Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
кой латунными электродами путем металлизации распыливанием или гальванопокрытием. Предварительно мес то, подлежащее наплавке, протачивают до «здорового» металла, а после наплавки седло протачивают под прес совую посадку в корпус клапана. Запрессовку седел вы полняют па винтовых или гидравлических прессах при помощи простейшей оправки.
В стальных корпусах, не имеющих запрессованных седел, восстановление уплотнительного пояска произво дится наплавкой стальными электродами с последующей проточкой седла клапана на токарном станке.
Трещину, обнаруженную в стальном или бронзовом корпусе, вырубают и заваривают соответственно элект росваркой либо газосваркой • латунными электродами. Ремонт корпуса с применением нагрева должен быть вы полнен' до запрессовки седла клапана. Плоскости флан цев и места под прокладки при наличии выбоин прота чивают на токарном станке.
В тех случаях, когда резьба в корпусе под шпильки крепления крышки изношена и установить новую шпиль ку нельзя, отверстие следует заварить, а затем просвер лить и нарезать новое.
Характер и метод ремонта тарелок клапанов опреде ляется их конструкцией. В тех случаях, когда уплотня ющие кольца стальных или чугунных тарелок имеют на плоскости уплотнения, царапины или забоины, но плот ность запрессовки кольца не нарушена, следует уплотнительную, плоскость проточить (если высота кольца позволяет это сделать), а затем пришабрить по уплотня ющему кольцу седла корпуса клапана. Бронзовые или латунные тарелки, имеющие подобные дефекты, также подлежат проточке с последующей шабровкой плоскости уплотнения.
На бронзовых тарелках с направляющими ребрами часто встречаются большие забоины на направляющих ребрах, а конусная поверхность уплотнительного пояска часто имеет большой износ. Восстанавливают такую та релку наплавкой латунными электродами с последующей проточкой на токарном станке и пришабровкой по седлу клапана. Если тарелки имеют значительные поврежде ния, их следует заменить новыми.
Штоки, маховички и другие мелкие детали клапанов ремонтируют только в том случае, если ремонт сводит-
267
ся к зачистке резьбы, разделке шпоночных гнезд и дру гим подобным операциям. При более серьезных повреж дениях ремонтировать такие детали нецелесообразно, их надо заменять новыми.
При неблагоприятных условиях работы крана на по верхностях уплотнения корпуса и пробки образуются кольцевые выработки и задиры. В этом случае корпус крана необходимо расточить «начисто» и затем, если ве личина натяга на пробке не приведет к ее провалу в кор пусе, проточить также пробку. В противном случае не обходимо наплавить пробку латунным электродом, затем проточить ее по корпусу крана. Такой способ ремонта применим для бронзовых кранов. В чугунном кране та кую пробку заменяют новой.
После проточки корпуса и пробки последнюю шабрят, затем по ней шабрят гнездо в корпусе крана.
Полная герметичность уплотнительных поверхностей достигается их притиркой.
РЕМОНТ НАСОСОВ
К основным видам износа и повреждений центробеж
ных насосов |
относятся: |
износ |
сальников, |
подшипников |
и шеек вала |
рабочего |
колеса; |
прогиб и |
поломка вала; |
коррозийное разъедание рабочего колеса; механические повреждения рабочего колеса в виде выкрашивания и трещин; коррозийное разъедание корпуса насоса, а также появление трещин на отдельных участках.
При замене рабочего колеса новым последнее до по становки на место должно быть статически отбаланси ровано. Для этой цели окружность колеса делят на шесть равных частей и, подвешивая грузы, добиваются неподвижного положения колеса на призмах при любом его положении, определяя при этом наиболее тяжелое (неуравновешенное) место. В найденном (тяжелом) мес те колеса механическим способом удаляют лишний ме талл, добиваясь неподвижного положения колеса при повороте его на любой угол.
Эллиптичность выработки шеек валов допускается не более 1 % от диаметра шейки. Износ шеек валов может быть устранен хромированием с шлифованием.
К основным видам износа и повреждений шестерен чатых насосов относится износ валов, подшипников, шес-
268
терен и других деталей, а также их коррозийное пораже ние. Способы ремонта подобных деталей описаны выше.
К основным видам износа и повреждений поршневых насосов относятся: износ цилиндров, поршней и плунже ров; износ и повреждения приемных и отливных клапа нов с пружинками и отбойными болтами, штоков, саль никовых втулок, пальцев угловых рычагов и муфт, со единяющих шток с рычагами. Устранение указанных дефектов сводится к замене износившихся деталей но выми.
