Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
образом, практически выполнение некоторых видов ре монта вала оказывается менее экономичным, чем его за мена.
Кулачные шайбы. Если величина^ износа кулачных шайб не превышает 1—3 мм, то острые кромки или не ровности поверхностей прошлифовывают. В случае зна чительного износа кулачных шайб они обычно заменя ются новыми. Износ кулачных шайб проверяют шабло
ном. Заменяют |
шайбы также при наличии |
трещин. |
К шайбе с точки зрения взаимного расположения оси |
||
и поверхностей |
предъявляются следующие |
требования: |
профиль шайбы должен точно соответствовать заданно
му, допускаемое отклонение — зависеть от их |
назначе |
ния и размеров шайб (для топливных 0,03—0,05 мм, для |
|
пусковых — 0,1—0,15 мм); образующая профиля |
должна |
быть параллельна оси отверстия (на ширине |
профиля |
допускается перекос 0,02 мм); расположение шпоночно: |
го паза должно быть координировано профилем шайбы.
Передаточные шестерни. При утончении и износе зубьев зазор между ними увеличивается и нарушается газораспределение. При образовании между зубьями за зоров, превосходящих допустимые, или при их поломке шестерни заменяют новыми.
Применение наплавки зубьев электросваркой (сталь ные шестерни) либо газосваркой (бронзовые шестерни) может быть рекомендовано только при устранении де фектов отдельных зубьев.
При ослаблении посадки шестерен на валу необходи мо нарастить шейку вала, заменить шпонку и при гнать по ней шпоночный паз или заменить шестерню.
РЕМОНТ РЕВЕРСРЕДУКТОРА
Трещины и свищи в корпусе редуктора устраняют электросваркой. Фланцевые соединения пришабривают. Щуп 0,05 мм не должен проходить между плитой и флан цем.
Гнезда подшипников растачивают на расточном станке борштангой с одной установки. Нарушение соос ности не должно превышать 0,05 мм на 1 м длины. Ре монт подшипников скольжения в принципе не отличает-, ся от ремонта подшипников двигателя и выполняется по той же технологии. Параллельность осей гнезд подшип-
260
ников колес |
и шестерен проверяют путем |
одновремен |
ной укладки |
валов в их гнезда и промером |
расстояний |
между шейками валов с обоих концов микрометрически ми штихмассами или особыми скобами.
Непараллельиость осей валов устраняют шабровкой подшипников в пределах допуска на диаметр гнезда подшипника. При неправильной шабровке подшипника ни в коем случае нельзя исправлять шабровку смещени ем оси вала, так как это приведет к перекосу зацепле ния. В подобных случаях подшипники следует переза лить. Дефекты зубчатой передачи устраняют следующи ми способами: снимают шабером хребет с зубьев колеса, зачищают канавку на зубьях шестерни и зашлифовыва ют зубья мелким наждачным полотном. Образовавшиеся на вершинах зубьев гребешки снимают шабером или на пильником и производят фланкировку или скругление головок зубьев радиусом 0,3—0,5 мм. Поверхности зубь ев, поврежденные коррозией, шлифуют и полируют наж дачным полотном.
Контакт зубьев проверяют по краске, он должен удов летворять следующим нормам: на передний ход—не ме нее 90% по длине и 60% по высоте зуба; на задний ход—не менее 80% по длине и 50% по высоте зуба.
РЕМОНТ ВАЛОПРОВОДА
Удаление с поверхности валов отдельных неглубоких дефектов, следов небольшого износа, коррозионных разъ еданий и других повреждений шеек валов производится посредством обточки на токарных станках и шлифовки. Несквозные трещины заваривают электродуговым спо собом с последующей механической обработкой. Умень шение диаметра шейки промежуточного вала при обточ ке допустимо не более чем на 1—1,5% строительного размера. Дальнейшую обточку можно производить после проверочного расчета на прочность по формуле Регист ра СССР.
Сильно изношенные и коррозионные валы ремонтиру ют путем электродуговой наплавки с последующйей об точкой. Наиболее экономична высококачественная на плавка валов с помощью автоматов и полуавтоматов на токарных станках или с помощью приспособлений, обес печивающих вращение валов, перемещение сварочной
261
головки. При любой обработке шеек валов проверяют перпендикулярность фланцев оси вала. В отдельных слу чаях перпендикулярность восстанавливают путем про точки торца фланцев.
Одновременно с проточкой гребных валов исправля ют повреждения резьбы резцом путем снятия минималь ной стружки. Значительные повреждения резьбы исправ ляют посредством смятия старой резьбы и нарезки но вой, если это допускается проверочным расчетом. В про тивном случае производят электронаплавку с последую щим нарезанием новой резьбы. При необходимости про тачивают конусы гребных винтов.
