Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
уменьшить количество масла, поступающего на смазку продувочного насоса.
Отработавшие газы дизеля имеют беловатый цвет.
Причины и способы устранения: попадание воды в ка меру сгорания вследствие нарушения герметичности в стыке цилиндровой крышки с блоком или появления трещин в крышке или цилиндровой втулке — остановить дизель и устранить негерметичность, детали с трещина ми заменить.
Появление стуков в работе дизеля. |
Причины и спо |
||||||
собы устранения при остановленном дизеле: |
поломка |
||||||
пружины |
всасывающего или |
выпускного |
клапанов — за |
||||
менить клапанную |
пружину; |
зависание |
клапанов — уст |
||||
ранить |
зависание |
клапана, |
очистив |
шток от |
нагара; |
||
подтекание форсунки — устранить |
подтекание |
форсун |
|||||
ки,— при необходимости |
заменив |
корпус распыливате- |
|||||
ля вместе с иглой; увеличение угла опережения |
впрыска |
||||||
топлива — отрегулировать |
угол |
опережения |
впрыска |
топлива; выкрашивание или подплавка шатунного под шипника— подплавленный подшипник заменить и выя вить причину.
Постепенное падение давления в системе смазки.
Причины и способы устранения: засорение фильтра гру бой очистки — очистить фильтр, переключив его на дру гую секцию; неплотность в редукционном клапане мас ляного насоса — проверить редукционный клапан и устранить неплотность прилегания;утечка масла из наг нетательного трубопровода через неплотности — устра нить негерметичность на нагнетательном трубопроводе; засорение приемного фильтра масляного насоса — очи стить приемный фильтр всасывающего трубопровода.
Частота вращения коленчатого вала двигателя не устойчива. Причины и способы устранения: неисправ ность всережимного регулятора частоты вращения — снять центробежный регулятор, устранить заедание и отрегулировать величину люфтов в механизме привода рейки топливных насосов; в систему подачи топлива по падает воздух— устранить негерметичность в системе.
Детонация. Наблюдается в поршневых карбюратор ных двигателях с искровым зажиганием. Детонация ха рактеризуется очень высокими скоростями распростра нения пламени и возникновением ударных волн. Если при нормальной работе двигателя скорость распростра-
212
нения пламени 10—20 м/с, то при детонации она дости гает 1300—2600 м/с. Детонация топлива при работе дви гателя сопровождается появлением резких стуков, дым ным выхлопом и повышением температуры деталей цилиндро-поршневой группы, в результате чего может возникнуть пригорание колец и прогорание поршней.-
Причины детонации и способы устранения: наруше ние режима работы и перегрев двигателя — не допус кать перегрева двигателя; применение бензина с меньшим октановым числом — применять бензин строго в соот ветствии с рекомендациями в паспорте (антидетона ционные свойства бензинов повышаются при добавлении в них антидетонатора, например, тетраэтилового свинца); нарушение качества состава горючей смеси, приготовля емой в карбюраторе — систематически следить за ис правностью карбюратора, не допускать засорения жик леров и изменения в связи с этим качества горючей смеси.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Проведение планово-предупредительных осмотров и уходов обеспечивает своевременное обнаружение неис правностей и предупреждение возникновения отказов и аварий. Ежедневные и периодические осмотры техничес кого состояния двигателя и вспомогательного оборудо вания является обязательным. Периодичность проведе ния технических осмотров и уходов и их содержание зави сят от типа двигателя и определяются инструкцией завода-изготовителя. Для большинства дизелей малой мощности рекомендуется проведение технических уходов через 100, 250, 500, 1000 и 3000 — 4000 ч работы.
Через 100 ч работы двигателя нужно проверить на дежность крепления дизеля к фундаментной раме и крепление всех вспомогательных механизмов, навешан ных на дизель; проверить зазоры в клапанах и при не обходимости отрегулировать их; сменить фильтрующие элементы типа АСФО; удалить конденсат из пусковых баллонов; проверить крепление газоотборного клапана к крышке цилиндра и крепление всех трубопроводов пусковой и газозаправочной системы дизеля;-проверить уровень масла в реверсредукторе и при необходимости
213
долить; смазать все места, подлежащие ручной смазке; проверить плотность электролита и напряжение акку муляторных батарей.
