Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
рического штихмаса 3 и контрольного валика 4 (рис. 99,6). Угольник устанавливают вплотную к порш ню и в положении / выравнивают размеры в местах А и В. Затем угольник устанавливают с противоположной стороны так, чтобы расстояния в местах С и D были
между-собой равны. Разница |
измерений в положениях / |
и / / не должна превышать 0,3 |
мм. |
А-А |
|
I |
|
-J- |
|
Рис. 100. Проверка взаимного положения осей поршня и пальца скобой.
Эту проверку можно выполнить с помощью индика тора 2, укрепленного на скобе 3 с упором / (рис. 100). Скобу устанавливают на контрольный валик 4 так, что бы упор коснулся полки угольника, придвинутого к тор цу поршня. По индикатору определяют расстояние до образующей поршня. После этого поршень поворачива ют иа 180° и выполняют аналогичный замер. По разно сти показаний индикатора определяют смещение осей.
После ремонта поршни подвергают гидравлическому испытанию. Днища поршня испытывают на полуторное значение максимального давления внутри цилиндра.
Характер износа поршневых пальцев зависит от их конструкции. В пальцах плавающего типа отмечается
251
равномерный износ поверхности. Поверхность пальцев, неподвижно закрепленных в бобышках поршня, изнаши вается односторонне, в результате чего цилиндрическая поверхность приобретает форму овала.
Бывшие в работе пальцы осматривают через лупу 5—10-кратного увеличения или проверяют методом элек тромагнитной дефектоскопии для выявления трещин. Пальцы, достигшие предельного износа или имеющие на своей поверхности недопустимые риски, задиры, нара ботки, но не имеющие трещин, подлежат ремонту. Их наружный диаметр можно увеличить механическим пу тем за счет сокращения длины. Для этого отожженные и нагретые пальцы подвергают торцовому сжатию под прессом. Пустотелые пальцы после отжига раздают с по мощью специальной оправки, пропускаемой через внут реннее отверстие. При этом диаметр увеличивается на 0,3—0,5 мм, чего достаточно для последующей обра ботки.
Покрытием, изношенных пальцев слоем хрома можно не только восстановить прежние размеры их, но и при дать поверхности более высокие износоустойчивые каче ства. Пальцы, предназначенные к хромированию, не должны иметь на своей поверхности трещин, надрывов, волосовин, вмятин, коррозионных повреждений, острых кромок, глубоких рисок и других пороков. Поверхност ная твердость хромированных пальцев достигает 700— 800 Н е , ЧТО резко увеличивает их износоустойчивость.
Ремонт шатунов >и шатунных болтов
Основными дефектами шатунов являютсяг нарушение правильной геометрической формы отверстий шатуна под втулку в головном подшипнике и под вкладыш в мотылевом, изменение плоскостности опорной поверхности пятки шатуна и прилегающей к поверхности верхней по ловинки мотылевого подшипника. В результате наруша ется геометрическая форма отверстий для шатунных болтов. Наблюдается смятие опорных поверхностей ша туна в местах прилегания гаек и головок шатунных бол тов. В редких случаях наблюдается изгиб и скручивание стержня шатуна.
При условии высококачественного выполнения ремон та.любой-шатун должен собираться без дополнительной
252-
подгонки с любым поршнем. Для обеспечения условия взаимозаменяемости шатун после ремонта должен удов летворять следующим требованиям. Оси головного и мотылевого подшипников должны быть параллельны один другому, перпендикулярны оси шатуна и находить ся с ней в одной плоскости. Кроме того, для осуществле ния сборки шатуна без подгонки сменных деталей (вту лок и вкладышей подшипников, съемных нижних и верхних головок, шатунных болтов) необходимо восста навливать на соответствующий ремонтный размер его сборочные базовые поверхности. К сборочным базовым поверхностям относятся: отверстия для втулки в верхней головке, опорная плоскость пятки шатуна, отверстие для вкладышей мотылевой головки.
Состояние цилиндрических поверхностей проверяют, измеряя внутренние диаметры индикаторным или микро метрическим нутрометром, опорной поверхности пятки шатуна и стыков подшипников — щупом на проверочной плите, отверстия для шатунных болтов — пробными ка либрами (проходными, непроходными).
Исправление опорной поверхности пятки шатуна.
Для устранения наклепа поверхность пятки шабрят, про веряя состояние плоскости линейкой, щупом или плитой по краске: на пришабренной поверхности должно быть не менее 12—13 пятен на квадрате 25X25 мм, пластинка щупа толщиной 0,02 мм не должна проходить между плитой и поверхностью пятки; опорная поверхность пят ки должна быть параллельна оси отверстия верхней го ловки и перпендикулярна оси шатуна. Отклонение от параллельности должно быть не более 0,15 мм на 1 м длины.
