Файл: Силовые установки и промысловые механизмы маломерных судов рыбной промышленности (с двигателями до 100 л. с.) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кой латунными электродами путем металлизации распыливанием или гальванопокрытием. Предварительно мес­ то, подлежащее наплавке, протачивают до «здорового» металла, а после наплавки седло протачивают под прес­ совую посадку в корпус клапана. Запрессовку седел вы­ полняют па винтовых или гидравлических прессах при помощи простейшей оправки.

В стальных корпусах, не имеющих запрессованных седел, восстановление уплотнительного пояска произво­ дится наплавкой стальными электродами с последующей проточкой седла клапана на токарном станке.

Трещину, обнаруженную в стальном или бронзовом корпусе, вырубают и заваривают соответственно элект­ росваркой либо газосваркой • латунными электродами. Ремонт корпуса с применением нагрева должен быть вы­ полнен' до запрессовки седла клапана. Плоскости флан­ цев и места под прокладки при наличии выбоин прота­ чивают на токарном станке.

В тех случаях, когда резьба в корпусе под шпильки крепления крышки изношена и установить новую шпиль­ ку нельзя, отверстие следует заварить, а затем просвер­ лить и нарезать новое.

Характер и метод ремонта тарелок клапанов опреде­ ляется их конструкцией. В тех случаях, когда уплотня­ ющие кольца стальных или чугунных тарелок имеют на плоскости уплотнения, царапины или забоины, но плот­ ность запрессовки кольца не нарушена, следует уплотнительную, плоскость проточить (если высота кольца позволяет это сделать), а затем пришабрить по уплотня­ ющему кольцу седла корпуса клапана. Бронзовые или латунные тарелки, имеющие подобные дефекты, также подлежат проточке с последующей шабровкой плоскости уплотнения.

На бронзовых тарелках с направляющими ребрами часто встречаются большие забоины на направляющих ребрах, а конусная поверхность уплотнительного пояска часто имеет большой износ. Восстанавливают такую та­ релку наплавкой латунными электродами с последующей проточкой на токарном станке и пришабровкой по седлу клапана. Если тарелки имеют значительные поврежде­ ния, их следует заменить новыми.

Штоки, маховички и другие мелкие детали клапанов ремонтируют только в том случае, если ремонт сводит-

267

ся к зачистке резьбы, разделке шпоночных гнезд и дру­ гим подобным операциям. При более серьезных повреж­ дениях ремонтировать такие детали нецелесообразно, их надо заменять новыми.

При неблагоприятных условиях работы крана на по­ верхностях уплотнения корпуса и пробки образуются кольцевые выработки и задиры. В этом случае корпус крана необходимо расточить «начисто» и затем, если ве­ личина натяга на пробке не приведет к ее провалу в кор­ пусе, проточить также пробку. В противном случае не­ обходимо наплавить пробку латунным электродом, затем проточить ее по корпусу крана. Такой способ ремонта применим для бронзовых кранов. В чугунном кране та­ кую пробку заменяют новой.

После проточки корпуса и пробки последнюю шабрят, затем по ней шабрят гнездо в корпусе крана.

Полная герметичность уплотнительных поверхностей достигается их притиркой.

РЕМОНТ НАСОСОВ

К основным видам износа и повреждений центробеж­

ных насосов

относятся:

износ

сальников,

подшипников

и шеек вала

рабочего

колеса;

прогиб и

поломка вала;

коррозийное разъедание рабочего колеса; механические повреждения рабочего колеса в виде выкрашивания и трещин; коррозийное разъедание корпуса насоса, а также появление трещин на отдельных участках.

При замене рабочего колеса новым последнее до по­ становки на место должно быть статически отбаланси­ ровано. Для этой цели окружность колеса делят на шесть равных частей и, подвешивая грузы, добиваются неподвижного положения колеса на призмах при любом его положении, определяя при этом наиболее тяжелое (неуравновешенное) место. В найденном (тяжелом) мес­ те колеса механическим способом удаляют лишний ме­ талл, добиваясь неподвижного положения колеса при повороте его на любой угол.

Эллиптичность выработки шеек валов допускается не более 1 % от диаметра шейки. Износ шеек валов может быть устранен хромированием с шлифованием.

К основным видам износа и повреждений шестерен­ чатых насосов относится износ валов, подшипников, шес-

268


терен и других деталей, а также их коррозийное пораже­ ние. Способы ремонта подобных деталей описаны выше.

К основным видам износа и повреждений поршневых насосов относятся: износ цилиндров, поршней и плунже­ ров; износ и повреждения приемных и отливных клапа­ нов с пружинками и отбойными болтами, штоков, саль­ никовых втулок, пальцев угловых рычагов и муфт, со­ единяющих шток с рычагами. Устранение указанных дефектов сводится к замене износившихся деталей но­ выми.