Эллиптичность и конусность рабочих шеек допуска ется для промежуточных валов от 0,02 до 0,04 мм, для облицовок гребных валов — на 0,01 мм больше, биение— не более 0,03 мм, биение торцевой поверхности фланцев и упорных гребней — менее 0,015—0,02 мм, биение нера бочих участков валов 0,1 мм.
Ремонт шпоночных пазов состоит в зачистке боковых стенок при незначительных повреждениях, значительные повреждения устраняют путем фрезерования. Допуска ется увеличение ширины паза не более чем на 10%. Шпоночный паз восстанавливают электронаплавкой с последующей фрезеровкой нового паза на противополож ной стороне. Новую откованную шпонку после обработ ки пришабривают по плите, а затем пригоняют по пазу. Щуп 0,05 мм не должен проходить между шпонкой и бо ковыми поверхностями паза. Прогиб валов устраняют механическим,, термическим или термомеханическим спо собами.
Ремонт облицовок в основном заключается в прота чивании для устранения эллиптичности, конусности, в заварке трещин, раковин и других повреждений при ус ловии, что оставшаяся трещина стенок рубашки будет не менее 50% первоначальной.
. Части валов между рубашками предохраняют от кор розионного действия морской воды путем покрытия коррозионностойкими красками, каменноугольным лаком, свинцовым суриком и стеклопластиком на основе эпок сидного связующего, обладающего высокой механичес кой прочностью. Качество покрытия зависит от конструк тивного выполнения торцов рубашек, от соблюдения технологического процесса покрытия.
262
Технология ремонта дейдвудиых й кропштейновых втулок зависит главным образом от конструкции и ма териала набора втулок. Если втулки залиты баббитом, ремонт большей частью заключается в перезаливке. Пос ле заливки производят расточку.
Если дейдвудные или кронштейновые втулки имеют набор из планок древеснослоистого пластика, то его за меняют новым.
Втулки из латуни Л62 или ЛС59—1 с провулканизированной внутренней резиновой облицовкой перезали вают.
Втулки из бронзы растачивают или заменяют.
РЕМОНТ ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ И ФОРСУНОК
Топливные насосы. Наибольшему износу подверга ются втулки и плунжер, всасывающие и нагнетательные клапаны. Износ прецизионной пары ведет к увеличению зазора, вследствие чего при нагнетательном ходе плун жера происходит утечка топлива из нагнетательной по лости.'
При наличии рисок, царапин, выбоин и наработков во втулке, плунжере и клапанах детали выбраковывают. Нарушение плотной посадки нагнетательного клапана приводит к подсасыванию топлива из нагнетательного трубопровода при всасывающем ходе плунжера, что при водит к запаздыванию начала вспрыска топлива в ци линдр двигателя.
Плунжер и втулка не являются взаимозаменяемыми деталями. При износе одной детали выбраковывают и другую. Аналогично поступают с нагнетательным клапа ном и его седлом. При наличии трещин в корпусе насо са, а также срыва ниток резьбы в гнездах под штуцеры более 1,5 витка насос бракуют. Пружины клапанов и толкателей, имеющие остаточную деформацию или утра тившие упругость, также подлежат замене.
Зазор между торцом плунжера и опорной поверхно стью стакана во избежание ударов не должен быть бо лее 0,25 мм. Допустимый зазор между стаканом толкате ля и гнездом корпуса насоса должен быть не более 0,005 диаметра стакана. Между толкателем и цилиндрической
263
поверхностью его направляющей допустимый зазор не более 0,005 диаметра толкателя. Допустимая овальность ролика толкателя не должна превышать 0,05 мм, а за зор между пальцем и втулкой ролика — не более 0,1 мм. Указанный износ допустим при текущем ремонте. При капитальном ремонте детали с таким износом заменяют новыми.
Изношенные плунжер и втулка, ие имеющие трещин, выбоин и других пороков, могут быть при соответствую щей перекомплектации и ремонте использованы по наз начению. Перекомплектация с последующей доводкой позволяет использовать старые прецизионные пары (до 20%). При отборе пар необходимо комплектовать их так, чтобы плунжер мог входить во втулку не менее чем на 20—25% длины рабочей поверхности. Доводку произ водят на доводочных стайках (бабках).
Наибольшее применение при доводке получила трех микронная паста из окиси алюминия, разведенная на ке росине, и алмазная паста. Притертые плунжер и втулку промывают в бензине и осматривают через лупу. Без царапин и рисок плунжер, смазанный профильтрован ным дизельным топливом, будучи выдвинут из втулки на 2 /3 рабочей длины, при угле наклона 45° должен плав но входить во втулку под действием собственного веса из любого положения относительно своей оси.
