосифонное с радиатором 8 и вентилятором 7 или проточной за­ бортной водой.

Пуск двигателя осуществляется вручную с помощью пусковой рукоятки /.

ДВУХТАКТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ Д19/30

Эти двигатели изготавливаются в двух-, четырех- и шестицилиндровом исполнении, правого и левого вра­ щения. Двухцилиндровые дизели с реверсредуктором применяют на маломерных судах в качестве главных, а на более крупных судах дизели всего ряда — как вспомо­ гательные.

Конструкция дизелей. Рассмотрим конструкцию су­ дового двухцилиндрового дизеля 2ДСП 19/30 (рис. 94).

Остов дизеля состоит из фундаментной рамы, блока цилиндров и крышек. Фундаментная рама литая из се­ рого другуна. Соединена с блоком цилиндров силовыми шпильками. К фундаментным балкам рама прикреплена при помощи болтов двумя жесткими коробчатыми ла­ пами 8.

Рамовые подшипники установлены на поперечных стенках. Второй от маховика подшипник является упор­ ным. Подшипники состоят из верхнего и нижнего сталь­ ных залитых баббитом вкладышей и чугунной крышки. Масляный зазор в подшипниках регулируется набо­ ром тонких калиброванных латунных прокладок. Верх­ ний вкладыш фиксируется штифтом. Четыре штифта, запрессованные в нижний вкладыш, служат для его ус­ тановки.

На фундаментную раму установлен цельнолитой блок цилиндров. Уплотнение между блоком и рамой достига­

ется при помощи шпилек, расположенных по

перифе­

рии плоскости разъема. Плоскости разъема

шабрятся

и на них наносится тонкий слой пасты «Герметик». Блок цилиндров рассмотрен на рис.32.

Цилиндровые втулки 3 чугунные, мокрого типа.' Продувочные и выпускные окна, 2 расположены в сред­ ней части втулки. Эксцентричным расположением окон в плане и наклоном продувочных окон к вертикали соз­ дается поток воздуха, позволяющий осуществить более совершенную продувку, чем при других контурных ще­ левых схемах.

12—180

177

178

Уплотнение по трем посадочным поясам осуществля­ ется резиновыми кольцами и медными поясами, уложен­ ными в специальные канавки. Уплотнение по верхнему буртику осуществляется за счет притирки к блоку.

Охлаждающая вода из верхней полости блока попа­ дает в крышки по перепускным трубкам.

Крышка цилиндра 4 литая из серого чугуна, индиви­ дуальная для каждого цилиндра. Для лучшей продув­ ки днище крышки сделано вогнутым. Газоуплотнение между крышкой и цилиндровой втулкой достигается красномедной прокладкой, прижимаемой выступающим круговым буртом. К блоку крышка крепится четырьмя шпильками. В крышке установлены форсунка 6, инди­ каторный, пусковой и водяной 5 клапаны. Назначение последнего заключается в регулировании количества воды, уходящей из рубашки охлаждения цилиндра дизеля.

Поршень / охлаждаемый, цельный, литой из чугуна. Днище поршня плоское, охлаждение его струйное,\маслом из сопла шатуна. В верхней части поршня установ­ лены два хромированных и три нехромированных ком­ прессионных кольца. Четыре маслосъемных кольца ус­ тановлены в нижней части поршня в двух канавках (по два кольца в каждой канавке).

Поршневой палец плавающего типа, полый, сталь­ ной. Рабочие поверхности пальца шлифуются, полиру­ ются, цементируются и закаляются. Осевому перемеще-, нию пальца препятствуют заглушки, стянутые шпиль­ кой с гайками.

Устройство шатуна показано на рис. 43.

Коленчатый вал из углеродистой стали, на заднем конце его имеется фланец для крепления маховика, на переднем конце — шестерня привода масляного и водяно­ го насосов. К наружным щекам коленчатого вала при по­ мощи шпилек и гаек крепятся противовесы. Привод продувочного насоса и кулачкового вала осуществляет­ ся от шестерни, укрепленной на фланце перед махови­

ком. Отбор мощности осуществляется через

реверсре-

дуктор.

 

 

Системы дизеля. Т о п л и в н а я

с и с т е м а

состоит из

тошшвоподкачивающего насоса,

топливного

фильтра,

топливного насоса высокого давления, форсунки и трубо­ проводов низкого и высокого давлений.

12*

179


Т а б л и ц а 3

 

 

 

 

 

 

Марка дизелей

 

 

Показатели

 

1ЧСП

2ЧСП

6ЧСП 12/14

6ЧСП 15/18

4NVD-24

Л - 6

2 Д С П 19/30

 

 

 

10,5/13

10,5/13

Мощность

(номиналь-

10

20

80

150

100

6'

80

 

 

 

Частота вращения,

1500

1500

1500

1500

750

2200

600

об/мин

 

 

Порядок работы цилинд­

 

 

1 - 5 - 3 —

1—5—3—

1—3—4—2

 

 

ров .

