Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

образом, практически выполнение некоторых видов ре­ монта вала оказывается менее экономичным, чем его за­ мена.

Кулачные шайбы. Если величина^ износа кулачных шайб не превышает 1—3 мм, то острые кромки или не­ ровности поверхностей прошлифовывают. В случае зна­ чительного износа кулачных шайб они обычно заменя­ ются новыми. Износ кулачных шайб проверяют шабло­

ном. Заменяют

шайбы также при наличии

трещин.

К шайбе с точки зрения взаимного расположения оси

и поверхностей

предъявляются следующие

требования:

профиль шайбы должен точно соответствовать заданно­

му, допускаемое отклонение — зависеть от их

назначе­

ния и размеров шайб (для топливных 0,03—0,05 мм, для

пусковых 0,1—0,15 мм); образующая профиля

должна

быть параллельна оси отверстия (на ширине

профиля

допускается перекос 0,02 мм); расположение шпоночно:

го паза должно быть координировано профилем шайбы.

Передаточные шестерни. При утончении и износе зубьев зазор между ними увеличивается и нарушается газораспределение. При образовании между зубьями за­ зоров, превосходящих допустимые, или при их поломке шестерни заменяют новыми.

Применение наплавки зубьев электросваркой (сталь­ ные шестерни) либо газосваркой (бронзовые шестерни) может быть рекомендовано только при устранении де­ фектов отдельных зубьев.

При ослаблении посадки шестерен на валу необходи­ мо нарастить шейку вала, заменить шпонку и при­ гнать по ней шпоночный паз или заменить шестерню.

РЕМОНТ РЕВЕРСРЕДУКТОРА

Трещины и свищи в корпусе редуктора устраняют электросваркой. Фланцевые соединения пришабривают. Щуп 0,05 мм не должен проходить между плитой и флан­ цем.

Гнезда подшипников растачивают на расточном станке борштангой с одной установки. Нарушение соос­ ности не должно превышать 0,05 мм на 1 м длины. Ре­ монт подшипников скольжения в принципе не отличает-, ся от ремонта подшипников двигателя и выполняется по той же технологии. Параллельность осей гнезд подшип-

260



ников колес

и шестерен проверяют путем

одновремен­

ной укладки

валов в их гнезда и промером

расстояний

между шейками валов с обоих концов микрометрически­ ми штихмассами или особыми скобами.

Непараллельиость осей валов устраняют шабровкой подшипников в пределах допуска на диаметр гнезда подшипника. При неправильной шабровке подшипника ни в коем случае нельзя исправлять шабровку смещени­ ем оси вала, так как это приведет к перекосу зацепле­ ния. В подобных случаях подшипники следует переза­ лить. Дефекты зубчатой передачи устраняют следующи­ ми способами: снимают шабером хребет с зубьев колеса, зачищают канавку на зубьях шестерни и зашлифовыва­ ют зубья мелким наждачным полотном. Образовавшиеся на вершинах зубьев гребешки снимают шабером или на­ пильником и производят фланкировку или скругление головок зубьев радиусом 0,3—0,5 мм. Поверхности зубь­ ев, поврежденные коррозией, шлифуют и полируют наж­ дачным полотном.

Контакт зубьев проверяют по краске, он должен удов­ летворять следующим нормам: на передний ход—не ме­ нее 90% по длине и 60% по высоте зуба; на задний ход—не менее 80% по длине и 50% по высоте зуба.

РЕМОНТ ВАЛОПРОВОДА

Удаление с поверхности валов отдельных неглубоких дефектов, следов небольшого износа, коррозионных разъ­ еданий и других повреждений шеек валов производится посредством обточки на токарных станках и шлифовки. Несквозные трещины заваривают электродуговым спо­ собом с последующей механической обработкой. Умень­ шение диаметра шейки промежуточного вала при обточ­ ке допустимо не более чем на 1—1,5% строительного размера. Дальнейшую обточку можно производить после проверочного расчета на прочность по формуле Регист­ ра СССР.

Сильно изношенные и коррозионные валы ремонтиру­ ют путем электродуговой наплавки с последующйей об­ точкой. Наиболее экономична высококачественная на­ плавка валов с помощью автоматов и полуавтоматов на токарных станках или с помощью приспособлений, обес­ печивающих вращение валов, перемещение сварочной

261

головки. При любой обработке шеек валов проверяют перпендикулярность фланцев оси вала. В отдельных слу­ чаях перпендикулярность восстанавливают путем про­ точки торца фланцев.

Одновременно с проточкой гребных валов исправля­ ют повреждения резьбы резцом путем снятия минималь­ ной стружки. Значительные повреждения резьбы исправ­ ляют посредством смятия старой резьбы и нарезки но­ вой, если это допускается проверочным расчетом. В про­ тивном случае производят электронаплавку с последую­ щим нарезанием новой резьбы. При необходимости про­ тачивают конусы гребных винтов.