Объем и характер ремонта цилиндров определяют после сопоставления фактических данных замера с нор мами допускаемого износа. В случае превышения этих норм растачивают или шлифуют цилиндры, предвари тельно проверив расчетом прочность их стенок. Поршни заменяют при увеличении кольцевого зазора в 5 раз по сравнению с нормальным. Рубашки насосных цилинд ров обычно заменяют при уменьшении толщины стенок на 15%.
РЕМОНТ х о л о д и л ь н и к о в
Основные работы по ремонту холодильника связаны с его очисткой и заменой трубок, устранением проницае мости и разъедания корпуса.
Внутреннюю поверхность трубок очищают без раз борки холодильника выщелачиванием. При механичес кой очистке трубок применяются резиновые шарики или металлические ерши, которые проталкивают по трубкам водяной струей давлением до 10 кгс/см2 (1 МПа), а так же шарошки или металлические щетки с приводом от пневматического или электрического мотора.
Обнаруживают следующие дефекты трубок: повреж дения концов их в сальниках и развальцовках, эрозию, коррозию, различные механические повреждения.
Заменяют трубки в случае закрепления их сальнико выми втулками в следующей последовательности: удаля ют сальниковые втулки и набивку; вынимают трубки из гнезд трубных решеток; заготовляют новые трубки; ус танавливают трубки на место; ставят и обжимают на жимными гайками набивку.
Для выемки трубок применяют выколотки или спе циальные приспособления.
2 0 9
Вынутые из конденсатора трубки обрабатывают в 10—1-5%-ном содовом растворе .с последующей промыв кой водой. Исправные трубки затем подвергают гидрав лическому испытанию при давлении 3—4 кгс/см2 (0,3— 0,4 МПа) . Трубки с разъеденной поверхностью, трещина ми и разрывами заменяют новыми.
Новые трубки перед установкой осматривают для вы явления трещин, раковин, плен и других дефектов. Уста новку трубок начинают с нижних рядов, продвигая их ударами деревянного молотка и одновременно повора чивая вокруг своей оси.
Замена трубок, закрепленных вальцеванием, требует удаления старых трубок, заготовки новых трубок или ремонта старых, очистки гнезд в трубных решетках, ус тановки трубок на место и развальцовки с последующей разбуртовкой трубок. Трубки удаляют обжимкой их кон цов с последующим выбиванием при помощи оправки меньшего диаметра, чем диаметр отверстия в трубной решетке. Раскатывание внутренней поверхности конца трубок для уплотнения их в гнездах решеток произво дится при помощи вальцовок. Установленные трубки должны выступать из трубных решеток не более чем на 2—3 мм. Края трубок после развальцовки разбуртовывают несколькими легкими ударами по.оправке, встав ленной в трубку.
Ремонт корпуса холодильника заключается в устра нении наружного, и внутреннего коррозийного разъеда ния тщательной очисткой от ржавчины, протиркой от грязи и масла насухо и окрашиванием свинцовым су риком.
Выявленные неплотности устраняют подтягиванием слабых сальников или подвальцовыванием развальцо-
.ванных трубок,-а дефектные трубки временно заглуша ют с последующей заменой их после гидравлического испытания.
РЕМОНТ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ -
К основным видам износа и повреждения деталей механизмов якорно-швартового устройства (шпилей, брашпилей) и промыслового оборудования относятся: прогиб главных валов; истирание гнезд цепных бараба нов, турачек и кулачных муфт; трещины и выкрошивание
270
зубьев шестерен; истирание валов; износ подшипников; повреждение соединений и деталей крепления; коррозия.
Эти дефекты могут быть устранены способами, опи санными выше для подобных деталей.
ГЛАВА 8
СБОРКА И ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ
ПОДГОНКА И УКЛАДКА ДЕТАЛЕЙ
Замена и подгонка поршневых колец
Поршневые кольца заменяют в случае поломки, пре дельного износа по высоте или радиальной толщине, при потере упругих качеств, увеличении теплового зазора в рабочем положении. Перед постановкой колец на пор шень необходимо прочистить, промыть керосином порш невые канавки, а затем насухо их протереть. •
При замене колец проверяют их пригодность и опре деляют зазор в замке кольца в свободном состоянии. Кольцо кладут на плиту и с помощью штангенциркуля или масштабной линейки определяют линейную величи ну замка в свободном состоянии. Сравнивая определяе- ' мую измерением величину с допустимой, делают вывод о пригодности данного кольца. После этого следует про верять зазор в замке кольца в его рабочем состоянии.
Тепловой зазор поршневого кольца можно проверить с помощью калибра, внутренний диаметр которого равен номинальному диаметру цилиндра. Если величина зазо ра превысит допустимый предел, то кольцо ставить не следует, если же окажется меньше допустимого, то сты ки замка следует опилить напильником до соответствую щего размера. Дальнейшую проверку колец производят с целью определения сопрягаемости их торцевых поверх ностей с опорными поверхностями поршневых канавок.