Параллельность оси и плоскости пятки можно прове рять на плите / (рис. 101, а) с помощью контрольного валика 2 и индикатора 3, установленного на стойке. Для этого следует снять показания индикатора сначала с од ной стороны контрольного валика, потом с другой. При исправлении опорной поверхности пятки шатуна следует добиваться не только чистоты, но и параллельности опор ной поверхности пятки шатуна оси головки.
Параллельность, оси головки и пятки шатуна можно проверить на плите 1 с помощью контрольного валика 2, угольника 7 и щупа 5 (рис. 101,6). В отверстие головно го подшипника устанавливают калиброванный валик,
253_
ось которого перпендикулярна поверхности стола. К по верхности пятки вплотную пододвигают проверочный угольник. С помощью домкрата 4 и призмы 6, головку шатуна устанавливают в положение, когда образующие отверстия и контрольного валика окажутся параллель ными и зазор между ними будет равен нулю.
а
Рис. 101. Приспособление для проверки парал лельности поверхности пятки оси головки шатуна:
а — при |
помощи |
индикатора и контрольного |
валика, |
б — при |
помощи |
угольника контрольного валика н |
щупа . |
Ремонт нижней головки шатуна. Ось отверстия ниж ней головки должна быть параллельна опорной поверх
ности, сопрягающейся с плоскостью пятки |
шатуна. От |
||
клонение |
от параллельности |
не должно |
превышать |
0,02 мм на 100 мм длины. |
|
|
|
Стыки половинок головки должны лежать в одной |
|||
плоскости, |
быть параллельны |
образующей |
внутренней |
поверхности и опорной плоскости, сопрягаемой с пяткой
шатуна, |
отклонение от параллельности — не |
более |
||
0,02 |
мм |
на 100 мм |
длины. Пластинка щупа толщиной |
|
0,02 |
мм |
не должна |
проходить между плоскостью |
стыка |
254
и проверочной плитой. Оси отверстий для шатунных бол тов должны находиться в одной плоскости, перпендику лярной оси головки и быть перпендикулярны плоскости стыков с допустимым отклонением не более 0,05 мм на 100 мм длины. При наличии значительного наклепа пло скости стыков обрабатывают на фрезерном или стро гальном станках с последующим шлифованием или шаб рением до двух пятен на 1 см2 .
/>//У///////М^//ШЛ'>////^//^^
Рис. 102. Приспособление для проверки коор динации поверхностей верхней части мотылевой головки.
Параллельность плоскостей стыков образующей от верстия головки и опорной плоскости верхней половинки, сопрягающейся с пяткой шатуна, проверяют, как указа но на рис. 102. При наличии непараллельности опорной плоскости более 0,02 мм на 100 мм длины ее пришабри вают или слегка протачивают на токарном станке, при нимая за установочную базу плоскости стыков, которыми верхняя половинка прижимается к планшайбе станка задним центром.
Ремонт нижних головок шатунов двигателей большей частью сводится к приделке стыков и замене вкладышей. Отверстия для шатунных болтов являются сборочными базами при расточке внутренней поверхности мотылевого подшипника, поэтому к их калибровке предъявляются высокие требования, а на расстояние между осями бол тов устанавливается жесткий допуск ±0,03 мм. Сами отверстия выполняются с допуском на диаметр по 3-му
255
классу точности для тихоходных и по 2-му — для быстро ходных двигателей. Чистота поверхности должна быть не ниже V7. Для удовлетворения этих условий отвер стия под шатунные болты калибруют.
А - А
Рис. 103. Приспособление для калибровки отверстий под шатунные
болты. |
> |
Рис. 104. Проверка параллельности осей головок шатуна на проверочной плите.
Для калибровки отверстий под шатунные болты удоб но пользоваться приспособлением, изображенным на рис. 103. Базами для установки шатуна под калибровку служит опорная плоскость пятки шатуна, центрирующее отверстие в ней и одна из боковых сторон пятки. Парал лельность осей отверстий для головных и мотылевых
256
подшипников в шатуне можно проверить с помощью кон трольных валиков 4 (рис. 104) и индикатора или микроштихмаса 2. Для этого шатун с вставленными валиками устанавливают на призмах / и домкрате 3 на провероч ной плите.
Измерение производят между внутренними образую щими контрольных валиков с одной и с другой сторон.
Допустимая непараллельность осей верхнего и ниж него подшипников шатуна должна составлять не более 0,15 мм на 1 м длины. Оси головки и стержня шатуна должны находиться в одной плоскости, т. е. не должно быть скручивания осей или их смещения.
Шатунные болты подвергаются осмотру, обмеру и магнитной дефектоскопии. При наличии трещин, волосо вин, зазубрин, надрывов, срыва резьбы или искривления профиля от скручивания, качки гайки шатунные болты следует заменить новыми. Болты заменяют и в тех слу чаях, когда они не имеют внешних повреждений, но уже отслужили установленный срок, а также в случае вне запной остановки двигателя, при этом подвергают меха ническому испытанию материал двух болтов. В случае неблагоприятных результатов все болты заменяют но выми.