Эллиптичность и конусность рабочих шеек допуска­ ется для промежуточных валов от 0,02 до 0,04 мм, для облицовок гребных валов — на 0,01 мм больше, биение— не более 0,03 мм, биение торцевой поверхности фланцев и упорных гребней — менее 0,015—0,02 мм, биение нера­ бочих участков валов 0,1 мм.

Ремонт шпоночных пазов состоит в зачистке боковых стенок при незначительных повреждениях, значительные повреждения устраняют путем фрезерования. Допуска­ ется увеличение ширины паза не более чем на 10%. Шпоночный паз восстанавливают электронаплавкой с последующей фрезеровкой нового паза на противополож­ ной стороне. Новую откованную шпонку после обработ­ ки пришабривают по плите, а затем пригоняют по пазу. Щуп 0,05 мм не должен проходить между шпонкой и бо­ ковыми поверхностями паза. Прогиб валов устраняют механическим,, термическим или термомеханическим спо­ собами.

Ремонт облицовок в основном заключается в прота­ чивании для устранения эллиптичности, конусности, в заварке трещин, раковин и других повреждений при ус­ ловии, что оставшаяся трещина стенок рубашки будет не менее 50% первоначальной.

. Части валов между рубашками предохраняют от кор­ розионного действия морской воды путем покрытия коррозионностойкими красками, каменноугольным лаком, свинцовым суриком и стеклопластиком на основе эпок­ сидного связующего, обладающего высокой механичес­ кой прочностью. Качество покрытия зависит от конструк­ тивного выполнения торцов рубашек, от соблюдения технологического процесса покрытия.

262


Технология ремонта дейдвудиых й кропштейновых втулок зависит главным образом от конструкции и ма­ териала набора втулок. Если втулки залиты баббитом, ремонт большей частью заключается в перезаливке. Пос­ ле заливки производят расточку.

Если дейдвудные или кронштейновые втулки имеют набор из планок древеснослоистого пластика, то его за­ меняют новым.

Втулки из латуни Л62 или ЛС59—1 с провулканизированной внутренней резиновой облицовкой перезали­ вают.

Втулки из бронзы растачивают или заменяют.

РЕМОНТ ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ И ФОРСУНОК

Топливные насосы. Наибольшему износу подверга­ ются втулки и плунжер, всасывающие и нагнетательные клапаны. Износ прецизионной пары ведет к увеличению зазора, вследствие чего при нагнетательном ходе плун­ жера происходит утечка топлива из нагнетательной по­ лости.'

При наличии рисок, царапин, выбоин и наработков во втулке, плунжере и клапанах детали выбраковывают. Нарушение плотной посадки нагнетательного клапана приводит к подсасыванию топлива из нагнетательного трубопровода при всасывающем ходе плунжера, что при­ водит к запаздыванию начала вспрыска топлива в ци­ линдр двигателя.

Плунжер и втулка не являются взаимозаменяемыми деталями. При износе одной детали выбраковывают и другую. Аналогично поступают с нагнетательным клапа­ ном и его седлом. При наличии трещин в корпусе насо­ са, а также срыва ниток резьбы в гнездах под штуцеры более 1,5 витка насос бракуют. Пружины клапанов и толкателей, имеющие остаточную деформацию или утра­ тившие упругость, также подлежат замене.

Зазор между торцом плунжера и опорной поверхно­ стью стакана во избежание ударов не должен быть бо­ лее 0,25 мм. Допустимый зазор между стаканом толкате­ ля и гнездом корпуса насоса должен быть не более 0,005 диаметра стакана. Между толкателем и цилиндрической

263

поверхностью его направляющей допустимый зазор не более 0,005 диаметра толкателя. Допустимая овальность ролика толкателя не должна превышать 0,05 мм, а за­ зор между пальцем и втулкой ролика — не более 0,1 мм. Указанный износ допустим при текущем ремонте. При капитальном ремонте детали с таким износом заменяют новыми.

Изношенные плунжер и втулка, ие имеющие трещин, выбоин и других пороков, могут быть при соответствую­ щей перекомплектации и ремонте использованы по наз­ начению. Перекомплектация с последующей доводкой позволяет использовать старые прецизионные пары (до 20%). При отборе пар необходимо комплектовать их так, чтобы плунжер мог входить во втулку не менее чем на 20—25% длины рабочей поверхности. Доводку произ­ водят на доводочных стайках (бабках).

Наибольшее применение при доводке получила трех­ микронная паста из окиси алюминия, разведенная на ке­ росине, и алмазная паста. Притертые плунжер и втулку промывают в бензине и осматривают через лупу. Без царапин и рисок плунжер, смазанный профильтрован­ ным дизельным топливом, будучи выдвинут из втулки на 2 /3 рабочей длины, при угле наклона 45° должен плав­ но входить во втулку под действием собственного веса из любого положения относительно своей оси.

