Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
Охлаждение двигателя может быть термосифонное с радиатором 8 и вентилятором 7 или проточной за бортной водой.
Пуск двигателя осуществляется вручную с помощью пусковой рукоятки /.
ДВУХТАКТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ Д19/30
Эти двигатели изготавливаются в двух-, четырех- и шестицилиндровом исполнении, правого и левого вра щения. Двухцилиндровые дизели с реверсредуктором применяют на маломерных судах в качестве главных, а на более крупных судах дизели всего ряда — как вспомо гательные.
Конструкция дизелей. Рассмотрим конструкцию су дового двухцилиндрового дизеля 2ДСП 19/30 (рис. 94).
Остов дизеля состоит из фундаментной рамы, блока цилиндров и крышек. Фундаментная рама литая из се рого другуна. Соединена с блоком цилиндров силовыми шпильками. К фундаментным балкам рама прикреплена при помощи болтов двумя жесткими коробчатыми ла пами 8.
Рамовые подшипники установлены на поперечных стенках. Второй от маховика подшипник является упор ным. Подшипники состоят из верхнего и нижнего сталь ных залитых баббитом вкладышей и чугунной крышки. Масляный зазор в подшипниках регулируется набо ром тонких калиброванных латунных прокладок. Верх ний вкладыш фиксируется штифтом. Четыре штифта, запрессованные в нижний вкладыш, служат для его ус тановки.
На фундаментную раму установлен цельнолитой блок цилиндров. Уплотнение между блоком и рамой достига
ется при помощи шпилек, расположенных по |
перифе |
рии плоскости разъема. Плоскости разъема |
шабрятся |
и на них наносится тонкий слой пасты «Герметик». Блок цилиндров рассмотрен на рис.32.
Цилиндровые втулки 3 чугунные, мокрого типа.' Продувочные и выпускные окна, 2 расположены в сред ней части втулки. Эксцентричным расположением окон в плане и наклоном продувочных окон к вертикали соз дается поток воздуха, позволяющий осуществить более совершенную продувку, чем при других контурных ще левых схемах.
12—180 |
177 |
178
Уплотнение по трем посадочным поясам осуществля ется резиновыми кольцами и медными поясами, уложен ными в специальные канавки. Уплотнение по верхнему буртику осуществляется за счет притирки к блоку.
Охлаждающая вода из верхней полости блока попа дает в крышки по перепускным трубкам.
Крышка цилиндра 4 литая из серого чугуна, индиви дуальная для каждого цилиндра. Для лучшей продув ки днище крышки сделано вогнутым. Газоуплотнение между крышкой и цилиндровой втулкой достигается красномедной прокладкой, прижимаемой выступающим круговым буртом. К блоку крышка крепится четырьмя шпильками. В крышке установлены форсунка 6, инди каторный, пусковой и водяной 5 клапаны. Назначение последнего заключается в регулировании количества воды, уходящей из рубашки охлаждения цилиндра дизеля.
Поршень / охлаждаемый, цельный, литой из чугуна. Днище поршня плоское, охлаждение его струйное,\маслом из сопла шатуна. В верхней части поршня установ лены два хромированных и три нехромированных ком прессионных кольца. Четыре маслосъемных кольца ус тановлены в нижней части поршня в двух канавках (по два кольца в каждой канавке).
Поршневой палец плавающего типа, полый, сталь ной. Рабочие поверхности пальца шлифуются, полиру ются, цементируются и закаляются. Осевому перемеще-, нию пальца препятствуют заглушки, стянутые шпиль кой с гайками.
Устройство шатуна показано на рис. 43.
Коленчатый вал из углеродистой стали, на заднем конце его имеется фланец для крепления маховика, на переднем конце — шестерня привода масляного и водяно го насосов. К наружным щекам коленчатого вала при по мощи шпилек и гаек крепятся противовесы. Привод продувочного насоса и кулачкового вала осуществляет ся от шестерни, укрепленной на фланце перед махови
ком. Отбор мощности осуществляется через |
реверсре- |
|
дуктор. |
|
|
Системы дизеля. Т о п л и в н а я |
с и с т е м а |
состоит из |
тошшвоподкачивающего насоса, |
топливного |
фильтра, |
топливного насоса высокого давления, форсунки и трубо проводов низкого и высокого давлений.