Через 100—250 ч работы"двигателя нужно выполнить перечень работ, рекомендованных после 100 ч работы двигателя; промыть систему смазки дизеля и очистить фильтр-приемник масла в картере; проверить и отрегули ровать форсунки на специальном стенде на качество распыливания топлива и на величину давления подъема иг лы; проверить и при необходимости отрегулировать углы опережения подачи топлива; сменить масло в дизеле и промыть поддон; промыть масляные фильтры; промыть водяной и масляный холодильники; проверить состояние шплинтовки шатунных болтов; проверить крепление ци линдровых крышек; проверить крепление противовесов; очистить водомерное стекло расширительного бака; про верить состояние сальников водяных насосов и при не обходимости заменить.
Через 1000—4000 ч работы двигателя нужно выпол нить (примерно) следующее: выполнить перечень работ, рекомендованных после 250—500 ч работы, проверить зазоры в подшипниках коленчатого вала, слить воду из системы охлаждения и произвести щелочение с целью удаления накипи; при необходимости (если дизель ды мит и не развивает полное число оборотов и мощность) снять цилиндровые крышки и очистить их от нагара, притереть клапаны, вьнгуть поршни и снять кольца, заме рить износы колец и при необходимости часть их или полностью заменить, очистить поршневые, канавки от нагара.
Содержание периодических ремонтов рассмотрено ниже.
ВЕДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ИОТЧЕТНОСТЬ
Для обеспечения, нормальной технической эксплуата ции и ремонта дизельной установки на каждом судне в соответствии с требованиями «Правил обслуживания су довых ДВС и ухода за ними» должна быть следующая документация:
технические формуляры на главные и вспомогатель ные дизели и обслуживающие их вспомогательные ме ханизмы;
214
правила и инструкции заводов-строителей по экс плуатации главных и вспомогательных дизелей, обслу живающих их вспомогательных механизмов, а также трубопроводов машинного отделения и утилизационных котлов;
графики зависимости скорости судна, расхода топли ва и мощности дизеля от числа оборотов главных дизе лей и осадки судна;
шнуровые книги Регистра Союза ССР на воздухохранители и котлы (включая утилизацию);
акты осмотров Регистра Союза ССР, акты сдачи и испытаний установки;
инвентарная книга запасных частей и сменных дета лей;
комплект исполнительных сборочных чертежей и схем для главных и вспомогательных дизелей, обслужи вающих их вспомогательных механизмов, трубопрово дов машинного отделения и утилизационных котлов (для дизелей малой мощности, а также при наличии иллюст рированного руководства, содержащего чертежи узлов дизеля, перечень чертежей, хранящихся на судне, может быть сокращен по согласованию с Регистром Союза ССР);
«Правила технической эксплуатации флота рыбной промышленности СССР»;
«Правила обслуживания судовых дизелей и ухода за ними»;
«Устав службы на судах флота рыбной промышлен ности СССР»;
«Положение о ремонте судов флота рыбной промыш ленности»;
«Правила техники безопасности, санитарные правила и правила пожарной безопасности на судах флота рыб
ной промышленности СССР». |
|
Обязательными техническими документами по |
учету |
и контролю за эксплуатацией судовой дизельной |
уста |
новки являются: машинный вахтенный журнал; журнал технического состояния; журнал теплотехнического конт роля; машинный рейсовый отчет; теплотехнические "и топ ливные отчеты; журнал индицирования и регулировки дизеля; графики планово-предупредительных осмотров; акты инспекторских осмотров аварий и происшествий; ремонтные ведомости и отчетность на работы, выполняе-
215
мые силами машинной команды; журнал учета операции с трюмными, льяльными и балластными водами.
Машинный вахтенный журнал. Этот журнал являет ся основным документом контроля за режимом работы дизеля, его ежесуточно проверяют и подписывают капи тан и старший (главный) механик. Не допускается ведение двух машинных вахтенных журналов — чисто вого и чернового.
Машинный вахтенный журнал находится в машин ном отделении.
Машинный журнал—единственный официальный до кумент, отражающий непрерывную деятельность судомеханической службы во всех ее проявлениях, а также объективные условия и обстоятельства, сопровождаю щие эту деятельность. .
