Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пию, а для судов, подлежащих

классификации, — усло­

вия возобновления, восстановления или

присвоения

класса Регистра

СССР.

 

 

Малый

капитальный ремонт

деревянных

и мелких

стальных

судов

разрешается

проводить

один раз

в 3—4 года. В зависимости от

технического

состояния

судна срок проведения очередногомалого капитального ремонта может быть отдален или приближен, но не бо­ лее чем на 1 год.

Необходимость изменения срока очередного ремонта устанавливает во время последнего текущего ремонта комиссия, назначаемая судовладельцем, с привлечением в необходимых случаях представителей судоремонтного предприятия и обязательным согласованием с Регист­ ром СССР.

Во время малого капитального ремонта судна может выполняться текущий ремонт отдельных механизмов, устройств и элементов судна с отнесением стоимости этих работ за счет эксплуатационных расходов.

Цель большого капитального ремонта — замена из­ ношенных элементов корпуса судна, механизмов, уст­ ройств, систем и оборудования или восстановление их технических характеристик.

В результате проведения большого капитального ре­ монта должны быть обеспечены условия для получения документов Регистра СССР на годность судна к плава­ нию, а для судов, подлежащих классификации, — усло­ вия для возобновления, восстановления или присвоения класса Регистра СССР.

Целесообразность проведения большого капитально­ го ремонта судна устанавливают в соответствии с «По­ ложением по определению технико-экономической целе­ сообразности проведения большого капитального ре­ монта».

Списание судов производится в соответствии с «Ин­ струкцией о порядке списания с баланса предприятий

иорганизаций судов и технических средств».

Ккапитальным ремонтам должно приурочиваться выполнение переоборудования и-модернизационных ра­ бот по судну, установка новых унифицированных меха­ низмов и устройств.

При производстве планово-предупредительного ре­ монта судна должны выполняться в обязательном по-

236


рядке все работы и освидетельствования, обеспечиваю­ щие условия для получения документов Регистра СССР.

Документация, применяемая при ремонте судов, весьма разнообразна. Она сосредоточена на заводах и у судовладельцев. Наиболее важными документами явля­ ются: типовая ремонтная ведомость по категориям ре­ монта; ведомость норм расхода материалов; ведомость комплекта поставляемых изделий; рабочие чертежи; технологические процессы; программы и удостоверения сдаточных и швартовных испытаний. Эти документы разрабатываются судоремонтными предприятиями и со­ гласовываются с судовладельцами и контролирующими органами на основании проектной документации, опыта ремонта судов и индивидуальных ведомостей.

Ремонтные ведомости (индивидуальные) составля­ ют капитан и старший механик, согласовывают с адми­ нистрацией судовладельца и представляют их за месяц

до постановки

судна

в ремонт.

Ведомости

составляют

отдельно по

корпусной,

механической, электрической

и радионавигационной

частям.

 

 

 

 

Основными

документами

для

составления

ремонт­

ных ведомостей

служат: записи в формулярах

техниче­

ского состояния

корпуса,

машинной установки

и дру­

гих шнуровых

книгах;

акты

инспекторских

осмотров;

нормы допустимого износа частей корпуса, деталей ме­

ханизмов; данные осмотров и наблюдений

в

процессе

эксплуатации.

 

 

 

 

Утвержденная ведомость

передается

на

завод,

где

она калькулируется и выводится полная

стоимость

ра­

бот по ремонту судна. Срок

ремонта определяется

тру­

доемкостью выполняемых работ.

 

 

 

ГЛАВА 7

ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА ДВИГАТЕЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ

ПОРЯДОК РАЗБОРКИ ДВИГАТЕЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ

Двигатель разбирают в соответствии с инструкцией завода-строителя, техническими условиями или руко­ водством по ремонту для данной марки двигателя. Од-

237


на ко есть общие

правила

разборки,

которые

изложены

ниже.

 

 

 

 

 

 

 

Сначала

открывают

и удаляют крышки

картера

и кожухи распределительного вала; разбирают

я

сни­

мают

трубопроводы — топливный,

масляный,

водяной,

воздушный, всасывающий

и отработавших

газов. Чтобы

в трубопроводы

не могли

попадать

грязь

и посторонние

предметы, в отверстия труб и фланцев ставят

деревян­

ные

пробки.

 

 

 

 

 

 

 

Восстанавливают отметки мертвых точек мотылей

коленчатого

вала. Определяют линейные

величины

ка­

меры

сжатия

и

заносят

их в формуляр

доремонтного

состояния двигателя. Проверяют правильность установ­ ки газораспределения всех цилиндров и результаты про­ верки заносят в формуляр доремонтного состояния дви­ гателя.

Разбирают и снимают тяги и валики привода регуля­ тора топливных насосов и реверсивного устройства, соединительные валики и стойки с клапанными рычага­ ми и толкатели. Удаляют клапаны и форсунки рабочих цилиндров.

Снимают комплектно топливные насосы, а также масляный охлаждающий насос и регулятор, кожух пе­ редаточных шестерен. Отмечают положение шестерен и измеряют зазоры между зубцами; после этого снима­ ют шестерни.

