Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
пию, а для судов, подлежащих |
классификации, — усло |
|||
вия возобновления, восстановления или |
присвоения |
|||
класса Регистра |
СССР. |
|
|
|
Малый |
капитальный ремонт |
деревянных |
и мелких |
|
стальных |
судов |
разрешается |
проводить |
один раз |
в 3—4 года. В зависимости от |
технического |
состояния |
судна срок проведения очередногомалого капитального ремонта может быть отдален или приближен, но не бо лее чем на 1 год.
Необходимость изменения срока очередного ремонта устанавливает во время последнего текущего ремонта комиссия, назначаемая судовладельцем, с привлечением в необходимых случаях представителей судоремонтного предприятия и обязательным согласованием с Регист ром СССР.
Во время малого капитального ремонта судна может выполняться текущий ремонт отдельных механизмов, устройств и элементов судна с отнесением стоимости этих работ за счет эксплуатационных расходов.
Цель большого капитального ремонта — замена из ношенных элементов корпуса судна, механизмов, уст ройств, систем и оборудования или восстановление их технических характеристик.
В результате проведения большого капитального ре монта должны быть обеспечены условия для получения документов Регистра СССР на годность судна к плава нию, а для судов, подлежащих классификации, — усло вия для возобновления, восстановления или присвоения класса Регистра СССР.
Целесообразность проведения большого капитально го ремонта судна устанавливают в соответствии с «По ложением по определению технико-экономической целе сообразности проведения большого капитального ре монта».
Списание судов производится в соответствии с «Ин струкцией о порядке списания с баланса предприятий
иорганизаций судов и технических средств».
Ккапитальным ремонтам должно приурочиваться выполнение переоборудования и-модернизационных ра бот по судну, установка новых унифицированных меха низмов и устройств.
При производстве планово-предупредительного ре монта судна должны выполняться в обязательном по-
236
рядке все работы и освидетельствования, обеспечиваю щие условия для получения документов Регистра СССР.
Документация, применяемая при ремонте судов, весьма разнообразна. Она сосредоточена на заводах и у судовладельцев. Наиболее важными документами явля ются: типовая ремонтная ведомость по категориям ре монта; ведомость норм расхода материалов; ведомость комплекта поставляемых изделий; рабочие чертежи; технологические процессы; программы и удостоверения сдаточных и швартовных испытаний. Эти документы разрабатываются судоремонтными предприятиями и со гласовываются с судовладельцами и контролирующими органами на основании проектной документации, опыта ремонта судов и индивидуальных ведомостей.
Ремонтные ведомости (индивидуальные) составля ют капитан и старший механик, согласовывают с адми нистрацией судовладельца и представляют их за месяц
до постановки |
судна |
в ремонт. |
Ведомости |
составляют |
||||
отдельно по |
корпусной, |
механической, электрической |
||||||
и радионавигационной |
частям. |
|
|
|
|
|||
Основными |
документами |
для |
составления |
ремонт |
||||
ных ведомостей |
служат: записи в формулярах |
техниче |
||||||
ского состояния |
корпуса, |
машинной установки |
и дру |
|||||
гих шнуровых |
книгах; |
акты |
инспекторских |
осмотров; |
нормы допустимого износа частей корпуса, деталей ме
ханизмов; данные осмотров и наблюдений |
в |
процессе |
||
эксплуатации. |
|
|
|
|
Утвержденная ведомость |
передается |
на |
завод, |
где |
она калькулируется и выводится полная |
стоимость |
ра |
||
бот по ремонту судна. Срок |
ремонта определяется |
тру |
||
доемкостью выполняемых работ. |
|
|
|
ГЛАВА 7
ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА ДВИГАТЕЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ
ПОРЯДОК РАЗБОРКИ ДВИГАТЕЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ
Двигатель разбирают в соответствии с инструкцией завода-строителя, техническими условиями или руко водством по ремонту для данной марки двигателя. Од-
237
на ко есть общие |
правила |
разборки, |
которые |
изложены |
||||
ниже. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сначала |
открывают |
и удаляют крышки |
картера |
|||||
и кожухи распределительного вала; разбирают |
я |
сни |
||||||
мают |
трубопроводы — топливный, |
масляный, |
водяной, |
|||||
воздушный, всасывающий |
и отработавших |
газов. Чтобы |
||||||
в трубопроводы |
не могли |
попадать |
грязь |
и посторонние |
||||
предметы, в отверстия труб и фланцев ставят |
деревян |
|||||||
ные |
пробки. |
|
|
|
|
|
|
|
Восстанавливают отметки мертвых точек мотылей |
||||||||
коленчатого |
вала. Определяют линейные |
величины |
ка |
|||||
меры |
сжатия |
и |
заносят |
их в формуляр |
доремонтного |
состояния двигателя. Проверяют правильность установ ки газораспределения всех цилиндров и результаты про верки заносят в формуляр доремонтного состояния дви гателя.
Разбирают и снимают тяги и валики привода регуля тора топливных насосов и реверсивного устройства, соединительные валики и стойки с клапанными рычага ми и толкатели. Удаляют клапаны и форсунки рабочих цилиндров.
Снимают комплектно топливные насосы, а также масляный охлаждающий насос и регулятор, кожух пе редаточных шестерен. Отмечают положение шестерен и измеряют зазоры между зубцами; после этого снима ют шестерни.
