Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Величину зазоров проверяют с помощью плоского щупа. Ее изменяют поворотом регулировочного винта на коромысле. После установки необходимого зазора ре­ гулировочный винт контрится гайкой.

Для проверки фаз газораспределения поршень пер­ вого цилиндра нужно установить в положение за 30—40° до в. м. т. (в процессе выпуска) и, поворачивая вал дви­ гателя в сторону вращения, определить щупом начало •открытия всасывающего клапана по моменту соприкос­ новения бойка коромысла со штоком клапана. Отметив угол на маховике, сравнивают его с паспортной диа­ граммой газораспределения.

При дальнейшем вращении коленчатого вала можно определить момент начала закрытия выпускного и вса­

сывающего клапанов и момент открытия

выпускного

клапана. Аналогично проверяют

фазы

газораспределе­

ния

остальных

цилиндров

в

соответствии

с поряд­

ком

их работы.

Отклонение

допускается

не

более чем

на 3°.

Если газораспределение не соответствует паспортно­ му, то необходимо проверить правильность установки шестерни распределительного вала и правильность ре­ гулировки зазоров.

Давление конца сжатия воздуха в цилиндре проверя­ ют индикатором при выключенной подаче топлива на но­ минальных оборотах путем снятия «гребенки» давления. Причиной изменения давления сжатия от. номинального могут быть чрезмерный износ компрессионных колец или изменение объема камеры сгорания после замены цилиндровой втулки, крышки н прокладки, а также парушение герметичности прилегания клапанов.

При качественной притирке клапанов и удовлетвори­ тельном состоянии поршневых колец давление конца сжатия регулируют высотой камеры сгорания, изменяя толщину прокладки под цилиндровую крышку или тол­ щину прокладок под пятой шатуна (при составных ша­ тунах) .

Высоту камеры сгорания проверяют по толщине

свинцовых кубиков, уложенных на

край поршня

после

перемещения поршня

в цилиндре

с переходом

через

в. м. т. Толщина

свинцовых кубиков

должна

быть не­

сколько больше,

чем

предполагаемая

высота

камеры

сгорания.

 

 

 

 

 

 

208


Объем камеры сгорания можно также определить по количеству масла, заливаемому в цилиндр через отверс­ тие для форсунки при установке поршня в в. м. т. При этом установка поршня в в. м. т. должна быть выполнена особенно тщательно, а зазор между поршнем и цилинд­ ровой втулкой должен быть заполнен консистентной смазкой.

Регулирование распределения мощности по цилиндрам

Равномерное распределение мощности по цилиндрам зависит от равномерной подачи топлива топливными на­ сосами в течение цикла, от угла опережения подачи топ­ лива в цилиндр и качества распыливания топлива фор­ сункой.

После проверки и регулировки углов опережения по­ дачи топлива в цилиндр и регулировки топливных фор­ сунок необходимо произвести регулирование топливных •насосов на равномерность подачи топлива.

Равномерность подачи топлива насосами удобно про­ верять на специальных стендах. Однако на малых дви­

гателях такую проверку

с точностью,

соответствующей

правилам эксплуатации,

можно произвести

непосредст­

венно

на

судне. Так, на дизеле

2ЧСП 10,5/13 проверку

насосов

на равномерность

подачи

топлива

можно вы­

полнить

в следующей

последовательности:

 

с неработающего дизеля снять форсунки и закрепить

их на

нагнетательных

трубопроводах

топливораспыли-

телямп

вниз;

 

 

 

 

 

 

подставить

под распылители

две

мерные мензурки

или стаканы

(стакан

предварительно

точно

взвесить);

рейки

насосов поставить в положение максимальной

подачи;

 

 

 

 

 

 

 

открыть декомпрессионное устройство и пусковой ру­ кояткой проворачивать вал двигателя с максимально возможной скоростью, соблюдая равномерность враще­ ния;

при скоплении в стаканах примерно 30—50 г топлива его нужно тщательно взвесить.

Разность в количестве топлива, подаваемого насоса­ ми, не должна превышать 5%. Если разность окажется больше, то подачу топлива нужно отрегулировать пово­ ротом винта стяжки зубчатых реек насоса.