Объем и характер ремонта цилиндров определяют после сопоставления фактических данных замера с нор­ мами допускаемого износа. В случае превышения этих норм растачивают или шлифуют цилиндры, предвари­ тельно проверив расчетом прочность их стенок. Поршни заменяют при увеличении кольцевого зазора в 5 раз по сравнению с нормальным. Рубашки насосных цилинд­ ров обычно заменяют при уменьшении толщины стенок на 15%.

РЕМОНТ х о л о д и л ь н и к о в

Основные работы по ремонту холодильника связаны с его очисткой и заменой трубок, устранением проницае­ мости и разъедания корпуса.

Внутреннюю поверхность трубок очищают без раз­ борки холодильника выщелачиванием. При механичес­ кой очистке трубок применяются резиновые шарики или металлические ерши, которые проталкивают по трубкам водяной струей давлением до 10 кгс/см2 (1 МПа), а так­ же шарошки или металлические щетки с приводом от пневматического или электрического мотора.

Обнаруживают следующие дефекты трубок: повреж­ дения концов их в сальниках и развальцовках, эрозию, коррозию, различные механические повреждения.

Заменяют трубки в случае закрепления их сальнико­ выми втулками в следующей последовательности: удаля­ ют сальниковые втулки и набивку; вынимают трубки из гнезд трубных решеток; заготовляют новые трубки; ус­ танавливают трубки на место; ставят и обжимают на­ жимными гайками набивку.

Для выемки трубок применяют выколотки или спе­ циальные приспособления.

2 0 9

Вынутые из конденсатора трубки обрабатывают в 10—1-5%-ном содовом растворе .с последующей промыв­ кой водой. Исправные трубки затем подвергают гидрав­ лическому испытанию при давлении 3—4 кгс/см2 (0,3— 0,4 МПа) . Трубки с разъеденной поверхностью, трещина­ ми и разрывами заменяют новыми.

Новые трубки перед установкой осматривают для вы­ явления трещин, раковин, плен и других дефектов. Уста­ новку трубок начинают с нижних рядов, продвигая их ударами деревянного молотка и одновременно повора­ чивая вокруг своей оси.

Замена трубок, закрепленных вальцеванием, требует удаления старых трубок, заготовки новых трубок или ремонта старых, очистки гнезд в трубных решетках, ус­ тановки трубок на место и развальцовки с последующей разбуртовкой трубок. Трубки удаляют обжимкой их кон­ цов с последующим выбиванием при помощи оправки меньшего диаметра, чем диаметр отверстия в трубной решетке. Раскатывание внутренней поверхности конца трубок для уплотнения их в гнездах решеток произво­ дится при помощи вальцовок. Установленные трубки должны выступать из трубных решеток не более чем на 2—3 мм. Края трубок после развальцовки разбуртовывают несколькими легкими ударами по.оправке, встав­ ленной в трубку.

Ремонт корпуса холодильника заключается в устра­ нении наружного, и внутреннего коррозийного разъеда­ ния тщательной очисткой от ржавчины, протиркой от грязи и масла насухо и окрашиванием свинцовым су­ риком.

Выявленные неплотности устраняют подтягиванием слабых сальников или подвальцовыванием развальцо-

.ванных трубок,-а дефектные трубки временно заглуша­ ют с последующей заменой их после гидравлического испытания.

РЕМОНТ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ -

К основным видам износа и повреждения деталей механизмов якорно-швартового устройства (шпилей, брашпилей) и промыслового оборудования относятся: прогиб главных валов; истирание гнезд цепных бараба­ нов, турачек и кулачных муфт; трещины и выкрошивание

270



зубьев шестерен; истирание валов; износ подшипников; повреждение соединений и деталей крепления; коррозия.

Эти дефекты могут быть устранены способами, опи­ санными выше для подобных деталей.

ГЛАВА 8

СБОРКА И ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ

ПОДГОНКА И УКЛАДКА ДЕТАЛЕЙ

Замена и подгонка поршневых колец

Поршневые кольца заменяют в случае поломки, пре­ дельного износа по высоте или радиальной толщине, при потере упругих качеств, увеличении теплового зазора в рабочем положении. Перед постановкой колец на пор­ шень необходимо прочистить, промыть керосином порш­ невые канавки, а затем насухо их протереть. •

При замене колец проверяют их пригодность и опре­ деляют зазор в замке кольца в свободном состоянии. Кольцо кладут на плиту и с помощью штангенциркуля или масштабной линейки определяют линейную величи­ ну замка в свободном состоянии. Сравнивая определяе- ' мую измерением величину с допустимой, делают вывод о пригодности данного кольца. После этого следует про­ верять зазор в замке кольца в его рабочем состоянии.