Разбирают |
распределительный и передаточный |
ва* |
|||
лы. Снимают |
масляный |
и |
воздушный |
холодильники, |
|
а также узлы, которые |
могут |
помешать разборке |
глав |
||
ных частей двигателя. Отвертывают гайки |
цилиндровых |
||||
покрышек и |
снимают их; отвертывают стяжные болты |
и снимают нижнюю половину мотылевых подшипников-
Поочередно ставят |
мотыли |
коленчатого |
вала |
в в. м. т., ввертывают в головку поршня рым-болт |
или |
||
закрепляют скобу в |
имеющиеся |
нарезные отверстия |
и при помощи стропов вынимают поршни вместе с ша тунами из цилиндров.
Разъединяют коленчатый вал и валопровод и сни мают маховики. Микрометрическим штихмасом или специальным индикатором измеряют раскепы между ще ками мотылей коленчатого вала; полученные данные заносят в формуляр доремонтного состояния двигателя. Вскрывают рамовые подшипники коленчатого вала
238
и микрометрическим индикатором определяют их бой; результаты заносят в формуляр доремонтиого состоя ния двигателя.
Поднимают коленчатый вал и удаляют нижние вкладыши рамовых подшипников. Коленчатый вал опу скают на брусья, положенные на контрольные плоскости гнезд рамовых подшипников и микрометром обмеряют рамовые и мотылевые шейки. Результаты измерений за носят в формуляр доремонтиого состояния двигателя.
Конечной операцией является выпрессовка цилинд ровых втулок из блоков, если проверка измерения пока зала, что эти втулки необходимо заменить. Если втулки 'не удается выпрессовать, их растачивают по образую щей переносным расточным приспособлением, устанав ливаемым эксцентрично в цилиндровом блоке. До выпрессовки необходимо удалить из втулок штуцеры для подводки смазки.
В ходе разборки двигателя, кроме того, выполняют следующие операции: измеряют зазоры между трущи мися поверхностями деталей и полученные данные за носят в формуляр доремонтиого состояния двигателя; все снятые прокладки подшипников маркируют и сдают с соответствующими бирками на хранение либо вновь зажимают между крышками подшипников; гайки пере считывают по количеству шпилек разобранного соеди нения, нанизывают на проволоки и связки с прикреплен ными бирками сдают на хранение в машинную или це ховую кладовую.
Рабочие поверхности разобранных деталей, направ ляемых в цехи ремонтного завода, тщательно изолиру ют ветошью и деревянными планками.
ОЧИСТКА И ПРОМЫВКА РАЗОБРАННЫХ ДЕТАЛЕЙ
Разобранные детали судовых силовых установок обязательно очищают от грязи, накипи, нагара, ржавчи ны и жира механическим и химическим способами. При
механическом способе |
детали очищают скребками |
и щетками, приводимыми |
в движение от электрических |
и пневматических дрелей. |
|
При химическом способе очистки деталей применяют различные растворы для размягчения грязи, накипи, ржавчины, нагара ч\ растворения жиров. Например, для
239
размягчения накипи используют 4—6%-пый водный
раствор соляной кислоты, |
подогретой до 80—90° С. |
В нем выдерживают детали |
в течение 10—15 мин. Для |
нейтрализации действия соляной кислоты очищаемые детали еще 5—10 мин выдерживают в 9—10%-ном рас творе каустической соды, а затем тщательно промывают проточной водой и осушают струей теплого воздуха. Ес ли детали покрыты относительно мягкой накипью, то
очищать их можно просто 10%-ным |
раствором |
каусти |
|||||||
ческой |
соды, |
подогретым |
до 60—80° С, |
или |
раствором |
||||
тринатрийфосфата |
(3—5 кг тринатрийфосфата |
на 1 м3 |
|||||||
воды). |
После |
удаления |
накипи |
детали |
промывают |
||||
в чистой воде и осушают. |
|
|
|
|
|
||||
От |
нагара |
детали обычно очищают |
раствором, со |
||||||
держащим |
3,5% эмульсола и 0,15% |
кальцинированной |
|||||||
соды |
при |
температуре 60—80° С, а |
затем |
промывают |
|||||
в горячей |
воде. |
|
|
|
|
|
|
||
Обезжиривают |
детали |
холодным |
способом |
в ваннах |
с растворителями (керосином, спиртом, бензином или различными химическими составами) или горячим спо собом. В последнем случае детали промывают щелоч ными растворами в специальных моечных машинах или выварочных баках. Наиболее эффективно обезжирива ние в щелочных растворах.
Для очистки стальных, чугунных, бронзовых деталей от масла, грязи и ржавчины применяют щелочные рас творы различных составов, подогретые до 60—80° С:
8—10%-ный раствор каустической соды; едкое кали — 0,2%, сода кальцинированная —0,3%,
вода — остальное количество; едкое кали — 2,3%, углекислый натрий — 0,65%, зе
леное мыло — 0,33% или хозяйственное мыло — 0,6%, вода — остальное количество;
каустическая сода — 1 %, кальцинированная сода — 7,5%, фосфорнокислый натрий— 1,3%, мыло хозяйствен ное — 0,2-%. вода — остальное количество.
Для очистки алюминиевых деталей применяют рас твор следующего состава: углекислый натрий — 0,5%, ед кий натр — 0,157о, фосфорнокислый натрий: —0,15%, зе леное мыло — 0,1 %, вода — остальное количество.
Лучше всего дета,ли очищаются от грязи, ржавчины и масла в выварочных баках и специальных моечных ма шинах. Здесь неомыляемые маслянистые загрязнения в
240