. . . . . . .

 

 

 

 

Спороб

смесеобразова-

 

 

6—2—4

6—2—4

 

 

 

Вихрекамерный

Камера в

Струйное

Струйное

Карбюра­

Струйное

 

 

 

 

 

 

 

 

поршне

 

 

торное

 

Степень сжатия . . . .

17—18

17—18

15

14—15

14,85

5

14

Максимальное давление,

65

65

70

75

52—55

65

сгорания,

кгс/см2

. .

Среднее

эффективное

5,34

5,34

5,03

4,4

5,16

4,4

давление,

кгс/см2

. . .

Удельный

расход

топли­

 

 

180+5%

175+5%

180+10%

330

180+5%

ва, г/(л. с.-.ч) .

. . .

200+10% 200+10%

Угол опережения

подачи

22—25

22—25

26—28

24—26

21—23

Опережение

16—18

 

 

 

зажигания



Топливоподкачивающий насос ротативного типа слу­ жит для подачи топлива из расходно-отстойной цистер­ ны к дизелю. Топливный фильтр двухсекционный вой­ лочный. Топливный насос 7 высокого давления плунжер­ ный, двухсекционный, золотникового типа, имеет привод

от кулачкового

вала.

 

 

 

Форсунка

6

закрытого

типа с

щелевым

фильтром.

Распылитель

имеет семь

отверстий

диаметром 0,25 мм

под углом 70° к вертикальной оси.

 

 

Регулятор дизеля центробежный всережимный, не­

посредственного действия,

имеет

ограничитель макси­

мального числа

оборотов.

 

 

 

С и с т е м а

 

с м а з к и циркуляционная, под

давлени­

ем, с мокрым картером, состоит из шестеренчатого од-

носекционного

масляного насоса, масляного фильтра и

холодильника.

 

С и с т е м а

о х л а ж д е н и я проточная. Циркуляция

воды осуществляется центробежным насосом с приводом

от коленчатого

вала.

 

 

С и с т е м а

п р о д у в к и

контурная. Воздух на

про­

дувку подается

продувочным

насосом ротативного

типа

с приводом от коленчатого вала через шестеренчатую пе­ редачу и торсионный валик.

Пуск двигателя осуществляется отработавшими га­ зами из двух пусковых баллонов емкостью по 100 л под давлением 30 кгс/см2 - (ЗМПа).

**

Основные характеристики описанных двигателей ука­ заны в табл. 3.

ГЛАВА 5

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАЛИЯ

Организация технической эксплуатации судовых ди­ зелей определяется «Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР», «Правилами техниче­ ской эксплуатации флота рыбной промышленности

СССР» и «Правилами по обслуживанию судовых дизе­ лей и ухода за ними».

181


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Судовые двигатели, служащие для привода гребно­ го винта, в процессе эксплуатации работают как при из­ меняющейся частоте вращения коленчатого вала, так и

при меняющихся

нагрузках,

а

двигатели, приводящие

в работу электрогенераторы,

работают

при

постоянной

частоте вращения

коленчатого

вала, но

при

изменяю­

щейся нагрузке в зависимости от изменения нагрузки в электросети.

• От режима работы двигателей (при изменении числа оборотов и нагрузки) зависят основные их показатели: удельный расход топлива, механический к. п. д., среднее эффективное давление, температура выхлопных газов и т.д. Для оценки основных показателей работы двига­ теля составляют их характеристики, которые доказыва­ ют зависимость основных параметров двигателя от фак­ торов, влияющих на их работу.

Характеристики

двигателей делятся

на скоростные

и нагрузочные.

 

 

С к о р о с т н ы е

х а р а к т е р и с т и к и

— это измене­

ние основных параметров работы двигателя в зависи­

мости от изменения

частоты его вращения

или скорос­

ти движения судна.

 

 

Н а г р у з о ч н ы е

х а р а к т е р и с т и к и

— это изме­

нение основных параметров двигателя в зависимости от изменения мощности или крутящего момента (при по­ стоянной частоте вращения).

Скоростные характеристики двигателя делятся на внешние и винтовые.

Внешняя характеристика определяет зависимость ос­ новных показателей работы двигателя (мощности, удельного расхода топлива, эффективного к. п.д. и т.д.) от скорости вращения коленчатого вала при некотором определенном и неизменном положении зубчатой рейки, управляющей подачей топлива насосами. Внешняя ха­ рактеристика снимается с двигателя на испытательном стенде. При этом топливную рейку закрепляют на одном из каких-либо режимов работы двигателя, а число обо­ ротов изменяют, меняя нагрузки на двигатель с помо­ щью нагрузочного устройства (гидротормоз, пендель-ди­ намо и др.).

182