Тепловой зазор поршневого кольца можно проверить с помощью калибра, внутренний диаметр которого равен номинальному диаметру цилиндра. Если величина зазо­ ра превысит допустимый предел, то кольцо ставить не следует, если же окажется меньше допустимого, то сты­ ки замка следует опилить напильником до соответствую­ щего размера. Дальнейшую проверку колец производят с целью определения сопрягаемости их торцевых поверх­ ностей с опорными поверхностями поршневых канавок.

Обычно перед тем как ставить кольцо, его, не наде­ вая на поршень, прокатывают по канавке, при этом с помощью щупа проверяют в нескольких местах зазор между кольцом и канавкой. Кольцо, хорошо подогнанное

271

по своей канавке, будучи надето на поршень, без особо­ го усилия свободно проворачивается.

Для различных двигателей величины монтажных за­ зоров колеблются от 0,1 до 0,2 мм в зависимости от вы­ соты колец, причем для алюминиевых поршней зазор на 0,06—0,1 мм больше, чем для чугунных. Для верхних колец зазор в 1,5—2 раза больше, чем для остальных.

Кольца следует также контролировать на упругость, плотность прилегания к стенкам цилиндра и отсутствия коробления. Упругость проверяют сжатием под действи­ ем силы, направленной в плоскости кольца перпендику­ лярно диаметральной линии, проходящей через середину замка. Плотность прилегания колец определяют на свет с замером величины зазора щупом. Прилегание нового поршневого кольца проверяют по калибру, внутренний диаметр которого равен номинальному диаметру цилинд­ ра, или путем опускания кольца в цилиндр и замером щупом зазора в замке. Коробление колец проверяют на плите.

Износ кромки маслосъемных колец устанавливают осмотром и измерением масштабной линейкой. Высота кромки кольца должна соответствовать паспортным дан­ ным. Кольца, подобранные для постановки на поршень, не должны иметь заусенцев, сколов и раковин.

При постановке колец следует пользоваться специ­ альными щипцами с ограничителем развода концов кольца, чрезмерное разведение которых может вызвать остаточную деформацию и тем самым привести к пони­ жению упругих качеств. При отсутствии специальных щипцов устанавливают и снимают кольца при помощи трех стальных полосок толщиной 0,5—1 мм и шириной 15—22 мм. Полоски вводят между кольцом и поршнем, так, чтобы две из них находились у стыка кольца, а третья — с противоположной стороны.

Подгонка вкладышей подшипников

В процессе перезаливки вкладыши коробятся и плос­ кости разъема сдвигаются внутрь, нарушается парал­ лельность плоскостей разъема и образующей наружной поверхности вкладыша. Плоскости разъема пришабри­ вают по плите, проверяют непараллельность затылоч­ ной части вкладыша по отношению к плоскости разъема,

272


которая не должна превышать 0,01 мм на 100 мм длины вкладыша. Вследствие деформации вкладышей необхо­ димо проверить пригонку их затылочной поверхности по постелям подшипников.

Постель промывают и вытирают насухо, наносят тон­ кий слой краски на каждую ее поверхность, укладывают вкладыш в постель, плотно прижимают и перемещают его по окружности на 20—25 мм в каждую сторону дватри раза. Затем вкладыш вынимают из постели и осмат­ ривают. Места, которыми вкладыш не касается окра­ шенной поверхности постели, остаются чистыми от краски, а места, касающиеся поверхности постели, ок­ рашиваются краской.

Снимая излишки окрашенного металла сначала лич­ ным напильником, а потом шабером, добиваются плот­ ного прилегания затылка вкладыша к поверхности постели. О качестве пригонки поверхности судят по раз­ мерам пятен и равномерности их распределения на заты­ лочной стороне вкладыша. При хорошем прилегании по­

верхностей на площади

1 см2

должно

быть не менее од-

ного-двух

пятен, а щуп 0,03

мм не

должен входить в

плоскость

разъема и постели на глубину

более 5—10 мм.

В настоящее время

на двигателях малой и средней

мощности

все большее

распространение

получают тон­

костенные

вкладыши.

 

 

 

 

Посадка тонкостенного вкладыша в гнездо рамового подшипника производится натягом, поэтому.его наруж­ ный диаметр должен быть больше диаметра гнезда. Ус­ тановка и замена тонкостенных подшипников произво­ дится без предварительной пропиловки затылка подшип­ ника по постели. Вкладыши укладывают в постели с некоторым усилием. Для этого собирают подшипник, на­ кладывают верхнюю крышку и гайками как бы «впрес­ совывают» вкладыш. Разрешается также «впрессовы­ вать» нижний вкладыш легкими ударами свинцовой ку­ валды. Во избежание коробления верхнего вкладыша между крышкой и фундаментной рамой, так же как и в местах разъема вкладышей, устанавливают прокладки.

Заливка вкладышей подшипников

Подшипники подлежат ремонту, если толщина остав­ шегося слоя составляет половину первоначальной, от­ ставание баббита превышает 10% площади заливки,

18—180

273