14—180

209


Равномерность распределения мощности по цилинд­ рам дизеля 2ЧСП 10,5/13 можно проверить поперемен­ ным выключением подачи топлива в цилиндры при рабо­ те дизеля с 25% нагрузкой от номинальной. Если раз­ ность частоты вращения коленчатого вала при работе дизеля на одном цилиндре не . будет превышать 10 об/мин, то равномерность распределения мощности можно считать удовлетворительной.

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Появление неисправностей в работе двигателя, как правило, является действием неудовлетворительного ре­ монта или несоблюдения правил технической эксплуата­ ции и неправильной регулировки. Реже причинами не­ исправности могут быть заводские дефекты при изготов­ лении деталей или дефекты материала.

Основные

неисправности

и способы их

устранения

для каждого типа двигателей

указываются

в заводской

инструкции по

обслуживанию.

Ниже приводятся неис­

правности и способы их устранения, характерные для большинства типов двигателей.

Двигатель не запускается или его трудно запустить.

Причины и способы устранения: недостаточное давле­ ние пускового воздуха — подкачать воздух в пусковые баллоны; заедание пусковых клапанов — добиться сво­ бодного перемещения их; не полностью заряжены акку­ муляторные батареи — подзарядить их; недостаточная

компрессия — заменить поршневые

кольца

или отрегу­

лировать зазоры

и притереть

клапаны; низкая

темпера­

тура

воды и масла — выпустить

из

системы

холодную

воду

и заменить

подогретой

до

температуры

75—80° С;

в системе подачи

топлива имеется воздух — удалить

его.

через

воздухоспускные клапаны

и пробки,

прокачав

на­

сосы вручную; маховик двигателя не установлен в пус­ ковое положение — установить маховик в пусковое поло­ жение по соответствующим меткам.

Двигатель не развивает полную мощность. Причины и способы устранения: угол опережения подачи топлива не соответствует паспортному — отрегулировать угол опережения подачи топлива в соответствии с паспортны­ ми рекомендациями; не работает один из цилиндров —

210



определить неработающий цилиндр путем последова­ тельного отключения топливного насоса или форсунки, а затем установить причины, основными из которых мо­

гут быть неисправность топливного насоса или

форсун­

ки и пропуски газа из

цилиндра через неплотности при

посадке всасывающего

и выпускного клапанов,

необхо­

димо устранить возможное зависание плунжера или на­ гнетательного клапана топливного насоса, проверить пружину топливной форсунки и отрегулировать форсун­ ку, устранить возможное зависание иглы топливной фор­ сунки и выпускного или всасывающего клапанов, прове­ рить качество клапанных пружин и при необходимости отрегулировать зазоры; загрязнены фильтры тонкой очистки топлива или топливоподводящий трубопровод —

промыть фильтры грубой и тонкой

очистки

и продуть

трубопроводы;

подсасывание

воздуха

через

неплотности

в соединениях

всасывающего

трубопровода — устранить

негерметичность в соединениях; нарушилась равномер­ ная подача топлива насосами высокого давления — про­ верить топливный насос и отрегулировать его на равно­ мерность подачи.

Отработавшие газы двигателя имеют черный или

темно-серый цвет. Причины и способы устранения: дви­

гатель перегружен — проверить

нагрузку на двигатель

по температуре отработавших

газов и частоты враще­

ния вала и при необходимости привести их в соответст­

вие с паспортными; зависла

игла

распылителя топлив­

ной форсунки — снять распылитель

с форсунки

и добить­

ся свободного

перемещения

иглы в корпусе распылителя,

а если

это

не

удается, то

заменить корпус

распыли­

теля вместе

с иглой; поломана пружина форсунки — за­

менить

пружину и отрегулировать

форсунку

на давле­

ние и качество распыла; изменился угол опережения по­ дачи топлива — отрегулировать угол опережения подачи топлива в соответствии с паспортными рекоменда­ циями.

Отработавшие газы двигателя имеют сине-голубова­ тый цвет. Причины и способы устранения: повышенное сгорание масла вследствие значительных износов порш­ невых колец — заменить их: увеличенная дозировка мас­ ла, подаваемого лубрикатором на смазку цилиндров — отрегулировать подачу масла лубрикатором; чрезмерное поступление масла на смазку продувочного насоса —

211