Разбирают

распределительный и передаточный

ва*

лы. Снимают

масляный

и

воздушный

холодильники,

а также узлы, которые

могут

помешать разборке

глав­

ных частей двигателя. Отвертывают гайки

цилиндровых

покрышек и

снимают их; отвертывают стяжные болты

и снимают нижнюю половину мотылевых подшипников-

Поочередно ставят

мотыли

коленчатого

вала

в в. м. т., ввертывают в головку поршня рым-болт

или

закрепляют скобу в

имеющиеся

нарезные отверстия

и при помощи стропов вынимают поршни вместе с ша­ тунами из цилиндров.

Разъединяют коленчатый вал и валопровод и сни­ мают маховики. Микрометрическим штихмасом или специальным индикатором измеряют раскепы между ще­ ками мотылей коленчатого вала; полученные данные заносят в формуляр доремонтного состояния двигателя. Вскрывают рамовые подшипники коленчатого вала

238


и микрометрическим индикатором определяют их бой; результаты заносят в формуляр доремонтиого состоя­ ния двигателя.

Поднимают коленчатый вал и удаляют нижние вкладыши рамовых подшипников. Коленчатый вал опу­ скают на брусья, положенные на контрольные плоскости гнезд рамовых подшипников и микрометром обмеряют рамовые и мотылевые шейки. Результаты измерений за­ носят в формуляр доремонтиого состояния двигателя.

Конечной операцией является выпрессовка цилинд­ ровых втулок из блоков, если проверка измерения пока­ зала, что эти втулки необходимо заменить. Если втулки 'не удается выпрессовать, их растачивают по образую­ щей переносным расточным приспособлением, устанав­ ливаемым эксцентрично в цилиндровом блоке. До выпрессовки необходимо удалить из втулок штуцеры для подводки смазки.

В ходе разборки двигателя, кроме того, выполняют следующие операции: измеряют зазоры между трущи­ мися поверхностями деталей и полученные данные за­ носят в формуляр доремонтиого состояния двигателя; все снятые прокладки подшипников маркируют и сдают с соответствующими бирками на хранение либо вновь зажимают между крышками подшипников; гайки пере­ считывают по количеству шпилек разобранного соеди­ нения, нанизывают на проволоки и связки с прикреплен­ ными бирками сдают на хранение в машинную или це­ ховую кладовую.

Рабочие поверхности разобранных деталей, направ­ ляемых в цехи ремонтного завода, тщательно изолиру­ ют ветошью и деревянными планками.

ОЧИСТКА И ПРОМЫВКА РАЗОБРАННЫХ ДЕТАЛЕЙ

Разобранные детали судовых силовых установок обязательно очищают от грязи, накипи, нагара, ржавчи­ ны и жира механическим и химическим способами. При

механическом способе

детали очищают скребками

и щетками, приводимыми

в движение от электрических

и пневматических дрелей.

 

При химическом способе очистки деталей применяют различные растворы для размягчения грязи, накипи, ржавчины, нагара ч\ растворения жиров. Например, для

239

размягчения накипи используют 4—6%-пый водный

раствор соляной кислоты,

подогретой до 80—90° С.

В нем выдерживают детали

в течение 10—15 мин. Для

нейтрализации действия соляной кислоты очищаемые детали еще 5—10 мин выдерживают в 9—10%-ном рас­ творе каустической соды, а затем тщательно промывают проточной водой и осушают струей теплого воздуха. Ес­ ли детали покрыты относительно мягкой накипью, то

очищать их можно просто 10%-ным

раствором

каусти­

ческой

соды,

подогретым

до 60—80° С,

или

раствором

тринатрийфосфата

(3—5 кг тринатрийфосфата

на 1 м3

воды).

После

удаления

накипи

детали

промывают

в чистой воде и осушают.

 

 

 

 

 

От

нагара

детали обычно очищают

раствором, со­

держащим

3,5% эмульсола и 0,15%

кальцинированной

соды

при

температуре 60—80° С, а

затем

промывают

в горячей

воде.

 

 

 

 

 

 

Обезжиривают

детали

холодным

способом

в ваннах

с растворителями (керосином, спиртом, бензином или различными химическими составами) или горячим спо­ собом. В последнем случае детали промывают щелоч­ ными растворами в специальных моечных машинах или выварочных баках. Наиболее эффективно обезжирива­ ние в щелочных растворах.

Для очистки стальных, чугунных, бронзовых деталей от масла, грязи и ржавчины применяют щелочные рас­ творы различных составов, подогретые до 60—80° С:

8—10%-ный раствор каустической соды; едкое кали — 0,2%, сода кальцинированная —0,3%,

вода — остальное количество; едкое кали — 2,3%, углекислый натрий — 0,65%, зе­

леное мыло — 0,33% или хозяйственное мыло — 0,6%, вода — остальное количество;

каустическая сода — 1 %, кальцинированная сода — 7,5%, фосфорнокислый натрий— 1,3%, мыло хозяйствен­ ное — 0,2-%. вода — остальное количество.

Для очистки алюминиевых деталей применяют рас­ твор следующего состава: углекислый натрий — 0,5%, ед­ кий натр — 0,157о, фосфорнокислый натрий: —0,15%, зе­ леное мыло — 0,1 %, вода — остальное количество.

Лучше всего дета,ли очищаются от грязи, ржавчины и масла в выварочных баках и специальных моечных ма­ шинах. Здесь неомыляемые маслянистые загрязнения в

240