Обычно перед тем как ставить кольцо, его, не наде вая на поршень, прокатывают по канавке, при этом с помощью щупа проверяют в нескольких местах зазор между кольцом и канавкой. Кольцо, хорошо подогнанное
271
по своей канавке, будучи надето на поршень, без особо го усилия свободно проворачивается.
Для различных двигателей величины монтажных за зоров колеблются от 0,1 до 0,2 мм в зависимости от вы соты колец, причем для алюминиевых поршней зазор на 0,06—0,1 мм больше, чем для чугунных. Для верхних колец зазор в 1,5—2 раза больше, чем для остальных.
Кольца следует также контролировать на упругость, плотность прилегания к стенкам цилиндра и отсутствия коробления. Упругость проверяют сжатием под действи ем силы, направленной в плоскости кольца перпендику лярно диаметральной линии, проходящей через середину замка. Плотность прилегания колец определяют на свет с замером величины зазора щупом. Прилегание нового поршневого кольца проверяют по калибру, внутренний диаметр которого равен номинальному диаметру цилинд ра, или путем опускания кольца в цилиндр и замером щупом зазора в замке. Коробление колец проверяют на плите.
Износ кромки маслосъемных колец устанавливают осмотром и измерением масштабной линейкой. Высота кромки кольца должна соответствовать паспортным дан ным. Кольца, подобранные для постановки на поршень, не должны иметь заусенцев, сколов и раковин.
При постановке колец следует пользоваться специ альными щипцами с ограничителем развода концов кольца, чрезмерное разведение которых может вызвать остаточную деформацию и тем самым привести к пони жению упругих качеств. При отсутствии специальных щипцов устанавливают и снимают кольца при помощи трех стальных полосок толщиной 0,5—1 мм и шириной 15—22 мм. Полоски вводят между кольцом и поршнем, так, чтобы две из них находились у стыка кольца, а третья — с противоположной стороны.
Подгонка вкладышей подшипников
В процессе перезаливки вкладыши коробятся и плос кости разъема сдвигаются внутрь, нарушается парал лельность плоскостей разъема и образующей наружной поверхности вкладыша. Плоскости разъема пришабри вают по плите, проверяют непараллельность затылоч ной части вкладыша по отношению к плоскости разъема,
272
которая не должна превышать 0,01 мм на 100 мм длины вкладыша. Вследствие деформации вкладышей необхо димо проверить пригонку их затылочной поверхности по постелям подшипников.
Постель промывают и вытирают насухо, наносят тон кий слой краски на каждую ее поверхность, укладывают вкладыш в постель, плотно прижимают и перемещают его по окружности на 20—25 мм в каждую сторону дватри раза. Затем вкладыш вынимают из постели и осмат ривают. Места, которыми вкладыш не касается окра шенной поверхности постели, остаются чистыми от краски, а места, касающиеся поверхности постели, ок рашиваются краской.
Снимая излишки окрашенного металла сначала лич ным напильником, а потом шабером, добиваются плот ного прилегания затылка вкладыша к поверхности постели. О качестве пригонки поверхности судят по раз мерам пятен и равномерности их распределения на заты лочной стороне вкладыша. При хорошем прилегании по
верхностей на площади |
1 см2 |
должно |
быть не менее од- |
||
ного-двух |
пятен, а щуп 0,03 |
мм не |
должен входить в |
||
плоскость |
разъема и постели на глубину |
более 5—10 мм. |
|||
В настоящее время |
на двигателях малой и средней |
||||
мощности |
все большее |
распространение |
получают тон |
||
костенные |
вкладыши. |
|
|
|
|
Посадка тонкостенного вкладыша в гнездо рамового подшипника производится натягом, поэтому.его наруж ный диаметр должен быть больше диаметра гнезда. Ус тановка и замена тонкостенных подшипников произво дится без предварительной пропиловки затылка подшип ника по постели. Вкладыши укладывают в постели с некоторым усилием. Для этого собирают подшипник, на кладывают верхнюю крышку и гайками как бы «впрес совывают» вкладыш. Разрешается также «впрессовы вать» нижний вкладыш легкими ударами свинцовой ку валды. Во избежание коробления верхнего вкладыша между крышкой и фундаментной рамой, так же как и в местах разъема вкладышей, устанавливают прокладки.
Заливка вкладышей подшипников
Подшипники подлежат ремонту, если толщина остав шегося слоя составляет половину первоначальной, от ставание баббита превышает 10% площади заливки,
18—180 |
273 |