Ремонт коленчатых валов
Шейки коленчатых валов в процессе эксплуатации из нашиваются неравномерно как по длине, так и по окруж ности из-за переменного давления газов на поршень. Изношенные шейки утрачивают свою правильную гео метрическую форму и приобретают эллиптичность, конус ность, а в некоторых случаях — корсетность. Кроме изно са шеек от трения, в коленчатых валах наблюдаются и такие дефекты, как задиры, царапины, наработки, изги бы, трещины и поломки шеек или щек.
При наличии местных выработок, глубоких царапин, недопустимой эллиптичности или конусности, а также в случаях незначительного прогиба коленчатый вал про тачивают. В связи с тем, что проточка связана с умень шением диаметра коленчатого вала, а следовательно, и с уменьшением его прочности и надежности, перед не однократной проточкой коленчатого вала следует выяв лять возможность уменьшения диаметра его шеек.
17—180 |
257 |
При обработке коленчатых валов необходимо выпол нять следующие требования: оси рамовых шеек должны лежать на одной прямой; оси мотылевых шеек должны быть параллельны осям рамовых шеек; расстояния меж ду осями рамовых и мотылевых шеек должны быть оди наковыми; рамовые и мотылевые шейки должны быть цилиндрическими; плоскости фланцев должны быть пер пендикулярны оси вала.
Рамовые шейки шлифуют на кругло-шлифовальных станках или при помощи специального приспособления. На судне рамовые шейки можно шлифовать на перенос ном станке, который монтируют на фундаментной раме двигателя с помощью стоек, которые устанавливают по обе стороны коленчатого вала.
Правка деформированных коленчатых валов произ водится одним из трех способов: механическим, термиче ским, термомеханическим.
Последний способ получил наибольшее распростране ние. Перед правкой проверяют оси коленчатого вала в подшипниках фундаментной рамы (если отсутствует остаточная деформация в самой раме).
В целях определения геометричности коленчатого ва ла необходимо произвести следующие проверки и изме рения: плотность прилегания рамовых шеек к нижним вкладышам (щупом 0,03 мм) при различных положени ях мотыля (0, 90, 180, 270°); величины расхождения щек мотылей (раскепов); радиальное биение рамовых шеек (с помощью индикатора, закрепленного на шпильке рамового подшипника).
После окончательного определения величины и на правления прогиба приступают к установке коленчатого вала. Вал до правки должен быть установлен в полном соответствии, с вектором прогиба рамовой или мотылевой шейки. При этом возможны три случая: прогнута рамовая шейка; прогнута мотылевая шейка и максимальный прогиб в плоскости мотыля; прогнута мотылевая шейка, но максимальный прогиб не лежит в плоскости мотыля, а находится под некоторым углом к ней.
Для правки коленчатый вал устанавливают в такое положение, при котором прогиб деформированной шейки располагается выпуклостью вверх. Картер в месте де формированной шейки следует зачистить, протереть, продуть воздухом и покрыть листом асбеста.
258
До начала нагрева шейки коленчатый вал статически нагружают в направлении, противоположном изгибу. Если изгиб мотылевой шейки находится в плоскости мо тыля, то вал можно нагружать с помощью домкрата, установленного между щеками мотыля. Если же изгиб мотылевой шейки не лежит в плоскости шейки, то вал следует нагружать в плоскости изгиба силой давления крышки рамового подшипника. Правят вал посредством нагрева погнутой шейки пламенем газовой горелки.
Температура и продолжительность нагрева зависят от величины прогиба и размеров вала. Температура нагре ва шейки вала должна быть 250—400° С, а продолжи тельность нагрева 5—12 мин. Нагрев следует контроли ровать контактным пирометром через цилиндрическую втулку.
По окончании нагрева шейку утепляют асбестовой тканью и войлоком, закрывают люки картера и отвер стия в цилиндрах, выключают вентиляцию. После осты-, вания шейки до температуры окружающей среды произ водят необходимые замеры.
Обычно вал нагревают в указанной последовательно сти несколько раз до тех пор, пока нё ликвидируется прогиб.
Завершающим этапом технологического процесса правки является шлифование и полирование выправлен ной шейки. Шейки, подвергавшиеся правке, рекоменду ется проверить дефектоскопом.
РЕМОНТ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
Распределительные валы. Эллиптичность шеек и за диры устраняют шлифованием. При отсутствии шлифо вальных станков работу можно выполнять на токарном станке при помощи переносного шлифовального приспо собления. Проточка шеек менее целесообразна, так как при этом возникает необходимость перезаливки подшип ников или смены вкладышей, что объясняется малой ве личиной зазора в подшипниках распределительного ва ла, равной 0,10—0,15 мм.
Эллиптичность шеек допускается не более |
0,05— |
0,07 мм. При изгибе рекомендуют вал заменить |
новым. |
Восстановление размеров посадочных мест электро наплавкой, может, привести к .деформации вала. Таким-
17* |
259. |