Форсунки. Детали форсунки проверяют посредством внешнего осмотра, измерения и испытания на специаль ных устройствах. Для осмотра деталей форсунки поль зуются лупой с 10-кратным увеличением. Детали с волос ными трещинами бракуют. Распылители, у которых раз работаны сопловые отверстия, обгорели, выкрошились или притупились кромки отверстий, бракуют. Непригод ны для дальнейшей работы распылители, у которых на рабочей цилиндрической поверхности корпуса или иглы имеются риски, задиры, царапины, наработки. Иглу и корпус распылителя взаимно приделывают на притироч ных станках, они не являются взаимозаменяемыми. При появлении наработка на запорном корпусе иглы, при до 1 стижении ширины притирочного пояска распылителя 0,5 мм, при увеличении подъема иглы свыше допустимой величины корпус совместно с иглой бракуют.
Пружину форсунки проверяют на станочную дефор мацию, при этом высоту ее, измеренную в свободном
264
состоянии, сравнивают с высотой, указанной в чертеже. При наличии остаточной деформации свыше 5% номи нальной высоты пружину заменяют. В формулярах обычно указывают предельно допустимую высоту в сво бодном состоянии. Неперпендикулярность опорных по верхностей торцов пружины к ее оси не должна превы шать 0,3 мм.
Резьбу в деталях форсунки проверяют на смятие или выкрашивание. При наличии смятия резьбы или ее вы крашивания до 1,5 витка детали заменяют. Стопорные и нажимные гайки со смятыми гранями, а также проставочные детали со смятыми поверхностями заменяют.' Шток форсунки проверяют на прямолинейность путем прокатывания на проверочной плите и измерения зазора щупом между образующей штока и плитой.
Перед сборкой форсунки ее детали промывают про фильтрованным керосином или дизельным топливом. Все отверстия продувают сжатым воздухом. Особенно тща тельно следует продуть и промыть отверстия и каналы в распылителе, а затем проверить их намагниченной про волокой. После промывки внутренние поверхности ничем не протирают. Собранную форсунку проверяют на стен де. Обнаруженные дефекты устраняют.
РЕМОНТ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ
Основными дефектами труб являются: коррозионное разъедание места сварки и по всей длине, деталей флан цевых и штуцерных соединений, фитингов; трещины; раз рывы; свищи и мелкие отверстия на трубах; истирание и вмятины на отдельных участках. Разрывы и трещины часто являются следствием гидравлических ударов или некачественного материала труб, а также несоблюдения режима термической обработки.
После разборки и освобождения от подвесок |
трубы |
с деталями доставляют в цех, где с них удаляют |
изоля |
цию, продувают их и очищают 10—15%-ным раствором каустической соды, потом промывают и удаляют с них остатки краски и ржавчины. Затем приступают к дефектации труб с участием технолога, контрольного и произ водственного мастеров. Если при осмотре трубы с дета лями дефекты не обнаружены, трубы откладывают для проверки их прочности гидравлическим, способом.
265
При ремонте труб разрешается восстанавливать фланцы наплавкой, если глубина отдельных раковин со ставляет не более 15% номинальной толщины; протачи вать их, если после обработки толщина остается не ме нее 90% построечной; править вмятины на трубах, если размеры вмятины составляют не более '/б длины окруж ности в поперечном направлении или 1,5 диаметра по длине; заваривать свищи; приваривать фланцы; наращи вать трубы после удаления дефектного участка, если его длина составляет не более 7з длины трубы. Сварные со единения трубопроводов, работающих под давлением более 20 кг/см2 (2 МПа), должны подвергаться рентгенографированию.
Ремонт медных труб в основном сводится к правке вмятин, замене штуцеров, фланцев, отжигу, стыковке. Правка вмятин, отдаленных от фланцев на 100—250 мм, выполняется с помощью калибрующей пробки после предварительного отжига участка.
Присоединение новых фланцев, штуцеров произво дится пайкой ацетилено-кислородным пламенем или электросваркой.
Изготовление на судоремонтных заводах новых тру бопроводов слагается из следующих операций: подготов ки и изготовления шаблонов; заготовки, обрезки и гибки труб; подготовки деталей; сборки труб; приварки флан цев и других деталей, гидравлического испытания, изо ляции труб в цехе или после монтажа на судне.
При современном уровне производства ремонтировать стандартную, особенно мелкую арматуру, нецелесооб разно. Проще и дешевле заменять ее новой.
Замена крупной, нестандартной арматуры новой не всегда возможна и целесообразна, поэтому при наличии легко устранимыхдефектов ее ремонтируют указанными ниже способами.
В тех случаях, когда кольцевая плоскость уплотнения на седле в корпусе посажена достаточно плотно, необхо
димо эту |
плоскость седла |
проточить на токарном стан |
ке или (в |
случае ремонта |
корпуса на судне) профрезе- |
ровать специальным приспособлением, затем пришаб рить по контрольной проверочной плите.
Если седлоклапана, завинченное на резьбе либо за прессованное, ослабло, его необходимо вывернуть или выпрессовать. Такое седло можно восстановить наплав-
266