Машинные журналы регистрируются капитанами морских рыбных портов в специальном реестре судовых журналов за номером, который присваивается регистри
руемому журналу. Все листы журнала должны быть |
про |
|
нумерованы, прошнурованы |
и скреплены подписью |
|
капитана морского рыбного |
порта и сургучной |
пе |
чатью. |
|
|
Машинный журнал ведут постоянно на ходу, на сто янке, а также в ремонте, если на судне имеется экипаж. Ведение журнала возлагается на вахтенных механи ков, которые несут ответственность за правильность и аккуратность записей, а также за соответствие их фак тическому течению событий. Общую ответственность за ведение и сохранность журнала несет главный (стар ший) механик судна.
Главный (старший) механик обязан ежесуточно про верять машинный журнал и удостоверять суточные за писи в нем подписью. Главный (старший) механик дол жен ежесуточно представлять машинный журнал на под пись капитану судна.
Записи |
в |
журнале должны |
производиться |
четко и |
|
аккуратно, |
а |
содержание |
их должно быть лаконичным |
||
но исчерпывающе ясным, |
не |
допускающим |
двоякого |
толкования. Записи карандашом в журнале запреща ются.
Необходимые дополнения и исправления вносят в текст в конце страницы после всех произведенных запи сей с соответствующей сноской. Текст, подлежащий ис-
216
правлению, должен |
быть зачеркнут тонкой чертой так, |
• чтобы содержание |
его было легко читаемо, и в конце |
страницы исправление или дополнение должно быть спе циально оговорено и скреплено подписью лица, произво дившего его. Дополнения или изменения текста может сделать только лицо, писавшее самый текст. Подчистка текста, исправление его изменением написанных букв (цифр) запрещается.
В случаях, если по условиям работы установки оста ются графы, не требующие заполнения, то в них должен быть поставлен прочерк. Все необходимые характеристи ки, отражающие работу силовой установки судна, не предусмотренные наименованиями граф, по указанию механико-судовых служб рыбохозяйствениых предприя тий заносятся в графы «Резерв».
Лицам судового экипажа, кроме упомянутых выше, а также лицам, посетившим судно, независимо от цели посещения и их должностного положения, запрещается совершать какие-либо записи или отметки в машинном журнале.
Законченный комплект машинных журналов за год хранится на судне на правах документов строгой отчет ности в течение года, а затем сдается судовладельцу для архивного хранения.
Машинные журналы могут проверить капитаны пор тов, морские инспекторы, представители органов госу дарственного контроля и надзора, работники механикосудовой службы рыбохозяйственного предприятия и дру гие уполномоченные на то лица, однако проверяющие ни в коем случае не должны делать в журналах своих пометок, замечаний и вообще каких-либо записей.
Журнал технического состояния. Этот журнал яв ляется основным документом, Отражающим техническое состояние механической и корпусной части судна. Жур нал надлежит вести на всех судах рыбной промышлен ности СССР.
По тем механизмам, для которых имеются журналы обмеров, ведут одновременно журнал технического со стояния и журнал обмеров. При этом данные по обме рам заносят только в журнал обмеров. Журнал техниче ского состояния и журнал обмеров служат исходными документами для составления ремонтных ведомостей и рекламационных актов.
217
Журнал должен быть пронумерован п скреплен под писью капитана и судовой печатью.
Записи в журнале нужно делать только чернилами четко и разборчиво. Исправления записей можно делать только с соответствующими оговорками, заверенными подписью лица, производящего записи.
Журнал технического состояния ведется под контро лем старшего помощника капитана по корпусной части и главного (старшего) механика по механической части. Для отдельных механиков (групп однотипных механиз мов) и систем в журнале выделяют разделы.
Законченный комплект журналов технического состо яния хранят на судне в течение года, а затем сдают в установленном порядке судовладельцу для архивного хранения.
Журналы технического состояния могут проверить представители органов государственного надзора, работ ники механико-судовой службы и службы мореплавания рыбохозяйственного предприятия. Однако проверяющие не должны делать в журналах каких-либо записей.