Форсунки. Детали форсунки проверяют посредством внешнего осмотра, измерения и испытания на специаль­ ных устройствах. Для осмотра деталей форсунки поль­ зуются лупой с 10-кратным увеличением. Детали с волос­ ными трещинами бракуют. Распылители, у которых раз­ работаны сопловые отверстия, обгорели, выкрошились или притупились кромки отверстий, бракуют. Непригод­ ны для дальнейшей работы распылители, у которых на рабочей цилиндрической поверхности корпуса или иглы имеются риски, задиры, царапины, наработки. Иглу и корпус распылителя взаимно приделывают на притироч­ ных станках, они не являются взаимозаменяемыми. При появлении наработка на запорном корпусе иглы, при до 1 стижении ширины притирочного пояска распылителя 0,5 мм, при увеличении подъема иглы свыше допустимой величины корпус совместно с иглой бракуют.

Пружину форсунки проверяют на станочную дефор­ мацию, при этом высоту ее, измеренную в свободном

264


состоянии, сравнивают с высотой, указанной в чертеже. При наличии остаточной деформации свыше 5% номи­ нальной высоты пружину заменяют. В формулярах обычно указывают предельно допустимую высоту в сво­ бодном состоянии. Неперпендикулярность опорных по­ верхностей торцов пружины к ее оси не должна превы­ шать 0,3 мм.

Резьбу в деталях форсунки проверяют на смятие или выкрашивание. При наличии смятия резьбы или ее вы­ крашивания до 1,5 витка детали заменяют. Стопорные и нажимные гайки со смятыми гранями, а также проставочные детали со смятыми поверхностями заменяют.' Шток форсунки проверяют на прямолинейность путем прокатывания на проверочной плите и измерения зазора щупом между образующей штока и плитой.

Перед сборкой форсунки ее детали промывают про­ фильтрованным керосином или дизельным топливом. Все отверстия продувают сжатым воздухом. Особенно тща­ тельно следует продуть и промыть отверстия и каналы в распылителе, а затем проверить их намагниченной про­ волокой. После промывки внутренние поверхности ничем не протирают. Собранную форсунку проверяют на стен­ де. Обнаруженные дефекты устраняют.

РЕМОНТ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ

Основными дефектами труб являются: коррозионное разъедание места сварки и по всей длине, деталей флан­ цевых и штуцерных соединений, фитингов; трещины; раз­ рывы; свищи и мелкие отверстия на трубах; истирание и вмятины на отдельных участках. Разрывы и трещины часто являются следствием гидравлических ударов или некачественного материала труб, а также несоблюдения режима термической обработки.

После разборки и освобождения от подвесок

трубы

с деталями доставляют в цех, где с них удаляют

изоля­

цию, продувают их и очищают 10—15%-ным раствором каустической соды, потом промывают и удаляют с них остатки краски и ржавчины. Затем приступают к дефектации труб с участием технолога, контрольного и произ­ водственного мастеров. Если при осмотре трубы с дета­ лями дефекты не обнаружены, трубы откладывают для проверки их прочности гидравлическим, способом.

265

При ремонте труб разрешается восстанавливать фланцы наплавкой, если глубина отдельных раковин со­ ставляет не более 15% номинальной толщины; протачи­ вать их, если после обработки толщина остается не ме­ нее 90% построечной; править вмятины на трубах, если размеры вмятины составляют не более '/б длины окруж­ ности в поперечном направлении или 1,5 диаметра по длине; заваривать свищи; приваривать фланцы; наращи­ вать трубы после удаления дефектного участка, если его длина составляет не более 7з длины трубы. Сварные со­ единения трубопроводов, работающих под давлением более 20 кг/см2 (2 МПа), должны подвергаться рентгенографированию.

Ремонт медных труб в основном сводится к правке вмятин, замене штуцеров, фланцев, отжигу, стыковке. Правка вмятин, отдаленных от фланцев на 100—250 мм, выполняется с помощью калибрующей пробки после предварительного отжига участка.

Присоединение новых фланцев, штуцеров произво­ дится пайкой ацетилено-кислородным пламенем или электросваркой.

Изготовление на судоремонтных заводах новых тру­ бопроводов слагается из следующих операций: подготов­ ки и изготовления шаблонов; заготовки, обрезки и гибки труб; подготовки деталей; сборки труб; приварки флан­ цев и других деталей, гидравлического испытания, изо­ ляции труб в цехе или после монтажа на судне.

При современном уровне производства ремонтировать стандартную, особенно мелкую арматуру, нецелесооб­ разно. Проще и дешевле заменять ее новой.

Замена крупной, нестандартной арматуры новой не всегда возможна и целесообразна, поэтому при наличии легко устранимыхдефектов ее ремонтируют указанными ниже способами.

В тех случаях, когда кольцевая плоскость уплотнения на седле в корпусе посажена достаточно плотно, необхо­

димо эту

плоскость седла

проточить на токарном стан­

ке или (в

случае ремонта

корпуса на судне) профрезе-

ровать специальным приспособлением, затем пришаб­ рить по контрольной проверочной плите.

Если седлоклапана, завинченное на резьбе либо за­ прессованное, ослабло, его необходимо вывернуть или выпрессовать. Такое седло можно восстановить наплав-

266