12* |
179 |
Т а б л и ц а 3
|
|
|
|
|
|
Марка дизелей |
|
|
||
Показатели |
|
1ЧСП |
2ЧСП |
6ЧСП 12/14 |
6ЧСП 15/18 |
4NVD-24 |
Л - 6 |
2 Д С П 19/30 |
||
|
|
|
10,5/13 |
10,5/13 |
||||||
Мощность |
(номиналь- |
10 |
20 |
80 |
150 |
100 |
6' |
80 |
||
|
|
|
||||||||
Частота вращения, |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
750 |
2200 |
600 |
|||
об/мин |
|
|
||||||||
Порядок работы цилинд |
|
|
1 - 5 - 3 — |
1—5—3— |
1—3—4—2 |
|
|
|||
ров . |
. . . . . . . |
|
|
|
|
|||||
Спороб |
смесеобразова- |
|
|
6—2—4 |
6—2—4 |
|
|
|
||
Вихрекамерный |
Камера в |
Струйное |
Струйное |
Карбюра |
Струйное |
|||||
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
поршне |
|
|
торное |
|
|
Степень сжатия . . . . |
17—18 |
17—18 |
15 |
14—15 |
14,85 |
5 |
14 |
|||
Максимальное давление, |
65 |
65 |
70 |
75 |
52—55 |
— |
65 |
|||
сгорания, |
кгс/см2 |
. . |
||||||||
Среднее |
эффективное |
5,34 |
5,34 |
5,03 |
4,4 |
5,16 |
— |
4,4 |
||
давление, |
кгс/см2 |
. . . |
||||||||
Удельный |
расход |
топли |
|
|
180+5% |
175+5% |
180+10% |
330 |
180+5% |
|
ва, г/(л. с.-.ч) . |
. . . |
200+10% 200+10% |
||||||||
Угол опережения |
подачи |
22—25 |
22—25 |
26—28 |
24—26 |
21—23 |
Опережение |
16—18 |
||
|
|
|
зажигания
Топливоподкачивающий насос ротативного типа слу жит для подачи топлива из расходно-отстойной цистер ны к дизелю. Топливный фильтр двухсекционный вой лочный. Топливный насос 7 высокого давления плунжер ный, двухсекционный, золотникового типа, имеет привод
от кулачкового |
вала. |
|
|
|
|
Форсунка |
6 |
закрытого |
типа с |
щелевым |
фильтром. |
Распылитель |
имеет семь |
отверстий |
диаметром 0,25 мм |
||
под углом 70° к вертикальной оси. |
|
|
|||
Регулятор дизеля центробежный всережимный, не |
|||||
посредственного действия, |
имеет |
ограничитель макси |
|||
мального числа |
оборотов. |
|
|
|
|
С и с т е м а |
|
с м а з к и циркуляционная, под |
давлени |
ем, с мокрым картером, состоит из шестеренчатого од-
носекционного |
масляного насоса, масляного фильтра и |
холодильника. |
|
С и с т е м а |
о х л а ж д е н и я проточная. Циркуляция |
воды осуществляется центробежным насосом с приводом
от коленчатого |
вала. |
|
|
С и с т е м а |
п р о д у в к и |
контурная. Воздух на |
про |
дувку подается |
продувочным |
насосом ротативного |
типа |
с приводом от коленчатого вала через шестеренчатую пе редачу и торсионный валик.
Пуск двигателя осуществляется отработавшими га зами из двух пусковых баллонов емкостью по 100 л под давлением 30 кгс/см2 - (ЗМПа).
**
Основные характеристики описанных двигателей ука заны в табл. 3.
ГЛАВА 5
ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАЛИЯ
Организация технической эксплуатации судовых ди зелей определяется «Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР», «Правилами техниче ской эксплуатации флота рыбной промышленности
СССР» и «Правилами по обслуживанию судовых дизе лей и ухода за ними».
181
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ СУДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Судовые двигатели, служащие для привода гребно го винта, в процессе эксплуатации работают как при из меняющейся частоте вращения коленчатого вала, так и
при меняющихся |
нагрузках, |
а |
двигатели, приводящие |
||
в работу электрогенераторы, |
работают |
при |
постоянной |
||
частоте вращения |
коленчатого |
вала, но |
при |
изменяю |
щейся нагрузке в зависимости от изменения нагрузки в электросети.
• От режима работы двигателей (при изменении числа оборотов и нагрузки) зависят основные их показатели: удельный расход топлива, механический к. п. д., среднее эффективное давление, температура выхлопных газов и т.д. Для оценки основных показателей работы двига теля составляют их характеристики, которые доказыва ют зависимость основных параметров двигателя от фак торов, влияющих на их работу.
Характеристики |
двигателей делятся |
на скоростные |
и нагрузочные. |
|
|
С к о р о с т н ы е |
х а р а к т е р и с т и к и |
— это измене |
ние основных параметров работы двигателя в зависи
мости от изменения |
частоты его вращения |
или скорос |
ти движения судна. |
|
|
Н а г р у з о ч н ы е |
х а р а к т е р и с т и к и |
— это изме |
нение основных параметров двигателя в зависимости от изменения мощности или крутящего момента (при по стоянной частоте вращения).
Скоростные характеристики двигателя делятся на внешние и винтовые.
Внешняя характеристика определяет зависимость ос новных показателей работы двигателя (мощности, удельного расхода топлива, эффективного к. п.д. и т.д.) от скорости вращения коленчатого вала при некотором определенном и неизменном положении зубчатой рейки, управляющей подачей топлива насосами. Внешняя ха рактеристика снимается с двигателя на испытательном стенде. При этом топливную рейку закрепляют на одном из каких-либо режимов работы двигателя, а число обо ротов изменяют, меняя нагрузки на двигатель с помо щью нагрузочного устройства (гидротормоз, пендель-ди намо и др.).
182