В журнал записывают:
даты очередных освидетельствований инспекцией Ре гистра СССР судовых устройств, механизмов, оборудо вания и частей корпуса;
наименования объектов, предъявляемых к осмотру, периодичность осмотров по норме и даты их проведения; периодичность осмотров устанавливается старшим по мощником капитана или главным (старшим) механиком в соответствии с «Правилами технической 'эксплуатации флота рыбной промышленности СССР», заводской тех нической документацией и нормативными документами;
все сведения по обнаруженным неисправностям и де фектам деталей, механизмов, судовых устройств, обору дования, частей корпуса и ходе их устранения;
сведения о способе устранения дефекта или неисправ ностей, планируемом времени и месте'ремонта (в рейсе, при стоянке в порту, заводском ремонте), о потребности в запасных частях, материалах и инструменте;
сведения о подготовке к выполнению ремонта: дата подачи заявок на запасные части, инструмент и матери алы, заявок на станочные, аварийные и др. работы; сведения о выполненных работах по устранению де фектов или неисправностей, о времени и месте производ-
218
ства работ; фамилия и должность судового ответствен ного приемщика выполненных работ.
Журнал учета операций с трюмными, льяльными и балластными водами. Журнал операций по удалению трюмных, льяльных и балластных вод предусматривает ся для всех судов флота рыбной промышленности с мощ ностью главного двигателя от 80 л. с. и более.
Журнал заполняют всякий раз, когда на судне осу ществляют следующие операции:
удаление (сдача) трюмных и льяльных вод:
удаление (сдача) балластных вод и нефтяных остат ков на плавучие, береговые очистные сооружения или другие приемные устройства;
сбор трюмных п льяльных вод в судовые емкости. Все сведения об операциях по удалению трюмных, льяльных и балластных вод заносятся в раздел 3 с на именованием «Операции по удалению (сдаче) трюмных, льяльных и балластных вод, подлежащие учету» вахтен ным механиком и ежесуточно подписываются старшим
механиком.
При сдаче трюмных, льяльных и балластных вод на очистные сооружения или сборные устройства журнал подписывают всякий раз должностные лица, ответствен ные за прием нефтеводяной смеси.
Журнал учета опер'ации с трюмными, льяльными и балластными водами хранят на судне в машинном от делении. Журнал предъявляют в любое время лицам, уполномоченным для проверки правильности и регуляр ности его ведения. Журнал сохраняют на судне в тече ние двух лет после занесения в него последней записи.
В портах и на их акваториях откачка трюмных, льяль ных и балластных вод должна осуществляться только на береговые и плавучие очистные сооружения или другие приемные средства. Откачка льяльных, трюмных и бал ластных вод в море с судов, на которые распространяет ся действие «Конвенции'», осуществляется только через сепараторы.
Содержание нефтепродуктов в отсепарированной во де не должно превышать 100 мг/л, за исключением райо нов, оговоренных специальными соглашениями, приказа ми, указаниями, постановлениями или нормами, преду сматривающими особые нормативы концентрации нефте продуктов в отсепарированной вдде. -
2Ш
Р А З Д Е Л II
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА И ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ
ГЛАВА 6
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СЛЕСАРНЫХ РАБОТАХ,
ОСНОВНЫЕ СЛЕСАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ВИДЫ РЕМОНТА
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СЛЕСАРНЫХ И РЕМОНТНЫХ РАБОТАХ
Повышение производительности труда и улучшение качества продукции в значительной мере зависят от ор ганизации труда и рабочего места. Ответственность за соблюдение техники безопасности при производстве ре монтных работ на судне силами судовой команды возла гается на капитана и старшего механика, силами и сред ствами завода—на администрацию последнего.
Перед началом работ |
с рабочими проводят |
вводный |
и первичный (на рабочем |
месте) инструктаж. |
Каждый |
член судовой команды обязан выполнять также и завод ские правила техники безопасности. Администрация за вода и судна обеспечивают безопасное производство ре монтных работ, оговоренных в специальных правилах. На судне должно быть необходимое количество трапов, лесов, ограждений и предупреждающих аншлагов.
Не разрешается пользоваться открытым огнем при работах в хранилищах всех видов жидкого топлива и минеральных масел, в малярных кладовых, а также при разборке топливных и масляных трубопроводов. Запре щается работать при неисправном и недостаточном элект рическом освещении. Для местного переносного освеще ния можно применять напряжение 12 В.
Перед началом работ |
рабочий должен ознакомиться |
с предстоящей работой |
и технологическим процессом; |
220